Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
методическая разработка (11 класс) на тему
Рассматриваются варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения.
Ключевые слова. Обучающиеся с умственной отсталостью, базовые учебные действия, задания к темам учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания на формирование БУД | 37.02 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК _______
Наталья Анатольевна Зубрилина,
учитель,
КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
г. Нефтеюганск
Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
Аннотация. Рассматриваются варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения.
Ключевые слова. Обучающиеся с умственной отсталостью, базовые учебные действия, задания к темам учебника.
Базовые учебные действия (далее БУД)― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью[1]. Основная цель работы учителя по формированию БУД состоит в формировании основ учебной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда[2]. Заданные стандартом БУД определяют акцент в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учётом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у обучающихся БУДы. Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями.
Таблица 1
Работа в группах с таблицей
Название | Название выращиваемых растений | Где занимаются выращиванием (название места) | Название профессии, людей занимающихся их выращиванием | Последовательность действий при выращивании (что делают, как делают) |
Овощеводство |
|
| ||
Цветоводство |
|
|
|
|
Таблица 2
Составь по плану и рассказ о любимом овоще. Нарисуй картинку.
План рассказа 1. Что это (овощ, фрукт или ягода)? 2. Где растёт? 3. Какой на вкус? 4. Какой формы? 5. Какого цвета? 6. Какой он на ощупь? 7. Что можно из него приготовить? | Рисунок |
Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у обучающихся базовых учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника[3]. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний.
Таблица 3
Задания, возможные к темам учебника в соответствии с формируемыми личностными результатами
Тема | № личностных результатов | Задание |
Раздел I Школьная мастерская садоводства и цветоводства | ||
Тема 1. Оборудование мастерских стр. 6 | 9 | Творческое задание: нарисовать опытный участок (мастерскую) |
12 | Работа в группе: сделать макет участка (мастерской) | |
Тема 2. Правила поведения и работы в мастерской стр. 8 | 11 | Составить памятку: «Правила общения в мастерской», «Правила работы в группе» |
9 | Выбери подходящую спецодежду для работы на участке (в мастерской) | |
Раздел II Цветочно - декоративные растения | ||
Тема 3. Сведения о цветоводстве стр. 9 | 13 | Придумай рассказ на тему «Если бы я был цветоводом (садовником, озеленителем)» |
Тема 4. Группы цветочно- декоративных растений стр.12 | 9,10,11 | Сделай совместно с родителями фоторепортаж на тему: «Цветы в доме», «Цветы на улицах города», «Подарок из цветов» |
Тема 5 Культурные и дикорастущие растения стр. 14 | 1 | Подготовить сообщение о дикорастущих растениях, занесенных в Красную книгу России |
3 | ? что я смогу сделать для сохранения редких растений | |
2, 9 | Оформите альбом класса «Растения из Красной книги моего региона» | |
Тема 6. Садовые и комнатные растения, стр. 16 | 5, 6 | Подготовь мастер-класс «Как я ухаживаю за комнатными растениями» |
2,6,12 | Подготовь сообщение «История появления комнатных растений» | |
Тема 8. Цветник стр.21 | 6,9 | Сделай макет клумбы |
11 | Опиши настроение, которое на твой взгляд вызывает у людей красивая клумба | |
Раздел III Сбор семян однолетних цветущих растений | ||
Тема 9. Сведения о заготовке семян однолетних цветочных растений и их хранении стр. 22 | 12,13 | Почему заготавливать семена самостоятельно полезней, чем покупать в магазине? |
Тема 10. Однолетние растения с крупными и средними семенами стр. 25 | 2, 8 | Практическое задание для группы обучающихся: Оформить гербарий: растения и семена (календула, бархатцы) |
Тема 11. Созревание семян однолетних цветочных растений стр. 27 | 3,7,9,13 | Задай вопрос товарищу о признаках созревания семян бархатцев |
Тема 12. Сбор семян однолетних цветочных растений стр. 28 | 4,8 | Составь алгоритм сбора семян однолетних цветочных растений в дождливую/ или сухую погоду |
11 | Сделай аппликацию из семян | |
12 | Назови правила безопасной работы при сборе семян | |
Раздел IV Работы в цветнике поздней осенью | ||
Тема 13. Уборка однолетних цветочных растений в цветнике стр.33 | 3,12 | Назови признаки холодной осенней погоды, подбери одежду для работы на опытном участке |
Тема 14. Ручной инвентарь для уборки в цветнике | 11 | Составь сказку «Как садовый совок навести порядок помог» |
Тема 15. Уборка многолетних цветочных растений в цветнике | 3, 7, 9 | После выполнения работы по выкапыванию клубней георгинов расскажи, какую работу выполняли старшие, а какую младшие ребята и почему? |
Тема 16. Обработка почвы в цветнике стр.38 | 12,13,3,8 | Составь план обработки почвы |
Тема 17. Ручной инвентарь для обработки почвы в цветнике стр. 40 | 1, 2 | В каких русских народных сказках герои пользовались ручным инвентарем? |
3 | Определи, какого размера должен быть черенок твоей лопаты? | |
Практическая работа стр. 43 | 3,11,13 | Дай оценку результатам своего труда (результатам труда одноклассников)? Чтобы в своей работе хотелось изменить, почему? |
Тема 18. Почвенные смеси для комнатных растений стр. 45 | 13 | Узнай названия магазинов в твоем городе, в которых можно приобрести почвенные смеси |
Тема 19. Заготовка частей почвенных смесей для комнатных растений стр. 46 | 1 | Назови названия водоемов твоего региона, где можно осуществить заготовку речного песка |
Тема 20. Составление почвенных смесей для комнатных растений стр. 49 | 13 | Составь технологическую карту составления средней почвенной смеси |
11 | Зарисуй растения, которые выращивают в тяжелой почвенной смеси | |
Тема 21. Очитка дорожек и площадок от опавших листьев стр. 52 | 1,4, 3,13 | Составь рассказ о труде рабочего - озеленителя по плану:
|
5,6, 9,13 | Совместно с учителем (родителями) проведите социальную акцию - «Убери листву в городском парке» | |
Раздел V Сортировка и расфасовка семян | ||
Тема 22 Бумажные пакетики для хранения семян стр. 55 | 13, 8 | Под руководством учителя или родителей изучи витрину магазина, где продаются семена. Определи основные элементы упаковки семян. |
Практическая работа стр. 57 | 3,7 | Сравни изготовленный тобой бумажный пакетик для семян с образцом и дай оценку результатам практической работы |
Практическая работа стр.59 | 4, 13, 5, 8, 11 | Предложи в качестве подарка изготовленный тобой пакетик для хранения семян человеку, который занимается цветоводством. Опиши его реакцию на твой подарок |
Тема 23. Расфасовка и сортировка семян однолетников стр. 61-64 | 2, 3, 8,13 | Распределите в классе обязанности по сортировке и расфасовке семян однолетников, выполните расфасовку семян согласно определенным обязанностям, дайте оценку результатам коллективного труда |
Раздел VI Комнатные растения | ||
Тема 24. Условия содержания комнатных растений стр. 66 | 6, 9 | Под руководством родителей рассмотри и запиши современные модели увлажнителей воздуха, какая из них больше подходит для твоего дома, почему? |
10, 12 | Составь памятку о бережном расходовании электричества при искусственном освещении и увлажнении воздуха при выращивании комнатных растений | |
3, 13 | Под руководством взрослых узнай в магазине цены приборов, необходимых для выращивания комнатных растений (термометр, лампа, увлажнитель). Подсчитай, сколько нужно денег, чтобы купить | |
Тема 25. Традесканция, кливия и хлоророфитум- комнатные растения стр. 68 | 10 | Про какое из изученных вами комнатных растений можно сказать «Радует глаз» и почему? |
12 | Подготовь сообщение на тему «Польза комнатных растений для здоровья человека» | |
Тема 26. Инвентарь для выращивания комнатных растений стр.71 | 6, 8, 12 | Составь кроссворд из следующих слов: инвентарь, лейка, сито, пульверизатор и др. Предложи решить его друзьям, родителям |
Тема 27. Уход за комнатными растениями стр. 72 | 2, 5, 9 | С друзьями смоделируйте и зарисуйте план размещения комнатных растений в вашем классе, объясните свой выбор |
Тема 28. Полив комнатных растений стр. 75 | 10 | Сформулируй результаты качественного полива комнатных растений. |
2 | Найди в дополнительной литературе способы автополива комнатных растений, узнай, как они появились в практике цветоводов | |
Тема 29. Перевалка комнатных растений стр. 80 | 13 | Напиши алгоритм изготовления кашпо из подручных предметов, нарисуй его эскиз |
Раздел VII Выращивание однолетних растений | ||
Тема 30. Размножение растений стр.83 | 3 | Разгадай ребус (http://rebus1.com): слова рассада, семена |
Тема 31. Способы выращивания однолетних цветочных растений стр.84 | 13 | Закрепление: -заполнить представленную таблицу «Способы выращивания однолетних цветочных растений» |
Тема 32. Выращивание рассады однолетних цветочных растений стр. 87 | 5 | Домашнее задание: обучающиеся 1 варианта составляют технологическую карту «Выращивание рассады однолетних цветочных растений» (по алгоритму) с помощью взрослых |
Тема 33. Бархатцы | 8 | Определи по календарю, когда начнется цветение бархатцев, при условии посева семян 29 мая |
Тема 34. Выращивание однолетних цветочных растений в горшках | 1, 11 | Создать проблемную ситуацию по теме урока «Земля, где ты живешь особенная. Её нельзя не любить. А что, значит, любить свой родной город, село? Любить – это, значит, делать их красивее, лучше, благоустроеннее. Наша школа и её территория это тоже часть города и мы хотим, чтобы она была лучше, красивее. Как можно в июне получить цветущие клумбы? Какие цветковые растения мы можем посадить на эту клумбу?» При затруднении обучающимся предлагаются иллюстрированный материал. |
Раздел VIII Работы в цветнике весной | ||
Тема 35. Подготовка почвы в цветнике под посев однолетних цветочных растений | 6, 8 | Распределение обучающихся на рабочие бригады. Выбор бригадира. Назначение ролей по трудовым операциям. |
Тема 36. Размещение цветочных растений в цветнике | 5, 11 | За неделю до урока 1 гр. обучающихся получают творческое задание. Подготовить мини-проект «Дизайн цветников: форма, размер. Узоры орнаменты». Представить проект на уроке. |
Тема 37. Выращивание настурции в цветнике | 2, 3, 13 | Работа в бригадах. Оценивание бригадиром. |
Тема 38. Высадка рассады бархатцев раскидистых в цветник | 2, 3, 13 | Работа в бригадах. Оценивание бригадиром. |
Раздел IX Использование однолетних цветочных растений для оформления улиц и помещений | ||
Тема 39. Однолетние цветочные растения, используемые для оформления улиц и помещений | 10, 12 | Конкурс рисунков по темам: «Каким я хочу видеть клумбы своего города», «Клумба моей мечты» |
Тема 40. Размещение однолетних цветочных растений на улицах и в помещениях | 3, 10, 12, 13 | Защита групповых мини-проектов: «Подбор цветов для устройства клумб, стационарных вазонов, подвесных контейнеров» |
В условиях введения в практику работы Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование базовых учебных действий. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности обучающихся на уроке. Ввести в практику работы разработанные наукой и практикой инновационные технологии.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599
- Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, под редакцией А.М. Щербаковой – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.- 331с.
- Технология. Сельскохозяйственный труд. Учебник. ФГОС ОВЗ. Издательство "Просвещение".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель формирования у обучающихся универсальных учебных действий как средство реализации ФГОС общего образования (на примере обучения иностранным языкам)
Примерная программа по иностранному языку для основной школы, разработанная в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, Фундаментальным ядром содержания общего образования...
Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
Рассматриваются варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения....
Методическая разработка "Формирование у обучающихся универсальных учебных действий средствами заданий по методологии физики"
Формирование у обучающихся универсальных учебныхдействий средствами заданий по методологии физики...
Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
Рассматриваются варианты разработки заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения.Ключевые слова. Обучающиеся...
Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся базовых учебных действий на примере курса производственного обучения
Выступление на педагогическом совете...
Особенности формирования и оценки базовых учебных действий
В статье говорится об особенностях, трудностях формирования базовых учебных действий у умственно отсталых школьников. Разработаны критерии оценивания, т.е. те. возможные БУД, которые необходимо и возм...
Примеры заданий на уроках русского языка, направленных на формирование у школьников универсальных учебных действий, функциональной грамотности
В работе с учащимися активно использую составленные мною компетентностные задания, направленные на формирование универсальных учебных действий, функциональной грамотности («объясните,...