Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Лысенко Ольга Николаевна

В работе раскрывается процесс формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическими текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avilovskaya_sosh.doc483.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистический  текст  как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса                              (на примере УМК С.И. Львовой)

Новая форма итоговой аттестации в 9 классе включает творческое задание (часть С), связанное с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Как показывает практика работы, этот сложный вид учебной деятельности требует от выпускников владения некоторыми умениями: давать определения понятиям, анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы и т.п. Таким образом, создание на ГИА в 9 классе  текста-рассуждения на лингвистическую тему – это показатель сформированности универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) – это навыки, которые закладываются в процессе обучения на всех уроках. ФГОС  в составе основных видов универсальных учебных действий выделяет  4 блока.

Личностные      УУД

Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

Регулятивные      УУД

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Познавательные  УУД

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Коммуникативные УУД

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Мы хотели бы остановиться на практике формирования познавательных УУД на уроках русского языка в 5 классе при работе с лингвистическим текстом.

В  результате освоения основной образовательной программы обучающиеся должны:

  • уметь формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
  • осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников;
  • определять основную и второстепенную информацию, выбирать вид чтения в  зависимости от коммуникативной цели;
  • применять методы информационного поиска;
  • перерабатывать информацию и предъявлять ее разными способами.

Где же искать резерв для эффективной работы по формированию познавательных УУД, способствующих подготовке учащихся к написанию части С на ГИА? На наш взгляд, таким ресурсом является УМК С.И. Львовой, внедрение которого в нашей школе началось с 2009 года.  Основным компонентом  данного УМК является учебник. Его  содержание направлено на формирование ключевых  компетенций, следовательно, на формирование языковой личности.

      Учебник содержит доступный материал для восприятия учащимися лингвистической теории, содержащейся в рубриках: «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте!», «Обратите внимание!». Таким образом, авторы не заставляют  «зубрить»  теорию, а предлагают учащимся самим разобраться в ней.

Конечно, в начале работы по данному учебнику, в 5 классе, очень важна роль учителя, задача которого – научить понимать лингвистический текст.

Для работы с детьми со слабой лингвистической подготовкой, на наш взгляд, эффективны такие задания:

  • выборочное чтение текста по конкретному заданию;
  • нахождение в тексте ответов на вопросы учителя;
  • замена приведенных в тексте примеров своими или подобранными в другом источнике;
  • составление вопросов к тексту;
  • пересказ текста учениками.

А для детей, проявляющих устойчивый интерес к предмету и претендующих на положительную оценку на ГИА, будут интересны  следующие задания:

  • формулирование учащимися вопросов по материалу текста;
  • письменное переложение текста;
  • работа над разными видами плана;
  • составление высказываний-рассуждений на материале лингвистического текста;
  • составление алгоритмов, схем, таблиц, опорных конспектов.

Эти разноуровневые задания для работы с лингвистическим текстом мы можем проиллюстрировать конкретными примерами учебной деятельности.

Программа курса по русскому языку для 5 класса включает изучение раздела «Морфология. Имя прилагательное». На эту тему по программе отводится 15 часов. В рамках этих часов проводится и работа по подготовке к написанию сочинения на лингвистическую тему.

Чтобы  наши выпускники успешно смогли справиться с данным заданием, мы с 5-го класса учим детей приемам работы  с лингвистическим текстом.

Теоретический  материал в данном учебнике построен в ключе формирования у учащихся метапредметных умений. Поэтому, в самом начале работы с учебником обращаем   внимание ребят на графическое выделение основного теоретического материала:

  • жирным шрифтом выделено то, что необходимо запомнить. Например: Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?;  
  • шрифтом с разреженным интервалом между буквами – другая важная информация. Например: В словосочетаниях имя прилагательное может быть как зависимым словом, так и главным словом;
  • курсивом выделяются примеры (какой? – красивый, чей? – заячий, каков? – красив).

Усвоив значение графических выделений учебника, учащиеся  впоследствии без труда могут ориентироваться в лингвистическом тексте.

           Усиливает понимание текста  ряд вопросов, на которые предлагается ответить учащимся после прочтения   рубрики «Теоретические сведения». Так, после знакомства с  темой «Морфемика» на стр.33-34 (часть I) даны вопросы:

  • Что такое морфема? Чем она отличается от других частей слова (звуков, букв, слогов)?
  • Что изучает морфемика? Почему этот раздел лингвистики получил такое название?
  • В чем особенность корня? Что объединяет однокоренные слова? Покажите на примерах.
  • Какие морфемы являются словообразующими?
  • Почему окончание называют формообразующей морфемой?

Как видим, подобные вопросы требуют не только воспроизведения   изученного материала, но и его анализа, сопоставления с ранее пройденным.

Написание сочинения-рассуждения на итоговой аттестации невозможно без знания теории русского языка. Более глубокому проникновению в суть лингвистического текста и, следовательно, усвоению основ лингвистики помогают, на наш взгляд, такие задания, как:

  1. Пересказ текста по частям с приведением собственных примеров. Подобные задания встречаются довольно часто. Например, после работы с теоретическим текстом «Имя прилагательное» (§61) на  стр.94 (часть II)  дано задание: Перескажите текст по частям, иллюстрируя своими примерами изученные грамматические признаки имени прилагательного. Выполнение данного задания формирует  у учащихся умение  не только отбирать важную информацию из текста, но и находить нужные примеры, тем самым демонстрируя степень понимания теоретического материала.

Иногда авторы предлагают пересказать текст, опираясь на данную схему или план. Так на стр. 48 (часть II) при изучении раздела «Лексикология и фразеология. Лексика ограниченного употребления» учащимся дается задание:

Такие задания помогают учащимся соотнести теоретический текст с его графическим представлением, что способствует формированию познавательных УУД.

  1. Неотъемлемой частью создания устного или письменного текста является составление плана (простого, вопросного, тезисного), т.к. это помогает   восстановить в памяти содержание прочитанного, развивает навык  четкого формулирования мыслей.

На стр.122 (часть I) дается большой теоретический текст на тему «Словосочетание как единица синтаксиса». Его пониманию способствуют задания:

  • Выделите те части текста, в которых говорится об основных признаках словосочетания.
  • Составьте тезисный план текста (см. образец в упр. 32) и перескажите его по частям.

Предлагаем читателям журнала работу одного из учеников.

План.

  1. Словосочетание – это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически.
  2. Грамматическая связь слов выражается с помощью окончания или окончания и предлога.
  3. Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
  4. Грамматическая основа предложения – это не словосочетание.
  5. Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, а какое – зависимым.
  1. Методический аппарат УМК С.И. Львовой учит детей осознанному восприятию лингвистических знаний. Для этого учебник предлагает задания, связанные с трансформацией теоретического материала: составление схем, таблиц, алгоритмов. Формирование подобных  общеучебных умений также является необходимым звеном в процессе подготовки к написанию творческого задания на итоговой аттестации, т.к. учит устанавливать логические связи между основными текстовыми единицами.

Именно поэтому, по нашему мнению, авторы учебника часто преподносят учащимся теоретический материал в виде различных схем и таблиц. Так, например, при изучении темы «Употребление в речи этикетных слов» (§21, стр. 117, I часть) детям предлагается представить понятие о речевой ситуации в виде схемы-рисунка (рис.1).  

Со временем учащиеся уже сами составляют схемы на основе теоретического текста. И, как показывает опыт работы, дети довольно быстро овладевают навыком составления схем. Так, при изучении темы «Главные и второстепенные члены предложения» (§24, I часть) детям было предложено составить по тексту схему (работа велась в парах). Вот один из результатов (рис.2)

Для  обобщения и систематизации учебной информации используется прием составления таблиц. Например, по завершении работы с лингвистическим текстом «Способы объяснения лексического значения слова», мы предлагаем учащимся на основе данного текста составить таблицу. Эта работа выполняется в группах. Ребята определяют количество граф в таблице и их название. Предлагаем Вам пример таблицы, составленной учениками.  

Способ объяснения лексического значения слова

Пример

Краткое толкование слова

Гимн – торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.

Подбор синонимов

Болеть – хворать.

Подбор антонимов

Грубый (человек) – антонимы: вежливый, ласковый, нежный.

Подбор однокоренных слов

Ущелье – щель, щёлка, щёлочка

Рисунок или фотография

Ромб

Для подготовки к успешному выполнению письменного творческого задания направлен тип упражнений «Устное высказывание», формирующих  умение использовать  приобретенные общепредметнные  знания в различных ситуациях общения: объяснять сущность тех или иных явлений, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, обобщать на основе специальных знаний. В учебнике этот тип упражнений представлен достаточно объемно: в 5 классе из 1014 упражнений – таких упражнений 98. Этот тип упражнений сопровождается следующими заданиями:

  • упр. 95, стр. 35 (часть I) – Пользуясь «Словариком значения морфем» докажите, что морфема – значимая часть слова. В ходе выполнения этого упражнения учащиеся вспоминают структуру текста-рассуждения, знакомятся с информацией, содержащейся в словарике, и учатся отбирать необходимый для аргументации своих мыслей материал.
  • упр. 267, стр.101 (часть I) – Используя данную схему, расскажите о частях речи в русском языке. Свой рассказ иллюстрируйте примерами. Это  задание требует от учащихся умения составлять связный текст на основе схемы. Имея перед глазами лишь ключевые слова, дети составляют предложения и создают из них текст, используя различные средства связи.
  • упр. 866, стр. 115 (часть II) – Воспользуйтесь текстом на с. 93-94 в качестве тезисного плана и расскажите об имени прилагательном как о части речи. Подобные задания направлены на выявление степени сформированности познавательных УУД.
  • упр. 306, стр.115 (часть I) – Спишите эпиграф к разделу «Культура речи» (Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно). Как вы понимаете высказывание русского писателя Алексея Николаевича Толстого (1882 -1945)? Согласны ли вы с ним. Для выполнения упражнений данного типа учащимся необходимо соотнести смысл высказывания с имеющимися лингвистическими знаниями и составить текст-рассуждение, подтверждая свое мнение примерами. Это практически то же, что и задание части С на ГИА.

Таким образом, система работы с лингвистическим текстом, предложенная УМК С.И. Львовой, дает возможность преодолеть однообразие в работе на уроке, помогает детям понять теорию языка и  является эффективным средством подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как средство формирования познавательных универсальных учебных действий.

Красноперова Л.А., учитель математики МБОУ «Гимназия №22»г. Белгорода Модернизация современного образования ставит перед общеобразовательной школой новые задачи: формирования опыта самостоятельно...

"Использование технологии проблемного диалога на уроках математики как одного из средств формирования познавательных универсальных учебных действий".

На мой взгляд, на уроках математики достаточно остро стоит проблема развития познавательной активности учащихся, формирование  у них познавательных универсальных учебных действий.  Для решен...

Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иност...

Проект как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Актуальность темы: Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действите...