Технология коррекции звукопроизношения
материал

Грушина Александра Михайловна

Образовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_korr.zvukopr.docx87.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Технология коррекции звукопроизношения

(М.Ф. Фомичева, Л. В. Лопатина, Г. В. Чиркина)

Учитель-логопед

Грушина А.М.

Содержание

1.Теоретическая часть

2.Список литературы

3.Методическая база

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи.

Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам.

В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем знаний. Вместе с развитием речи как правило исчезают и вторичные изменения психики. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

     Актуальность технологии заключается в том, что в современное время количество детей с нарушениями звукопроизношения увеличивается. 

     Цель - исправление различных видов нарушений произношения звуков: их отсутствие, замены, искажения.

     Задачи:

1)Постановка и автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2)Развитие фонематических процессов: фонематического слуха, дифференцирования звуков близких по акустическим и артикуляторным характеристикам.

3)Развитие речевого слуха.

Этапы коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф.Ф. Рау выделяет 2 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева - 3 этапа, М.Е. Хватцев - 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения.

Исходя из целей и задач логопедического воздействия, традиционно выделяют следующие этапы коррекции звукопроизношения:

1Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков .

Содержание:

1) Формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа;

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2)  Формирование направленной воздушной струи.

3)Развитие мелкой моторики:

а)с помощью пальчиковой гимнастики;

б)с помощью массажа рук;

в)с помощью самомассажа пальцев рук;

г)с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка,
мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.).

4)  Развитие фонематических процессов.

5)Отработка опорных звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

2.1.Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.
Содержание:

1)  Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и
движений органов артикуляции.

2)  Создание артикуляционной базы данного звука.

3)Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и со-
норных звуков.

4)  Отработка произнесения изолированного звука.

2.2.Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.
Содержание: постепенное, последовательное введение поставленного
звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

2.3.Дифференциация звука.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно упот-
реблять их в собственной речи.

Содержание: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам сначала в изолированном положении, затем в слогах, словах, предложениях и собственной речи.

3.Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Содержание: моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука, уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.). На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову):

1)  Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный).

2)  Прием фонематического анализа, который традиционно включает три
языковые операции:

-    фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение
положения звука по отношению к другим звукам и т.д.);

-    фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.);

-    фонематические представления.

3)  Прием связи звука и буквы.

Технология постановки разных групп звуков

Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф.Ф.Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

Имитативный - основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. При этом, помимо акустических опор, ребенок использует  зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Подражание дополняется словесными пояснениями логопеда, какую позицию должен принять артикуляционный орган. В тех случаях, когда необходимые для данного звука артикуляционные позиции выработаны, достаточно их просто вспомнить. Можно пользоваться приемом постепенного нащупывания нужной артикуляции. Поиск часто приводит к постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких.

Механический способ - основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и вовремя произнесения при помощи зонда меняет артикуляционный уклад. В результате получается требуемый звук. При данном способе ребенок самостоятельно не осуществляет поиск, его органы артикуляции только подчиняются действиям взрослого. После длительных тренировок он самостоятельно принимает необходимую артикуляционную позу, помогая себе шпателем или пальцем.

Смешанный способ - основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью логопеда артикуляционная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.

Постановка звука при его искажении осуществляется с опорой на нормально произносимые звуки, в артикуляционном укладе которых имеются общие признаки с нарушенным звуком. При этом учитывается их артикуляционное «родство», которое может быть не одинаково в разных группах звуков. Так, при работе над звонкими согласными звуками опираются на их глухие парные звуки, и задача логопедической работы сводится к тому, чтобы дополнить общую артикуляторную позу работой голосового аппарата. При работе над заднеязычными взрывными звуками в работу включают корневую часть языка, а в качестве его исходной основы берется позиция переднеязычного взрывного. При постановке языка в качестве исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, т.к. слог - это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу оказывается затрудненным. Необходимо предусмотреть возможные динамичные перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, если схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка не нарушены. Исходными для постановки твердых звуков следует избирать звуки в слоге с гласным [А], а для мягких согласных следует брать звуки в слоге с гласным [И]. В дальнейшей работе подключаются согласные в позициях перед остальными гласными. При этом внимание обращается на лабиализованные гласные, т.к. перед ними многие  согласные претерпевают существенные артикуляционные изменения. Важными для коррекционной работы являются опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Звук

Приёмы постановки

с

  1. По подражанию.
  2. Произнесение опорных [и], [ф] при артикуляции [с].
  3. Механически от [т]: кончик языка отводят зондом за нижние зубы, ребёнок произносит «та-та-та» = «са-са-са».

ш

  1. По подражанию.
  2. Механически от [с]: кончик языка отводят зондом за верхн] зубы, ребёнок произносит «са-са-са» = «ша-ша-ша».

р

  1. От [д]: упражнения «Дятел», «Барабанщик». Быстро отрывисто «стучать» кончиком языка по верхним альвеола произнося [д] = «др».
  2. От чередования [т] и [д]: упражнение «Поезд» (имитация сту колёс) = «тр-др».
  3. От сочетания «дж»: упражнение «Заведи моторчик» = «дррр».
  4. Постановка в 2 этапа:

1)      фрикативный [р] от [ж], [з] или [д], можно от слогов «жа», «за «да»;

2)      механическое достижение вибрации с помощью шариково зонда = [р], слоги «ра», «дра».

л

  1. По подражанию.
  2. От межзубного произнесения [а] или [ы].

К, Г, X, й

  1. По подражанию.
  2. Механически: с помощью шпателя, усиливая нажим на язык продвигая его спинку назад:

[к] от [т]: «та-тя-кя-ка»; [г] от [д]: «да-дя-гя-га»; [х] от [< «са-ся-хя-ха»; [)] от [з]: «за-зя-|а».

ц

  1. По подражанию.
  2. От чередования [т] и [с], постепенно ускоряя темп.

ч

  1. По подражанию.
  2. От чередования [т] и [щ], постепенно ускоряя темп.
  3. От слога «ать»: подложить шпатель под язык, поднять его альвеолам, одновременно нажимая на углы губ, добавляя эта выдвижение их вперёд как при [ч].

Щ

  1. По подражанию.
  2. Механически: поднятие зондом кончика языка п] произнесении «сь» или «ся» = [щ] или слог «ща».

Мягкие согласные

1) По подражанию.

Предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами (па - пя, ала - апя и т.д.).

2)  Обходной путь. Ребенку предлагают:

-   длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;

-   повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], получается отчетливое [п!], с некоторым придыханием;

-   перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом, затем так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко: получается сочетание апь;

-   закрепив полученный мягкий звук [п] - [п'], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п?] [а]), а потом сливая их;

-   затем вводить слоги и слова с другими гласными.

3)Механический способ.

В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам и произносятся при полуоткрытых зубах и губах. При произнесении [т] или слога та удерживать кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка): получается [т?] в изолированном виде или в открытом слоге (тя, тя, тя). Аналогичным путем из слога аш получают слог атъ. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д1] от [д], [н!] от [н]. Далее произношение других мягких звуков отрабатывается в следующем порядке: [ф'], [в1], [п'], [б'], [м!], [с?], [з?],Что касается звуков [к1], [г!], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич», «на руке».

Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем - их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).

Звонкие и глухие согласные

Исправление недостатков произношения звонких согласных следует начинать с щелевых звуков, причем с наиболее простого из них по артикуляции звука [в]. После него переходят к звукам [з] и [ж], а затем уже к взрывным звукам в последовательности [б] - [д] - [г].

Подготовительные упражнения:

а)поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и па выдохе;

б)сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.

Все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.

Общие приемы для постановки звонких звуков

  1. По  подражанию, используя тактильно-вибрационный способ.
  2. Включение голоса на основе сравнения глухого и звонкого звуков (также можно использовать при этом тактильно-вибрационный способ).

Последовательно протяжно произносятся гласные звуки, каждый – сначала шепотом, а затем громко, после чего непосредственно переходят к аналогичному произношению нужного согласного. Например, озвончение звука [з]: шёпотом - А, громко - А, шёпотом - Э, громко - Э, шёпотом - И, громко - И, шёпотом - С, громко - 3.

Для озвончения взрывных согласных звуки на одном выдохе произносят отрывисто: шепотом - а. а. а. а... громко - а. а. а. а...шепотом - о. о. о. о... громко - о. о. о. о... шепотом -э. э. э. э... громко- э. э. Э; э... шепотом - т. т. т. т... громко - д. д. д. д.

  1. Для щелевых звуков: согласный произносится шепотом, а затем,не прерывая, подается голос.

  1. Непосредственный переход к звуку от одного из сонорных [м], [н],[л], [р] (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными(например, адма, адна, адра и т.п.).

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВОНКИХ ЗВУКОВ

Звук - Приёмы постановки

[в]

1. Ребенку предлагают держать губы неплотно сомкнутыми на мощном озвученном выдохе так, чтобы образовался гудящий звук. При выполнении упражнения нужно периодически широко раскрывать рот - получатся звуки ва- ва-ва (губно-губное [в]).

2. Механически: логопед пальцем на выдохе приближает нижнюю губу ребенка к верхним резцам. Получается длительное губно-зубное [в]. Работа над звуком обязательно подкрепляется контролем над вибрацией гортани,

[з]

1. От опорного щелевого [в] с механической помощью: при длительном произношении [в] пальцем прижимают нижнюю губу к основанию нижних резцов. Получается: вввззз. Постепенно изолированное звучание получается без механической помощи.

2. Установив органы речи в артикуляционном укладе [с], ребенок на фоне непрерывного голосового звучания [э] ([ы]) на одном длительном выдохе производит многократное выдвижение кончика языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог проходить через межзубное пространство. При этом слышится отчетливый з-з-з. [ж] От [з]: кончик языка постепенно, не теряя своего дрожания, поднимается вверх (возможна механическая помощь), приближается к артикуляционному укладу звука [ж] и в этом положении закрепляется последующими упражнениями,

[б]

1. Звук [б] сначала дается в качестве образца в ряде слогов: ба-ба-ба. При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения звука, когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Ребенку необходимо дать возможность воспринимать этот ряд слогов как на слух, так и с помощью осязания вибрации гортани и щек. В некоторых случаях целесообразно вначале произносить звук [б] с некоторым раздуванием щек. При таком произнесении легче воспроизвести задержку на смычном моменте.

2. От [в]: получив гудящий звук [в], артикулируемый двумя сближенными губами, логопед прикладывает вытянутый указательный палец горизонтально между нижней губой и подбородком ребенка, после чего быстрыми движениями пальца вверх - вниз производит попеременное смыкание и размыкание губ. Получается многократное [б] (бббб...). Постепенно движение пальца замедляется, что приводит к появлению ряда слогов с неопределенными гласными, средними между [э] и [ы] (бэбэбэ... или быбыбы...). Роль механической помощи постепенно снижается, вскоре уже можно проводить дальнейшую автоматизацию звука в речи и без нее.

[д]

1. Произносить слово «да» вслед за рядом предшествующих слогов со звуком [б] (бабабада...), контролируя вибрацию гортани. Нередко в таких случаях звук [д] получается как бы по инерции.

2. «Обходной» путь: произнося слоги ба-ба-ба..., просунув язык между губами, получается межгубное [д], по звучанию нечто среднее между [д] и [б]. Затем переходят к межзубному [д]: во время произнесения слогов да-да-да при межгубной артикуляции надо пальцами приподнять верхнюю губу. Язык автоматически прижмется к верхним резцам, и получится межзубное [д], которое в дальнейшем в результате предварительного сжатия зубов легко превратить в нормальное.

[г]

1. От произнесения ряда слогов («ба-да-га», «ба-да-га» или «да-д-га», «да-да-га»).

2. Механически: от переднеязычного [д] с помощью шпателя (см. выше).

Добившись воспроизведения звонких звуков, необходимо упражнениями на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и отдифференцировать от парных глухих.

Дефекты оглушения обусловлены, как правило, смешением звонких и глухих парных звуков в речи. Проверка достаточности автоматизации смешиваемых звуков и длительная систематическая работа над их дифференциацией позволяют устранить этот недостаток.

Особенности коррекции звукопроизношения при дизартрии

Основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией:

1)  развитие моторики артикуляционного аппарата;

2)  формирование навыков правильного произношения и различения звуков;

3)   преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой.

Особенности подготовительного этапа

Работу над произношением традиционно начинают с подготовительного
этапа, который включает в себя:

  1. Логопедический массаж.
  2. Использование непроизвольных движений.
  3. Использование рефлекс запрещающих позиций для предупреждения или ослабления патологически усиленных нозотонических рефлексов у детей с церебральным параличом.
  4. Пассивную, пассивно-активную, активную артикуляционную гимнастику.
  5. Развитие речевого дыхания, голоса, формирование фонематических представлений.

1. В работе с детьми используют следующие виды массажа:

1)  классический;

2)  по биологически активным точкам (БАТ);

3)  с элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.

Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, восстанавливает речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры (В.А. Ковшиков, И.В. Блыскина, Е.А.Дьякова). При дизартрии, наряду с сегментарным ручным массажем, может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов - перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой).

Вместе с ручным и пальцевым массажем можно использовать зондовый массаж Е.В. Новиковой.

2. У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание (Г.В. Чиркина, М.В. Ипполитова). Непроизвольные движения закрепляются вследствие многократного повторения, в результате ребенок может производить их самостоятельно по речевой инструкции (затем эти упражнения используются для отработки необходимых артикуляционных движений).

Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня:

1)Для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем.

2)Для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами.

3)Для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.

4) Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием.

Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания.

3. Спастичность артикуляционных мышц и шейной мускулатуры может усиливаться за счет влияния шейного тонического и лабиринтного тонического рефлексов. В этих случаях расслабление мышц артикуляционного аппарата надо начинать с выбора таких специальных поз, при которых тонические рефлексы либо не проявляются вовсе, либо проявляются минимально. При тяжелой спастичности занятия начинаются в следующих рефлекс запрещающих позициях (Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова).

Рефлекс запрещающая позиция 1. используется при выраженности лабиринтного тонического рефлекса. В положении на спине, голова, плечи и шея ребенка несколько сгибаются; также сгибается спина, бедра и колени. Мышечное расслабление достигается путем равномерных плавных раскачиваний.

Рефлекс запрещающая позиция 2.используется при выраженности шейно-тонического рефлекса. В положении на спине, ноги слегка согнуты в коленных суставах, руки вытянуты вдоль туловища. Логопед помещает свою руку под шею ребенка, давая возможность голове свободно откинуться назад, плечи при этом несколько сгибаются, шея вытягивается.

Рефлекс запрещающая позиция 3. используется также при выраженности шейного тонического рефлекса. Положение на спине, с вытянутыми ногами и руками и головой, слегка закинутой назад.

После того как выбрана адекватная поза для уменьшения влияния позотонических рефлексов, приступают к расслаблению мышц шеи, лица, артикуляционного аппарата с помощью специальных приемов. 

4. Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия – под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Гимнастика сопровождается обязательным зрительным контролем. Движения производятся плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Когда пассивные движения становятся более свободными, механическая помощь сокращается: происходит переход к пассивно-активным упражнениям. Затем, если ребенок может самостоятельно удерживать необходимые положения губ, языка, произвольно менять их, переходят к активной гимнастике, производимой по инструкции логопеда (О.В. Правдина, Г.В. Чиркина).

В работе используют такие виды гимнастики: 

1) Гимнастика для мимических мышц и артикуляционного аппарата.

Традиционные артикуляционные и мимические упражнения рекомендуется проводить с использованием предметных и ситуативных картинок, изображающих персонажей известных сказок и животных с характерными мимическими и артикуляционными выражениями и позами, сопровождать картинки и позы соответствующими стихотворениями, например: «Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я - хоботок есть у меня!» Очень интересна детям «Сказка о весёлом Язычке», которую можно обыгрывать по-разному. Отработка дифференцированных произвольных движений, контроль за положением органов артикуляции затормаживают насильственные движения. Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова рекомендуют учить пить через соломинку, захватывать и удерживать губами леденцы и палочки различного размера и т.п.

2) Гимнастика на дистальные отделы.

Здесь логопед может использовать такие вспомогательные средства как:

а)«пальчиковый     бассейн» (авторская разработка логопедов Г.В. Дедю- хиной, Т.А. Яныниной, Л.Д. Могучей), представляющий коробку высотой 6-8 см, заполненную горохом и фасолью. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне», заключающейся, например, в поиске предметов разной величины, формы, фактуры, способствует активизации двигательных кинестезий, праксиса позы, улучшает динамический праксис, пальцевой гнозис.

б)«разноцветные прищепки», сдавливающие подушечки пальцев и активизирующие клетки коры головного мозга. Продолжительность процедуры -от 3-5 -до 7-10 минут по схеме: 1-3 дни - большой палец, 4-6 дни - большой и указательный пальцы, 7-9 дни - большой, указательный и средний пальцы. Затем нагрузки снижаются по той же схеме. Показаниями к применению являются глубокие задержки психоречевого развития, атонически-астатическая форма ДЦП. Если наблюдается негативная реакция или возбуждение, процедуру необходимо прекратить.

в)резинки   различной степени упругости, массирующими движениями надеваемые на пальцы и снимаемые с них.

г)логопедическая щётка «Ёжик» (авторская разработка логопедов Г.В. Де- дюхиной, Т.А. Яныпиной, Л.Д. Могучей), с помощью многочисленных точечных раздражителей которой мышцы руки получают достаточно сильные и точные двигательные кинестезии. В упражнениях используются попеременные и синхронные движения обеими руками. На первых этапах работы продолжительность занятий не регламентируется временем и количеством повторений, а зависит от эмоционального настроя ребёнка, его готовности к совместным действиям.

5. Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией дыхания, голоса, формированием фонематических представлений. Данные направления будут рассмотрены в соответствующих разделах.

Последовательность работы над звуками

Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами:

1)  степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим;

2)  артикуляционной и акустической близостью звуков;

3)  возможностью подбора речевого материала, включающего звуки.

Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции). По легкости артикуляции самыми простыми принято считать гласные звуки и среди них - [а], который образуется продвижением вперед прижатого ко дну ротовой полости языка.

Взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Самым лёгким взрывным звуком является [п], а [ф], [в], [х] - самые лёгкие среди фрикативных.

Усвоение звука усложняется, если его артикуляция или акустическая характеристика близка к артикуляции или акустическим свойствам ранее усвоенного звука. В связи с этим постановка близких по артикуляционным и акустическим признакам звуков должна быть рассредоточена во времени. 3) Возможность подбора достаточного количества доступного речевого материала объясняет ситуацию, когда сначала изучаются более трудные по артикуляции звуки: например, звук[ы] раньше, чем звук [э], при этом [э] - более легкий.

Особенности постановки звуков

Основными методами коррекции звукопроизношения являются: двигательно-кинестетический и слухо-зрительно-кинестетический (Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова).

Наиболее распространённым методом постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации, когда вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляторным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем чётко противопоставленный всем остальным звукам речи. Приближённое произношение звука является для ребёнка с дизартрией определённой ступенью к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребёнок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа (Г.В. Чиркина).

Значительно более длительные сроки работы над каждым звуком (О.В.Прав дина).

Необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам (О.В. Правдина).

Опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания).

Соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Учёт влияния на звукопроизношение патологически усиленных позотонических рефлексов и его предупреждение с помощью специальных упражнений в рефлекс запрещающих позициях.

Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи
(Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова).Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова подчёркивают, что основной задачей в работе над коррекцией речи при дизартрии является развитие речевой коммуникации, поэтому работа над звукопроизношением всегда должна облегчать, а не затруднять её.

Особенности коррекции звукопроизношения при ринолалии

Логопедическая работа над звукопроизношением начинается в дооперационный период. Подготовительный этап коррекции произносительной стороны речи при ринолалии направлен на решение следующих задач:

  1. формирование направленной воздушной струи и комбинированного типа дыхания;
  2. развитие орального праксиса, перемещение языка в полости рта вперед, создание предпосылок для правильного звукопроизношения;
  3. формирование фонематического слуха.

Особенности подготовительного этапа

1 .Избегание грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции к.-л. звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка в сторону), чтобы не утяжелять впоследствии произвольныедвижения, необходимые при закреплении артикуляций отдельныхзвуков. (А.Г. Ипполитова).

2. Пролонгированность процесса активизации мускулатуры артикуляционного аппарата.

3. Индивидуализация выбора артикуляционных упражнений с учетом состояния речевой моторики ребенка.

4. Использование вместе с общепринятыми специальных артикуляционных упражнений: гимнастики для нёба (глотание капель воды, позёвывание, полоскание горла, покашливание).

5. Максимальное использование непроизвольных движений при совершенствовании артикуляционного праксиса.

6. Ограничение количества выполняемых одномоментно артикуляционных упражнений (не более трех).

7. Использование приёмов логопедического массажа.

8. Формирование адекватных фонематических представлений.

Последовательность работы

Коррекционная работа начинается с гласных звуков а, о, у, э.

А.Г. Ипполитова предлагает работать в такой последовательности: а, э, о, ы, у, и, я, е,ё, ю. Йотированные гласные формируются из сочетания [и] и соответствующего гласного [а, э, о, у]. После гласных А.Г. Ипполитова предлагает начинать работу над «полугласным» й (термин А.Г.Ипполитовой).

Л.И. Вансовская рекомендует начинать работу с гласных переднего ряда [и], [э], которые позволяют фокусировать выдыхаемую струю в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. Кроме того, при произнесении этих гласных стенки глотки и мягкое нёбо работают более активно. Традиционно принят следующий порядок работы над согласными звуками:

I  период: постановка или уточнение [п], [ф], [в], [т] и их мягких вариантов; постановка и закрепление [к], [х], [с], [г], [л], [б] и их мягких вариантов.

II  период: постановка и закрепление [д], [з], [ш], [р] и их мягких вариантов.

III  период: постановка и закрепление [ж], [ц] [ч] [щ]. Обязательно проводится дифференциация ротовых и носовых согласных: [м] и [п], [м] и [б],[н] и [т], [н] и [д] и их мягких вариантов.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПРИ РИНОЛАЛИИ

Звук - Приёмы постановки

[п] 

1. Похлопывание губами во время мягкого дутья. Увлажнение губ создаёт некоторое залипание и облегчает смыкание. Приём позволяет вводить звук в прямые слоги.

2. «Поплёвывание» сначала с высунутым языком, затем - только губами. При недостаточном нёбно-глоточном смыкании для уменьшения утечки воздуха «поплёвыванию» учат при зажатых пальцами крыльях носа, затем зажимание снимается. Приём позволяет вводить звук в обратные слоги.

[т]

1. Межзубный [т] можно вызвать «поплёвыванием» при положении губ в улыбке и слегка высунутом кончике языка.

2. От [п]: язык распластан на нижней губе, необходимо произнести слоги «папа-па...».

 [к] 

1. Упражнения в «покашливании».

2. Механически от [т], отодвигая язык вглубь, [х] От выдоха или удлинённого произнесения [к], [с]

3. Дуть на вату, с просунутым между губами широким языком, на язык между зубами.

[л]

1. От [ы]: протяжное произнесение [ы] с закушенным языком. Приём

позволяет вызвать изолированный [л].

2. От [а]: ритмичное покусывание высунутого языка во время фонации [а].
Приём позволяет вводить звук в слоги.

[ш]

1. При доступной верхней артикуляции («Ковшик») одновременно
дуть на нижние зубы.

2. Подуть «зубами» или «посвистеть» сквозь зубы.

3. При наличии проторного [р] - от его произнесения при сближенных
зубах и округлённых губах.

[р] 

1. При недостаточности нёбно-глоточного смыкания обучают
одноударному или проторному звуку и вводят его в речь.

2. Если возможно, то вибрацию вызывают от [ж], [з]; от сочетания «дж», «дз».

3. От [ц]: присосать язык к нёбу и не отрывая языка отодвинуть его слегка
вглубь по нёбу, быстро произнести звук [ц]

Особенности постановки звуков

При длинной и подвижной нёбной занавеске легче начинать с фрикативных звуков (щелевых [ф] и [с]), а нёбно-глоточная недостаточность требует начинать с взрывных фонем ([п], [т], [к]). Общим же является первоначальный выбор глухих фонем, т.к. для них необходимо большее давление воздуха, они являются более ощутимыми (И.И. Ермакова).

Использование специфических и традиционных приёмов постановки звуков.

Использование такой механической помощи, как зажимание пальцами крыльев носа (локоть ребёнка поднят, чтобы была видна артикуляция, левая ноздря зажимается большим пальцем, правая - остальными). На этот счёт имеются противоречивые мнения. В частности, И.И. Ермакова считает, что такая помощь целесообразна только в период вызывания звука.

Вызываемый звук сразу не называется. Даётся чёткая артикуляция этого звука и направленный выдох, например: «Губы сомкнуты, «выстрел» на ватку»- [п] и т.д.

Целесообразно вызывание звука непосредственно в составе слога, а не в изолированном положении.

Не рекомендуется использование утрированного, чеканного, протяжного произношения поставленного звука, т.к. при этом возрастает напряжение артикуляционной мускулатуры, увеличивается время смычки, усиливается эмиссия воздуха в нос.

Допускается использование промежуточных, приближённых артикуляций(межзубная, одноударная) - так называемых «аналогов звука» (Г.В. Чиркина).

При вызывании звука внимание ребёнка первоначально направляется на артикулему звука. Не следует фиксировать внимание ребёнка на звуке с привлечением слухового контроля. Это необходимо для того, чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению вновь появившегося правильного произношения (А.Г. Ипполитова).

Выбор приёма для вызывания звуков устанавливается строго индивидуально.

Максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков.

Особенности автоматизации звуков

  1. Допускается автоматизация звуков-аналогов (Г.В. Чиркина).
  2. Рекомендуется автоматизация не в прямых слогах, а в интервокальной позиции (А.Г. Ипполитова).
  3. Существенно важна координация фонации, дыхания, артикуляции автоматизируемых согласных.
  4. Вызванный звук, слоги, слова с ним нужно произносить сначала шёпотом, затем в звучной речи (Н.В. Червякова).
  5. Рекомендуется ранний переход от автоматизации на уровне звуков, слов к автоматизации на уровне фразы (И.И. Ермакова).
  6. Отработка новых артикуляционных навыков желательна не на произнесении стабильного речевого материала, а на материале, максимально приближенном к разговорной речи.

Ожидаемые результаты

В результате систематической коррекционно-логопедической работы с детьми по коррекции звукопроизношения улучшаются как речевые, так и неречевые(внимание, память, мышление) возможности ребёнка. Совершенствуя устную речь, создаётся база для письменной речи, для овладения письмом и чтением, то есть для успешного обучения в школе.

Список литературы


1.Борозинец Н. М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с.

2. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И. И. Ермакова. - М.: Просвещение: АО«Учеб. лит.». - 1996.-143 с.

3. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 2000. – 192 с.

4. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Просвещение, 1989. – 223 с.

5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 2016.

Приложение 1.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе по теме:  «Воспитание звуковой культуры речи у детей ».

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с вашей точкой зрения.

Вопрос № 1. Интересует ли Вас тема опроса?

  • считаю важной
  • считаю второстепенной
  • не интересует совсем

Вопрос № 2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

  • правильное речевое дыхание
  • выразительное и правильное интонирование речи
  • правильное произношение звуков родного языка
  • владение культурой речи
  • звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка

Вопрос № 3. Есть ли у вашего ребенка нарушение в речевом развитии?

  • да
  • нет
  • не обращал(а) внимания

Вопрос № 4. Если у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

  • обратиться за советом к воспитателю
  • заниматься с ребенком самостоятельно
  • проконсультироваться у логопеда
  • регулярно заниматься с логопедом
  • не обращать внимания
  • другое_________________________________________________________

Вопрос № 5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребенка в настоящем и будущем?

  • нет
  • затруднит со сверстниками в детском саду
  • помешает полноценному общению с людьми в будущем
  • послужит причиной грамматических ошибок

Вопрос № 6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

  • достаточно занятий с логопедом
  • родители иногда должны заниматься с детьми
  • родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя  рекомендации специалистов

Вопрос № 7. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребенком Вы хотели бы получить от специалистов школы?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Взрослый показывает выполнение упражнения.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Приложение 3.

Памятка родителям

«Последовательность работы по автоматизации звуков»

1.Автоматизация звука в изолированном виде в играх на звукоподражание:

Как звенит комар? (З-з-з-з).

Как шумит ветер? (Ш-ш-ш-ш).

Как рычит собака? (Р-р-р-р).

2.Автоматизация звука в слогах и словах:

-открытых слогах типа: согласный – гласный, например: Ша, Ра.

-включение отработанных слогов в слова, под ударением и без ударения.

-автоматизация в закрытых слогах типа: гласный – согласный, например: Аш, Ил.

-автоматизация слогов со стечением согласных типа: согласный – согласный – гласный, например: Шва, Ршу, Зме, Рпе.

3.Автоматизация звука в предложении.

4.Автоматизация звука в тексте: заучивание стихов, потешек, скороговорок.

5.Дифференциация (различение) звука со сходными по звучанию, артикуляции, например: с – ш, з – ж, ш – ж, л – р.

      Работа поводится поэтапно, данная схема применяется при автоматизации любого звука.

Приёмы работы:

1.Отражённое, утрированное произношение с опорой на артикуляционный образ звука, перед зеркалом.

2.Самостоятельное называние, чтение, постепенный переход от утрированного произношения к нормированному. При необходимости – использование образца произношения.

       На протяжении всей работы над звуком следует использовать все виды контроля за произношением: зрительный, слуховой, тактильный

Приложение 4.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.

Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которое довольно сложно, поскольку ребёнку необходимо научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Для формирования правильного произношения звуков важно:

  • Развивать артикуляционный аппарат
  • Речевое дыхание
  • Фонематический слух

Большое значение для правильного развития произношения имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное  голосообразование.

Например, некоторые школьники неправильно произносят звук «р» лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении «р». Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.

Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.

Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, нарушения плавности речи и т.п. Для развития речевого дыхания используют такие игры, как «Чей одуванчик раньше улетит?», «Чей паровоз лучше гудит». Очень полезны упражнения дыхательной гимнастики («Крылышки», «Поймаем бабочку», «Забей мяч в ворота»), пропевание гласных звуков со сменой высоты голоса.

Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза - неотъемлемая часть работы по устранению недостатков звукопроизношения. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение.      

Опираясь на слух, ребёнок контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё произношение к произношению окружающих. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Внятность и чистота произношения зависят от многих факторов, и в первую очередь от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действуют язык, губы, челюсти, от умения ощущать, чувствовать движения органов артикуляции, а также от функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. Важно развивать у детей подвижность языка с помощью артикуляционной гимнастики.

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?»)

- подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай»)

- дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Педагогические приемы, влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ква-ква-ква-квакает лягушка);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Ведущим приемом является образец правильного произношения. Учитель должен подкреплять этот приём кратким или развёрнутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений артикуляционного аппарата («Вы слышите, что я не просто говорю слово со звуком «р», но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз).

При формировании фонематического слуха, звуко- и слово произношения рекомендуется приём - утрированное (с подчёркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога). В младших группах часто используется образное называние звука или звукосочетания (ззз - песенка комара, туп-туп-туп - топает козлёнок). Показ и объяснение артикуляции в этих группах часто включается в игровой сюжет («Сказка Весёлого Язычка»). Активным приёмом является повторение. Именно этот приём обеспечивает тренировку речедвигательного аппарата, так важную в формировании звуковой культуры речи. Особенно полезны негромкие проговаривания звуков небольшими подгруппами, когда дети могут прислушаться к ответам товарищей.

Повышает качество ответов такой приём, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно даётся или в эмоционально-шутливой форме («Давай поучим индюка петь весёлую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофё-ё-ёр, шофёры, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво - кому же хочется попасть в смешное положение?»)

 Примыкает к этому и другой приём-мотивировка задания, указание перед ответом ребёнка: «Мне кажется, колыбельная может получится у тебя очень хорошо. Ведь ты умеешь быть ласковым, заботливым».

В случае ошибочных ответов возможны такие активные приёмы, основанные на имитации, как совместная (сопряжённая)речь ребёнка и воспитателя, а также отражённая речь (незамедлительное повторение ребёнком речи-образца). В свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, чётко.

Традиционны такие приёмы, как оценка ответа или действия и исправление. Но нельзя делать это слишком часто, назойливо, так как это нервирует ребёнка.

 В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приёмы – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование - «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры речи.

Игры и игровые упражнения, которые помогут автоматизировать (закрепить) звук, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

1.«Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.

2.«Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - … , угол - … , лошадь

3.«Назови ласково». Для звука [Р]: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука [Щ] - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.

4. «Доскажи словечко». 

5. «Угадай, какое слово я задумал»: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.),

При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком.

 Таким образом, работа по воспитанию звукопроизношения представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно изжить.

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

Конспект открытого логопедического занятия

"Путешествие по стране красивой и правильной речи"

                                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                        учитель — логопед

                                                                                                                 Грушина А.М.

п. Шаховская

2018 год

Тема занятия: «Путешествие по стране красивой и правильной речи»

Цель занятия: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять знания о звуках, дифференцировать согласные в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; закреплять артикуляцию звуков; соотносить звуки и буквы с символами. Учить слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия, звукового анализа.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов. Развивать навык оперативной зрительной, слуховой, моторной памяти. Совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику. Развивать двигательную активность, координированность движений, чувство ритма. Закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи; улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок. Развитие логического мышления. Развитие связной речи.

Коррекционно-воспитательные:

Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности. Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий. Развивать самоконтроль за поведением и речью. Воспитывать творчество, активность и самостоятельность. Учить работать в коллективе. Развивать эмоционально-волевую сферу. Профилактика дисграфии.

Оборудование:

Разрезные картинки, раскраски с изображением букв, цветные карандаши, картинки на звук [р], [л], магнитная доска, магниты, буквы и слоги для составления слов, презентация, логопедические пособия (сделанные своими руками), индивидуальные зеркала.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними. Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения. Молодцы, ребята. (садятся на свои места).

-А сейчас, я приглашаю вас совершить путешествие по стране Красивой и Правильной речи. Красивую речь приятно слушать, вы согласны? А какую речь можно назвать красивой?

- Итак, мы отправляемся в путешествие по стране Красивой и Правильной речи. А на каком транспорте можно путешествовать? Мы с вами отправимся на паровозике. Итак, в путь!

II. Основная часть.

-Мы прибыли на станцию «Гимнастическую» и сейчас будем выполнять гимнастику для наших губ и язычков.

 «Заборчик»

«Трубочка»

«Грибок»

«Чашечка»

«Блинчик»        

 «Парус»

-Мы снова отправляемся в путь, впереди нас ждёт станция «Загадок».

 -Мы прибыли на станцию «Загадок». Потренируем смекалку, сообразительность, ум.

РА! РА! РА!

РА! РА! РА!

Мышкин домик звать ... (нора)

РА! РА! РА!

РА! РА! РА!

Дом собаки - ... (конура)

ЛУ! ЛУ! ЛУ!

ЛУ! ЛУ! ЛУ!

Нитку вдели мы в ... (иглу)

ЧУ! ЧУ! ЧУ!

ЧУ! ЧУ! ЧУ!

Футболист бьёт по ... (мячу).

ЩИ! ЩИ! ЩИ!

ЩИ! ЩИ! ЩИ!

В дождь наденем мы ... (плащи)

ША! ША! ША!

ША! ША! ША!

Спеленали ... (малыша)

ЖУ-ЖУ-ЖУ,

ЖУ-ЖУ-ЖУ -

Волк не страшен лишь ... (ежу)

ЦА-ЦА-ЦА,

ЦА-ЦА-ЦА -

Птица вывела ... (птенца)

 -Мы снова отправляемся в путь.

-Мы прибыли на станцию «Звуковая»

 1 задание – сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно хлопнуть в ладошки 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [ш], хлопнуть в ладошки 2 раза когда вы услышите слово со звуком [ж]: ужи-уши, шарил-жарил, тужил-тушил, шалил-жалил

- А теперь, нужно хлопнуть в ладошки 1 раз, когда вы услышите слово со звуком [с], хлопнуть в ладошки 2 раза когда вы услышите слово со звуком [ш]: крыса – крыша, шутки – сутки, уши – усы, мишка – миска

2 задание – дети по очереди называют слова, в которых есть звук «р».

3 задание – я буду читать вам предложения, а вы внимательно слушайте – все ли слова я буду правильно говорить. Если какое-то слово я произнесу неправильно, то вы должны исправить ошибку.

- Над цветком кружит и жужжит зук.

- Зимой на прогулку я надеваю тёплую сапку.

- В обед вся наша семья собирается за большим штолом.

- Перед обедом обязательно вымой луки.

4 задание – каждому учащемуся предлагаю картинки. Определите, в названии каких картинок есть звук [р], а в каких звук [л]. Мы будем прикреплять картинки под соответствующими буквами на магнитную доску.

-Мы отправляемся к следующей станции.

- Мы прибыли на станцию «Физкультминутка»

Поезд мчится и свистит (руки согнуты в локтях, вращение руками).

И колёсами стучит (топают на месте, вращение руками согнутыми в локтях).

Я стучу, стучу, стучу(шаг в сторону, притоп 3 раза).

Всех до места докачу(бег на месте)

Чу-чу, чу-чу, чу-чу. (круговые движения руками).

-Молодцы. Мы отправляемся к следующей станции.

-Мы прибыли на станцию «Ловкие пальчики»

-Давайте продемонстрируем ловкость наших пальчиков, ребята, вы должны собрать картинку и правильно назвать то, что на ней изображено.

- А сейчас ваши ловкие пальчики будут раскрашивать буквы. Через минуту вы должны будете представить раскрашенную букву и назвать её.

- Впереди нас ждёт станция «Чистоговорок».

 -Мы прибыли на станцию «Чистоговорки»

-Я буду читать чистоговорки, ваша задача повторить их правильно и чётко проговаривая звуки. Я буду внимательно следить, кто произнесёт скороговорку лучше всех.

Са-са-са – вот летит оса.

За-за-за – бегает коза.

Ши-ши-ши – наши малыши.

Жа-жа-жа – иголки у ежа.

Чу-чу-чу – чаю я хочу.

Цо-цо-цо – на пальце кольцо.

Лы-лы-лы – мы ещё малы.

Ру-ру-ру – будем мы играть в игру.

-Мы снова отправляемся в путь.

-Мы прибыли на станцию  «Словарная». Я раздам Вам конверты, а Вы дожны составить слова из букв.

-Мы снова отправляемся в путь.

-Мы прибыли на станцию  «Сказочная».

-Отгадайте, что это за сказки?

Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

На окошке он студился

Взял потом и укатился

На съедение лисе. (Колобок)

Что за чудо, что за диво

Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (По щучьему велению)

III. Заключительная часть

- Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Красивой речи. Ребята вам понравилось путешествие. А на каких станциях мы побывали и что вам больше всего понравилось?

- Посмотрите, ребята с каким настроением вы пришли на урок. А сейчас у Вас изменилось оно или осталось прежним? Давайте, подойдем к нашему домику эмоций и поставим в окошечки наших человечков настроения. Молодцы, ребята. (садятся на свои места).

-Я желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить и научиться слушать собственную речь. Говорите правильно и красиво!

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Конспект открытого логопедического занятия:

«Автоматизация звука «р» в слогах, словах, предложениях»

                                                                                                                     Выполнила:

                                                                                                        учитель — логопед

                                                                                                                 Грушина А.М.

п. Шаховская

2019 год

Цель: автоматизация произношения звука [Р]

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

способствовать обогащению словарного запаса;

закрепить умения определять место звука в словах, образовывать множественное число и уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Коррекционно-развивающие:

развивать умения произносить звук [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях;

фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

способствовать проявлению положительных эмоций, интереса достижения результата от выполненной работы.

Оборудование: картинки-символы для выполнения артикуляционной гимнастики и изолированного произношения звука, предметные картинки, мяч, схема (для определения места звука в слове).

Ход занятия

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг, 
Я – твой друг и ты – мой друг. 
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим,

Никуда мы не спешим.

Молодцы!

2. Артикуляционная гимнастика с картинками

(дети смотрят на картинки, которые им показывает логопед и выполняют упражнения)

«Лягушка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Мы потянем - перестанем

И не сколько не устанем.

«Блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Лошадка»

Я - весёлая лошадка

Тёмная как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко -

Стук копыт услышишь звонкий.

«Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем

Перепачкались вареньем

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик можно облизать.

4. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин, 
Много нас, а он один. 
Эта долька – для ежа, 
Эта долька – для стрижа, 
Эта долька – для утят, 
Эта долька – для котят, 
Эта долька – для бобра, а для волка кожура.

5. Произношение изолированного звука

- Ребята, давайте вспомним, как рычит тигр?

(длительно –ррррр-)

- А как мурлычет кошка?

(муррр, муррр, муррр)

- Молодцы.

6. Развитие фонематического слуха

Игра «построй башенку» (произносить слоги и строить башенку, сначала прямые слоги, потом обратные слоги)

ра, ро, ру, ры, рэ.

ар, ор, ур, ыр, эр.

7. Физкультминутка

На болоте две подружки

Две зелёные лягушки

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо, влево наклонились

И обратно возвратились.

8. Автоматизация звука в словах и предложениях

Игра «Один-много»

- Сейчас мы с вами встанем в круг и сыграем в игру с мячом, я буду кидать вам мяч и называть слово, вы должны будете кинуть мне мяч обратно и назвать это слово во множественном числе. Например: рак-раки и т.д.

Ракета (ракеты), барабан (барабаны), ручка (ручки), перо (перья), рыба-рыбы, марка-марки, кран-краны, комар (комары), ранец (ранцы), тетрадь (тетради), карандаш (карандаши), морковка (морковки), помидор (помидоры).

Игра «Определи место звука»

- Дети, возьмите картинки и определите, место звука (р). Положите  в то окошко на схеме, в котором расположен наш звук [Р]. (в начале слова в первое окошко, в середине – во второе, в конце – в третье).

(продолжить игру с другими предметными картинками на заданный звук по 3-5 картинок на ребенка)

Игра «Назови ласково»

- А теперь назовите предметы на картинках ласково. Например: рука-ручка, роза-розочка и т.д.

Игра «Составь предложение» 

Выберите картинки и составьте с ними предложение.

(Например: Ира собирает красивые ракушки возле берега.)

10. Итог занятия

Давайте вспомним, какой мы с вами прошли звук? (звук [Р]) Что вам больше всего понравилось на нашем занятии сегодня? Хотите еще поиграть в такие игры? Дома с родителями, вы можете их повторить (выдаются тетради для домашних заданий). В награду за ваши старания, вы можете забрать по одному нашему гостю и воздушному шарику к себе домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста с применением информационно- коммуникативных технологий "Космонавты, вперед!"

Конспект интегрированной непосредственной  образовательной  деятельности по коррекции звукопроизношения  для детей старшего  дошкольного возраста  с применением  информац...

Лего технология в коррекции звукопроизношения у дошкольников

ЛЕГО - педагогика - новейшее направление в современном образовательно-коррекционном процессе. ЛЕГО - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет та...

Технология коррекции звукопроизношения дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами

      В презентации  раскрыто понятие "минимальные дизартрические расстройства",  причины, вызывающие данное состояние, виды, основные нарушения, перечислены ...

Технология коррекции звукопроизношения. Подготовительный этап.

Данный материал не только поможет специалистам провести тщательную подготовку артикуляционного аппарата ребенка к правильному произношению основных групп звуков, но и  подскажет, как правильно...

Игровые технологии в коррекции звукопроизношения

презентация на тему "Игровые технологии в коррекции звукопроизношения"...

Технология коррекции звукопроизношения у детей старшего до-школьного возраста с Общим недоразвитием речи через дидактиче-ские игры

Технология коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с Общим недоразвитием речи через дидактические игры...