Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках географии. Из опыта работы
статья по географии

Кострова Евгения Сергеевна

Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках географии. Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostrova_es_formirovanie_uud_.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование УУД (универсальных учебных действий) на уроках географии. Из опыта работы

Кострова Евгения Сергеевна,

Учитель географии МБОУ СОШ №2 г.Волгореченск

Формирование УУД (универсальные учебные действия / НАВЫКИ).

Зачем они нужны в образовательном процессе? Да, сформировать то-то, то-то. Да, глобальная дидактическая цель – это обобщение способов деятельности, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию обучающихся.

Но я считаю, что в первую очередь – это подготовка детей к новой форме сдачи ОГЭ в рамках ФГОС нового поколения, для успешного перехода на следующую ступень обучения. Эту цель я увидела, будучи ещё учителем начальных классов 9 лет назад, когда прошла обучение курсов по ФГОС второго поколения. И я считаю данную цель формирования УУД самой главной.

В ОГЭ географии уже удалили все задания, ориентированные на чисто знаниевый компонент. И абсолютно все задания перевели на владение сформированными УУД на основе полученных знаний. А это значит, что, даже работая с картой, не умея сравнивать или анализировать, карта для ученика будет пустым местом. А ведь по старинке в сознании всех детей, родителей и учителей в голове заложено убеждение, что, раз можно на экзамене пользоваться картой, то экзамен по географии сдавать легко.

На уроках географии я стала использовать новые технологии, предполагая, чем это закончится в будущем для ребят, которые шли по ФГОС, т.к. только формируя  и отрабатывая на уроках универсальные учебные навыки, можно с уверенностью сказать, что на экзамене мои ребята не растеряются новым формулировкам заданий, а только вздохнут с облегчением и скажут: да мы на уроках и не такие задания решали!

Что конкретно, благодаря особенностям технологий, я формирую на своих уроках и что реально поможет детям справиться с экзаменом? Здесь нужно отметить, что большее внимание мной уделяется регулятивным и познавательным УУД.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция и т.д..(помогают на экзамене собраться с мыслями, распределить время, скорректировать свою работу, если где-то заминка).

На уроке дети ориентируются в лимите времени, знают, что исправление при написании теста наказуемо, что необходимо его подчеркнуть учителем, работают в паре при проверки домашнего задания, контролируя друг друга, работают с листами учёта знаний, что является моральной подготовкой к заполнению бланков на экзамене.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД. Здесь приходят на помощь различные технологии. В моём случае: технологию развивающего обучения Петерсон, и новую МЕТОДИКУ обучения «Перевёрнутый класс» (которую я преобразовала в технологию).

Саму суть технологий я раскрывать не буду, а коснусь их приёмов, которые помогают справиться с выполнение заданий ОГЭ.

  1. Для решение теста с выбором ответа в обеих технологиях на каждом уроке предлагаются аналогичные тесты составленные учителем или с сайта «Решу ОГЭ география».
  2. Для формирования навыка смыслового чтения (соответствует заданиям ОГЭ № 27, 28, 29) – использую работу с текстом:
  • вопросы и задания по предложенному тексту, либо, если это домашнее задание, то по параграфу (приём «Отбор нужной информации»).
  • Задание на определение основной и второстепенной информации (очень помогает данное умение ребятам на экзамене)
  • Также, приём теста +/- (если на слух, то очень сложный навык, поэтому даётся дозировано – 4-5 вопросов).

  1. Для формирования навыка коммуникационного (коммуникативного) чтения – использую следующие задания:
  • задания на формирование умений, направленных на узнавание и понимание значений (задания 1 - 7)
  • умения, направленные на выявление содержательно-смысловых особенностей текста (задание 12 – 2 балла!);

  1. Умение работать с информацией – задание №15 и №3 (должно быть сформировано в начальной школе), но ребята не видят слов: «в правильной последовательности» или «ответ в порядке уменьшения / увеличения естественного плодородия почв». Но «прививка» к таким заданиям к 9 классу срабатывает (хотя, когда торопятся, всё равно допускают ошибки).
  2. Осознанное построение письменной речи. (задание №29). Задания в паре или группе лучше всего способствуют формированию данного навыка. И групповые формы работы проходят на каждом моём уроке. А в индивидуальной работе такой навык не сформировать. Но я иногда даю такое задание сначала в группе и затем тут же индивидуально. Кто в групповой работе участвовал менее активно или вообще не участвовал, тот индивидуально с таким заданием обычно не справляется.
  3. Анализ различных графиков и соотнесение карт (задания № 5, 6, 11, 12, 18, 22, 23) очень часто включаю в урок такие задания.
  4. Работа с табличными данными (именно РАБОТА, так как таблицы даются с большим количеством ненужной информации) (задание №16, 17) – при подачи таких заданий объясняю, как с такими таблицами работать. Это же, в принципе, тоже смысловое чтение задания, только усложнено таблицей с большим количеством  ненужной в ней информацией.

Каждый мой урок  в технологии развивающего обучения начинается с приёма «Проговор», где ребята проговаривают в паре пройденный материал с начала учебного года через систему взаимных вопросов (закрепление знаний).

Хочу обратить внимание, что на моих уроках идёт не натаскивание детей на экзамен, а формирование необходимых Универсальных Учебных Навыков для успешного прохождения экзамена.

И в заключении хотелось бы отметить, что один-два, даже три учителя в любой школе сформировать все УУД  НЕ СМОЖЕТ! На это должны работать все учителя школы. (в географии, например, меньше логических заданий, не так, как на уроках русского и литературы, смыслового чтения и т.д. Да и все регулятивныеУУД посильно сформировать одному-нескольким учителям.) Ключевое слово СФОРМИРОВАТЬ. Эту работу надо проводить всем учителям школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии"

Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигн...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии (статья)

Сегодня мы являемся свидетелями перехода от «школы объяснения» к  «школе развития». Школа должна развивать познавательные и творческие возможности учеников, способствовать формированию базовых ко...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...

«Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии»

Доклад для выступления на ШМО о формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках географии...