Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.
проект (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа курса
«Основные направления региональной политики в контексте модернизации российского образования»
Дата: 26.04.2013 г.
Тема: педагогический проект.
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.
Проект выполнила
Овчинникова Татьяна
Сергеевна учитель
математики
МБУ школы № 21
26.04.2013г.
г. Тольятти- 2013г.
«Великая цель образования – это не знания, а действия».
Герберт Спенсер
Пояснительная записка:
- Актуальность.
Одной из важнейших целей образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом является формирование учебной деятельности .
Достаточный уровень сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся:
Сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребёнка в каждом шаге учения.
Любое учебное умение школьника характеризуется набором конкретных учебных действий. Учебное действие состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения.
На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное, постепенно становясь независимым от содержания и применимым в любой ситуации.
2. Проблема
Разработать модель формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики 5 класса.
3. Цель:
Сформировать познавательные универсальные учебные действия на уроках математики комплексно через учебный процесс, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность, путём использования ИКТ технологии (презентация карточки).
4. Задачи:
1. Найти отличия.
2. Выделить существенные признаки.
3. Логическая закономерность.
4. Исследование словесно-логического мышления.
5. Внедрение ИКТ технологии на уроках математики.
5. Этапы реализации проекта.
1.Выделить ценностные ориентиры содержания образования;
2. Указать связь универсальных учебных действий обязательной части учебного плана и внеурочной деятельности;
3. Дать характеристику познавательных универсальных учебных действий обучающихся;
4. Создать типовые задачи для формирования познавательных универсальных учебных действий;
5. Описать преемственность формирования универсальных учебных действий;
6. Диагностика применения ИКТ технологий для формирования УУД.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя общеучебные (связанные с общими приёмами решения проблемы), а так же систему способов построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операции по обработке, систематизации, обобщения и использования полученной информации.
Планируемые результаты формирования универсальных познавательных учебных действий:
- универсальные учебные действия, отражающие методы познания:
-различать методы познания (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
- выявлять особенности (качества ,признаки);
- анализировать результаты опытов ,элементарных исследований ,фиксировать результаты;
- воспроизводить информацию по памяти;
- проверять информацию, находить дополнительную информацию, использую справочную литературу;
- применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
-презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
- Универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:
- сравнивать объекты; выделять из множества, имеющие общие свойства; сопоставлять по одному или нескольким признакам; выявлять сходство и различия объектов;
- выделять существенное и несущественное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
-классифицировать объекты; приводить примеры;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами ,их положение в пространстве и времени;
- выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
- Универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую работу;
- высказывать предположения, обсуждать проблемы, составлять план эксперимента;
-выбирать решение из нескольких, кратко обосновав выбор;
- выявлять известное и неизвестное;
-преобразовывать модели в соответствии с учётом их специфики;
- исследовать нестандартные способы решения;
-преобразовывать объект ,импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Итогом процесса формирования познавательных универсальных учебных действий портфолио наблюдений и выводов.
Этапы работы мероприятия механизмы реализации, ожидаемые результаты
Изучить литературу по ценностно-ориентированному содержания образования | Работа с учебником, работа с дополнительными справочниками, создание схемы сравнения признаков | Диагностика познавательности УУД у учащихся на начальном этапе реализации проекта | Выявить навыки самостоятельной работы с учебником, карточками |
Формирование у школьников навыков применения, полученных во внеурочное время | Участие в школьных и городских конкурсах и викторинах ( кенгуру) | Выявление западающих вопросов и недостающих навыков у учащихся | Получение дополнительных знаний |
Выявление уровня сформированности УУД у учащихся | Анкетирование, работа с психологом | Диагностика знаний и навыков | Определить уровень сформированности и наметить план на их повышение |
Тестовые задачи познавательных УУД | Проведение уроков с применением викторин и ИКТ | Работа учащихся в группах командные соревнования | Активизирование познавательных УУД путём проведения нестандартных уроков |
Преемственность формирования познавательных УУД | Проведение тестов, по темам контрольных срезов | Индивидуальная работа учащихся, выявляющая умения у учащихся применения знаний на практике | Повышение качества знаний учащихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)
В работе раскрывается процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическими текстами....
Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.
Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...
"Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий".
На мой взгляд, на уроках математики достаточно остро стоит проблема развития познавательной активности учащихся, формирование у них познавательных универсальных учебных действий. Для решен...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках математики
Из опыта работы...
Использование схем и таблиц на уроках истории в 5-7 классах при формировании познавательных универсальных учебных действий.
Данная статья написана была мною для участия в межрегиональной конференции «Реализация ФГОС общего и профессионального образования: проблемы, поиски, решения» в 2017 году. Данная статья может быть пол...
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся 5-6 класса на уроках математики.
В качестве одного из средств формирования выбраны нестандартные математические задачи, которые в процессе обучения выполняют следующие дидактические функции: -открытие новых (неизвестных ученику)...