Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Краснова Ольга Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_k_prez.doc563.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Обновление содержания и методики обучения русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС ООО»

Разработка  контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе

Авторы проекта:

Еремеева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №110» Советского района г. Казани,

Краснова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №111» Советского района г. Казани

Научный руководитель:

Волкова О.В., доцент ПМЦ ПК и ПП РО КФУ, к.п.н.

Казань, 2015

Оглавление:

I. Введение.

1.        Актуальность проекта.

2.        Цель и задачи проекта.

2.1 Цель проекта.

2.2 Задачи проекта.

2.3 Целевая группа проекта.

3. Жизненный цикл  и этапы реализации проекта.

3.1 Сроки реализации проекта.

3.2 Этапы реализации проекта.

4. Ожидаемые результаты реализации проекта.

5. Риски реализации проекта и пути их преодоления.

III. Заключение.

IV.        Список использованных документов и источников информации.

V.        Приложения

Приложение 1. Контрольно-диагностический лист по разделу «Имя числительное».

Приложение 2.  Регулятивные планируемые результаты. Задания

Приложение 3. Познавательные планируемые результаты. Задания

Приложение 4.  Коммуникативные планируемые результаты. Задания.

Приложение 5. Предметные результаты

Введение

1

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

 Элберт Хаббарт.

         Наиболее перспективные процессы модернизации образования – это процессы, предполагающие освоение области практического знания.  В рамках  системно-деятельностного  подхода  приоритетной целью образования становится  развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира с помощью организации системы универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий (УУД) – основа образовательного и воспитательного процесса. В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития. Выделяют четыре блока универсальных учебных действий с соответствующей им номенклатурой: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. 

     Личностные УУД подразумевают  личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентацию учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»),  смыслообразование  (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

        Познавательные УУД включают: 

  •  общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановку и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения.

Коммуникативные УУД — умение вступать в диалог и вести его, учитывая различия особенности общения с различными группами людей.

Регулятивные  УУД  — целеполагание, планирование, корректировка плана.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  учителя  и  ученика,  эффективности  их  коммуникативной деятельности. К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей,  которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».  Поэтому основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие  (чему учить? ради чего учить? как учить?). В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для  достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

2.​ Цель и задачи проекта

2.1.  Цель проекта

Разработка  контрольно-диагностических  материалов для  формирования   и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по  разделу «Имя числительное»

2.2. Задачи проекта:

1) изучить требования ФГОС к формированию УУД как основе метапредметных планируемых результатов;

2) ознакомиться с видами универсальных учебных действий;

3) определить содержание планируемых результатов основной образовательной программы по разделу «Имя числительное»;

4)  разработать диагностические задания по разделу «Имя числительное», направленные  на формирование и развитие регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.  

2.3.  Целевая группа проекта:  учащиеся 6 класса

3. Жизненный цикл и этапы реализации проекта

3.1 Сроки реализации проекта с 9.03.2015 г. по 31.05.2015 г.

3.2 Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 9.03.2015 по 20.03.2015)

2. Основной (апрель 2015 г.)

3. заключительный (с 1 мая 2015 г. по 31 мая 2015 г.)

4. Ожидаемые результаты реализации проекта

1)  контрольно-диагностический лист  по разделу «Имя числительное»;

2) диагностические задания на регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия  по разделу «Имя числительное»

5. Риски реализации проекта и пути их преодоления

           Основные риски реализации проекта связаны, прежде всего, с тем, что изучение раздела «Имя числительное» традиционно представляет для учащихся 6-х классов определенную сложность на этапе формирования орфографической зоркости. На такие темы, как «Правописание числительных», «Склонение числительных»,  предусмотрено 2-3 учебных часа, что, безусловно, отражается на уровне функциональной грамотности учащихся. Впоследствии к этим темам учитель обращается только в старших классах в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Чтобы устранить данные риски,  учителю необходимо  активнее использовать средства формирования универсальных учебных действий на уроке: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе такой системной работы на уроке учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять направления работы по устранению западающих зон. Особую роль могут сыграть развивающие эвристические задания, способствующие повышению уровня мотивации школьников к изучению русского языка, а также систематическое проведение уроков повторения и  обобщения данного раздела в 7-9 классах    в  формате системно-деятельностного подхода.

           

III. Заключение

          В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

         В данной  проектной работе представлены  контрольно- диагностический лист, который включает задания, нацеленные на формирование и развитие   регулятивных, познавательных и коммуникативных  планируемых  результатов  по русскому языку в 6 классе по разделу «Имя числительное».  Особенностью  подобных заданий в  области  развития регулятивных УУД  является предоставление ученику возможности  самостоятельной постановки целей и задач  учебной деятельности, возможности планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так  и по способу действия.

    Диагностические задания на познавательные УУД связаны с самостоятельным  поиском  информации, необходимой для выполнения учебного задания, с обращением к  различным видам источников (словари, учебная, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.), с развитием  логических познавательных УУД, таких, как  наблюдение, классификация, систематизация,  сравнение, обобщение.   Задания по диагностике коммуникативных планируемых результатов учитывают читательские предпочтения шестиклассников, предполагают  не только анализ текстов  различных стилей и типов, что, безусловно,  является важнейшим условием формирования метапредметных планируемых результатов, но и создание собственных текстов: сочинений на предложенные темы, стихотворений и др.  

  Представленный в работе материал   соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т.А.Ладыженской и М.М.Разумовской.  

 

  Список использованных документов и источников информации

  1. Словари и справочники
  1.  Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 976 с.
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. – 384 с.
  3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов/Д.Э Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2003. – 623 с.
  1.  Учебная, методическая и научно-популярная литература
  1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В.Волкова — Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 172 с.
  2. Волкова О.В. Структура и содержание рабочей программы по русскому языку для учащихся 5 классов с учетом требований ФГОС ООП (методические рекомендации для учителя)/ О.В. Волкова. – Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования» (редакционно-издательский отдел), 2014. – 208 с.
  3. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно – СПб.: «Норинт», 2000. – 192 ..: ил.
  4. Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс. – М., 2001. – 248 с.: ил.
  5. Рабочая тетрадь учителя русского языка и литературы Республики Татарстан / О.В. Волкова – Казань: РИЦ «Школа», 2014. -80 с.
  6.  Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская [и др.]; научный редактор Н.М.Шанский. - 3-е изд.  - М. : Просвещение, 2014. - 175 с.
  7.  Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. /  Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 168 с.

III. Электронные ресурсы

  1. Волкова О.В. Дистанционный модуль «Обновление содержания и методики преподавания русского языка». - http://edu.kpfu.ru/course/view.php?id=460
  2. http://eidos.ru/index.htm
  3. Электронный ресурс http://www.stadium.ru/news/

Приложения

Приложение 1.

Контрольно-диагностический лист по разделу

«Морфология. Имя числительное»

Тематическое планирование

Планируемые результаты ООП

Имя числительное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе

Знать морфологические признаки имени числительного; знать  особенности употребления числительного  в речи; показать роль числительных  в тексте

Количественные числительные, их значение, изменение, нормы употребления. Синтаксические особенности количественных числительных.

Определять  принадлежность числительного к разряду количественных;  правильно употреблять количественные числительные в косвенных падежах в устной и письменной речи.

Орфограмма «Ь в числительных».

Знать условия употребления Ь на конце и в середине числительных, пользоваться на письме изученным орфографическим правилом

Собирательные числительные.

Осмысление значения собирательных числительных, особенностей их сочетаемости с существительными.

Определить  принадлежность числительного к разряду собирательных;  правильно употреблять собирательные числительные  в косвенных падежах в устной и письменной речи.

Числительные оба, обе.

Особенности изменения числительных оба, обе. Нормы их употребления в речи.

Уметь склонять собирательные числительные оба, обе;  правильно  употреблять собирательные числительные  в косвенных падежах в устной и письменной речи в сочетании                                с существительными.

Дробные числительные.

Значение, образование, особенности изменения дробных числительных.

Определять принадлежность числительного к разряду дробных;  правильно употреблять дробные числительные в косвенных падежах в устной и письменной речи.  Нормы изменения полтора, полтораста.

Порядковые числительные.

Понятие о порядковых числительных, их значения, изменения, образование. Сопоставление их с прилагательными. Особенности употребления в речи.

Определять принадлежность числительного к разряду порядковых;  правильно употреблять порядковые числительные в косвенных падежах в устной и письменной речи.

Морфологический разбор имени  числительного

Знать порядок морфологического разбора имени числительного; выполнять морфологический разбор имени числительного

Приложение 2.

Регулятивные планируемые результаты.

Задания

  1. Прочитай  шуточное стихотворение  Иры Звездиной, шестиклассницы  одной из казанских школ.  Найди в нем числительные, выпиши их, определи разряд.  Составь  план своей учебной недели, используя числительные.

Понедельник. Ой, звонок!

Две секунды – я влетаю!

Как обычно,  успеваю…

Восемь. Тишина. Урок.

Вторник. Школа, я бегу!

Шесть задач в моей тетради -

Я своей подруге Наде

На контрольной помогу!

В среду  - праздник,  суета,

Будет только три урока,

Может, для кого-то плохо,

Для меня же -  красота!

А в четверг – уроков море,

Восемь да еще кружок!

Ждать устанет мой дружок -  

Из седьмого класса Боря.

В пятницу мне не везет,

В пятницу одни заботы –

В классе для  двоих работа:

Мою пол, Борис поет.

Ах, суббота! Я  мечтаю…

Удивляюсь: «Неужели

Близится к концу неделя?»

Все! Ура! Я отдыхаю!

Быстро, как в одно мгновенье,

Улетело воскресенье.

Чувство грусти мне знакомо,

Потому что завтра снова…

Понедельник. Ой, звонок!

Две секунды – я влетаю!

Как обычно,  успеваю…

Начинается урок...

  1. Прочитайте, правильно произнося числительные. Запишите текст, заменяя цифры словами. Определите разряд количественных числительных. Оцените правильность выполнения задания, обратившись к эталону.

Чтобы собрать с цветов нектар, который превратится в 1 килограмм мёда, пчеле надо «налетать» около 300 тысяч километров (больше ¾ расстояния до Луны), посетив при этом 19 миллионов цветков. А несколько килограммов мёда — это уже миллионы километров! Конечно, одна пчела не сделает такую работу за свою короткую жизнь. Она живёт всего 30—35 дней. Но недаром трудолюбие пчёл вошло в поговорку: летая со скоростью 6,5 км в час, одна пчела за хороший рабочий день посещает примерно 7 тысяч цветков.

   

(Из журнала «Юный  натуралист»)

Эталон

Триста тысяч

Больше трех четвертых

Девятнадцать миллионов

Не более тридцати-тридцати пяти дней

Со скоростью шесть  целых пять десятых

Семь тысяч цветков

  1.          В сутках 24 часа.  Ученик 6 класса Вася Числителькин   каждый день 3 часа выполняет домашнее задание, 2 часа проводит за компьютером,  2 часа смотрит телевизор и  1 час читает  художественную литературу. Запиши с помощью  дробных числительных, какую часть суток занимает у него каждое занятие? Помоги Васе спланировать свой день таким образом, чтобы у него оставалось больше времени  на чтение книг  и на занятия спортом.  Внеси  изменения в предложенную диаграмму, записав свои числовые данные  словами.

  1. Внимательно рассмотрите таблицу. Составьте  алгоритм «Как склоняются числительные 40, 90, 100» Дополните алгоритм примерами словосочетаний данных числительных с существительными

  1. Расскажи об  употреблении собирательных числительных.  Рассмотри таблицы в учебнике и проанализируй, все ли было правильно в  твоем ответе.  Исправь ошибки в предложениях, запиши  исправленный вариант.

  1. Двое моих сестер учатся в университете.
  2. Мы путешествовали пятеро дней.
  3. У меня двое котят.
  4. Шестеро девочек в классе – отличницы.
  5. Договор подписан обоими сторонами.

6.Показательные выступления обоих фигуристок  запомнились  болельщикам.

                                                                                     

    Приложение 3

Познавательные планируемые результаты

  1. Составьте несколько вариантов заданий к ряду слов:

пятёрка, опять, пять, впятером, опята, с пятьюдесятью, пяточка,

 о пятнадцати,  пятнашки, пятна, пятисотый, пятерых, пять целых две сотых, пятиться.

2. К существительным из левого столбика подберите числительные соответствующей формы из второго.      Запишите их.

С двумя на выбор составьте предложения.

обеими

шестьсот семнадцатой

девяноста четырём

с одной целой семью десятыми

семерыми

сорока девяти

две тысячи первом

пятисот

у  учеников

площади

в году

к очкам

с козлятами

на странице

с (со) ступеней

за подружками

3. Ознакомьтесь с таблицей вариантов правильного употребления собирательных числительных, добавьте свои примеры в правую колонку.

Собирательные числительные употребляются:

С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое студентов, трое сирот

С существительными, имеющими формы только множественного числа (от ДВОЕ до ЧЕТВЕРО): двое ножниц, трое суток (далее – пять суток)

С названиями детёнышей животных: двое медвежат; (вариативная форма разговорной речи: три щенка)

С названиями парных предметов, в значении «столько-то пар» (в просторечии): двое чулок, трое рукавиц. В косвенных падежах чаще используются формы количественных числительных: в течение двух суток (вместо ДВОИХ).  (По материалам Справочника по русскому языку.)

 

4. Л. Кондратенко перевёл забавные стихи польской поэтессы В Хотомской. Чем интересны эти стихи и почему такая необычная форма записи текста оказалась возможной?

У про100го 100рожа – непр100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка чи100тою ног

И отличной ваксой чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100 вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви не носил никто!

У пр100й 100рожки 100ит по100ять

И у той 100ножки опыт перенять!!!

По образцу следующего текста оформите запись придуманных ВАМИ предложений. Составьте алгоритм действий. Может быть, и вы создадите стихотворение?

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою.

Сес3цы е2 ухи3лись пре2рительно приготовить

обед, отыскав вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что

пред100ит целый пир.

5.К словам, обозначающим меру длины,  из левой колонки подберите соответствия из правой колонки

Старинные меры длины

аршин

4,45 см

дюйм

71 см

вершок

2, 54 см

фут

2,13 м

сажень

0,3 м

верста

17, 78 см

пядь

1,06 м

Приложение 4

Коммуникативные  планируемые результаты

Задания

1. В 2014 году в Сочи триумфом для российской сборной закончилась Зимняя олимпиада. 2859 спортсменов из 88 стран мира разыграли рекордные 98 комплектов наград. В качестве болельщиков гостями Сочи стали представители 126 государств.

      Хотя бы одну минуту телевизионных трансляций игр посмотрели около 2 миллиардов человек. По этим показателям Игры 2014 года стали самыми рейтинговыми в истории Олимпийского движения. 75% опрошенных россиян уверены: наследие, оставленное XXII Играми, будет работать еще долгие годы. (http://www.stadium.ru/news/)

     Не сомневаемся, что и у тебя есть любимый спортсмен или команда, оказавшиеся на пьедестале почёта в те знаменательные дни. Напиши сочинение-рассуждение от лица своего кумира на тему «Легко ли стать чемпионом?», включив в него числительные ВСЕХ разрядов.

2. а) Прочитайте текст и обсудите его содержание с одноклассником-партнером, с которым  назначена встреча на  12.00 (обучающая структура КЛОК БАДДИС). Что нового вы узнали из прочитанного текста?              

    б) Письменно передайте содержание текста. Обменяйтесь тетрадями с выполненными заданиями и внимательно прочитайте работу одноклассника. Выскажите свое мнение о том, насколько полно и точно передана в работе информация, изложенная в исходном тексте.

    в) Представьте себя в роли ведущего или приглашенного гостя телевизионной передачи «Из жизни слов». Подготовьте диалог и покажите одноклассникам фрагмент этой программы, в которой вы поделились бы с ними историей о происхождении числительного.

 Как объяснить наличие в русском языке необычного числительного сорок? Другие числительные (двадцать, пятьдесят, шестьдесят) прямо указывают на количество десятков (два, пять и так далее),  а  слово сорок как будто ни о чем не говорит. В древнерусском языке было и числительное четыре десяте, но   сорок постепенно вытеснило его.

   Случилось это в ХI или ХII веке, когда участились контакты наших предков с варягами. Скандинавы имели обыкновение расплачиваться собольими шкурками и словом serkr обозначали 200 шкур. Попробуйте произнести это serkr. Ваш язык рано или поздно сам собой трансформирует его в сорок.

Так и прижилось на Руси чужеземное слово. Сначала у нас оно обозначало «40 собольих шкурок» – поскольку наши предки продавали собольи шкурки в мешках именно по 40 штук (на пошив шубы шло в среднем 40 шкурок). А потом это числительное стали применять и для счета других предметов.

3.Торт "Тирамису" - знаменитый итальянский десерт. Его просто готовить и не надо запекать: он  должен постоять в холодильнике с вечера до утра следующего дня. Попробуйте себя в роли ведущего телевизионного кулинарного шоу и  расскажите одноклассникам-«телезрителям», как приготовить этот изысканный торт (в случае затруднений обратитесь к одному из тематических сайтов).  Составьте  рецепт, записав числительные словами  и включив в него следующие ингредиенты:

  • Cыр «Маскарпоне» — 600 г.
  • Яичные желтки — 6 шт.
  • Сахар — 1 стакан
  • Кофе эспрессо — 2 стакана
  • Ром — 1/4 Стакана
  • Печенье бисквитное  («Савоярди», «Дамские пальчики») — 400 гр.
  • Сливки — 2 стакана
  • Ваниль — 2 чайных ложки
  • Какао (порошок) — 3-4 ст. ложек

4.Напишите сочинение-миниатюру «Важные даты в жизни моей семьи», включив в свою творческую работу порядковые и количественные числительные.

5. Блицтурнир «Семеро одного не ждут». Объединившись в команды, запишите как можно больше пословиц, в которых упоминается число «семь». Придумайте небольшой рассказ, который заканчивается одной из пословиц.

Предметные задания

Задания базового уровня

1. В 2014 году в Сочи триумфом для российской сборной закончилась Зимняя олимпиада. 2859 спортсменов из 88 стран мира разыграли рекордные 98 комплектов наград. В качестве болельщиков гостями Сочи стали представители 126 государств.

        Хотя бы одну минуту телевизионных трансляций игр посмотрели около 2 миллиардов человек. По этим показателям Игры 2014 года стали самыми рейтинговыми в истории Олимпийского движения. 75% опрошенных россиян уверены: наследие, оставленное XXII Играми, будет работать еще долгие годы.

     

  ЗАДАНИЕ.

1) Спишите абзац на выбор, записав числительные словами.

2) Подчеркните числительные как члены предложения.

3) Выпишите из 1 абзаца числительное (на выбор) и просклоняйте его.

2. К пословицам из левого столбика подберите из правого столбика подходящие числительные, которые надо записать словами. Запишите получившиеся  пословицы,  прочитайте их. Подчеркните числительные как члены предложения.

….в поле не воин.

7

У …..нянек дитя без глазу.

1

За   …. зайцами погонишься – ни ….не поймаешь.

7

1

……   раз отмерь, …. раз отрежь

2

1

….  блин комом.

7

Не имей ….рублей, а имей ….   друзей.

2

Старый друг лучше новых ….

100

….. вода на киселе.

3

Обещанного ….   года ждут.

7

У тебя …. пятниц на неделе.

1

3. Прочитайте  фрагмент книги А. де  Сент-Экзюпери «Маленький принц».  Запишите числительные словами. Подчеркните  Ь в числительных, выделите графически морфему, в которой пишется Ь.

Итак, 7  планета, которую он посетил, была Земля. Земля - планета непростая! На ней насчитывается 111 королей, 7000 географов, 900000  дельцов,  311 миллионов честолюбцев - итого около 2 миллиардов взрослых.

        Чтобы дать вам понятие о том, как велика Земля, скажу лишь, что, пока не изобрели электричество, на всех 6 континентах приходилось держать целую армию фонарщиков – 462511 человек.

4.  Запишите предложения, заменяя числительные словами. Определите разряд числительных. Подчеркните числительные как члены предложения.  Обратившись к интернет-ресурсам, найдите даты памятных событий, которые отмечаются в 2015 году, составьте с ними предложения.

1.        В 2015 году наша страна отмечает 70 годовщину Великой Победы.

2.        Ежегодно 9 мая все народы России празднуют День Победы

3.        День защитника Отечества, День воинской славы России установлен 23 февраля

4.        4 ноября в России отмечают День народного единства

5. Напишите сжатое изложение (не менее 70 слов).  Используйте памятку   «Способы компрессии текста».

Как объяснить наличие в русском языке необычного числительного сорок? Другие числительные (двадцать, пятьдесят, шестьдесят) прямо указывают на количество десятков (два, пять и так далее),  а  слово сорок как будто ни о чем не говорит. В древнерусском языке было и числительное четыре десяте, но   сорок постепенно вытеснило его.

           Случилось это в ХI или ХII веке, когда участились контакты наших предков с варягами. Скандинавы имели обыкновение расплачиваться собольими шкурками и словом serkr обозначали 200 шкур. Попробуйте произнести это serkr. Ваш язык рано или поздно сам собой трансформирует его в сорок.

Так и прижилось на Руси чужеземное слово. Сначала у нас оно обозначало «40 собольих шкурок» – поскольку наши предки продавали собольи шкурки в мешках именно по 40 штук (на пошив шубы шло в среднем 40 шкурок). А потом это числительное стали применять и для счета других предметов.

Задания повышенного уровня сложности

  • 1)        КЛУБ ЗНАТОКОВ

Обсудите в группе из 10 человек (класс поделен на 3 группы) варианты ответов на следующие вопросы (у каждой группы – свой), выразите общую точку зрения. Ответы сверьте с эталоном.

1 группа: Преподаватели математики советуют ученикам для запоминания очень важного в геометрии числа подобрать осмысленную фразу, например: «Это я знаю и помню прекрасно, ах, многие знаки мне лишни, напрасны». Что это за число? Ваша версия?

2 группа: Что значит фразеологизм «ОДИН КАК ПЕРСТ»? Ведь на ладони 5 пальцев?

3 группа: Какое отношение к теме «Имя числительное» может иметь выражение «ВОЗДАТЬ СТОРИЦЕЙ»? (Все задания составлены по материалам книги: Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно)

ЭТАЛОН.

  1. Количество букв в словах и их порядок соответствуют количеству цифр и их значений в числе ПИ.
  2. В древнерусском языком перстом, по мнению некоторых учёных, называли именно большой палец, а он – один на руке.
  3. «Сторицей» - значит «стократно». Однокоренное слово – «сто» - числительное.

  • 2)        К 70-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Значение слова «Афоризм», по Ожегову: Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. В 20 веке появилось новое, получившее широкое распространение высказывание: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».                                                  

ЗАДАНИЕ 1. Ознакомьтесь с его историей, впишите недостающие числительные СЛОВАМИ. Воспользуйтесь различными источниками информации.        

В ноябре 1941 года в редакцию газеты «Правда» поступило четырёхстрочное донесение о том, что .. ноября  .. бойцов дивизии под командованием генерала И.В. Панфилова в течение .. часов вели неравный бой с наступающими немецкими танками у железнодорожного разъезда Дубосеково. На основе этого донесения журналист А.Кравицкий написал очерк, в котором вложил в уста политрука Клочкова эти слова.«…Меня вызвал Первый секретарь Московского обкома ВКП(б) А.С. Щербаков и спросил: «А кто Вам передал последние слова Клочкова?» Я тихо ответил: «Все, кто был с ним, убиты, поле боя осталось у фашистов. Этих слов никто мне не передавал. Но это само написалось… Наверное, Клочков перед смертью думал именно так…» (А.Кривицкий. Василий Клочков и его товарищи. – Сб. Навечно в строю. М.: Воениздат, 1961, с. 241).

В дальнейшем эти слова неоднократно цитировались в качестве подлинного высказывания Клочкова, вошли в школьные учебники. Попытка журнала «Новый мир» восстановить подлинные факты, в частности, опровергнуть утверждение о гибели .. героев, была решительно пресечена.

ЗАДАНИЕ 2. Обсуди с соседом по парте следующий вопрос: почему данная фраза стала афоризмом? Письменно оформи ответ.

3)        ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.

Прослушайте утверждение и заполните таблицу, поставив + или – в клеточку, соответствующую номеру задания. Проверьте свои ответы по эталону.

1)        В предложении «Он приехал в город с тысячью рублями» шестое слово является существительным?

2)        В древнерусском языке было существительное, обозначающее  старинную  меру длины – «локоть»?

3)        В древнерусском языке словосочетание «тьма народу» обозначало неисчислимое количество людей.

4)        Форма творительного падежа числительного «восемь» вариативна.

5)        Слово миллион – производное, образовано с помощью суффикса -ОН-.

6)        ВСЕ из перечисленных далее слов: ТРЕУГОЛЬНИК, ТРЕУГОЛКА, ТРЕВОЛНЕНИЕ, ТРЕНОЖНИК - имеют прямое отношение к числительном у ТРИ.

7)        Если не знать, что «СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ» - фразеологизм, можно подумать, что лоб у человека с такой характеристикой шириной…более метра!

8)Существительное «ТРОЙНЯШКА» образовано от числительного «ТРИ»?

        

ЭТАЛОН

ответ

КОММЕНТАРИЙ

1

---

Слово «тысяча» может выступать как в функции существительного, так и в функции числительного (или согласуется с существительным (с одной тысячью), или управляет им (с одной тысячей).  В контексте  «он приехал с тысячью рублями» данное слово выполняет функцию числительного. (Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку)

2

+

Старинная мера длины – локоть = 38-46 см. (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

3

---

Слово «тьма» в древнерусском языке было… числительным и обозначало «десять тысяч». (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

4

+

Вариативными являются формы творительного падежа числительного «восемь»: восемью и восьмью. (Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку)

5

+

Слово «миллион» придумано итальянским путешественником Марко Поло. Образовано от  милли («тысяча») с помощью суффикса -ОН(е), который в итальянском языке имеет такое же значение, как и русский суффикс -ИЩ- (домище, ножища). (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

6

---

Слово «треволнение» («сильное волнение, беспокойство») имеют в своём составе старинную приставку ТРЕ- со значением «наивысшая степень качества» (то же – трезвон, треклятый). (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

7

+

Пядь = расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев, примерно 18-20 см. Если эти числа умножить на 7, получим ширину лба от 126 до 140 см. (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)

8

---

Слово «тройняшка» образовано от существительного «тройня». (Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 6 класс.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе (по разделу "Имя прилагательное")

Контрольно-измерительные материалы представлены как проектная работа по итогам обучения на курсах повышения квалификации (декабрь 2014 года), составлены с учетом требований ФГОС, содержат примеры зада...

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»...

Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"

Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...

Контрольно-диагностические материалы для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе

Материал содержит диагностические задания по формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу "Словообразование. Орфография. Культура речи"...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА в 5 – 9 классах

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ   УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ   НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА   в 5 – 9 классах...