Обобщение опыта по теме:"Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках информатики"
учебно-методический материал по информатике и икт ( класс) на тему

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_opyta.docx402.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г.Катайска

Санина Алена Анатольевна

преподаваемый предмет: информатика

тема опыта: «Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках информатики»

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Школу делает школой учитель. Учителя разные - ведь они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, то есть осваивает приемы. Учитель - мастер. Виртуоз. Как по нотам играет он свой урок.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что современный ученик способен в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а применить их в практической жизни он не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила,  но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями,  не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний.

Нельзя сегодня не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них слабая мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение педагога, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.  Психологи отмечают, что современные дети во многом отличаются от учеников 80-90 годов прошлого века. Во-первых, современные дети более информированы практически по любым вопросам. Если раньше дети ощущали определенный информационный голод, то сегодня через всевозможные источники они практически насильно «загружаются» информацией. Т.к. информация подчас носит противоречивый характер, то это вызывает у современных школьников состояние тревожности и неуверенности. Во-вторых, еще одним качеством современных детей следует назвать ощущение своего «Я» в мире, а следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. В-третьих, дети сегодня более недоверчиво относятся к  словам и поступкам взрослых, чем, скажем, лет 15 назад. Поэтому нам нужно быть готовыми психологически к тому, что не все сказанное нами будет приниматься на веру. Отдельно надо отметить, что современные дети в подавляющем большинстве перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры.  Как следствие – приходят учиться дети, не обладающие навыками общения и практически не социализированные, т.е. плохо понимающие, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.

Перемены, происходящие в современном обществе, стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий требуют определения новых целей образования. Темпы обновления знаний  сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.  Даже закончив вуз, молодой человек сегодня вряд ли сразу начнет работать по специальности, чаще всего после института ему приходится сразу переучиваться, чтобы заинтересовать работодателей. Поэтому непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Психолого-педагогические исследования показывают, что   формирование  личности  ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности.  Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в правовом обществе, у нас нет. А новые цели требуют новых подходов к их реализации.

 Достижение данной цели становится возможным благодаря   формированию  системы метапредметных универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе  формирования  умения учиться.

Проблема полноценного развития личности ученика через  деятельностный подход в обучении стоит и перед МБОУ СОШ №2
г.Катайска, т. к. существует необходимость формирования у обучающихся ключевых компетенций, которые направлены на социализацию личности. Поэтому опыт «Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках информатики» органично вписывается в работу школы.

В связи с этим я решила изучить данный и применить его в своей практике.

Работать над этой темой я начала в 2014 году. И вот уже 2 года активно применяю этот метод в своей педагогической деятельности.

Цель – смоделировать систему деятельности, направленную на формирование метапредметных УУД на уроках информатики

Задачи:

- разработать и отобрать систему рациональных приёмов, формирующих мыслительные умения учащихся;

- подготовить алгоритм учебных действий для поэтапной отработки универсальных учебных умений;)

обеспечить переход полученных учебных навыков в умения, т.е. способность достигать сознательно поставленной цели деятельности в новых условиях.

Ожидаемые результаты:

-возрастет степень развития мыслительных умений обучающихся на уроках информатики;

- повысится степень мотивации и познавательный интерес учащихся к учебной деятельности;

- будет обеспечен переход полученных учебных навыков в умения, т.е. способность достигать сознательно поставленной цели деятельности в новых условиях.

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОПЫТА

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Суть метапредметного содержания образования в нынешней версии стандартов не раскрыта. В результате метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, осталась малопонятным требованием.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

Очевидна недостаточность методического сопровождения  учителей материалами  для практической работы по успешному формированию УУД учащихся и контроля уровня их сформированности.

На основе выявленных противоречий формируется основная проблема: как обеспечить успешную реализацию стандартов второго поколения по формированию универсальных учебных действий учащихся в  методическом и управленческом аспектах.

Что такое метапредметность? Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

Чтобы дать ответы на данные вопросы, необходимо прежде всего разобраться с понятиями метапредметность.

 "Мета" - («за», «через», «над»), всеобщее. Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".  Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Универсальные учебные действия являются, образно говоря, «кирпичиками», из которых строится любая учебная деятельность.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умения, включая организацию этого процесса.

Под метапредметными результатами понимаются освоеннные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности.

ОПИСАНИЕ СУТИ ОПЫТА

Методики формирования, оценки предметных результатов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности разработаны давно. Как быть с метапредметными результатами? Формирование метапредметных универсальных учебных действий является следствием не содержания обучения, а в большей степени – методик, форм организации занятий, используемых в учебном процессе. 

Информатика и ИКТ как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

  • наличием автоматизированного индивидуального рабочего места с ПК, оргтехникой, мультимедийными устройствами, выходом в Интернет, доступом к общим ресурсам;
  • наличием особого диалогового пространства, когда нет необходимости для ответов выходить к доске, а можно свой ответ произнести или продемонстрировать с места;
  • возможность на каждом уроке выполнить индивидуальную (уникальную) работу;
  • довольно высокая мотивация учащихся, так как имеется возможность продемонстрировать свои навыки работы с ПК.

Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, - реальность настоящего времени.

Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые формируют УУД. Я, конечно,  не претендую на новизну всех изложенных ниже приемов. Они известны. В определенном смысле эти  приемы – совокупное творчество учителей.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные и логические учебные действия

Общеучебные универсальные действия включают:

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

– структурирование знаний;

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

– постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами.

Логические универсальные действия включают:

– анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

– подведение под понятие, выведение следствий;

– установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

– построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

– доказательство;

– выдвижение гипотез и их обоснование.

Существуют различные виды заданий, направленные на формирование универсальных учебных действий. Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики применяю следующие приемы:

– «найди отличия» (напр., сравнение одного и того же алгоритма, записанного разными способами)

– «на что похоже?»;

– поиск лишнего (напр., выбор инструментов в графическом редакторе Paint, не нужных для  создания изображения);

– «лабиринты»;

– «цепочки»;

– хитроумные решения;

– составление схем-опор;

– работа с разного вида таблицами;

– составление и распознавание диаграмм;

– работа со словарями;

Приём  “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.

Пример.

Для работы с графической информацией нужен текстовый редактор.

При работе с графикой необходимы колонки.

Приём “Ложная альтернатива”

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример. 

На уроке предлагаю вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

Двоичная система счисления количество знаков: 3 или 4?

Линейный алгоритм имеет условие или повторение действий?

Приём  “Цепочка признаков“

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует:

  • умение описывать объект через имена и значения признаков;
  • умение определять по заданным частям модели скрытые части;
  • умение составлять внутренний план действий.

Пример.

При изучении темы «Свойства объектов» 1-й ученик называет объект и его свойство («мяч - форма»); 2-й называет другой объект с тем же значением указанного свойства и другое свойство («солнце – цвет»); 3-й называет свой объект по аналогичному свойству и новое свойство («яблоко – вкус») и т. п., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся :

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

– постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

– управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий и приемы:

– составь задание партнеру;

– отзыв на работу товарища;

– групповая работа по составлению кроссворда;

– «отгадай, о ком говорим»;

– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

– «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…» и т.д.

Стратегия “Вопросительные слова”.

Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по пройденной теме урока.

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

Пример:

Вопросительные слова

Термины

Что

Графика

Как

Выделение

Какой

Окно графического редактора Paint

Какая

Текстовая информация

Чем

Графическая информация

Графический редактор

Заливка

Приём  “Зигзаг”

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• вести исследовательскую работу в группе;

 • доступно передавать информацию другому человеку;

• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала, например «Архитектура компьютера», «Глобальная компьютерная сеть Интернет». Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 4 смысловых отрывков («Устройства ввода информации», «Устройства вывода информации», «Устройства хранения информации», «Устройство обработки информации» или «История возникновения сети Интернет», «Применение», «Польза Интернета», «Вред, наносимый человеку Интернетом»), то в группах - 4 человека.

Приём  «Жокей и лошадь»

Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;
  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный кратнкий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Пример. 

По теме урока «Глобальная компьютерная сеть Интернет» предлагаю детям задать толстый и тонкий вопрос.

Тонкие вопросы. 

В каком году появилась сеть Интернет?                  

Где это произошло?        

Можно ли Интернет использовать для общения?           

Толстый вопрос. 

Какие услуги предоставляет сеть Интернет?

Какой вред наносит Интернет человеку?

В чём польза сети Интернет?

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

– целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

– планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

– коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

– оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

– саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках использую следующие виды заданий и приемы:

– поиск информации в предложенных источниках;

– взаимоконтроль;

– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Приём  “Корзина идей, понятий, имен”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаю с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» предлагаю учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предлагаю предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

Приём  “Рюкзак”

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример. 

я научился составлять алгоритмы

я разобрался в такой-то теме

я наконец-то запомнил, чем растровая графика от векторной и т.п.

Приём  "Телеграмма"

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). 

Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Приём  «Сообщи свое Я»

Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.

Формирует:

умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;

сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;

умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.

Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.

Пример. 

«Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».

В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности .

Мной была составлена брошюра приемов формирования ууд, которой активно пользуются учителя нашей школы.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Мной была проведена диагностика метапредметных универсальных учебных действий, при помощи диагностического инструментария, составленного совместно с педагогом-психологом школы.

На диаграммах сравнительного анализа наблюдается повышение уровня развития универсальных учебных действий, что говорит о правильности выбранной системы  деятельности, направленной  на формирование метапредметных УУД .    

Учащиеся активно участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Наименование олимпиады, конкурса

Количество участников

2014-2015

2015-2016

Общероссийская предметная олимпиада Олимпус Зимняя сессия

12

16

Конкурс Альбрус

10

10

Всероссийский конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»

6

11

На протяжении ряда лет наблюдается увеличение количества участников во Всероссийском конкурсе «КИТ- компьютеры, информатика, технологии». Учащийся 6 класса в 2014 году признан победителем в районе, занял 11 место в регионе, процент выполнения 94%, в 2015 году – победитель в районе, 7-10 место в регионе, процент выполнения 92%.

Результаты участия во Всероссийском конкурсе «КИТ»

Учебный год

Количество участников

Количество победителей в районе

Наивысшее место в регионе

2014-2015

6

1

11

2015-2016

11

1

7-10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Необходимо помочь найти в нем его индивидуальные личные особенности. Нужно помнить, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Нет одного «самого главного» педагогического приема. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают нужный эффект. Но многоцветную картину не рисуют одним махом.  Нужны терпение и постепенность! Не стоит хвататься за все сразу. Лучше постепенно отрабатывать каждый прием – до автоматизма. Приемы педтехники - каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы черствеет! А в работе – совершенствуется.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеурочной деятельности по химии, как компонент,способствующий формированию метапредметных универсальных учебных действий

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки...

Обобщение опыта по теме "Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках информатики через использование ЦОР и ЭОР"

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умен...

Использование полнофункционального мобильного лабораторного комплекса для формирования метапредметных универсальных учебных действий (ПМЛК).

В данной статье приведены примеры использования ПМЛК в исследовательской деятельности учащихся....

Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики

Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики1.            Приём «Отсроченная отгадка»...

Статья "Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Работа современного педагога должна быть направлена на формирование у школьников умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодарясформированности системы универсальных учебных дейст...

Выступление на педсовете по теме: "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучен...