сообщение по теме "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕВУШЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"
материал на тему

Фомина Татьяна Григорьевна

сообщение по теме "ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕВУШЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_2016_g_fomina_t.g.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

     

            Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания "Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов      

         с детства с нарушениями умственного развития №1"

                                Комитета по социальной политике

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
  ОТНОШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС
   СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
   ДЕВУШЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ УМСТВЕННЫМИ
                  ВОЗМОЖНОСТЯМИ

                                           Сообщение

       на методическом объединении педагогов Специализированного структурного образовательного подразделения Центра социальной и трудовой реабилитации.

                                                                                                        Фомина Т.Г.

                                                                                          воспитатель

                                                                                          высшей категории

Санкт-Петербург

2016-2017 уч.год

                   

                                                       1

 

 Практика жизни постоянно указывает нам на явление, существенно влияющее на характер взаимодействия человека с окружающим миром. Речь идёт об опыте, который становится одновременно и условием, и следствием каждого момента жизни человека. Жизненный опыт приобретается всеми людьми, в отличие от опыта специализированного, например опыт вязания спицами или игры на скрипке.

   В силу индивидуальности каждого человека неповторим и его жизненный опыт. С другой стороны, перед разными людьми в течение жизни стоят примерно одинаковые задачи. Например, установление взаимоотношений с окружающими, профессиональное самоопределение и т.д. Способы решения этих задач также могут быть схожи у разных людей. Поэтому можно сказать об определённой структуре жизненного опыта, несмотря на его субъективную индивидуальность.

   Жизненный опыт, представляющий собой неповторимый синтез разнообразных знаний, впечатлений, чувств и отношений, а также умений, навыков и привычек, складывается в ходе его индивидуальной жизни и направлен на решение её проблем.

   Практика всегда знала, что опыт является незаменимым слагаемым личности. В данной статье опыт рассматривается, как результат процесса взаимодействия ребёнка – сироты с объектами окружающей действительности. Недостаток опыта культурной жизни, жизни, достойной человека, осознаётся и самими сиротами, и педагогами-практиками, и окружающими их людьми. Специфические условия жизни в закрытом учреждении, материнская, эмоциональная, социальная депривация нарушают развитие ребёнка и физическое, и психическое, и умственное, что оказывает непосредственное влияние на его поведение, его деятельность по отношению к окружающему миру. Иногда недостаток положительного жизненного опыта ставит детей-сирот в неудобное положение, иногда они  становятся объектами осуждения или сочувствия со стороны окружающих, но, так или иначе, разрыв между воспитанниками интернатных учреждений и обычных школ в плане оснащения их опытом достойной жизни ощутим. Можно привести множество примеров, когда в обычных повседневных ситуациях воспитанники ведут себя соответственно своему прежнему, негативному социальному опыту, несмотря на изменившиеся условия жизни и многочисленные мероприятия, проводимые для них и с ними педагогами детского дома. Всё это – и окружающая реальность, и воспитательный процесс оснащает их новым жизненным опытом, ставящим своей целью подготовить их к самостоятельной жизни.

   Опыт можно рассматривать как способ познания действительности, основанный на использовании человеком той или иной формы практики. Опыт выступает с позиций праксиологии (учение о человеческой деятельности , реализация человеческих ценностей) как своеобразная форма отражения человеком действительности, опосредованной его активностью, действиями и интерпретацией его результатов.

 

                                                            2

Психологическим механизмом формирования опыта, по мнению большинства учёных-психологов, физиологов, педагогов, является практическая связка: ощущения, восприятие объективной реальности, знания об объекте, пробное действие по отношению к объекту, умелое действие, автоматическое действие – навык и привычное действие, ставшее потребностью человека. Ещё И.П.Павлов рассматривал поведение человека как систему условных рефлексов. Он доказал, что под влиянием стабильных условий жизни и деятельности у него складывается достаточно устойчивая система условных и безусловных рефлексов, обеспечивающих устойчивую систему реакций – динамический стереотип. Легко представить в связи с этим положением, какие динамические стереотипы имеют дети-сироты, длительное время находившиеся в асоциальных семьях, где отсутствовали элементарные понятия о гигиене тела, жилища, способах приготовления и употребления пищи, законном добывании средств существования.

   В качестве основных компонентов, составляющих опыт , который рождён повседневной жизнью и оказывает влияние на ход этой жизни, можно выделить пять жизненно важных фактов деятельности, порождённых культурой и соответствующих гигиенической, эстетической, этической и экономической сферам бытия: обеспечение здорового питания; уход за собственным телом; уход за жилищем; общение; пользование денежными средствами.

   Выбор компонента "обеспечения здорового питания" имеет своим основанием положение о недостаточном уровне  образованности  в вопросах рационального питания населения России в целом и подросткового населения в частности. По данным многих исследователей, структура питания подростков последнее время характеризуется увеличением потребления продуктов "быстрого питания", концентратов. Отмечается высокая  распостранённость  витаминной и микроэлементной недостаточности, что вызвано не материальным неблагополучием, а отсутствием необходимых знаний  у населения. К этому следует добавить несформированность у части детей некоторых санитарно- гигиенических навыков при употреблении, например, продуктов, требующих предварительной обработки. К ним относятся водопроводная вода, которую безопаснее употреблять после кипячения; фрукты и овощи, которые необходимо вымыть, прежде чем съесть. В наибольшей степени такие проявления свойственны воспитанникам учреждений интернатного типа в силу специфических условий жизни и недостатке опыта жизни в семье.

    Компонент "уход за собственным телом" был выбран ввиду важности навыков личной гигиены, которые должны стать здоровой потребностью каждого человека, приобрести характер динамического стереотипа, сохраняющегося на всю жизнь. К таким навыкам, выполняемым ежедневно, относятся: уход за полостью рта, уход за руками и ногами, принятие душа, смена нижнего белья, которые в идеале должны стать привычными для воспитанников.

                                                       3

  Компонент "уход за жилищем" выбран в качестве значимого по нескольким причинам. Во-первых, с точки зрения гигиенического аспекта, навыки по уходу за жилищем и вещами, его наполняющими, являются условием поддержания приемлемого для жизнедеятельности функционального состояния этих предметов окружения человека. Во-вторых, с эстетических позиций, чистота и опрятность, красота и уют дома становятся важными элементами создания психологического комфорта личности , её защищённости от внешней агрессивной среды. В- третьих, с точки зрения полезности навыков по уходу за жилищем для последующей жизнедеятельности.

   Компонент "общение"  имеет особую значимость в формировании жизненного опыта. Он является базовым для всех остальных сфер жизнедеятельности человека в социуме. Несмотря на кажущиеся благоприятные условия для формирования навыков общения в условиях детского дома, этот процесс не получает ожидаемого положительного результата. Противоречие между безусловностью общения воспитанников в детском доме, которая , с одной стороны, способствует эмоциональной стабильности, защищённости, а с другой – не позволяет им наладить равноправные отношения с незнакомыми детьми и адекватно оценить качества, необходимые для избирательного дружеского общения, и важностью этого общения для их жизнедеятельности в настоящем и будущем стало основной причиной для выбора данного компонента .

    Компонент "пользование денежными средствами" – реальность такова, что денежные средства являются основным источником существования человека в социуме. От умений и навыков их рационального использования во многом зависит качество жизни.

   Опираясь на теоретические положения, изложенные в многочисленных литературных источниках, для педагогической диагностики условно можно принять уровни формирования жизненного опыта: низкий, достаточный, высокий.

   Низкий уровень (1) по психологическому механизму образования соответствует опыту умозрительному, теоретическому, основанному на восприятии объектов действительности. На этом уровне опыт либо не получает дальнейшего практического  подтверждения в деятельности, в связи с минимальным осознанием его ценности для воспитанника, либо практика взаимодействия единична. Характеристикой низкого уровня сформированности  жизненного опыта в какой-либо сфере  могут служить суждения: "Никогда этого не делал", или "Видел, как это делают другие", или "Пробовал как-то раз", "Знаю, как это делать".

   Достаточный уровень (2)  характеризует наличие теоретической информации по исследуемому сегменту, выражающейся в позиции : "это делать надо, потому что…" или "Это делается так…", а также вполне сформированные умения в выполнении соответствующих операций. Хотя иногда операциональных умений не хватает и качество действий страдает.

4

Мотивом выполнения деятельности на данном этапе служат как объективные предпосылки, такие как внешний контроль, так и субъективные  - желание подражать, формирование самосознания. В то же время, при отсутствии какого-либо  внешнего фактора, действия откладываются "на потом", выполняются импульсивно и эпизодически, либо забываются на какое-то время. При возобновлении практики они легко восстанавливаются.

   Высокий уровень (3)  сформированности жизненного опыта выражается в наличии у подростка навыков и следственно, формирующихся легко привычек (одобряемых большинством членов социума, считающихся полезными). Навык характеризует действие с качественной стороны и свидетельствует о наличии динамического стереотипа его выполнения. В сочетании с осмыслением субъективной значимости действия и удовлетворением от собственного исполнения этого действия, с мотивационной стороны действие на данном уровне характеризует привычка. Подросток выполняет его не задумываясь, "потому что привык" или "всегда так делаю", и ощущает потребность именно в таком выполнении :"не могу без этого…".

   Ставя перед собой цель выявления у воспитанников детского дома имеющегося опыта в выделенных пяти компонентах, нужно чётко определять структуру каждого из них. Причём векторы исследовательского внимания должны располагаться в таких направлениях, где имеются широкие возможности применить весь спектр методов опытно-экспериментальной работы, таких как наблюдение в ситуации свободного выбора, опрос педагогов-воспитателей и воспитанников. Структурными составляющими среди всего многообразия актов повседневной деятельности стали  следующие: обеспечение здорового питания – моет фрукты и овощи перед едой, употребляет кипячёную воду, употребляет каши, не курит; уход за телом – моет руки пере едой, моет руки после туалета, следит за состоянием ногтей, чистит зубы на ночь; уход за жилищем – застилает постель, вытирает ноги при входе в дом с улицы, моет посуду, бросает мусор в урну; общение – обращается к сверстникам по имени, здоровается с незнакомцами в детском доме, благодарит сверстников, благодарит взрослых; пользование деньгами – покупает пищевые продукты, покупает средства для проведения досуга, покупает средства гигиены, косметику, покупает подарки окружающим.

   В исследовании участвовало 96 детей-сирот, 30 из которых составили впоследствии экспериментальную группу, и 48 воспитателей интернатных учреждений.

   По мнению многих учёных, педагогическое наблюдение среди всех методов диагностирования воспитанности ребёнка занимает главное место. Формирующиеся у воспитанников детского дома те или иные навыки и привычки, как элементы жизненного опыта, являются естественными и непосредственным проявлением детьми своих реальных  отношений к объектам окружающего мира. Поэтому наблюдение, проводимое в естественном ходе повседневной жизни как в контрольной, так и в экспериментальной группах, дало наиболее точную характеристику

                                                       5

исследуемого объекта. Для целей данного исследования применялись педагогические наблюдения в ситуациях:

1. Педагог сообщает воспитанникам, что очень хочется пить и просит принести стакан воды. Задача – выявление количества детей, предпочитающих воду из-под крана кипячёной воде.

2. Педагог угощает детей яблоками, которые достаёт из сумки, Задача – определить количество детей, которые помоют яблоко перед  едой.

3. Завтрак , состоящий из молочной каши. Наблюдение повторяется в течение недели. Задача – определение числа детей, предпочитающих сытный, здоровый завтрак обыкновенному "перекусыванию".

4. Перед обедом педагог "забыл" напомнить воспитанникам о необходимости помыть руки пере едой. Задача: определить число детей, сделавших это без напоминания, т.е. по привычке.

5. В течение недели никто из взрослых не напоминает воспитанникам о том, что ногти должны быть чистыми и аккуратно постриженными. Задача: определить количество детей, сделавших это без напоминаний или попросивших помощи в данном деле у воспитателя или нянечки.

6. Педагог в течение недели наблюдает, сколько человек помоют руки после посещения туалета без напоминания взрослых.

7. Перед сном педагог "забывает" напомнить почистить зубы на ночь. Задача: выявление числа детей, сделавших это без напоминания.

8. После подъёма педагог не говорит детям об уборке постелей. Задача: наблюдать, сколько детей сделают это без напоминаний.

9. Педагог находился у входной двери (в дождливую или слякотную погоду) , когда в помещение входят дети, и фиксирует, сколько из них вытерли грязную обувь о коврик.

10. Педагог предлагает вымыть свою посуду и определяет, сколько человек делает эту процедуру легко, без возражений и качественно.

11. Педагог предлагает детям конфеты и не напоминает им, что фантики нужно выбросить в мусорное ведро. Задача зафиксировать, число детей, бросивших фантик в мусорное ведро без напоминания.

12. Педагог наблюдает за воспитанниками в естественном ходе жизни и фиксирует, число детей, привыкших обращаться к сверстникам по кличкам, прозвищам, фамилиям.

13. Педагог приводит в детский дом незнакомого детям человека. "Незнакомец" стоит в коридоре как  будто кого-то ждёт. Задача: определить количество детей, которые проходя мимо , поздороваются.

14. Педагог создаёт ситуацию, когда воспитанники вроде бы должны поблагодарить кого-то из персонала. Задача: фиксировать количество детей поблагодаривших взрослого.

15. Педагог наблюдает за воспитанниками в течение недели в повседневных ситуациях. Задача: определить, сколько детей выражают благодарность друг другу.

16. Педагог наблюдает за детьми в повседневной жизни и выявляет их стойкие предпочтения в расходовании денег.

                                                         6

  1-й уровень составил 22%.

  2-ой уровень       -           42%

  3-й уровень         -          36%

     Из этих данных видно, что жизненный опыт большинства воспитанников детских домов находится на уровне умений. То есть нельзя сказать, что у них сформированы стойкие динамические стереотипы, конкретные для каждой ситуации наблюдения и считающиеся целью воспитательного процесса. Хотя их опыт можно считать, согласно принятым ранее уровням, достаточным. Задержка психического развития, характерная для многих детей-сирот, объясняет низкий показатель приученности их к общественно одобряемым действиям. Ведь приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Это подтверждается опытом и нашего детского дома: воспитанники, поступившие в раннем возрасте, владеют полностью навыками сан-гигиены и навыками самообслуживания.

   Формы поведения, ставшие для воспитанников привычными, отличаются простотой исполнения, гибкостью и обобщённостью, легко проявляются в разных обстоятельствах, принимая соответствующие этим обстоятельствам конкретные способы действия.

Литература : журнал "Дефектология" № 5, 2007 год

Воспитатель:                           Фомина Т.Г.

 Дата: 2 марта 2016 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация православных праздников в детском доме-интернате как одна из форм духовного воспитания детей с ограниченными умственными возможностями

Рекомендации по организации и проведению православных праздников в детском доме-интернате для "особых" детей...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Доклад по теме: «Психолого-педагогические основы адаптации учащихся с ограниченными умственными возможностями».

Из опыта работы по  адаптации учащихся с ограниченными умственными  возможностями....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье авторы освещают аспект применения  современных технологий в воспитании детей с нарушениями психофизического развития. В статье кратко отражены направления педагогического воздейст...