Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с II - III УРР (с ментальными нарушениями)
календарно-тематическое планирование по теме

Стрелец Татьяна Витальевна

Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с II - III уровнем речевого развития (с системным недоравзитием речи при легкой умственной отсталости, задержке психического развития, расстройстве аутистического спектра) направлено на развитие лексико-грамматических компетенций детей, на совершенствование их связной и диалогической речи  на подгрупповых занятиях по лексичеким темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

 по развитию речи

на 2017 – 2018 учебный год

(подгрупповые занятия)

Учитель-логопед: Стрелец Т.В.

                                           

Сентябрь                                                                          

Дата

Тема НОД

Содержание НОД

Словарь

Грамматика

Связная речь

19.09.

Детский сад.

Игрушки.

Названия игрушек в детском саду (мяч, кубики, кукла, юла, пирамидка и др.), обобщающее слово.

Согласование прилагательного с существительным в категории рода (синий мяч, синяя юла, синее колечко, синие кубики). Совместное составление фраз по сюжетным картинам из 3 – 5 слов.

Совместное составление рассказа «В детском саду» из 4 распространенных фраз, пересказ.

26.09.

Игрушки.

Слова-признаки (какой по цвету, размеру, форме), слова-действия: играть, бросать, ловить, прыгать.

Качественные прилагательные (деревянная пирамидка, резиновый мяч). Подбор слов-признаков к существительным. Составление и распространение фраз.

Пересказ описательного рассказа «Мяч»

из 5 – 6 фраз.

Октябрь                                                                      

03.10.

Человек. Части тела и лица.

 Голова, шея, туловище, руки, ноги, живот, спина, лицо, глаза, брови, нос, рот, губы, зубы, язык.

Согласование колич. числит (один – одна – одно, два – две) с сущ.

Составление фраз из 4 слов с предлогом «у»: У меня два глаза. И т.п.

Составление описательного рассказа «Я – человек».

10.10.

Семья.

Названия членов семьи, обобщающее слово, имена отчества родителей.

Составление фраз по ситуационным картинам, ответы на вопросы: Кто укладывает сына спать? Кого мама укладывает спать? Что делает мама? – Мама укладывает сына спать. И т.п.

Составление диалога по сюжетной картине (Чем занимаются члены семьи)

17.10.

Время года – осень.

Названия времен года, месяцев осени, ее признаков, листопад.

Слова-действия: наступила, идет, дует, опадают. Слова-признаки: желтые, красные, оранжевые, коричневые, холодный, теплый.

Изменение сущ. по числам (лист – листья, дерево – деревья). Согласование прилаг. с сущ. в категориях рода и числа. Составление фраз из 4-5 слов с опорой на ситуативные картины.

Совместное составление рассказа по сюжетной картине «Осень».

24.10.

Сад.

Фрукты.

Фрукты, сад, дерево, слова-признаки (названия цветов, круглое, овальный, треугольная, сладкое, вкусное, сочное, кислый),

Форма множественного числа существительных (груша – груши, дерево – деревья…), согласование прил. и количественных числительных с сущ. в категории рода (одно сладкое яблоко, одна сладкая груша, один сладкий банан…)

Описательный рассказ «Яблоко» из 5 фраз по картинному плану (совместное составление).

31.10.

Огород.

Овощи.

Овощи, огород, грядка, капуста, помидор, огурец,  морковь, картофель,перец, свекла, лук, чеснок, борщ, салат, предлоги в, из.

Составление фраз с предлогами в, из. Употребление слов-предметов в форме предложного и родительного падежей (в корзинке, из корзинки).

Заучивание стихотворения (пальчиковой гимнастики «Салат»)

Ноябрь

07.11.

Дифферен-циация фруктов и овощей.

Обобщающие слова, названия овощей, фруктов, сад, огород, вверху, внизу, суп, салат, компот, сок, слова-признаки: сладкий – кислый, овальный – круглый, названия цветов и оттенков.

 

Составление и распространение фраз по демонстрируемым действиям, практическое употребление     предлога «на», «в», «из» (на тарелку, в кастрюлю, в суп, в салат, компот из … , сок из …)

Совместное составление и пересказ  сравни-тельного рассказа  «Банан и лук».

14.11.

Лес.

Деревья.

клен, дуб,

береза, ель, рябина,

Названия деревьев, части (ствол, ветка, лист, корень), обобщающее слово; высокая – низкая (ель), толстый – тонкий (ствол), предлоги около,  на, под.

Форма множественного числа существительных (деревья, ветки, листья, корни), согласование прилагательных с существительными в категории рода и числа. Составление фраз с предлогами, сравнительных фраз с союзом а.

Совместное состав-ление рассказа «Где была белочка» для закрепления в речи предлогов (по следам демонстр. действий).

21.11.

Дикие животные.

Названия диких животных и их детенышей, обобщающее слово;  слова-признаки: голодный, злой, сердитый, страшный, трусливый, пушистая, хитрая, колючий, длинный - короткий.

Подбор признаков, согласование прилагательных с существительным в категории рода, числа. Составление словосочетаний, распространение фраз.

Отгадывание загадок-описаний. Пересказ описательного рассказа «Лиса» из 5 фраз.

28.11.

Домашние животные.

Названия домашних животных и их детенышей, обобщающее слово, названия частей тела, слова-действия: мяукает, мычит, лает, хрюкает, лакает, умывается, играет, царапает, скачет.

Уменьшительная форма сущ. в форме ед. и множ. числа (у кошки лапы, а у котенка лапки). Игра «Договори словечко» по следам демонстрируемых действий – составление фраз из 3-5 слов.

Составление сравнительного рассказа из 6 фраз (фразы с союзом а - У кошки уши, а у котенка ушки.  …).

Декабрь

05.12.

Дифферен-циация диких и домашних животных.

Обобщающие слова, названия животных, лес, жилище (берлога, дупло, нора, дом, сарай, конюшня). Предлоги «в», «из», «на», «под».

Составление и распространение фраз из 4 – 6 слов с предлогами «в», «из», «на», «под» с опорой на игровой и картинный материал  

Участие в диалоге – вопрос–ответ по цепочке. У меня волк. Это дикое животное. А у тебя кто?  И т.п.  

12.12.

Время года – зима.

Зима, снег, снежинка,  холодная, снежная, белый, пушистый, сильный, наступила, идет, лежит, дует.

Ответы на вопросы полной фразой, составление и распространение фраз прилагательными до 4-6 слов,

Составление описательного рассказа «Зима» по сюжетной картине.

19.12.

Птицы зимой.

Ворона, воробей, голубь, синица, снегирь, дерево, кормушка, предлоги на, в, кормить, насыпать, прилетать, клевать.

Изменение имен существительных по числам (дерево – деревья, воробей – воробьи).

Составление фраз из 4 – 5 слов  и с предлогами «на», «в». 

Составление рассказа из 5-6 распространенных фраз по  демонстри-руемым действиям.

26.12.

Праздник Новый год.

Елка, праздник, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, зеленая, высокая, красивая, нарядная, предлоги  «на», «под».

Составление и распространение фраз из 4-6 слов по сюжетным картинам

без предлогов и с предлогами «на», «под».

Разучивание фрагм. стих. З.Александровой:

Маленькой елочке
Холодно зимой,
Из лесу елочку
Взяли мы домой.

     Встанем под елочкой
    В дружный хоровод.
    Весело, весело
    Встретим Новый год!

Январь (I подгруппа)

24.01.

Зимние забавы.

Санки, ледянка, лыжи, коньки, снежки, снеговик, кататься, играть, лепить, предлог «на».

Предложный падеж существительных  в форме ед. и множ. числа  (на снегокате, на ледянке, на санках, на лыжах, на коньках). Составление простой фразы, распространение до 3-4 слов.

Пересказ текста по серии последовательных картин «Дети лепят снеговика».

31.01.

Одежда. Головные уборы.

Кофта, шорты, юбка, платье,  куртка, штаны, шапка, шарф, варежки, перчатки, шуба, шкаф, предлоги «в», «из».

Дательный падеж существительных без предлога (дадим кому? – маме, папе, мальчику, девочке, Ване, Юсифу…). Притяжательные местоимения (мой, моя, мои), согласование с существительными.

Январь (II подгруппа)

24.01.

Зимние забавы.

Санки, снегокат, ледянка, лыжи, коньки, снежки, снеговик, забавы, кататься, съезжать, играть, лепить,

предлоги  «на», «с».

Предложный падеж существительных  в форме ед. и множ. числа  (на снегокате, на ледянке, на санках, на лыжах, на коньках). Распространение фраз до 5- 6  слов.

Совместное составление рассказа по серии последовательных картин «Дети лепят снеговика».

31.01.

Одежда. Головные уборы.

Кофта, свитер, шорты, платье, юбка, куртка, шапка, шарф, комбинезон, шуба, варежки, перчатки, шкаф, предлоги «в», «из».

Дательный падеж существительных без предлога (дадим кому? – маме, папе, мальчику, девочке, Варе, Иосифу).

Притяжательные местоимения (мой, моя, мои), согласование с существительными. Притяжательные прилагательные (мамин, мамина, мамины, папин…), согласование с существительными.

Февраль (I подгруппа)

07.02.

Обувь.

Названия предметов обуви, обобщающее слово, части обуви. Виды застежек (шнурки, молния, липучки). Слова-действия: надеть, мыть, сушить; застегнуть, расстегнуть,

завязать ...

Образование прилагательных (кожаные, резиновые; летняя, осенняя, зимняя обувь, мужская, женская, детская).  Подбор прилагательных к существительным, согласование в категориях рода, числа.

Составление рассказа «Как я одеваюсь на прогулку» по картинному плану.

14.02.

Дом. Квартира.

Дом, части дома, квартира, комната, названия комнат,

адрес, улица, этаж, подъезд, порядковые числительные: первый, второй, третий … этаж.

Составление и распространение фраз из 4-5 слов по образцу «В ванной я мою руки. На кухне мама готовит суп». В коридоре я одеваюсь»…) Образование прилагательных (деревянный, кирпичный). Согласование с существительными «дом, дома»

Составление рассказа по образцу «Где я живу».

21.02.

Мебель.

Названия предметов мебели, ее частей, обобщающее  слово; деревянный.

Предлоги «на, в, под, между»

Образование и согласование прилагательного «деревянный» с существительными в категории рода и числа. Форма множ. числа сущ., согласование с прилагательными.

Составление рассказа с использованием предлогов «Где котёнок?» на картинном материале.

28.02.

Посуда.

Названия предметов посуды, ее частей, обобщающее слово; повар; варит, жарит, готовит, печет; стеклянный, металлический.

Согласование прилагательных «стеклянный», «металлический»  с существительными в категориях рода и числа. Составление фраз из 4-6слов с опорой на картинный материал.

Февраль (II подгруппа)

07.02.

Обувь.

Названия предметов обуви, обобщающее слово, части обуви. Виды застежек (шнурки, молния, липучки). Слова-действия: надеть; застегнуть, расстегнуть,

завязать ...

Образование прилагательных (кожаные, резиновые; мужская, женская, детская).  Подбор прилагательных к существительным, согласование в категориях рода, числа.

Пересказ рассказа «Как я одеваюсь на прогулку» по картинному плану.

14.02.

Дом. Квартира.

Дом, части дома, квартира, комната, названия комнат,

адрес, улица, этаж, подъезд.

Составление и распространение фраз из 4-5 слов по образцу «В ванной я мою руки. На кухне мама готовит суп». В коридоре я одеваюсь»…) Образование прилагательных (деревянный, кирпичный).

Пересказ

рассказа по образцу «Где я живу».

21.02.

Мебель.

Названия предметов мебели, ее частей, обобщающее  слово; деревянный.

Предлоги «на, в, под»

Образование и согласование прилагательного «деревянный» с существительными в категории рода и числа. Форма множественного числа существительных.

Пересказ рассказа с использованием предлогов «Где котёнок?» по следам демонстрируемых действий с игрушками.

28.02.

Посуда.

Названия предметов посуды, ее частей, обобщающее слово; повар; варит, жарит, готовит; стеклянный.

Согласование прилагательных «стеклянный» с существительными в категориях рода и числа. Составление фраз из 3-5 слов с опорой на картинный материал.

Март (I подгруппа)

07.03.

Праздник 8 марта.

Праздник, Женский день, 8 марта, весна, цветы, букет, открытка, дарить.

Составление фраз по сюжетным картинам: Дима подарил маме открытку. Папа подарил маме букет. Мама поставила цветы в вазу. И т.п.

Разучивание стихотворения:

Какое счастье рано встать

И маму милую обнять,

Букет цветов ей подарить

И целый день послушным быть!

14.03.

Продукты питания.

Хлеб, сыр, молоко, масло, сок, колбаса, рис, гречка, макароны…

Обобщающее слово.

Завтрак, обед, полдник, ужин.

Составление и распространение фраз по образцу: Катя ест кашу – Катя ест рисовую кашу. Катя ест рисовую кашу на завтрак.

21.03.

Профессии.

Шофер, врач, строитель, учитель, парикмахер, повар, продавец.

Водить, лечить, строить, учить, стричь, продавать, готовить, варить…

Обобщающее слово.

Ответ на вопрос «Кто что делает?» фразой: Шофер водит машину (автобус…). Изменение глаголов по числам (лечит – лечат, строит – строят…) – Строители строят дома (магазины, школы…)

Составление рассказа «Продавец» с опорой на картинный материал.

28.03.

Инструменты.

Молоток, пила, топор, лопата, ножницы, обобщающее слово.

Металлический, железный.

Рубить, пилить, забивать, копать, резать, стричь.

Творительный падеж имен существительных. Составление предложно-падежных конструкций

(из 4-5 слов).

Множественное число имен существительных, согласование прилагательных с существительными.

Участие в диалоге по цепочке с использованием раздаточного материала (У тебя что? Что делают пилой?)

Март (II подгруппа)

07.03.

Праздник 8 марта.

Праздник, 8 марта, весна, цветы, открытка, дарить.

Составление фраз по сюжетным картинам: Дима подарил маме открытку. Папа подарил маме цветы. Мама поставила цветы в вазу. И т.п.

Разучивание стихотворения:

Какое счастье рано встать

И маму милую обнять,

Букет цветов ей подарить

И целый день послушным быть!

14.03.

Продукты питания.

Хлеб, сыр, молоко, масло, сок, колбаса, рис, гречка, макароны…

Обобщающее слово.

Составление и распространение фраз по образцу: Катя ест кашу – Катя ест рисовую кашу.

21.03.

Профессии.

Шофер, врач, строитель, учитель, парикмахер, повар, продавец.

Водить, лечить, строить, учить, стричь, продавать, готовить, варить…

Обобщающее слово.

Ответ на вопрос «Кто что делает?» фразой: Шофер водит машину (автобус. Строитель строит дом. Продавец продает продукты / одежду / игрушки…).

Составление рассказа «Продавец» с опорой на картинный материал.

28.03.

Инструменты.

Молоток, пила, топор, лопата, ножницы, обобщающее слово.

Рубить, пилить, забивать, копать, резать, стричь.

Творительный падеж имен существительных. Составление предложно-падежных конструкций

 (из 4 слов).

Множественное число имен существительных.

Участие в диалоге по цепочке с использованием раздаточного материала (У тебя что? Что делают пилой?)

Апрель (I подгруппа)

04.04.

Время года – весна.

Весна. Время года. Солнце, проталины, почки, трава, первоцветы, подснежник. Слова-действия: тает, греет, становится, наступает.

Форма множественного числа сущ.

 (почки, ветки, деревья, листья).

Составление распространенных фраз из 4 – 6 слов по картинам.

Составление рассказа «Весна пришла» с опорой на картинный материал.

11.04.

Транспорт.

Обобщающее слово. Виды транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный; грузовой, пассажирский. Приставочные глаголы: подъезжает, въезжает, выезжает, переезжает. Предлоги «по», «к», «в», «из», «около».

Совместное составление фраз с приставочными глаголами из 4-5 слов по демонстрируемым действиям,  по ситуационным картинам с предлогами.

Совместное составление  короткого

рассказа из 4 распространенных фраз «Автобус».

18.04.

Транспорт.

Вида транспорта.

Машины спецавтотранспорта: скорая помощь, такси, полицейская машина, пожарная машина. Предлоги «за», «перед», «между».

Выполнение действий с предметами (игрушками) по заданию: красная машина едет за желтым такси, автобус едет перед зеленой машиной, синяя машина остановилась между красной и желтой…

Составление фраз из 5 – 6 слов с предлогами «за», «перед», «между» по образцу по следам демонстрируемых действий.

25.04.

Школьные принадлежности.

Тетрадь, учебник, пенал, ручка, карандаш, портфель.

Толстый – тонкий,

длинный – короткий.

Согласование прилагательных с сущ. в категориях рода и числа (тонкая тетрадь, длинные карандаши и т.п.), составление фраз с предлогом в (в пенале, в портфеле).

Игра с  комментированием «Собери портфель»

Апрель (II подгруппа)

04.04.

Время года – весна.

Весна. Время года. Солнце, почки, трава, цветы, подснежники. Слова-действия: тает, становится, наступает.

Форма множественного числа сущ.

 (почки, ветки, деревья, листья).

Составление распространенных фраз из 3 – 5 слов по картинам.

Составление рассказа «Весна пришла» с опорой на картинный материал.

11.04.

Транспорт.

Обобщающее слово. Виды транспорта: наземный, подземный, водный, воздушный. Приставочные глаголы: подъезжает, въезжает, выезжает. Предлоги «по», «к», «в», «из», «около».

Распространение фраз с приставочными глаголами до 4-5 слов по демонстрируемым действиям,  по ситуационным картинам.

Совместное составление  короткого

рассказа из 3 распространенных фраз «Автобус».

18.04.

Транспорт.

Вида транспорта.

Машины спецавтотранспорта: скорая помощь, такси, полицейская машина, пожарная машина. Предлоги «за», «перед», «между».

Выполнение действий с предметами (игрушками, картинками) по заданию: красная машина едет за желтым такси, автобус едет перед зеленой машиной, синяя машина остановилась между красной и желтой…

Составление фраз из 5 – 6 слов с предлогами «за», «перед», «между» по образцу по следам демонстрируемых действий.

25.04.

Школьные принадлежности.

Тетрадь, учебник, пенал, ручка, карандаш, портфель.

Толстый – тонкий,

длинный – короткий.

Согласование прилагательных с сущ. в категориях рода в единственном  числе (тонкая тетрадь, длинный карандаш и т.п.), составление фраз с предлогом в (в пенале, в портфеле).

Игра с  комментированием «Собери портфель»

Май (I, II подгруппа)

Темы «Цветы», «Насекомые» - 02.05., 09.05.2018 – нерабочие дни – для изучения на индивидуальных занятиях

02.05.

09.05.

Цветы. Насекомые.

Названия цветов и насекомых,  части цветка, части тела насекомых,

красивая, разноцветная, полосатая,  полезная, вредная, трудолюбивый,  

летает, ползает, кусает, жалит.

Подбор слов-признаков к существительным, составление словосочетаний.

Составление фраз с предлогами  «на», «под», «из-под», «за», «из-за» по следам демонстрируемых действий.

Совместное составление описательных рассказов «Ромашка» и  «Бабочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков развития речи в первом классе

данное календарно-тематическое планирования составлено для учащихся первого класса с умерренной умственной отсталостью, проживающих в условиях детского дома-интерната...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 5 класс.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 5 класс....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 6 класс.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 6 класс....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 7 класс.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи. 7 класс....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с I - II УРР (с ментальными нарушениями)

Календарно-тематическое планирование по развитию речи у детей с I - II  уровнем речевого развития (системное недоразвитие речи при умственной отсталости, выраженной задержке психического развития...