Технология коррекции звукопроизношения. Подготовительный этап.
статья на тему

Семёхина Светлана Георгиевна

Данный материал не только поможет специалистам провести тщательную подготовку артикуляционного аппарата ребенка к правильному произношению основных групп звуков, но и  подскажет, как правильно развивать  речеслуховой анализатор для формирования устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология коррекции звукопроизношения. Подготовительный этап.

Семехина С.Г., учитель-логопед МДОУ «ЦД «ЖКМЧУЖИНКА», г.Клин

        Коррекция звукопроизношения у детей  проходит поэтапно и последовательно. Разные авторы выделяют определенное количество этапов логопедического воздействия в данном направлении. Ф.Ф.Рау выделяет два этапа, О.В.Правдина и О.А.Токарева – 3 этапа, М.Е.Хватцев – 4 этапа.

В настоящее время традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения:

- подготовительный,  цель которого – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и призношению звуков;

- этап формирования первичных произносительных умений и навыков, цель которого – постановка, автоматизация и  дифференциация звуков);

- этап формирования коммуникативных умений и навыков, цель которого – формирование у детей умения и навыков правильного употребления звуков в различных ситуациях речевого общения.

Остановимся подробно на подготовительном этапе коррекционного воздействия.  Этот этап имеет основополагающее значение.  Особенно важно провести тщательную работу на данном этапе, если у ребенка имеется дизартрия, а также замены и смешения звуков по акустико-артикуляционному сходству.

Цель подготовительного этапа -   подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов  к правильному восприятию и произнесению звуков.

Содержание коррекционной работы

1. Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие фонематических процессов.

4. Отработка опорных звуков.

Особое внимание мне хотелось бы уделить формированию артикуляционной моторики т направленной воздушной струи  с помощью игровой гимнастики, а также подготовке речеслухового анализатора к правильному восприятию звуков.

Формирование артикуляционной моторики и направленной воздушной струи  

с помощью игровой гимнастики.

Традиционно перед проведением артикуляционной гимнастики  с детьми в игровой форме изучаются все органы артикуляции. Обычно используется «Сказка о веселом язычке. Домик язычка». Затем проводится непосредственно артикуляционная гимнастика –  система упражнений, направленная на совершенствование движений артикуляционных органов, а также на формирование правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.

При проведении артикуляционной гимнастики следует выполнять следующие рекомендации:

  • Артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится ежедневно два раза в день: в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Продолжительность гимнастики — не более 5-7 минут.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено;
  • Ребенок должен хорошо видеть как лицо взрослого, так и свое лицо, т.е. ребенок и взрослый должны находиться перед настенным зеркалом, что позволит  контролировать правильность выполнения упражнений
  • сначала отрабатывается так называемый общий комплекс артикуляционной гимнастики, затем, по необходимости, комплексы для постановки шипящих, свистящих, сонорных и других звуков.
  • Каждый комплекс включает в себя по 2-3 статических и по 2-3 динамических упражнения.
  • Каждое упражнение выпоняется по 3-4 раза;
  • Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются сначала по 3-5 секунд, затем по 10-15 секунд;
  • Гимнастика проводится в игровой форме, каждое упражнение имеет свое называние, например:  «Грибок», «Чашечка».
  • При проведении артикуляционной гимнастики используется наглядный материал.

Ниже представлены комплексы артикуляционной гимнастики.

Общий (основной) комплекс артикуляционной гимнастики

УЛЫБКА. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5. Выполнять 3-4 раза.
Методические указания. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

ТРУБОЧКА.  Зубы сомкнуты. Губы с напряжением вытянуть вперёд трубочкой. Удерживать данное положение на счёт до 5. Выполнять 3-4 раза. 

Методические указания: следить, чтобы ребёнок удерживал губы в заданном положении, не расслабляя их раньше времени, зубы должны быть сомкнуты.

УЛЫБОЧКА – ТРУБОЧКА. . Поочерёдное выполнение упражнений «Улыбочка» и «Трубочка» на счет  (7 раз). 

ЛОПАТОЧКА.  Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.. Выполнять 3-4 раза.
Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу. Если упражнение у ребенка не получается, мышцы языка не расслабляются, можно «пошлепать» язык верхней губой: «пя-пя-пя».

ИГОЛОЧКА. Приоткрыть рот, слегка высунуть язык изо рта. Сделать его узким («как иголочка»), удерживать в таком положении на счёт до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.
Методические указания.  Следить, чтобы язык был узким; его края не должны касаться углов рта. Стараться удерживать язык в спокойном состоянии.

ЛОПАТОЧКА — ИГОЛОЧКА. Поочерёдное выполнение упражнений «Лопаточка» и «Иголочка» на счет  (7 раз). 

ЧАСИКИ. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык. На счёт «раз – два» переводить язык из одного угла рта в другой. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.  Темп выполнения не должен быть быстрым.

КАЧЕЛИ. .Приоткрыть рот, высунуть широкий язык. По указанию взрослого («вверх» — «вниз»)ребёнок должен поочерёдно поднимать язык вверх и опускать вниз, тянуться то к носу, то к подбородку. Методические указания. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.  При подъёме языка рот должен быть приоткрыт, нижняя губа не подталкивает язык вверх.

ПОЧИСТИМ ЗУБКИ.. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» сначала нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Выполнять 5 – 6 раз. Методические указания.  Язык находится с внутренней стороны зубов, не высовывается из ротовой полости.  Нижняя челюсть неподвижна.  Темп выполнения не должен быть быстрым.

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков.

УЛЫБКА . Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5. Выполнять 3-4 раза.
Методические указания. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

ЗАБОРЧИК. Улыбнуться,  обнажить нижние зубки. Удерживать данное положение на счет до 5. Выполнить 3-4 раза. Методические указания. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд  

ЛОПАТКА. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.. Выполнять 3-4 раза.
Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу. Если упражнение у ребенка не получается, мышцы языка не расслабляются, можно «пошлепать» язык верхней губой: «пя-пя-пя».

ПОЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ.  Языком снизу вверх почистить нижние зубки. Методические рекомендации: следить, чтобы  язык упирался в нижние резцы.

ЖЕЛОБОК.  Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение 3-4 раза по 5-7 секунд.

СДУЙ СНЕЖИНКУ С ГОРКИ.  Положить ватку – «снежинку»  на руку. Улыбнуться, приоткрыть рот,  кончик языка удерживать за нижними зубами, приподнять язык горкой, сдут ватку с руки.

ФУТБОЛ (задуй мяч в ворота) способствует выработке  плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф,   сдуть ватный шарик  на противоположный край стола, затем использовать «футбольные ворота». Методические рекомендации: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

СЕРДИТАЯ КИСКА.  Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удержать язык в таком положении под счет до 10.

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.

КАЧЕЛИ. Движение первое: поднять широкий язык к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Движение второе: опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт. Язык «качается» то вверх, то вниз (7-10 раз)

ГАРМОШКА. Улыбнуться, приоткрыть рот, «присосать» язык к небу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка.

ГРИБОК. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и «присосать» к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 3 – 4 раза.

КОТЕНОК  ЛАКАЕТ МОЛОКО.  Широко открыть рот. Сделать 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Дать время ребенку для отдыха, затем повторяем движение.

ВКУСНОЕ  ВАРЕНЬЕ. Широко открываем рот, нижняя челюсть неподвижна. Широким языком сверху вниз облизываем верхнюю губу. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем проглотить слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

ЧАШЕЧКА.  На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз.

ФОКУС.  Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос, сдуть ватку с кончика носа.

Комплекс упражнений для постановки сонорных звуков.

УЛЫБКА . Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5. Выполнять 3-4 раза.
Методические указания. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

ЛОПАТКА. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий спокойный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счёт до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.. Выполнять 3-4 раза.
Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. Не высовывать язык далеко, он должен только прикрывать нижнюю губу. Если упражнение у ребенка не получается, мышцы языка не расслабляются, можно «пошлепать» язык верхней губой: «пя-пя-пя».

ВКУСНОЕ  ВАРЕНЬЕ. Широко открываем рот, нижняя челюсть неподвижна. Широким языком сверху вниз облизываем верхнюю губу. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем проглотить слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

ЧАШЕЧКА.  На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик». Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4 – 5 раз

БОЛТУШКА.  Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…» ).                                 

САМОЛЕТ ГУДИТ. Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л.

МАЛЯР. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.

ЛОШАДКА. Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.  

ГРИБОК. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх и «присосать» к небу, кончик языка должен находиться у верхних передних зубов. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 3 – 4 раза.

ПАРУС.  Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.    

 БАРАБАН. Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. 

Подготовка речеслухового анализатора

к правильному восприятию звуков.

Речеслуховой анализатор включает три отдела:

  • центральный (в височной области коры доминантного полушария – центр Вернике – область коры в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которого человек перестает понимать слова при нормальном слухе – слышит слова, но не понимает их смысла);
  • периферический (наружное, среднее, внутреннее ухо);
  • проводниковый (слуховые нервы).

Функция речеслухового аппарата – осуществление восприятия звучащей речи на базе сформированного в онтогенезе слуха. Слух – основа для развития речи.

Формирование фонематического слуха происходит поэтапно. На первом этапе детей учат узнавать и различать неречевые звуки.

Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что способствует приобретению умения дифференцировать фонемы. 

Игровые  упражнения, направленных на формирование умения узнавать и различать неречевые звуки.

Упражнение «Чудо-звуки»

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков — шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки, — какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем — сходных по звучанию.

Слушайте звуки на на прогулке. Зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте — это опоры вашего малыша в жизни.

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

 

«Что слышно»

Цель: развитие умения прислушиваться и по звуку определять его происхождение.

Содержание: педагог привлекает внимание детей то к двери, то к окну, предлагает послушать и запомнить, что за ними происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что было слышно за дверью и за окном (шаги людей, скрип двери, шум ветра, разговоры детей, телефонный звонок и т.д.).

«Угадай, что это»

Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: ширма, различные предметы.

Содержание: педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

« Шумящие коробочки»

Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.

Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

«Повтори»

Цель: развитие умения прислушиваться и запоминать серию звуков.

Содержание: педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой; один хлопок по коленям, два хлопка в ладоши, один щелчок пальцами. Ребенок должен запомнить и повторить предложенную серию.

«Колокольчик»

Цель: определение направления звука в пространстве. Оборудование: колокольчик.

Содержание: водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Один из детей звонит в колокольчик. Водящий должен отгадать, кто это сделал.

«Определи, откуда звук»

Цель: определение направления звука в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

Содержание: ребенок закрывает глаза. Педагог отходит от ребенка в разных направлениях и звенит в колокольчик. Ребенок должен показать и объяснить, где звенел колокольчик (спереди, сзади, слева, справа, сзади вверху и т.д.).

«Далеко – близко»

Цель: определение расстояния звучания.

Содержание: выбирается водящий. Он закрывает глаза. Педагог называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен сказать близко или далеко находится педагог.

 

Формирование фонематического восприятия как этап подготовки к правильному звукопроизношению.

Основная цель данной работы -  помочь ребенку научиться узнавать в речи логопеда звук, который он еще не может правильно произнести, а также провести дифференциацию смешиваемых в речи звуков на слух с помощью наглядной опоры.

Перед постановкой звука актуально провести игру «Правильно или неправильно». Ребенку необходимо показать картинку с изображением предмета, например: «ШАПКА». Далее спрашиваем: «Это тапка?», «Это лапка?», «Это фапка?» и так далее. Затем следует вопрос «Это шапка?». Обычно дети  сосредотачиваются, у них концентрируется слуховое внимание и ответ, часто неожиданно для самих ребят, оказывается правильным. Если ребенок затрудняется с ответом, логопед правильно называет предмет и просит запомнить ребенка название предмета.

Для звука, который необходимо «поставить», целесообразно  использовать звукоподражательную картинку. Например: Ш – гусь шипит. Такую картинку хорошо использовать как наглядную опору при формировании умения узнавать звук: «Покажи гуся, если услышишь звук Ш» и логопед называет ряд звуков. Аналогично проводится работа с открытыми и закрытыми слогами, со словами, где звук находится в начале слова. Если ребенок заменяет близкие по акустико-артикуляционному сходству звуки, можно использовать две звукоподражательные картинки.

Практика показывает, что формирование фонематического восприятия как этап подготовки к правильному звукопроизношению очень важен, это не простая формальность. Зачастую в письменных работах школьников, имеющих правильное звукопроизношение, вдруг обнаруживаются дисграфические ошибки. Можно предположить, что в данном случае у ребенка недостаточно хорошо налажена работа речеслухового анализатора. Все логопеды знают, что необходимо научить ребенка различать звуки на слух, в произношении и на письме. Прежде всего дифференцировка на слух и только затем в произношении дает стойкие положительные результаты в профилактике и коррекции дисграфии и дислексии, обусловленных фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная группа). «Джейк и пираты Звукландии в поисках сокровищ».

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в словах и предложении для детей подготовительной группы в виде занятия-путешествия с использованем героев мультфильма "Джейк и пираты Нетла...

Конспект подгруппового занятия по коррекции звукопроизношения (подготовительная группа). Автоматизация звука «с». «В некотором царстве, в некотором государстве…».

Конспект по автоматизации звука "С" в изолированном виде, в слогах, в словах и предложении (сказка-путешествие)...

Технология коррекции звукопроизношения дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

      В презентации  раскрыто понятие "минимальные дизартрические расстройства",  причины, вызывающие данное состояние, виды, основные нарушения, перечислены ...

Технология коррекции звукопроизношения

Образовательные технологии...

Технология коррекции звукопроизношения у детей старшего до-школьного возраста с Общим недоразвитием речи через дидактиче-ские игры

Технология коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с Общим недоразвитием речи через дидактические игры...