Главные вкладки

    Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения (Образовательная система "Школа 2100")
    статья по русскому языку по теме

    Буряченко Елена Васильевна

    Обобщение опыта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_uud_na_urokah_russkogo_yazyka.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Буряченко Елена Васильевна,

    Учитель русского языка и литературы

    МКОУ  «Гимназия имени Горького А.М.»

    Москаленского муниципального района

    Омской области

    Формирование универсальных учебных действий  

    на уроках русского языка

    в процессе реализации технологии проблемно-диалогического обучения

           Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.    В качестве основных видов универсальных учебных действий новые стандарты  выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД и рассматривают их  как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

            С 2012 года МКОУ «Гимназия имени Горького А.М.» является пилотным образовательным учреждением по введению ФГОС в основной школе.  Для меня как учителя русского языка  и литературы встал важный вопрос:  как изменить образовательный процесс на своих уроках, какие технологии взять за основу, какие условия  необходимо создать для такой учебной  деятельности, в процессе которой могут быть сформированы УУД.

            Обновляя организацию  учебного процесса на  своих уроках, я опиралась на основные положения стандарта:

    • Ориентация на парадигму деятельностного образования (деятельностный подход)
    • Ориентация на достижение качественно новых результатов образования результат
    • Ориентация учебного процесса  на последовательное «пошаговое» достижение планируемых результатов

         Выстраивая  учебный процесс на уроках русского языка, я остановилась, прежде всего,  на технологии проблемно-диалогического обучения. Она  эффективна тем, что позволяет организовать на уроках самостоятельное открытие новых знаний и их творческое усвоение.  Данная технология предполагает проблемное введение материала через создание проблемной ситуации и выход из нее. Данная технология включает в себя:

    • технологию постановки учебной проблемы, который обеспечивает формулирование учениками вопроса для исследования
    • технологию поиска решения проблемы, который позволяет организовать «открытие» знаний учащимися.

    Применение  данных методов позволяет включить учащихся в творческую учебную деятельность, направленную на результат.

           В своей педагогической практике использую следующие приемы  постановки проблемы:

    • с помощью диалога побуждаю учеников осознать противоречие и сформулировать проблему
    • ученик сам осознает проблему и формулирует ее

           Когда проблема сформулирована, включаю учащихся в активный поиск решения проблемы. Это происходит через выдвижение гипотез и их проверку.

    Использую следующие приемы выдвижения и проверки гипотез:

    • с помощью диалога побуждаю учеников выдвигать и проверять гипотезы
    • ученики сами выдвигают или проверяют гипотезу.

           Как показывает практика,  данные проблемные методы гораздо эффективнее, чем традиционные. Они обеспечивают  познавательную мотивацию учеников, осознанное понимание материала  большинством учащимися.

             Например,  при изучении темы «Буквы О, Ё после шипящих в корне слова»  учащимся  было предложено учебное задание: вставить пропущенные буквы в словах.

    • Б__чка, м___д, л___дка, т___плый, л___гкий              
    • Ж___лтый, ш___пот, ч___рный,  ш___рох, крыж___вник

    Для выявления противоречия и постановки проблемы поставлен  ряд вопросов:

    • Где находится орфограмма? Что общего в словах первой и второй строк? В чем разница?
    • В каком случае возникла проблема выборы буквы? Почему не смогли выполнить задание? В чем трудность? (побуждение к осознанию противоречия)
    • Назовите опознавательный признак орфограммы.
    • Сформулируйте  тему и проблемную задачу урока (побуждение к формулированию проблемы)
    •  Есть ли в классе гипотезы, каковы   условия выбора  орфограммы? (побуждение к выдвижению гипотез)

    После этого  учащиеся включаются   в активный поиск решения проблемы. Им предложено учебное задание:

    Жёлтый-шёпот-чёрный-шорох-крыжовник

    • Подберите  к каждому слову 1-2 однокоренных.  Выделите корень. Какую особенность заметили?  Сформулируйте самостоятельно правило, назовите условие выбора орфограммы.

    В основе данной проблемной ситуации  лежит противоречие между необходимостью и невозможностью  выполнить задание. Учащиеся самостоятельно  при помощи побуждающих вопросов определяли тему, формулировали проблему и находили ее решение.

    При изучении темы «Роль местоимений в предложении» использовала следующие приемы остановки и поиска решения проблемы.

    В процессе разгадывания кроссворда по ключевым словам (местоимение, предложение, роль) определили тему урока.

    Использовались следующие приемы выдвижения проблемы и поиска е решения:

    • О каких местоимениях будем говорить? (связь с предыдущими темами: речь идет о местоимениях-существительных)
    • О какой роли идет речь? (уточнение, конкретизация, понимание  темы)
    • Как вы  думаете, какую роль может играть местоимение в предложении? (учащиеся выдвигают гипотезы) Сколько в классе мнений? Почему?   (побуждение к осознанию противоречия)
    • Какой вопрос возникает? (формулировка проблемы)
    • Что необходимо сделать, чтобы решить проблему? (побуждение к составлению алгоритма проверки гипотез)

    Совместно составляется алгоритм, после чего учащиеся включаются в самостоятельный поиск решения проблемы на основе выполнения практического учебного задания (анализ синтаксической роли местоимений в  предложениях).  В процессе его  выполнения идет проверка гипотез, после чего формулируются выводы.

    При изучении темы «Буквы А-О в корнях РАСТ, РАЩ, РОС»     создается проблемная ситуация,  которая вызывает у учащихся реакцию «затруднения», «удивления».

    Учебное задание.  

    Растение, заросли, выращенный, расти, растянуть, росла.

    • Найдите лишнее слово в ряду и определите, почему оно лишнее.
    • Как называются такие корни? Какие корни встретились?
    • Проанализируй  правописание  оставшихся слов.  Где находится орфограмма? Удивило ли вас что-то в этих словах? Что интересного заметили? (предъявление противоречивых фактов)
    • Какую учебную задачу нам предстоит решить?

    После формулировки проблемы организуется работа по выдвижению гипотез и их проверке, в данном случае последовательный вариант: учащиеся выдвигают гипотезу (чаще всего ошибочная гипотеза –проверка ударением;  она проверяется, потом другая гипотеза – и так  до появления решающей.   В результате учащиеся находят закономерности в написании А-О в корнях, формулируют выводы.

         Важным переходным моментом, «мостиком» от  постановки учебной проблемы к поиску ее решения является постановки цели и учебно-познавательная мотивация. Использую следующие побуждающие вопросы для  организации действий целеполагания и формирования мотивов дальнейшей деятельности учащихся:

    • Какую цель поставим перед собой? К какому результату будем стремиться? Что мы должны сделать?
    • Для чего нам нужно изучить эту тему? Где нам пригодятся эти знания?

    В конце урока обязательно возвращаемся  к поставленной цели, использую следующие побуждающие вопросы  для организации рефлексивно-оценочной деятельности учащихся:  

    • Какую цель ставили? Какой результат планировали?
    • Насколько мы его достигли? Чему научились?
    • С чем не справились? Над чем еще необходимо работать? Что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели?

    Такая организация учебного процесса  позволяет мне формировать у учащихся основные УУД:

          Регулятивные: формулировать учебную проблему, цель деятельности, составлять план решения проблемы, находить пути и способы ее решения; самостоятельно осуществлять деятельность учения, контролировать и оценивать свою  учебную деятельность и ее результаты, прогнозировать и корректировать ее

          Личностные: проявлять устойчивый познавательный интерес,  потребность в самовыражении и самореализации;  умение  строить сотрудничество  на основе равноправных отношений;

         Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний,  извлекать необходимую информацию; анализировать ее, сравнивать, обобщать; выдвигать гипотезы и обосновывать их,  классифицировать на основе самостоятельного выбора критериев классификации,  строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей,

         Коммуникативные: строить монологическое высказывание, с достаточной полнотой и ясностью излагать свои мысли, аргументировать свою позицию;  осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; планировать и согласовывать совместную деятельность,  уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

        Таким образом, применение проблемно-диалогической  технологии  на уроках русского языка позволяет мне   не только обеспечивать более высокое качество усвоение знаний учащимися, но и способствует овладению  ими системой универсальных учебных действий, а значит формированию ключевой компетенции учащихся - «умение учиться», что является основной целью нового образовательного стандарта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

    Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

    Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО

    В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать...

    Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»

    Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информа...

    Опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-6 классах

    В большинстве случаев цель ученика – развитие личности в условиях разнообразной познавательной деятельности. Цель родителей учащихся – получение ребенком качественного образования, всестор...

    Статья «Использование современных инновационных технологий в формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка»

    Свободное владение родным русским  языком – это надежная основа, которая готовит ребенка к жизни  в высокотехнологическом конкурентном мире. Поэтому целью обучения русскому языку является со...

    Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

    В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

    ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП

    Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап...