«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
методическая разработка по теме

пикова валерия валерьевна

развитие певческих навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon departament_obrazovaniya_goroda_moskv1.doc76.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

МОССКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

РЕФЕРАТ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ДОП 28-1 «Дополнительное образование детей (художественно-эстетическая

Направленность: фольклорный ансамбль)»  

ПИКОВОЙ ВАЛЕРИИ ВАЛЕРЬЕВНЫ

по теме: «Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского

фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»

МОСКВА - 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

     Вокально-хоровая работа в детском фольклорном ансамбле……………4

     Заключение…………………………………………………………………11

      Список литературы ……………………………………………………….13

 

Введение

«И все-таки – истоки:

В них начало:

Всех дел больших,

Чем наша жизнь полна…

Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения и до самой его смерти. Рождался ребенок, и его появление встречали родильными песнями - начинался родильный обряд. Под колыбельные песни ребенок засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребенок подрастал, он пел игровые припевы, заклички, считалки и дразнилки. Подростком он участвовал в играх и хороводах, на вечерках и беседах. Песни звучали, сопровождая людей в делах и работах. Так всю жизнь проживал человек на Руси под песню. Все творчество собранное испокон веков русским народом называется фольклором. Фольклор – это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Знакомство с фольклором расширяет представления ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.

       Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Традиционные детские песни представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народно-песенной художественной формы. Как самостоятельный пласт фольклора традиционное детское музыкальное творчество сложилось с одной стороны под непосредственным влиянием древнейших попевок, а с другой – явилось результатом своеобразного глубоко оригинального детского мировосприятия, миропонимания. Основой детских закличек, приговоров, колыбельных песен и шуточных скороговорок речитативного склада являются многократные повторы определенных попевок. Выразительные, легко запоминающиеся попевки не только облегчают восприятие и детьми различных детских песен, но и способствуют развитию у детей музыкального слуха и памяти,  дыхания и голосового аппарата.      

Вокально-хоровая работа в детском

фольклорном ансамбле.

В процессе обучения детей навыку исполнительства в фольклорном коллективе неразрывно связано с воспитанием таких навыков как умение слушать и подстраиваться в звуки и интонации к соседним голосам. Этот навык слушать друг друга приобретается постепенно, в процессе длительной работы, по известному принципу - от простого к сложному.

Причиной создания фольклорного ансамбля «Рябинушка» является возрождение русской традиционной культуры, донесение до детей социально значимой информации ориентированной на духовные ценности, семейное воспитание, взаимоотношения в обществе.

В сегодняшней жизни родители заняты решением социально-бытовых проблем и мало интересуются успехами детей. В фольклорном ансамбле «Рябинушка» проходят совместно с родителями мероприятия, оформление выставок, экскурсии. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, закладывает фундамент для эмоциональной и духовной близости между ними.

          Изучение русской традиционной культуры имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.  Занятия в ансамбле способствуют развитию музыкальных способностей (слух, голос, память), а также приобщению детей к русской традиционной культуре (праздники, обряды, народные игры), помогают  выявить и развить творческие способности детей в ходе учебно-воспитательного процесса.

Обучение русской традиционной культуры  ведется в различных направлениях: дети изучают  народные праздники, игры, песенный репертуар различных регионов, осваивают игру на народных инструментах (ложки, трещотки, свистульки), сценические движения.

Занятия направлены на развитие культурного уровня воспитанников, раскрытие индивидуальных особенностей каждого ре6енка.

           Организация  вокально-хоровой работы в детском фольклорном ансамбле «Рябинушка» строится на особенностях развития  детского голоса и различия детской и возрастной психологии. Особое внимание уделяется развитию голоса в период мутации. Певческий репертуар подбирается в соответствии индивидуальных особенностей каждого воспитанника.

         Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы, настроем на доброжелательность и толерантность, дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям ребенка, а также системно проводимым мониторингом эффективности занятий в детском объединении. Допускается посещение учащимися других объединений и расценивается как «активный поиск вариантов своего развития». В первую очередь поощряются и оцениваются увлеченность и отношение к занятиям, позже - приобретение знаний и умений. 

       Основные принципы обучения:

  1. Принцип доступности, то есть весь учебный материал отбирается по
    возрастным и индивидуальным данным, от простого к более сложному,
    кроме того, в творческом процессе участвуют все дети в независимости
    от природных данных;
  2. Принцип системности - учебный план строится по годам обучения, в
    зависимости    от    приобретенных    навыков    в    процессе    изучения
    предыдущего материала;
  3. Возрастной принцип – содержание занятий, виды и формы деятельности детей подобраны в соответствии с их возрастными особенностями и потребностями. Практикуются занятия в одновозрастных и разновозрастных группах, что обеспечивает передачу накопленных знаний, умений и навыков от старших к младшим;  
  4. Певческий   принцип   -   работа   над   народной   манерой   пения   с
    использованием вокально-технических приемов;
  5. Принцип творческой активности - помочь ребенку проявить себя как
    творческую личность;
  6. Принцип индивидуального подхода заключается в том, что педагог,
    организуя    учебно-творческий    процесс,    занимается    воспитанием
    певческого и хореографического мастерства не только всей группы в
    целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности каждого ребенка.

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому пению, развить вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного естественного дыхания; протяжного гибкого и подвижного звуковедения; отчетливой и выразительной дикции; единой манеры пения и говора. Вокальная педагогика требует бережного отношения к неокрепшему детскому голосу.

Характерные качества голоса начинают развивать в младшем школьном возрасте, когда в основе диапазона лежат так называемые примарные тоны.  У мальчиков и девочек процесс голосообразования одинаков.

Каждое индивидуальное занятие по постановке голоса можно условно поделить на две части: распевка и работа над новым произведением и повторение старого произведения.  

Для достижения положительных результатов и выработки певческих навыков при распевании необходимо учесть следующие рекомендации:

  1. Все упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.
  2. Задачи, поставленные педагогом перед исполнителем, должны быть четко сформулированы, усложнять их необходимо только по мере овладения определенными певческими навыками.
  3. На начальном этапе обучения распевки необходимо исполнять в умеренном темпе, следить за чистотой интонирования.

Все необходимые вокальные навыки вырабатываются во время распевания. Распевание регулярно проходит в начале занятия. Оно помогает быстрой слуховой организации, подготавливает голосовой аппарат, концентрирует внимание.

Распевание преследует три основные задачи:

  1. Разогрев голосового аппарата.
  2. Психологический настрой для вокально-хоровой работы.
  3. Совершенствование певческих приемов и навыков.

Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса следует обратить внимание на использование в работе специальных вокально-хоровых упражнений, которые помогают овладеть такими навыками как дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения.

           Для распевания подбираются специальные упражнения: предельно ясные, лаконичные, не сложные для восприятия удобные для усвоения. Развитие голоса следует начинать с распевов в пределах терции.   Распевку показывает педагог, поддерживает пение детей  инструментом. Каждое упражнение несет конкретную задачу, которую педагог ставит перед коллективом. Основной материал для распевания детей младшего школьного возраста это потешки, дразнилки.

Как известно дети при пении пользуются смешанным типом дыхания. Поэтому необходимо изначально стремиться овладеть правильным певческим дыханием. Укрепление навыков дыхания – одна из основных задач в вокальном воспитании. Для этого используются специальные упражнения – бесшумный вдох «в живот» носом и спокойный выдох ртом.  Правильное дыхание дает возможность ровно и устойчиво исполнять гласные, свободно  вести мелодическую линию, звонкость и полетность голоса. В начальный период обучения дыхание рекомендуется брать через нос, так как оно помогает настроить певческий аппарат на фонацию и «открывает» головные резонаторы.

Для овладения правильным дыханием необходимы специальные упражнения:

  1. Сделать несколько коротких вздохов и полный выдох, обратить внимание на работу диафрагмы и мышц живота.
  2. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, а затем медленно и равномерно сделать полный выдох ртом. Задержка при вдохе сомкнет связки, и работать мышцы дыхательного аппарата.
  3. Сделать умеренный вдох и  на выдохе пропевать гласные звуки в удобном регистре. Можно повторить упражнение, пропевая какую-либо фразу из изучаемого произведения. Главная цель этого упражнения добиться естественной артикуляции, хорошего звука на опоре, работа грудного и головного резонаторов.
  4. Выработать сознательное дыхание по фразам. Для этого упражнения подойдут попевки с короткими фразами. Во время работы над упражнением вырабатывается правильные рефлекторные навыки дыхания. Конец фразы поется сильным устойчивым звуком. Необходимо сосредоточиться на выдохе - научиться правильно, расходовать дыхании.
  5. В работе над протяженностью  хорового звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. Очень полезными упражнениями могут служить мелодии распевов. На гласных вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, а также протяжное дыхание.  На распевах можно приобрести вокальную технику и мастерство.  Начинать отрабатывать можно с игровых песен, в которых используется два звука на один слог.

            Кропотливая работа над певческим дыханием  - главное условие повышения исполнительского мастерства не только коллектива, но и каждого исполнителя в отдельности, т. к. дыханию принадлежит огромная роль в становлении тембра. Правильное дыхание дает возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять гласные звуки, значит одновременно работать над совершенством своего тембра.           

              Упражнения на развитие певческого дыхания можно использовать при работе с детьми, которые заикаются. Часто правильному дыханию мешают мышечные зажимы, напряжение отдельных групп мышц. Так как ребенок заикается, у него происходит психологический зажим всего артикуляционного аппарата.

            Упражнения помогают правильно организовать работу определенных мышц. Очень хорошо помогают упражнения, где на выдохе пропеваются гласные звуки (напр. А-О-Е-Я).

Важным моментов во время исполнения фольклорных произведений является «разговорность» пения. Единственный способ донести содержание песни до слушателя – понятные слова. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчетливой. Добиваясь четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям:

  1. Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, не напрягая мышц лица.
  2. Произносить фразу на распев на одном звуке активным посылом.
  3. Петь мелодию, сохраняя разговорный посыл.
  4. Наиболее эффективным для улучшения дикции являются скороговорки. При многократном повторении песни-скороговорки необходимо следить за четким пропеванием каждого звука с
  5.        ложки, трещотки, кугиклы,                                                                                                утрированным произношением. Главное внимание следует обратить на согласные р, м, н, б, которые должны произноситься особенно четко и ясно. Необходимо обратить внимание на четкое произношение согласных в конце слова: дон, дом, галочек и т. д. 

             Такие упражнения оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения.

             Необходимо сознательно стремиться к достижению полной свободы артикуляционного аппарата. Хорошая дикция и артикуляция помогает овладеть наиболее важным качеством пения – естественной напевностью и широкой кантиленой.

От качества звука и четкости произносимого слова зависят многие элементы звучности. Для достижения устойчивой певческой интонации необходимы правильная певческая позиция и единая манера звукообразования.

          При обучении детей сольному или ансамблевому пению заклички, потешки, дразнилки входят в репертуар младшего школьного возраста. Для старших детей они служат для распевания и постановки голоса. Дразнилка «Андрей-воробей» из-за простой попевочной формулы, а также свободой интонирования на занятиях используется в качестве распевки.

     Заклички так же используются на занятиях в качестве распевок. Они особенно полно раскрывают возможности детского голоса: его силу, звонкость, эмоциональность и естественность вокальной позиции.

         Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх со стройной системой физического воспитания. Многие игры имитируют работу взрослых людей, важные производственные процессы: посев льна, мака, жатву. Например «А мы просо сеяли».

        Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, воли, физически укрепляют ребенка, создают духовный настрой, интерес к народному творчеству.

        На занятиях уделяется особое внимание народным играм, так как во время игры ребенок раскрепощается. Игра создает особый микроклимат, привычный для ребенка. Игровые попевки в непринужденной игровой форме способствуют развитию слуха, ритма, интонации, единой манере пения коллектива. Во время исполнения игровой попевки дети невольно прислушиваются и интонационно подстраиваются друг к другу.

        В качестве концертных номеров используются сценические игры, это игры которые можно показать как самостоятельный номер. Например, игровая песня «Дома ли кума воробей», «Сидит Дрема».

Самая главная певческая задача при обучении фольклорному пению – выработка единой манеры пения у всех исполнителей фольклорного коллектива. Пение в народной манере доступно каждому ребенку. Для этого необходимо научиться петь просто естественно, не перекрывая звук. Единое звукообразование обеспечивает тембровой и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю.

Перенимание «с голоса» манеры пения – один из методов вокального воспитания. В коллективе, созданном на основе определенной певческой манеры, постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора. Прослушивание песен даст детям слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведений, которые запечатлеются в памяти.

Все вокальные навыки: дыхание, дикция, манера пения – отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей, в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным и ансамблевым пением.

Заключение.

            Народно-певческое творчество – самая массовая и демократичная форма музыкального воспитания детей. Через пение в коллективе осуществляется музыкально-творческое развитие ребенка. Пение способствует обучению детей с раннего возраста эстетическому восприятию явлений окружающей жизни, прививают любовь к различным видам искусства, воспитывает общую и духовную культуру.

          Возрождение традиций народной педагогики, формирование духовной культуры на основе фольклора приобретают особую значимость. Народные истоки русской музыкальной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, так как связан с лучшими традициями народа и его непреходящими духовными ценностями.

          Изучив различные методики ведущих специалистов по работе с детскими фольклорными коллективами, можно сделать вывод, чем многограннее идет процесс над развитием музыкальных способностей детей в коллективе и чем больше методик включается в Вокально-хоровую работу, тем выше уровень испольнительсткого мастерства у юных исполнителей.

           Таким образом, прогрессивной динамике развития у детей музыкальных способностей и совершенствованию вокальных возможностей в детском фольклорном коллективе способствуют следующие факторы: усвоение методических основ работы над развитием певческого навыка; профессионально грамотный выбор необходимых методических приемов в процессе освоения вокально-хоровых упражнений; способность правильного решения вопросов подбора учебно-творческого песенного репертуара.

Список литературы

  1. Алиев Ю. Когда запоют в наших школах/Музыка в школе №2,1982.
  2. Аникин В. Русский фольклор. – М.,1987.
  3. Карасев А. Методика пения. – М., 1915.
  4. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – М.,1986.
  5. Науменко Г. Дождик, дождик. – М.,1988.
  6. Науменко Г. Фольклорная азбука. – М.,1996.
  7. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М.,1985.
  8. Сахаров И.П. Сказание русского народа. Вып. 1. – М., 1990.
  9. Шамина Л. Школа русского народного пения. – М.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей на примере организации занятий в ансамбле ложкарей.

Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную среду разнообразными переживаниями, связан...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей ребенка в процессе занятий хореографией"

В разработке представлены методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, задания на танцевально-музыкальную импровизацию, образные этюды, сюжетные занятия, методики диагностики ...

«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным ансамблем».

Этот материал представляет собой методические рекомендации для   работы концертмейстера с фольклорным ансамблем. В материале говорится    об  особенностях подбора аккомпанемента на...

Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка

Развитие музыкальных способностей - одно из главных задач музыкального воспитания. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожд...

Символы птиц в репертуаре детского фольклорного ансамбля

В фольклоре все символистично, птица – образ наиболее часто используется в народной символике. С разными птицами связывались различные представления.В статье рассказывается какие народные песни, обряд...

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА АККОРДЕОНИСТА В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРНЫМ АНСАМБЛЕМ

Работа концертмейстера детского фольклорного ансамбля специфична. Аккомпанемент – это часть музыкального произведения и является сложным комплексом выразительных средств. Эта сложная организация предс...