РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА АККОРДЕОНИСТА В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРНЫМ АНСАМБЛЕМ
методическая разработка на тему
Работа концертмейстера детского фольклорного ансамбля специфична. Аккомпанемент – это часть музыкального произведения и является сложным комплексом выразительных средств. Эта сложная организация представляет собой смысловое единство, требующее особого художественно-исполнительского решения. В нем содержится выразительность гармонической опоры, её ритмической пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и т.д. Поэтому работа концертмейстера требует артистизма, разносторонних музыкальных и исполнительских умений, владения ансамблевой техникой исполнения, знания основ вокального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_adaykin.doc | 68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Адайкин СергейЕвгеньевич
концертмейстер,
МБУ ДО «ДШИ №3 «Младость»
г.о. Самара
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА АККОРДЕОНИСТА В РАБОТЕ С ДЕТСКИМ ФОЛЬКЛОРНЫМ АНСАМБЛЕМ
Работа концертмейстера детского фольклорного ансамбля специфична. Аккомпанемент – это часть музыкального произведения и является сложным комплексом выразительных средств. Эта сложная организация представляет собой смысловое единство, требующее особого художественно-исполнительского решения. В нем содержится выразительность гармонической опоры, её ритмической пульсации, мелодических образований, регистра, тембра и т.д. Поэтому работа концертмейстера требует артистизма, разносторонних музыкальных и исполнительских умений, владения ансамблевой техникой исполнения, знания основ вокального искусства. Не стоит забывать, что аккомпаниатор должен обладать отличным музыкальным слухом, навыками по импровизации и аранжировке на аккордеоне. Также надо помнить о том, что фольклорный ансамбль и концертмейстер – это единый музыкальный коллектив, вокально-инструментальный ансамбль.
По природе звукоизвлечения аккордеон имеет свои особенности. Аккомпанемент на этом инструменте можно дополнить разнообразием звуков, вариаций. При подборе аккомпанемента в детском фольклорном ансамбле используется возрастное разделение и год обучения учащихся.
Для самых маленьких участников ансамбля (6-8 лет) развитый вариационный аккомпанемент не подходит. Он будет мешать юным исполнителям сосредоточиться, отвлекать их от исполнения песни в общем, а также от точного и чистого проведения мелодии. В этом случае лучше использовать простой аккомпанемент: в партии правой руки – одноголосное или двухголосное (в терцию) воспроизведение мелодии, в партии левой руки – аккомпанемент с относительно простой гармонизацией.
Среднее звено обучения (9-11 лет) позволяет использовать при проведении основной мелодии интервальную фактуру (терции, сексты, квинты), аккордовое сопровождение, а также вариационный аккомпанемент.
В репертуаре старших групп детских фольклорных ансамблей акцентом вокальной партии является двух- и трёхголосие. Здесь можно использовать все виды фактуры аккомпанемента, проявляя особую осторожность - нежелательно чрезмерное использование пассажей и аккордовой техники. Такое перегруженное сопровождение отвлекает исполнителей и слушателей от самой мелодии песни. Иногда можно использовать наложение на главную тему. В таком случае можно изменить регистр исполнения, применить другую динамическую филировку звука, облегчить фактуру сопровождения.
Концертмейстер может проявить свой профессионализм в качестве исполнителя, к примеру, во вступлении к песне. Однако, за несколько тактов необходимо создать четкий художественный и эмоциональный образ, приготовить учащихся к нужному темпу и динамике исполняемого произведения.
Большинство фольклорных песен начинаются с «проигрышей». Во время пауз в вокальной партии у концертмейстера есть возможность проявить себя как аранжировщик и технически подготовленный исполнитель.
Немаловажным средством передачи характера и образа песни считается подбор тембровой палитры. Сделав правильный выбор тембра в аккомпанементе, возможно показать многообразие характера песни: весёлый, драматический, воинственный, лирический, задорный и т.д. Помимо свободного владения разнообразными исполнительскими средствами, концертмейстер должен уметь совмещать индивидуальные приёмы игры с манерой исполнения песни. Только тогда в звучании ансамбля будет прослушиваться синхронность исполнения партий.
Первоначальный направляющий момент в подборе концертмейстером исполнительских приёмов заключается в эмоционально-образном содержании песни. Коллектив считается хорошим, если он способен художественно, убедительно и полноценно осуществить в звуке свои творческие находки.
В деятельности концертмейстера существует немало важных тем. Одна из них – игра по нотам или на слух? У аккордеонистов существуют «письменная» и «устная» традиция исполнения аккомпанемента. Такую формулировку дает профессор кафедры Народных инструментов Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Юрий Ястребов [4].
«Письменная» традиция содержит в себе способность аккордеониста исполнять нотный материал по записям. Аккомпанируя детскому фольклорному ансамблю, концертмейстер может воспользоваться сочинениями других авторов, а также применить в исполнении обработки и вариации собственного сочинения. Бывают моменты, когда имеется нотный материал только для другого музыкального инструмента. В таких случаях концертмейстеру приходится делать «переложение» нотного материала для того, чтобы воспроизвести аккомпанемент на аккордеоне.
«Устная» традиция дает возможность показать разноплановость воображения и фантазии концертмейстера. Появляется необходимость обратиться к прошлому, непосредственно в русское село, деревню. В не столь далекие времена гармонисты и другие музыканты исполняли свои наигрыши, песни и пляски на слух. Эта традиция демонстрирует, в какой степени концертмейстер фольклорного ансамбля владеет импровизацией, аранжировкой и навыками композиции.
Выступление детского фольклорного ансамбля с концертмейстером с точки зрения исполнительства можно назвать вокально-инструментальным дуэтом. В таком коллективе имеются свои сложности – здесь прослушивается каждая партия. В процессе углубленной работы над песней совершенствуется ансамблевая техника.
Во время репетиций больше внимания следует уделять работе над артикуляцией (произношением), следить за синхронностью в метроритмике и темпе. Не следует забывать о динамическом и тембровом балансе между партиями аккомпанемента и вокала.
На репетициях концертмейстеру необходимо подобрать для песни такой темп, который более точно изобразит характер и образ песни. Здесь следует ориентироваться на указания руководителя коллектива. Единое понимание темпа – это важный аспект общего ощущения метра и ритма, который играет важную роль в слаженности ансамблевого звучания. Это позволяет исполнителям четко фиксировать начало звука, его мелодичность и завершение. Хорошей синхронности звучания в песнях лучше достигнуть, если сохранить выбранный темп. В репертуаре фольклорных ансамблей встречаются песни, в которых предполагается свободный метроритм и темп. В этом есть своя сложность. В основном к кульминации мелодии происходит динамическое и фактурное усиление, что требует оживление темпа. В противоположном развитии мелодии, например, в окончаниях, необходимо замедление движения. Возможно такое, что на каждой репетиции исполнитель будет интонировать свою партию по-разному. В этом случае от концертмейстера требуется сосредоточенное внимание и готовность следовать за исполнителем, полагаясь на общие закономерности свободного исполнения.
Кроме того, для достижения единства ансамблевого звучания необходим зрительный контакт между концертмейстером и участниками фольклорного ансамбля. Взаимодействовать между собой можно мимикой, взглядом, движением головы и корпуса. В случае одновременного вступления вокальной партии и аккомпанемента необходимо сделать показ движением голов – слегка заметный, но чёткий, точно в таком темпе, в котором будет звучать песня. Таким же образом можно и завершить исполнение песни. Зрительный контакт между концертмейстером и ансамблем должен быть в течении всего исполнения песни и выступления на сцене.
Взаимодействие концертмейстера аккордеониста с детьми является важным моментом в работе с фольклорным ансамблем. Эта тема достаточно сложная, ей надо уделять больше внимания.
Концертмейстеру нужно:
1. Быть в постоянном контакте с детьми.
2. Знать психологию ребёнка.
3. Уметь предотвращать и исправлять ошибки детей.
Разберём каждый тезис отдельно.
1. «Быть в постоянном контакте с детьми» ... Чтобы проанализировать данный тезис, можно рассмотреть момент выступления детского фольклорного ансамбля на сцене. Звучит вступление – играет концертмейстер, дети начинают петь. Сразу появляется первая проблема. После прозвучавшего вступления, учащиеся зачастую начинают петь в наиболее медленном темпе. Концертмейстеру приходится на протяжении длительного времени подгонять детей – это очень заметно со стороны. Поэтому, важная задача в таких моментах удержать темп на первых словах песни. Достигнуть этого можно, исполнив несколько тактов с более подчеркнутыми долями, либо дублируя мелодию.
В случае исполнения песни солистом, темповая неустойчивость будет наиболее заметна. Здесь «подгона» просто не избежать. Например, концертный номер должен быть исполнен быстро и задорно, а учащийся ведёт свою партию в недопустимом темпе. Тогда концертмейстеру нужно подгонять ребенка в необходимый темп, в противном случае номер попросту не получится. Возникает вопрос: каким образом сгладить эту ошибку и сделать ее не такой заметной для слушателя? Ответ неоднозначен – все зависит от индивидуальности и профессионализма концертмейстера.
А может случиться и обратная ситуация. К примеру, в ансамблевой песне Необходимо лишь помнить основное правило! Роль концертмейстера – это роль помощника руководителя детского фольклорного ансамбля в репетиционной работе над репертуаром и концертных выступлениях. Но главное – концертмейстер помогает самим участникам ансамбля – детям.
2. Следующий тезис «знать психологию ребенка» не менее значим, особенно при наличии солирующих партий в песне. Нельзя аккомпанировать детям-солистам одинаково. Любой учащийся индивидуален, обладает своим мышлением, слышит музыку по-разному, берёт вокальное дыхание неповторимо. Каждый ребенок рисует для себя лишь ему понятные образы, переживает и волнуется не так как другие, на своём уровне реагирует на ошибки. Следовательно, не рекомендуется играть для каждого ребёнка однотипно. Концертмейстеру немаловажно подобрать аккомпанемент таким образом, чтобы он был характерен только для того или иного учащегося. Нужно научиться дышать вместе с ребенком и оказывать поддержку настолько, насколько ему это нужно.
3. Из этих двух вышеописанных тезисов образуется еще одна сторона деятельности концертмейстера – «умение предотвратить и исправить ошибки детей». Тут необходимо назвать термины «выдержка» и «интуиция». Концертмейстер обязан предусмотреть ситуацию вперед, должен быть все время готов к какому-нибудь неожиданному повороту событий.
В данном методическом сообщении рассмотрены ряд особенностей работы концертмейстера аккордеониста в детском фольклорном ансамбле. Такой методический анализ проблем и специфики концертмейстерства полезен во множестве отношений.
Каждый аккомпаниатор должен анализировать свою деятельность и работу других концертмейстеров, можно заимствовать для себя что-то новое из опыта работы своих коллег. Чтобы быть компетентным в своей профессии, любой музыкант обязан заниматься научно-методической и исследовательской работой в области народно-инструментальной культуры и народно-песенного творчества. Чтобы не терять своего технического и исполнительского уровня, концертмейстер должен работать над самосовершенствованием своего профессионализма и систематически следить за повышением теоретической образованности и психолого-педагогического уровня.
Список литературы:
1. Имханицкий М., Мищенко А. Дуэт баянистов. Вопросы теории и практики.
Выпуск 1. Москва. Издательство РАМ им. Гнесиных, 2001 г.
2. Келдыш Г., гл. редактор. Музыкальный энциклопедический словарь.
Москва, «Знание», 1984 г.
3. Липс Ф. Искусство игры на баяне. Москва, «Музыка» 1985 г.
4. http://nsportal.ru
5. http://31prochor-dshi.okis.ru
6. http://dzerdmsh.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика развития базовых музыкальных способностей ребенка в процессе занятий детского фольклорного ансамбля (на примере детского фольклорного ансамбля «Рябинушка»)»
развитие певческих навыков...
«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным ансамблем».
Этот материал представляет собой методические рекомендации для работы концертмейстера с фольклорным ансамблем. В материале говорится об особенностях подбора аккомпанемента на...
Вокального-хоровая работа в детском фольклорном коллективе
Вокально-хоровая работа в детском фольклорном коллективе.Народно – песенное творчество – это основа русской музыкальной культуры. В последние годы среди молодежи возрос интерес к нашему прошлому, кото...
Символы птиц в репертуаре детского фольклорного ансамбля
В фольклоре все символистично, птица – образ наиболее часто используется в народной символике. С разными птицами связывались различные представления.В статье рассказывается какие народные песни, обряд...
Роль концертмейстера-баяниста в работе с детским народно - певческим коллективом
Методическое сообщение о роли концертмейстера-баяниста в фольклорном ансамбле и ансамбле русской песни как основообразующей фигуры детского народно-певческого коллектива....
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...
Роль концертмейстера-пианиста в классе хореографии Детской школы искусств
Эта методическая разработка поможет концертмейстерам-пианистам разобраться в специфике музыкального оформления урока классического танца....