Развитие самостоятельного музыкального мышления учащихся младших классов ДМШ и ДШИ (на примере класса флейты)
проект по музыке на тему

Чернова Татьяна Юрьевна

Нередко преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ принимает активное участие, и порой даже слишком активное, а именно полный диктующий контроль над ребёнком в процессе обучения с самых первых уроков, не предоставляя, тем самым, ни малейшую возможность ученику самостоятельно мыслить.   В дальнейшем ребёнок привыкает к пассивной роли на уроках, что приводит  к неспособности ученика, допустим , разобрать произведение  без помощи учителя.  Более того – без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели. Поэтому на уроке на музицирование и творчество не остаётся времени. В результате выпускник образовательного учреждения – это нередко беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который вряд ли будет дальше учиться по специальности.Практическая ценность данного проекта заключается в возможности использовать данный материал в классе по специальности , для методики преподавания игры на флейте на первоначальном этапе обучения, что позволит расширить знания о преподавании в сфере дополнительного образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

___________________________________

Структурное подразделение

Итоговая аттестационная (проектная) работа

«Развитие самостоятельного музыкального мышления  учащихся        младших классов  ДМШ и ДШИ

(на примере класса   флейты)»

                                  Работа выполнена:

Соколовой Татьяной Юрьевной, преподаватель, ДШИ №15,

                слушателем курсов повышения                     квалификации учителей  

        Руководитель проекта:

Габдрахманова Е.В.

ст. преподаватель

Работа допущена к защите:

кпн, доцент отделения общего образования ПМЦ ПК и ППРО

 Волкова О.В. 

____________________ (подпись)

Казань 2013 г.

                                    Содержание                                                                

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I

Введение ученика в музыкальный « мир». Знакомство с инструментом…..4

Глава II

Разбор музыкального произведения………………………………………….6

Глава III

Чтение с листа…………………………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………12

Портфолио………………………………………………………………………13

                                                 Введение

Актуальность. Нередко преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ принимает активное участие, и порой даже слишком активное, а именно полный диктующий контроль над ребёнком в процессе обучения с самых первых уроков, не предоставляя, тем самым, ни малейшую возможность ученику самостоятельно мыслить.   В дальнейшем ребёнок привыкает к пассивной роли на уроках, что приводит  к неспособности ученика, допустим , разобрать произведение  без помощи учителя.  Более того – без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели. Поэтому на уроке на музицирование и творчество не остаётся времени. В результате выпускник образовательного учреждения – это нередко беспомощный перед нотным текстом ребёнок, который вряд ли будет дальше учиться по специальности.

Цель. Развитие навыков самостоятельной работы в урочное и внеурочное время учащихся на первоначальных этапах обучения. Поставленная цель определила следующие задачи:

1.привить ученику любовь к работе, ответственности и самоконтролю.

2.развивать склонность к творческой инициативе.

3.развивать навыки к умению мыслить самостоятельно.

Объектом проекта является класс преподавания на флейте.    Предметом - развитие самостоятельности музыкального мышления в младших классах ДШИ и ДМШ.

Практическая ценность данного проекта заключается в возможности использовать данный материал в классе по специальности , для методики преподавания игры на флейте на первоначальном этапе обучения, что позволит расширить знания о преподавании в сфере дополнительного образования.

                                    Глава I

Введение ученика в музыкальный «мир».

Знакомство с        инструментом

С первых уроков по специальности начинается процесс освоения первоначальных знаний  учеником. Необходимо познакомить его с разносторонним представлением о музыке, здесь определяющую роль играет уровень компетентности педагога в области преподавания предмета, также владение различными информационными ресурсами, современными информационно – коммуникативными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами. Всё это, в должной мере, способствует к пробуждению большого интереса у учащегося к изучаемому предмету на профессиональном уровне. Учитывая возраст ученика на данном этапе, все знания необходимо преподносить, по возможности, в виде интересной игры. Важно, чтобы ребёнок как бы сам открывал для себя прекрасный язык музыки, пусть даже в простой форме. Как только ребёнок начинает знакомиться с инструментом, необходимо обращать его слуховое внимание на  различие тембров сначала отдельно звучащих духовых инструментов, затем в ансамблевом созвучии. К примеру, достигается это  посредством прослушивания на уроке различных музыкальных произведений. Предоставить возможность ученику самостоятельно сопоставить услышанные музыкальные примеры с реальными образами окружающего мира. Необходимо научить его не только слушать, но и слышать.

После того, как закончился курс введения ученика в «мир» музыки, наступает следующий этап, это знакомство с инструментом. Преподавателю необходимо рассказать лишь малую часть истории происхождения инструмента, чтобы мотивировать ученика к последующему самостоятельному познанию .  На первых уроках можно показать учащемуся, как извлекать звуки наиболее лёгкие для данного инструмента, предварительно пройдя процесс ознакомления  постановки. Упражняться в этом следует без нот, т.к. они только отвлекут ученика. После того как учащийся несколько привык к инструменту и научился извлекать легчайшие звуки, можно перейти к усвоению способов нотной записи этих звуков. Путь накопления музыкальных представлений и исполнительских навыков должен идти от простого к сложному.

Тренировочный материал, предназначенный для усвоения правил постановки и аппликатуры, не должен быть очень обширным. Усвоив аппликатуру среднего и хотя бы части верхнего регистров на упражнениях и лёгких гаммах, учащийся может приступить к разбору несложных пьес для начинающих. Чем раньше в работу будет включена художественная музыкальная литература ,тем скорее окончится этап самых «скучных» занятий.  Литературу эту нужно подбирать таким образом, чтобы помимо интересного содержания, она заключала также в себе материал, последовательно развивающий технические навыки.

                                            Глава II

                   Разбор музыкального произведения

В процессе развития музыкального мышления ученика,  безусловно, играет большую роль разбор художественного произведения, сначала с помощью педагога, затем самостоятельный.

Для того, чтобы ученик смог передать художественный замысел играемого им произведения, педагогу  необходимо изначально совершить краткий ознакомительный обзор по композитору, эпохе и жанру произведения. Опять же, почему краткий? Мотивировать ученика тем самым к  самостоятельному   более обширному изучению исполняемого материала. Далее следует работать педагогу с учащимся над художественным образом произведения, сначала в устном контексте, затем на практике.  При исполнении учеником какого- либо музыкального материала должно  контролироваться им самим соблюдение строгого ритма, качества звука и интонации, доступных учащемуся на данном уровне его развития, где преподаватель опять же должен являться  направляющей, а не диктующей стороной.

Целью каждого последующего урока – это проведение краткого итога самостоятельных занятий ученика дома и сообщение педагогом необходимого материала, знаний и умений для дальнейшей работы. Таким образом, на первоначальном этапе обучения младших классов следует решить следующие задачи:

- научить  правильно держать инструмент.

- максимально правильно поставить аппарат (учитывая  физическую индивидуальность ученика).

- добиться достаточно чистого и приятного звучания инструмента ученика.

- привить навыки к самоконтролю во время исполнения.

В достижении этих целей педагог должен быть очень требовательным и настойчивым. 

Успех самостоятельной работы – привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время работы нуждается в проверке, чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместны изменения темпа. Очень полезно время от времени выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи педагога. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрёл – в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причём так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.

Формирование самостоятельного музыкального мышления начинающего музыканта тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки, осмысленности и выразительности в исполнении  репертуара. Важнейшим фактором здесь является использование элементов целостного анализа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения в единстве с его формой. На начальном этапе обучения ребёнок сможет определить общий характер пьесы, темп, динамику, регистры, количество частей. Объяснение музыкальной фразы как небольшой, относительно законченной части музыкальной темы рекомендуется проводить на фразах, которые оканчиваются паузой или долгим звуком. В образной, игровой форме детям объясняются такие важнейшие  понятия, как темп, артикуляция, динамика.

Преподаватель должен руководить творческой деятельностью своих учеников: детское творчество опирается на знания и навыки, полученные в процессе обучения. С другой стороны, творческое музыцирование активизирует процесс обучения, приучая детей к свободному владению музыкальным материалом.

           Научить музицировать можно любого ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует от педагога высокого профессионализма, творческого подхода к обучению ребёнка и большой к нему любви и уважения. Для самостоятельного музицирования необходимо формирование у учащегося целого ряда качеств, позволяющих получать эстетическое наслаждение от проигрывания сочинений. 

                 

                                       Глава III

                                    Чтение с листа

      Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормоз в повседневной работе. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, следовательно – быстрее развиваться.

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Обучать чтению нот с листа необходимо с самого начала. Необходимо объяснить ребёнку, что как и при чтении художественного произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на разбор несложной пьесы. А самое главное – умение свободно читать ноты откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребёнок прочно усвоил начертания нот, и их названия.

       Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических и агогических указаний, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать правильную аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа, что и является проявлением самостоятельности ученика.

Это очень сложный и трудоёмкий процесс. Обучить этому очень сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованные, невнимательные, всё делают примерно. Потом, ведь в музыке, как и в других науках (например: русский язык, математика) есть свои определённые правила, формулы, которым мы обучаем с самого первого дня, но которыми не все умеют и хотят пользоваться.

Формирование навыка быстрого разбора и чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкальным развитием ребёнка, слухо-творческим воспитанием, становлением исполнительского аппарата. Триединство музыкального искусства : сочинение - исполнение – восприятие – должно познаваться учащимися практически.

С самого начала и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и совершенствовать в своих учениках не только технологические навыки овладения инструментом и техническое мастерство, но и внутреннее ощущение музыки. Важно интенсивно «погружать» ученика в музыку,  приучать слушать произведения, говорить с ним о них. Со временем на смену навыкам слушания, умению почувствовать настроение небольшой пьесы приходят более сложные навыки : узнавание повторяющихся музыкальных тем-образов, различение контрастных тем, осознание структурных элементов и т.д.. Если есть техническая возможность, то стоит прослушивать вместе с учеником отдельные произведения в записи.

Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.


                               Заключение 

Безусловно, сам процесс развития самостоятельного мышления длинен и сложен. Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку сразу , оно воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое значение имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог основную работу будет брать на себя, то ученики останутся пассивными, инициатива их не станет развиваться. Надо, чтобы основная мыслительная деятельность падала на учащегося. Используя небольшие задания, дать возможность самому дойти до решения задач, т.е. развивать у ребёнка творческую инициативу. Для этого следует, к примеру, предложить ему сочинить мелодию на заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, «досочинить» конец музыкальной фразы, подобрать знакомую мелодию, сыграть её от разных звуков, прочитать с листа новую пьеску (отрывок) и угадать из какого фильма или телепередачи эта музыка и т.д..

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, а значит уверенно.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Организация самостоятельной деятельности обучающихся в условиях преемственности (на примере математики)"

Выступление на Международной научно-практической конференции "Система Л.В. Занкова: опережая время", посвященной 55-летию системы....

Организация самостоятельных занятий учащихся класса флейты.

Некоторые заметки на основе опыта тридцатилетней работы с детьми в ДШИ в классе флейты и саксофона......

Методическая разработка "КОНЦЕРТМЕЙСТЕР В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

Данная методическая разработка о  самых важных задачах  концертмейстера в классе флейты, о истории создания , о музыкальном своеобразии и природе этого прекрасного инструмента. Разработка со...