Особенности формирования и оценки базовых учебных действий
статья

Смирнова Людмила Васильевна

В статье говорится об особенностях, трудностях формирования базовых учебных действий у умственно отсталых школьников. Разработаны критерии оценивания, т.е. те. возможные БУД, которые необходимо и возможно сформировать у обучающихся. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Формирование базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями на  логопедических занятиях с использованием лингводидактического комплекса

Смирнова Людмила Васильевна

 учитель – логопед высшей категории      

Краевое государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская  школа-интернат»

Аннотация.

  Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) обучающихся с интеллектуальными нарушениями связаны и обусловлены сформированностью базовых учебных действий, которые формируются и на занятиях учителя – логопеда с использованием технического и дидактического оборудования.

Ключевые слова: базовые учебные действия, внеурочная деятельность, личностные и предметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), лингводидактические средства обучения.

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Федерального государственного образовательного стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП).

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью. БУД не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеурочных условиях. БУД формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.[ ].

Базовые учебные действия обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в  формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Задачами реализации программы являются:

― формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

•определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

•определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе [5].

Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности  развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

 1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

В коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы педагогической коррекции [6]:

- приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением интеллекта;

- специальные приемы организации обучения;

- логические приемы переработки учебной информации;

- приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.

Данные приемы коррекционной работы обеспечивают процесс  формирования БУД. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Деятельность учителя – логопеда направлена на формирование и коррекцию системного недоразвития речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В коррекционные программы учителя – логопеда включается раздел «Формирование базовых учебных действий».  

Результатами освоения логопедических программ является  формирование базовых учебных действий (БУД): личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Базовыми личностными результатами формирования речевых навыков по программе являются следующие умения:

-сформировать устойчивый познавательный интерес к речи, как средству общения;

-сформировать стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи. 

 Базовые   регулятивные умения:

- ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);

- уметь пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

- работать с учебными принадлежностями и уметь организовывать рабочее место;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

Базовые   познавательные умения:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ),

предъявленные на бумажных и электронных носителях).

 Базовые    коммуникативные умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации.

В коррекционной логопедической работе активно используются технические средства обучения: мультимедийная программа «Дельфа», оборудование «Лингводидактический комплекс» - лингводидактические средства обучения (ЛДСО) [3]. Материалы этого пособия используются в комплексной речевой работе: пособия для развития мелкой моторики, пособие «Лото  настроения», материалы комплекта «Речь и речевое общение»: лото - пособие «Где они?», раздаточные сюжетные карточки для развития фразовой и связной устной речи, способности к последовательному построению рассказа, для формирования моделей поведения используются коммуникативные игрушки.  

Речевая коррекционная работа с использованием лингводидактических средств обучения  (ЛДСО) проводится с целью: учить понимать и обыгрывать речевые ситуации, формировать спонтанную связную устную речь,  диалогическую и монологическую формы речи, воспитывать эмоциональность как вспомогательное средство в понимании и коррекции речи [8].

Задачи:

  1. Развитие зрительно- пространственного, временного восприятия.
  2. Формирование ритмико – интонационной стороны речи.
  3. Усвоение образование  предложений с предложно – падежной конструкцией, логической организации речевой деятельности.
  4. Формирование умений диалогической речи, умений по составлению связных монологических высказываний.
  5. Формирование у обучающихся понимания на доступном уровне ролевых функций, социального поведения.

Методический аппарат лингводидактического комплекта «Речь и речевое общение» вместе с заданиями и упражнениями способствует  формированию:

-логического мышления;

- способности к анализу;

- воображения.

пространственно – временного восприятия;

коммуникативных умений.

Воспитывает:

- эмоциональность как вспомогательное средство в понимании и обучении;

-умение видеть целое, суть явления через задействованные в процессе объяснения информации визуальные каналы восприятия.

Обучает:

- использованию языковых структур в конкретных ситуациях повседневной жизни;

-Пониманию оттенков значений действий, выраженных приставочными глаголами;

-навыкам образования притяжательных прилагательных;

- словам с противоположными значениями;

- значениям новых слов.

При работе с ЛДСО формируются следующие базовые учебные действия:

Базовые личностные умения:

-сформировать устойчивый познавательный интерес к речи, как средству общения;

-сформировать стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи. 

Базовые   регулятивные умения:

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Базовые   познавательные умения:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ), предъявленные на бумажных носителях);

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-умение видеть целое, суть явления через задействованные в процессе объяснения информации визуальные каналы восприятия.

 Базовые    коммуникативные умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с детьми и взрослыми;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

  1. Набор по развитию ритмико – интонационной стороны речи – модель

«Лото настроений». Надо чаще давать детям задания, в которых бы они упражнялись в выражении вопросительной, восклицательной, повествовательной интонации. Именно это умение необходимо ребёнку при построении связного высказывания разных типов – повествования, описания, рассуждения, так как каждое из них требует разного интонационного оформления.

  1. Лото - пособие «Где они?». С помощью комплекта можно организовать

игры, объединённые общим названием «ГДЕ ОНИ?». 

Цель: Ориентировка в пространстве и на плоскости.

Способствует организации обучения направлениям в пространстве, закреплению слов, обозначающих пространственное положение: наверху, внизу, над, под, сзади, перед, слева, справа, внутри, снаружи.

Игра №1.

Психолого – педагогические задачи игры:

-Обучение направлениям в пространстве,

- закрепление слов – обозначение пространственного положения.

Ход игры:

Вариант 1.

Мы помещаем домик в такое место, где его могут видеть все ученики.

Раздаём карточки ученикам, учитель ставит животных в определенных положениях и ученик, который имеет на своей карточке соответствующую картинку, кладёт на эту картинку жетон.

Вариант 2.

На карточках с синей рамкой отрабатываются направления противоположностей: наверху – внизу. Спереди – сзади, слева – справа, с одной стороны – с другой стороны, внутри – снаружи.

Игра 2.

Психолого – педагогические задачи игры:

  • Ориентировка в следующих пространственных положениях: над, под, на, наверху.

Ход игры: На картинках изображены 2 вида животных – кошка и собака.

На каждой картинке они появляются в различных комбинациях - мы

получаем 42 различных варианта.

Преподаватель раздаёт карточки и говорит, какой стороной к себе они должны положить  их на парту. В зависимости от цвета рамки, преподаватель или ученик должен выбрать соответствующий рисунок и отработать с ним пространственные понятия, помещая животных в различные положениях по отношению к домику и громко сообщить имя животного и его положение.

  1. Работа с сериями сюжетных картинок.

 Использование картинок серий ЛДСО «Речь и речевое развитие» облегчает запоминание и воспроизведение рассказа.

Отрабатывается:

- последовательность событий

- причинно – следственные связи

- переставить картинки – восстанови порядок

- закончи рассказ

- сделать вывод или дать оценку поступкам, поведению героев

- придумать название рассказа

- по плану разложить картинки

Работа с сериями картинок способствует усвоению конструкций предложения, улучшает логическую организацию речи. Игровой характер картинок нравится детям, которые разыгрывают речевые ситуации, что приводит  к развитию спонтанной речи и интонации.

  1. Работа с комплектами «Коммуникативные игрушки».

Целью использования коммуникативных игрушек является:

- развитие коммуникативных навыков и культуры речевого поведения;

- развитие устной речевой деятельности.

Цель комплекта:

Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:

- коммуникационные и лингвистические стороны устной речевой деятельности;

- эмоционально – нравственные основы поведения.

Задачи комплекта:

Формирование и развитие:

- необходимого уровня монологической и диалогической речи;

- словарного запаса;

- умений общаться со сверстниками и взрослыми.

Структурной единицей комплекта является демонстрационная тактильная игрушка – коммуникативная игрушка.

Содержанием игр могут служить доступные детям сценки, взятые из их повседневной жизни. Общаясь с куклами, дети приучаются передавать в развёрнутой  связной речевой форме свои ощущения и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними.  

Коммуникативная игрушка – посредник в общении между детьми. Используются игры с правилами, элементы сюжетно – ролевых игр: «В лесу», «Как мы ходили в цирк», «Встреча», «Мы в театре» - с использованием кукол – бибабо.

Комплект коммуникативных игрушек «Народы мира» - представители различных народов, фигурки людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель - приобщение  к национальной культуре. Детям полезно дать элементы этнографических представлений, используя слайды, кинофильмы о разнообразии человеческих рас и национальностей. Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним. Набор состоит из:

- африканской семьи (мать, отец, сын, дочь);

- европейской семьи;

- азиатской семьи;

- южно – американской семьи.

- Модель «Фигурки инвалидов: люди с ограниченными возможностями здоровья.

Несмотря на то, что каждый вид нарушений психофизического развития (дети с ОВЗ) имеет свои специфические особенности, для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приёму и переработке информации. Именно по этой причине дети  с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) испытывают трудности при обучении, формировании базовых учебных действий. Возникает потребность в использовании специального оборудования и средствах обучения. Комплект лингводидактических средств обучения (ЛДСО) обеспечивает и вносит разнообразие в процесс обучения, воспитания, формирования и коррекции речи, способствует повышению эффективности коррекционной логопедической работы, формируя необходимые базовые учебные действия.

Библиографический список.

  1. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Коноваленко С.В. М.: Изд –  во   «Гном и Д», 2009.    
  2. Коррекционно – развивающая программа для детей младшего школьного возраста (0 -1 класс)  с множественными проблемами в развитии // Коррекционная педагогика. – 2006. - №5.
  3. Методические рекомендации к использованию лингводидактического комплекса. Коростелёв Б.А., Тер – Григорьянц Р.Г., Тихонова М.Ю. М.: Редакционно – издательский центр, 2015.
  4. Общение. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Ярославль: «Академия развития», «Академия холдинг», 2010.
  5. Обучение особых детей общению. Феррои Л.М., Панюшева Т.Д. // Аутизм и нарушения   развития. – 2009. - № 4.
  6. Обучение детей с аутизмом социально – бытовой ориентировке. Соломахина Е.А., Острейкова И.А. //Аутизм и нарушения развития. -2010.- №1(28). – с.11-20.
  7. Развиваем связную речь. Бортникова Е. Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2010.
  8. Учим ребёнка говорить: здоровьесберегающие технологии. Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н. Творческий центр «Сфера», М.,А 2012.
  9. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Мамаева А.В. Красноярск, 2014.

Тезисы:

1.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат» Формирование базовых учебных действий обучающихся с интеллектуальными нарушениями на логопедических занятиях с использованием лингводидактических средств обучения Смирнова Людмила Васильевна учитель – логопед высшей категории

Слайд 2

Требования ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП (вариант 1) АООП (вариант 2), СИПР Структурные элементы АООП, СИПР: программа формирования базовых учебных действий

Слайд 3

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся с умственной отсталостью. Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Слайд 4

Задачи реализации программы ― формирование мотивационного компонента учебной деятельности; ― овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности; ― развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Слайд 5

« Лингводидактический комплекс» - лингводидактические средства обучения (ЛДСО) Материалы этого пособия используются в комплексной речевой работе: пособия для развития мелкой моторики; пособие «Лото настроения»; материалы комплекта «Речь и речевое общение»: лото - пособие «Где они?», раздаточные сюжетные карточки для развития фразовой и связной устной речи, способности к последовательному построению рассказа; формирование моделей поведения -коммуникативные игрушки.

Слайд 6

Цель использованием лингводидактических средств обучения (ЛДСО) Цель работы: учить понимать различные социальные ситуации, составлять по ним рассказ и оценивать их, формировать спонтанную связную устную речь, диалогическую и монологическую формы речи, социально – бытовую ориентировку, воспитывать эмоциональность как вспомогательное средство в понимании и коррекции речи.

Слайд 7

Задачи: Развитие зрительно- пространственного, временного восприятия. Формирование ритмико – интонационной стороны речи. Усвоение образование предложений с предложно – падежной конструкцией, логической организации речевой деятельности. Формирование умений диалогической речи, умений по составлению связных монологических высказываний. Формирование у обучающихся понимания на доступном уровне ролевых функций, социального поведения.

Слайд 8

Базовые личностные умения: устойчивый познавательный интерес к речи, как средству общения; стремление к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи. При работе с ЛДСО формируются следующие базовые учебные действия:

Слайд 9

Базовые регулятивные умения: -принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

Слайд 10

Базовые познавательные умения: - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; - работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ), предъявленные на бумажных носителях); -делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -умение видеть целое, суть явления через задействованные в процессе объяснения информации визуальные каналы восприятия.

Слайд 11

Базовые коммуникативные умения : - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с детьми и взрослыми; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

Слайд 12

Пособия для развития мелкой моторики

Слайд 14

Набор по развитию ритмико – интонационной стороны речи – модель «Лото настроений»

Слайд 15

Цель: Ориентировка в пространстве и на плоскости. Способствует организации обучения направлениям в пространстве, закреплению слов, обозначающих пространственное положение: наверху, внизу, над, под, сзади, перед, слева, справа, внутри, снаружи. Пособие «Где они?»

Слайд 16

Пособие «Где они?»

Слайд 18

Работа с сериями сюжетных картинок . Использование картинок серий ЛДСО «Речь и речевое развитие» облегчает запоминание и воспроизведение рассказа. Отрабатывается: - последовательность событий - причинно – следственные связи - переставить картинки – восстанови порядок - закончи рассказ - сделать вывод или дать оценку поступкам, поведению героев - придумать название рассказа - по плану разложить картинки

Слайд 19

Тематика сюжетных картинок «Как получают продукты питания»: молоко, соль, хлеб, яйца, рис, томатную пасту, мёд». Как выращивают фрукты: апельсины, яблоки». «Как получают минеральную воду». «Как получают оливковое масло», «Режим дня», «Занятия детей»; «Прогулка», «Занятия спортом», «Рыбалка». «Разные жизненные ситуации» . «Жизнь домашних животных».

Слайд 20

Виды упражнений - последовательность событий: - «Как получают продукты питания», «Что сначала, что потом?»; - восстановление порядка действий: переставить картинки – «Режим дня», «Снеговик»; - закончи рассказ - «Ситуации»; - придумай начало, середину, конец рассказу – подбери картинки - «Прогулка», «Рыбная ловля», «Купание», «Ситуации»; - сделай вывод или дай оценку поступкам, поведению героев, расскажи, как бы поступил ты?; - придумай название рассказа; - разложи картинки по плану или по подробному вопроснику; - составь рассказ по сериям картинок.

Слайд 21

Формирование логического и ассоциативного мышления, связной устной речи, способности к последовательному построению рассказа

Слайд 25

Работа с сериями картинок способствует усвоению конструкций предложения, улучшает логическую организацию речи. Игровой характер картинок нравится детям, которые разыгрывают речевые ситуации, что приводит к развитию спонтанной речи и интонации. Работа с сериями картинок способствует формированию базовых учебных действий.

Слайд 26

Комплект «Коммуникативные игрушки» Целью использования коммуникативных игрушек является: - развитие коммуникативных навыков и культуры речевого поведения; - развитие устной речевой деятельности. Цель комплекта: Воспитывать и развивать у каждого ребёнка: - коммуникационные и лингвистические стороны устной речевой деятельности; - эмоционально – нравственные основы поведения. Задачи комплекта: Формирование и развитие: - необходимого уровня монологической и диалогической речи; - словарного запаса; - умений общаться со сверстниками и взрослыми.

Слайд 27

Структурной единицей комплекта является демонстрационная тактильная игрушка – коммуникативная игрушка. Содержанием игр могут служить доступные детям сценки, взятые из их повседневной жизни. Общаясь с куклами, дети приучаются передавать в развёрнутой связной речевой форме свои ощущения и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними. Коммуникативная игрушка – посредник в общении между детьми. Используются игры с правилами, элементы сюжетно – ролевых игр: «В лесу», «Как мы ходили в цирк», «Встреча», «Мы в театре» - с использованием кукол – бибабо.

Слайд 28

Комплект коммуникативных игрушек «Народы мира» - представители различных народов, фигурки людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель - приобщение к национальной культуре. Следует формировать у них представление о многообразии человеческих языков одновременно с положительным отношением к ним. Набор состоит из: - африканской семьи (мать, отец, сын, дочь); - европейской семьи; - азиатской семьи; - южно – американской семьи. - Модель «Фигурки инвалидов: люди с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 30

Дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при обучении, формировании базовых учебных действий. Возникает потребность в использовании специального оборудования и средствах обучения. Комплект лингводидактических средств обучения (ЛДСО) обеспечивает и вносит разнообразие в процесс обучения, воспитания, формирования и коррекции речи, способствует повышению эффективности коррекционной логопедической работы, формируя необходимые базовые учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе (по разделу "Имя прилагательное")

Контрольно-измерительные материалы представлены как проектная работа по итогам обучения на курсах повышения квалификации (декабрь 2014 года), составлены с учетом требований ФГОС, содержат примеры зада...

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»...

Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"

Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...

Методическая разработка "Приемы оценки базовых учебных действий"

Методическая разработка "Приемы оценки базовых учебных действий"...