Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития
методическая разработка на тему

Сергеева Светлана Александровна

Для учителей-дефектологов корекционных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_-_zpr_1.docx98.58 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа

начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Нормативные документы для разработки индивидуального плана

Нормативно-правовую базу разработки индивидуального образовательного плана обучающихся с умственной отсталостью составляют:  

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с ОВЗ
  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;
  • адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Учебный план  МБОУ «СОШ №___»;
  • Устав МБОУ «СОШ №____»

Реализация АОП направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

2. Цель деятельности учителя — создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка, обучающегося в инклюзивном классе.

Задачи:

1 . Создать условия для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:

— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;

— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

  1. Создать условия для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

  1. Привлекать дополнительные ресурсы, поддержки:

— специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;

— формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, ППМК, общественных организаций;

— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

- Повышать профессиональную компетенцию.

3. Образовательные потребности обучающихся с ОВЗ

Образовательные потребности детей с ЗПР наряду с общими, свойственными всем детям с ОВЗ, включают и специфические потребности, которые можно разделить на три блока.  

  1. блок потребностей требует обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом общего состояния здоровья, функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного или неустойчивого общего психического тонуса и др.):
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных возможностей обучающегося, обеспечивающих условия для развития потенциальных возможностей каждого

(может быть реализован индивидуальный учебный план);

  • использование здоровьесберегающих технологий на каждом уроке;
  • комплексное сопровождение, гарантирующее специальную психокоррекционную помощь, направленную на компенсацию искажений и дефицитов эмоционального и познавательного развития и формирование осознанной саморегуляции в условиях учебно-познавательной деятельности и организованного поведения;
  1. блок потребностей требует обеспечения коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей:
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – стимулирование развития учебной мотивации, познавательной активности; обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности ребёнка до достижения уровня, позволяющего сформировать умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение планировать и контролировать свою деятельность, стремиться к самостоятельному выполнению учебных заданий;
  • стимуляция осмысления ребенком приобретаемых в ходе обучения знаний как пригодных для применения в привычной повседневной жизни;
  • включение в содержание программы отдельных учебных предметов и курсов разделов, содержащих специальный коррекционный компонент;
  • организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию ребёнка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития).
  1. блок потребностей связывается с обеспечением целенаправленного развития и расширения социальных компетенций обучающихся:
  • формирование позиции личностной идентификации себя, как члена общества, знающего и соблюдающего принятые социальные нормы, осознающего ответственность за свое поведение и поступки;
  • развитие и закрепление навыков коммуникации, приёмов конструктивного общения и сотрудничества в разных социальных ситуациях (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), умения избегать конфликтов и стремиться находить выходы из проблемных ситуаций;
  • формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов;
  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организации сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования самостоятельного, но социально приемлемого поведения, для усвоения нравственных и общекультурных ценностей).

  1. Краткая характеристика                         

С 2015 учебного года (4 года обучения)  по желанию родителей с учетом возможностей ребенка  и рекомендаций ПМПК продолжает обучение   в инклюзивном классе.   Мальчик  до поступления в школу посещал детский сад. Воспитывается в полной семье. Жилищные и материальные условия удовлетворительные, мальчик  имеет отдельную комнату. Ребенок обеспечен всеми необходимыми школьными принадлежностями, но часто забывает что-нибудь дома.  

Речь ученика сформирована на бытовом уровне, он с трудом выражает свои мысли.  Представления об окружающем мире не соответствуют возрасту. У мальчика кратковременная память, небольшой объём и концентрации внимания. Мотивация к обучению социальная. В ходе урока  пытался  участвовать, но в большинстве случаях не мог ответить на поставленные вопросы. Когда пытается отвечать, то понять его речь практически невозможно.  Способность к волевому усилию снижена, часто не доводил начатое до конца.    Может правильно «перенести» в тетрадь  слово или графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии.  Мальчик переживает  свои неудачи в обучении, радуется похвале. Не отказывает в помощи учителю и товарищам. Для преодоления трудностей в обучении ему необходимы помощь логопеда и индивидуальный подход.

  1. Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы

(Первый вариант (А) ФГОС для обучающихся с ЗПР)

Первый вариант (А) ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития (инклюзивное образование)

Этот вариант адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения с нормально развивающимися сверстниками.  

Это дети, характеризующиеся легкой задержкой психического развития, в структуре которой на первый план выступают трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Нередко у этих детей могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. При этом они обнаруживают близкие к возрастной норме, или даже в пределах возрастной нормы уровни интеллектуального развития и обучаемости.  

Ребенок с ЗПР, обучающийся по Первому варианту Стандарта, получает образование, сопоставимое на всех его уровнях с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.  

Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его нормально развивающиеся сверстники.

  1. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования для учащихся с задержкой психического развития.

Знания о языке и речевая практика

  • использование коммуникативных средств, прежде всего речевых, для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение языковыми средствами в объеме, достаточном для решения коммуникативных задач разного уровня сложности и различающихся условиями и целями;
  • наличие потребности в развернутых и точных формах монологической речи (в свободном рассказе, в передаче деловой информации слушающим, в ответах на уроках);
  • овладение правилами и формами диалогической речи (деловое и неформальное общение; контекстуальная речь; общение со взрослым и сверстником);  
  • распознавание невербальных сигналов собеседника; овладение несложным репертуаром невербальной коммуникации (жест, мимика, поза, интонация);  
  • овладение несложными навыками речевого поведения в соответствии с первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
  • проявление потребности в чтении, как в способе самостоятельного получения информации; как в источнике разнообразных эмоциональных ощущений: как в форме добровольного использования свободного времени;
  • проявление  потребности в самостоятельном осмыслении прочитанного, потребности разделить и обсудить с окружающими ощущения, представления и мысли,  возникшие при чтении книги.  

Знание математики и применение математических знаний

  • овладение основными математическими представлениями как средством  количественного описания и сравнения объектов и явлений окружающего мира (объем, масса, протяженность, продолжительность и т.п.);
  • овладение основными математическими понятиями (мерами и линиями измерения) как средством  точной количественной и пространственной оценки объектов, явлений и процессов, наблюдаемых в  окружающем мире (единицы измерения  веса, длины, объема, площади; единицы времени; представления об основных параметрах измерения объектов);
  • умение в устной и письменной формах использовать освоенные арифметические действия для решения типовых социально-бытовых задач (расчет планируемой стоимости покупок, коммунальных услуг, транспортных и иных расходов, связанных с ближним и дальними поездками и т.п.);
  • умение определять порядок, последовательность действий, учитывать, распределять и рассчитывать время для осуществления ближних и отдаленных планов (как собственных, так и общих с членами семьи и ближайшего окружения); привычка использовать календарь для этих целей;
  • умение выстраивать простейшие алгоритмы действий для достижения заданного результата; умение действовать в соответствии с заданным извне алгоритмом.  

Знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром

  • наличие интереса и проявлений самостоятельной активности к изучению природы и общества (попытки обсуждения соответствующего круга  фактов, явлений и процессов);
  • владение  доступными средствами и способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение; опыт самостоятельного получения информации от окружающих людей, из семейных архивов, из открытого информационного пространства);  
  • наличие  навыков и личного опыта установления доступных причинно-следственных связей между явлениями и процессами, происходящими в  окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми;
  • расширение возможностей и полезных навыков адаптивного поведения на основе усвоенных представлений о природных и социальных явлениях;  
  • реализация основ экологической грамотности на основе соблюдения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего и природоохранительного поведения в природной и социальной среде.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования для учащихся с задержкой психического развития.

Обучающиеся с ЗПР (по первому варианту (А)) имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения основной образовательной Программы в иных формах.

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения основной образовательной программы начального общего образования) аттестации обучающихся с ЗПР включают:

  • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
  • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
  • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
  • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
  1. упрощение формулировок по грамматическому оформлению;
  2. упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
  3. в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий;  
  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;  

Соотношение продвижения обучающегося с ЗПР по двум направлениям (освоение основной образовательной Программы и формирование «жизненной компетенции») является определяющим для оценки качества образования по первому варианту стандарта.  

Оценка личностных результатов, метапредметных результатов, предметных результатов, система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений, итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию производятся в соответствии с положениями, изложенными в Основной образовательной программе начального общего образования (в соответствии с ФГОС)

В дополнение к традиционному подходу к оценке результатов усвоения основной программы начального образования обучающимися с ЗПР рекомендована разработка индивидуально ориентированной системы оценивания достижений. Эта система предполагает:

  • выбор форм и способов оценивания;
  • выстраивание схемы анализа результатов;
  • распространение оценочной деятельности не только на предметные знания, умения, навыки, но и на учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание, старание (т. е. на организационную сторону деятельности), способность ребёнка проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки.

У обучающихся с ЗПР могут быть затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования адаптированной образовательной Программы (чаще это математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение), это не должно рассматриваться как показатель не успешности образования в целом и, тем более, – нецелесообразности перехода на низший уровень образования.

  1. Структура образовательного процесса  

Первый вариант стандарта (А) – адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием здоровых сверстников,  находясь в их среде и в те же календарные сроки. Обязательной является систематическая специальная психолого-педагогическая помощь – создание условий для реализации особых образовательных потребностей и формирования полноценной жизненной компетенции.

Первый вариант (А) для обучающихся с ЗПР соответствуют программно-методическому обеспечению образовательного процесса основной образовательной программы начального общего образования (в соответствии с ФГОС).

Ребенок с ЗПР, обучающийся по первому варианту ФГОС для обучающихся с ЗПР, осваивает Основную образовательную программу начального общего образования, котораяобязательноподдерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении основной образовательной Программы.  

Направления коррекционной работы  в первом варианте (А) ФГОС для обучающихся с ЗПР:

  • поддержка в освоении основной образовательной Программы;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми и учащимися по вопросам создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;  
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;  
  • овладение навыками коммуникации; дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;  
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Коррекционную помощь оказывают специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед.

9.Направления коррекционной работы в сфере формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и планируемые результаты

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению

«Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях»

Направление коррекционной работы

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания ребёнка в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения

Умение различать социальные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, и те, где помощь со стороны не требуется.  

Умение адекватно оценивать свои силы, осознавать и контролировать ограничения, связанные с состоянием здоровья (понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, приёме медицинских препаратов).

Умение преодолевать стеснительность или пассивность при  необходимости обратиться за помощью в решении проблем жизнеобеспечения. Умение точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз для ее определения (меня мутит; терпеть нет сил; у меня болит …; извините, эту прививку мне делать нельзя; извините, сладкие фрукты мне нельзя, у меня аллергия на …).

Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.

Умение         написать         при         необходимости         SMS-

сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему (Я забыл ключи, жду тебя у подъезда.У меня болит живот, забери меня из школы и  др.).  

Умение различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых можно найти решение самому.  

Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи (повторите, пожалуйста, задание; можно, я пересяду, мне не видно и т. п.).  

Умение использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни»

Направление коррекционной работы

Требования к результатам

Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

Умение устанавливать причинно-следственные зависимости в явлениях окружающей действительности, находить причину бытового явления и предвидеть нежелательные последствия.

Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды, покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды, поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т. д.), понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному

Уточненные представления об устройстве домашней жизни; умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность в каких-то областях домашней жизни. Прогресс оценивается по овладению бытовыми навыками, наличию постоянных и удовлетворительно выполняемых обязанностей.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми

Адекватные представления об устройстве школьной жизни. Освоение установленных норм школьного поведения (на уроке, на перемене, в школьной столовой, на прогулке). Умение ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, брать на себя ответственность.  

Прогресс ребёнка в этом направлении.

Формирование стремления участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными

Усвоение и осмысление годового цикла семейных и школьных праздников, осмысление их значения и особенностей.  

Стремление ребёнка включаться в подготовку и проведение праздника, потребность и умение выбирать и предлагать форму своего участия в этой деятельности.  

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Овладение навыками коммуникации»

Направление коррекционной работы

Требования к результатам

Формирование         знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для         ребёнка житейских ситуациях

Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.

Развитие произносительной стороны речи, умение осуществлять самоконтроль за произношением в процессе коммуникации.

Умение вступить в разговор, задать вопрос, сформулировать просьбу, выразить свои намерения, завершить разговор. Умение слушать собеседника, вести разговор по правилам диалогической речи, получать и уточнять

информацию от собеседника.

Умение корректно и адекватно выразить отказ, недовольство,  проявить сочувствие, благодарность, признательность и т.п.

Умение распознавать и дифференцировать ситуации коммуникативного взаимодействия (делового и неформального; со взрослыми и со сверстниками), использовать соответствующие им формы коммуникации (например, уважительно обращаться и соблюдать «дистанцию» в общении  со взрослыми; не прерывать без необходимости разговор других людей). Умение пренебречь этими правилами при возникновении неотложной ситуации, требующей немедленного обращения.

Умение отделять существенное от второстепенного в коммуникации, извлекать значимую информацию, умение удерживаться в контексте коммуникации.

Проявление интереса к обмену впечатлениями, активизация попыток разделить их с близкими: поделиться переживаниями о происходящем в данный момент и попытки рассказать о событиях своей жизни неизвестных собеседнику.

Наличие успешного опыта использования развернутой коммуникации в процессе обучения (развернутый ответ на уроке, пересказ усвоенного материала своими словами).

Стремление самостоятельно выстраивать коммуникацию и разрешать конфликты со сверстниками при помощи коммуникации.

  Освоение культурных форм выражения своих чувств

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении

Расширение круга ситуаций (выход за рамки школьных и домашних взаимодействий), в которых ребенок         может применять         усвоенные коммуникативные умения и навыки как средство достижения цели

 Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление картины мира»

Направления коррекционной работы

Требования к результатам

Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного

представления об опасности и безопасности

Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.  

Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Умение прогнозировать последствия неправильного, неаккуратного, неосторожного использования вещей.

Расширение         и         накопление         знакомых         и

разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и др.  

Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка.

Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком

Умение ориентироваться в реалиях природных явлений. Умение устанавливать взаимосвязь между объектами и явлениями окружающей природной и социальной действительности (понимать, что «будет обязательно», «бывает», «иногда может быть», «не бывает», «не может быть»). Умение прогнозировать последствия воздействия природных явлений (дождь, гроза, снегопад, гололед и др.) и избегать нежелательных последствий

Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой

Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание условий собственной результативности.  Умение осуществлять поиск необходимой информации для решения социальных задач, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в наблюдаемом круге явлений, строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте; устанавливать аналогии и логические связи в явлениях и событиях повседневной жизни. Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий, умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в т.ч. с помощью инструментов ИКТ.

Развитие         способности ребёнка взаимодействовать         с         другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт,  делиться         своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок, как коммуникация и др.)

Умение в понятной для окружающих форме передавать свои впечатления, соображения, умозаключения Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

 Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

Требования к результатам формирования жизненной компетенции по направлению «Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей»

Направления коррекционной работы

Требования к результатам  

Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса

Представления об общественных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе.  

Стремление к соблюдению правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми и т. д.

Освоение необходимых социальных ритуалов  

ребёнку

Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.  

Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умение корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта.

Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство,         благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение

Овладение способностью правильно реагировать на  похвалу и порицание со стороны взрослого, адекватно воспринимать оценки и замечания учителя.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения

Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт.

Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта и статусу участников взаимодействия

10.Организация временного режима обучения детей с ЗПР, осваивающих первый вариант стандарта.

Распорядок дня обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации ООП НОО, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).  

При освоении АООП НОО обучающиеся с ЗПР обучаются по базовым учебникам для сверстников, не имеющих ограничений здоровья, со специальными,  учитывающими особые образовательные потребности, приложениями и дидактическими материалами,  рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы,  направленную на специальную поддержку освоения ООП НОО, на формирование жизненной компетенции и преодоление трудностей  ООП НОО.

11. Критерии реализации АОП и контроль выполнения

Критерии и компоненты

образовательного мониторинга

Показатели критериев

Периодичность контроля

Объект изучения

Ответственный

Качество образования.

Уровень освоения образовательной программы (проверочные работы, проверка техники чтения)

1 раз в четверть

ЗУН

ОУУН

Учитель, рук.

МК

Динамика развития психических функций и эмоционально - волевой сферы развития

Состояние высших нервных процессов

(листы динамики)

сентябрь

Психические функции

учащихся

психолог,

учитель

Состояние здоровья учащихся Физическое развитие

учащихся

Психосоматическое здоровье учащихся (медосмотр, листки здоровья и физического развития, данные о пропусках уроков по болезни, комфортность обучения, уровень адаптации к обучению в школе, уровень школьной тревожности).

Сентябрь, май

Учащиеся

медсестра

Учитель

физкультуры

Заместитель

директора по

УВР

Уровень воспитанности

учащихся

Сформированность интегративных качеств личности. Количество учащихся, состоящих на учете в КДН. Выявление учащихся группы риска.

Сентябрь, апрель 2 раза в год

Учащиеся

Классный руководитель Заместитель директора по

ВР

Социальное положение

учащихся

Состав учащихся

по уровню материального и морального благополучия (социальный паспорт класса).

Сентябрь

Учащиеся

Классный руководитель

Степень социализации и трудовой

адаптации

Данные социометрии, Результаты трудоустройства, Результаты участия учащихся школы в различных предметных конкурсах.

Два раза в год

1 раз в год

Учащиеся

Учитель трудового обучения, Классный руководитель

12. Воспитательный блок

Перед собой учитель ставит главную цель:

воспитание социально-активной, максимально адаптированной личности, проявляющей себя в Я-концепции. Вырабатывать самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях, повышать уровень ее потребностей и интересов через создание оптимально комфортных условий самовыражения учащихся путем согласованной коррекционно-развивающей работы педагогов школы.

1. Приоритетные направления воспитательной работы.

Направление I. “Трудовое воспитание”.

Целью деятельности классного руководителя в направлении ”Трудовое воспитание“ является максимальное вовлечение учащихся в разнообразные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.

Задачи классного руководителя в направлении ”Трудового воспитания”:

1.формирование трудолюбия;

2.формирование нравственных качеств эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда;

3.воспитывать аккуратность, самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.

Основные моменты деятельности классного руководителя и воспитателя в направлении “Трудового воспитания”:

•изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, отношения родителей к труду ребенка, обязанностей ребенка дома;

•организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков трудовой деятельности;

•организация выставок работ;

•поощрение активных участников мероприятий и выставок.

Основные понятия направления ”Трудового воспитания”:

•Общественно полезный труд, бытовой труд, самообслуживание, учебный труд, трудолюбие.

Формы деятельности классного руководителя в направлении:

•тематические классные часы: “Труд и Я”, “Мои обязанности дома”, “Все профессии нужны, все профессии важны”;

•акция “Чистый двор”;

•праздники, выставки поделок;

•кружковая работа;

•привлечение родителей к совместным трудовым акциям, праздникам.

Направление II.”Гражданское воспитание“.

Целью деятельности классного руководителя в направлении  является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него. Формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям других национальностей, к своей национальности, ее культуре, языку, традициям и обычаям; максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи классного руководителя   в направлении:

1.обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;

2.формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

3.формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.

4.формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков;

5.воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.

Основные моменты деятельности классного руководителя   в направлении:

•знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;

•сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

•организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

•формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно – правового выбора.

Основные понятия направления:

Право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы, совесть, справедливость.

Формы работы классного руководителя   в направлении:

•тематические классные часы;

•встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

•конкурсы, викторины по правовой тематике;

•изучение истории своей Родины и своего края;

Направление III. « Социальная  адаптация».

Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания – и ролевого поведения – способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Целью деятельности классного руководителя   в направлении социальной адаптации является процесс и результат становления оптимального соотношения психической деятельности человека условиям окружающей среды.

Задачи классного руководителя   в направлении ”социальная адаптация”:

•принятия ребенком системы школьных правил и требований;

•взаимоотношений учащихся с окружающими, умения решать проблемные ситуации, возникающие в процессе общения с окружающими;

•восприятии значимых сфер общественной жизни (школы, семьи);

•умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с взрослым.

Основные моменты деятельности классного руководителя:

•знакомство с правилами и нормами поведения в обществе и формирование ответственного отношения учащихся к окружающей среде;

•сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

•организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков поведения в социуме;

•формирование умений включаться в специфические виды деятельности, которые способствуют получению значимых для себя и окружающих результатов, и социальную активность;

•вовлечение учеников в активную общественную жизнь школы и деятельность вне школы;

•создание предметно-пространственной среды.

Формы работы классного руководителя   в направлении:

•классные и воспитательные часы;

•участие в школьных и городских мероприятиях;

•создание игровых ситуаций коммуникативных отношений с товарищами и взрослыми;

•моделирование ситуаций поведения в социуме;

2. Компоненты успешности воспитательного процесса.

“Семья”.

Задачи классного руководителя в компоненте ”Семья”:

1.организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

2.организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

3.создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

4.обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы деятельности классного руководителя   в компоненте ”Семья”:

•тематические классные часы: “История нашей семьи”, “Моя семья в фотографиях”,   “Памятные даты нашей семьи”;

•праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием мам и пап;

•праздники, посвященные красным датам календаря (8-е Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1-е сентября, День Учителя, школьные юбилеи);

•походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги и т.д. Дни творчества, дни открытых дверей;

•тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями;

•читательские конференции по проблемам семьи.

“Здоровье”.

Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи работы классного руководителя   в компоненте “Здоровье”:

•формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

•знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья.

Формы работы с классным коллективом в компоненте “Здоровье”:

•спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, марафоны, турниры;

•дни здоровья;

•предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике;

•беседы и дискуссии, в которых можно использовать следующие темы: “Спорт в моей жизни”, “Спортивные достижения моей страны”, “История олимпийских игр”, “Спорт в моей семье”, “Режим дня и спорт”, “Экстремальные виды спорта. Что вы о них знаете?”, “Любимый вид спорта”, “Спорт и вредные привычки”.

Результатом реализации АОП будет достижение обучающимся

(Кашпора Кирилла) уровня обученности, соответствующего его психофизическим возможностям, готовность к освоению профессии.

Дополнение к пояснительной записке по математике для учащихся с ОВЗ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР), которым рекомендовано обучение в школе VII вида, обучаются по общеобразовательной программе. Особенности их обучению происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Педагоги, работающие с детьми, которые имеют нарушение развития, планируют свою работу, учитывая как требования образовательной программы, так и особенности психического развития определенной категории детей. 

С целью усиления коррекционно-развивающей направленности курса математики, учителю необходимо более широко включать геометрический материал, задания графического характера. Перед изучением наиболее сложных разделов курса математики рекомендуется проводить специальную пропедевдическую работу путем введения практических подготовительных упражнений, направленных на формирование конкретных математических навыков и умений.

Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться анализировать, выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.е. овладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках математики способствуют прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.

Существенное значение для коррекционного учебно-воспитательного процесса имеют тщательно продуманные примеры и методы обучения с учетом индивидуального подхода к учащимся. Для детей с ЗПР принципиально важным является оптимальное сочетание практических и теоретических разделов обучения, чередование умственного напряжения и разрядки, организация систематических наблюдений, формирование приемов мыслительной деятельности. Чрезвычайно значимым является усиление словесной регуляции деятельности детей и нормализация их учебной деятельности в целом. При обучении предусматривается значительная расчлененность и строгая поэтапность преподнесения учебного материала, увеличение объема тренировочных упражнений, создания системы повторения пройденного материала, формирование учебных интересов.

Учитывая индивидуальные возможности учащихся, следует предусмотреть задания различной степени трудности. Одним детям потребуются увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим — дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению. Эффективно применение графических опор, схем, памяток-инструкций для лучшего запоминания алгоритма рассуждений при решении задач, уравнений, при отработке приемов вычислений. Поэтому в процессе обучения требуется применять дифференцированный подход к детям.

Все свои практические действия учащиеся обязательно должны сопровождать словесным отчетом о том, что и как они делают, каков результат; при этом происходит сознательное усвоение ими соответствующей   математической   терминологии.   Аналогичная практическая подготовка необходима и при изучении всех, особенно трудных, разделов программы курса начальной математики. Важно не просто довести до автоматизма навыки вычислений, а обеспечить уровень общего и математического развития учащихся. Все задания должны развивать познавательную активность учеников. Поэтому необходимо использовать сравнение, сопоставление, противопоставление связанных между собой понятий, действий, задач, предъявляя вопросы и задания типа: «Объясни», «Докажи»,  «Сравни»,  «Сделай  вывод»,  «Найди закономерность»,

Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:

  • Восполнение пробелов дошкольного математического развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности
  • Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем
  • Дифференцированный подход к детям- с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане
  • Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления
  • Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций
  • Активизация речи детей в единстве с их мышлением
  • Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету
  • Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля

Нужно обратить особое внимание на то, что часто дети, проучившиеся один год в общеобразовательной школе, считают на первый взгляд легко и быстро, но иногда за этим скрывается чисто механический счет, неумение производить действия с реальными предметами. Поэтому следует избегать на уроке заданий, требующих хорового счета, простого воспроизведения или повторения материала, списывания готовых решений. С самого начала нужно требовать от учеников объяснения своих вычислений. У детей нужно воспитывать умения видеть логические отношения в различных практических ситуациях, пользоваться методами анализа, устанавливать причинно-следственные связи. Важно не только давать ребенку сумму знаний, но и развивать его мышление, речь и логичность в целом, корригируя недостатки его психического развития. Все обучение должно начинаться с развития наглядных форм мышления. Это значит, что все первоначальные математические понятия ребенок должен усваивать, наблюдая за действиями учителя и действуя самостоятельно с раздаточным счетным материалом.

     Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.

     Главная задача начального курса математики - формирование прочных вычислительных навыков. Результаты табличного сложения (вычитания) и умножения (деления) дети должны знать наизусть. Практические действия с наглядно представленными множествами являются той материальной первоосновой, к которой нужно обращаться ученикам при изучении всех разделов программы по математике для начальной школы.

Дополнение к пояснительной записке по русскому языку для учащихся с ОВЗ

Вобучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза; обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире; развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи); формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).

Для реализации поставленных задач необходимо привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые получены обучающимися в общеобразовательной школе в период обучения грамоте. Работа над звуком, словом и предложением ведется одновременно с коррекцией имеющихся навыков письма и чтения.

Усвоение обширного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, возможно при предварительном изучении наиболее трудных грамматических тем путем пропедевтических упражнений, которые состоят из накопления устного речевого опыта, наблюдений за явлениями языка и практических языковых обобщений, ознакомления с соответствующей терминологией. Так, изучение морфологического состава слова и правил правописания проверяемых безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается в подготовительный период. Программой предусмотрено также развитие практических умений образовывать формы единственного и множественного числа существительных, подбирать однокоренные слова с последующим анализом их лексического значения и звукобуквенного состава. В дальнейшем в системе пропедевтики изучения грамматики и правописания проводится работа по словообразованию как один из эффективных способов пополнения словарного запаса. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения их непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, знакомства со словами близкими и противоположными по значению, составления предложений с обозначением действующего лица существительными и местоимениями.

При знакомстве с элементами синтаксиса обучающиеся в начальных классах узнают о предложении, его основных видах по интонации, о главных и второстепенных членах предложения, о связи между словами, об однородных членах предложения. У детей формируются орфографические, речевые, пунктуационные навыки, умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического.

Обучение правописанию опирается на усвоенный грамматический материал и на развитие орфографической зоркости. Впроцессе обучения правописанию рекомендуется использовать словарно-орфографические и разнообразные синтаксические упражнения. Такая постановка орфографической работы включает ее в систему занятий по развитию речи и способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности орфографических навыков.

Вобучении русскому языку необходимо придерживаться следующих правил:

  • новый материал следует преподносить предельно развернуто;
  • значительное место отводить практической деятельности обучающихся: работе по схемам, таблицам, с разрезной азбукой и т. д.;
  • систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
  • используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками и т. д.;
  • выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к ребенку, учитывающим уровень его подготовленности, особенности личности, работоспособность, внимание, целенаправленность при выполнении заданий.

В процессе усвоения элементов грамматики и правописания у детей развиваются умения анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления, т.е. осуществляется умственное и речевое развитие обучающихся.

Занятия чистописанием направлены на развитие и закрепление графических навыков, полученных в период обучения грамоте. Задачами этого раздела являются: развитие глазомера обучающихся, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, слов, предложений и связных текстов; формирование двигательных навыков руки, умения располагать написанное на листе тетради; отработка правильного способа держать ручку, развитие движений пальцев руки при письме, умения писать по строке, в нужном месте начинать и заканчивать ее, дифференцировать сходные по начертанию буквы. В результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются в виду фонетико-грамматические написания), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки. В состав заданий входит также исправление графических ошибок, допущенных в предыдущих работах. Письмо обучающихся должно быть опрятным, четким и правильным.

Дополнение к пояснительной записке по литературному чтению для учащихся с ОВЗ

Литературное чтение в начальных общеобразовательных классах является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся.

На уроках чтения решаются как общие с массовой школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей.

Важнейшими задачами уроков чтения являются:

  • Преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу обучения грамоте, формирование правильного слогового чтения;
  • Формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
  • Формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
  • Развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
  • Преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
  • Развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
  • Привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.

1. Тематика чтения. Включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения на каждом этапе должны быть доступны по объему, содержанию и лексическо-грамматической структуре. Материал для чтения в каждом классе позволяет поднять учащихся на новую ступень в умственном, нравственном, эстетическом, речевом развитии. Чтение произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.

При чтении не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей с ЗПР, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения.

2. Навык чтения. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляется в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа произведений с использованием приема выборочного чтения и др.

3. Работа над текстом.  При работе с текстом дети учатся отвечать на вопросы, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.

Детей необходимо постепенно, поэтапно переводить от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. Обучающихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с читаемыми текстами. На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИТОЧНИКИ

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2015 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  2. Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.03.2014 № 03-20-941/14-0-0 «Об организации деятельности территориальных психолого-медико-педагогических комиссий администраций районов Санкт-Петербурга»;
  3. Распоряжение Комитета по образованию от 02.11.2016 № 3093-р «Об организации работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)  5 класс...

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для детей с умственной отсталостью) 6 класс...

Проектирование Адаптированной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ (на примере программы вариант 3.1.)

В презентации описаны нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья по истории 6 класс

Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает...

Методы коррекционной работы на уроках ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с применением здоровьесберегающих технологий

Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по геометрии для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Свойства медиан треугольника»

В методической разработке  представлены  материалы открытого  урока  по геометрии для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития...

8кл. / Открытый урок по Физике / Повторительно-обобщающий урок для обучающихся 8-класса с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) по теме: «Электрические явления»

Данный повторительно-обобщающий урок по физике составлен на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями...