Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в старших классах»
статья по русскому языку (10 класс) на тему

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках  русского языка в старших классах»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МОУ «Осташевская СОШ»

Минаева Дарья Вячеславовна

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

в старших классах.

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование.

Введены новые виды итоговой аттестации - ГИА и ЕГЭ, разработаны, апробированы и введены Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных классов. Уже утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты для старших классов. Поэтому  учителю, работающему в старших классах, необходимо разработать новый подход к обучению школьников учебным предметам, в том числе и русскому языку. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  на первое место в школьном образовании выходит формирование у обучающихся умения учиться. Процесс обучения строится таким образом, что большую часть знаний учащиеся должны «добывать» самостоятельно. Они не выполняют задания «по образцу», а учатся сравнивать, анализировать, искать общее и специфическое, делать выводы.

На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя. И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Требования к результатам изучения русского языка включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Например, для формирования познавательных УУД на уроках русского языка, можно использовать разные лексические задания, которые требуют от учеников работы со словарями и дополнительной литературой.

Для формирования коммуникативных УУД возможно использование групповой формы работы на уроке, проектной деятельности и т.д.

Регулятивные УУД в большей степени формируются при изучении нового материала. Ученики сами формулируют правила, делают выводы, составляют алгоритмы.

Личностные УУД являются личным результатом обучения для школьников, будь то урок или весь процесс обучения – это умение учеников понимать значимость приобретенных знаний и умений и использовать их в учебной деятельности, не только на уроках русского языка, но и на других предметах.

Работая с текстом на уроках русского языка, у учащихся формируются  личностные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.

Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Учащиеся, к концу обучения в школе, должны владеть всеми видами речевой деятельности. Они должны уметь строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать, извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т. д. Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.

Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде - это то, чему ученик должен научиться в школе. Самостоятельная работа на уроках русского языка в старших классах является одним из способов формирования универсальных учебных действий. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.

Овладение универсальными учебными действиями ведёт к формированию самостоятельности, успешно овладевать умениями и компетентностями, осваивать новые знания, включая самостоятельную организацию процесса освоения и умения учиться. Это обеспечивается тем, что УУД – это обобщённые действия, открывающие возможности учащихся не только в русском языке, но и в строении самой учебной деятельности. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися. Достижение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности:

-познавательные и учебные мотивы;

-учебную цель;

-учебную задачу;

-учебные действия и задачи.

В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки.

Современное школьное образование должно работать над формированием универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество. А современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. И в этом учитель русского языка играет важную роль.


1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Урок риторики // Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла.

2. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.

3. http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=312207

4. .www. zavuch. info/methodib/151/

5. www. standart. edu. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка.

Этот материал будет полезным тем, кто заинтересован темой формирования личностных универсальных учебных действий средствами иностранного языка....

Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО

материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов  общеобразовательных учрежден...

Мастер-класс Приёмы формирования универсальных учебных действий Учитель русского языка и литературы Богданова Ирина Викторовна ГБОУ СОШ № 456

Задача современного учителя - сделать все возможное, чтобы наши дети стали успешными, активными, творческими и самостоятельными.  Современные дети должны:-...

Программа саморазвития на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий"

           Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности.         Общество все...

Выступление на педсовете по теме: "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучен...