Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
учебно-методический материал по геометрии (8 класс) по теме

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_pri_proektnoy_deyatelnosti_2.doc130.5 КБ
Файл _proekt_uud_.pptx525.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДПО Тверской областной институт усовершенствования учителей

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий  при организации учебно-исследовательской и  проектной деятельности по математике

Разработчики:

Мартенс Е.В. МОУ «Суховерковская СОШ»

Завьялова О.Ю. МОУ «Оршинская СОШ»

Виноградова Г.В. МОУ «Косковско-Горская  ООШ»

Тверь 2014


Пояснительная записка

Актуальность проекта.

   Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в  образовательном процессе. 

   Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход  на ФГОС.

  Актуальность проблемы исследования также определяется необходимостью развития проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.

  Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося.

Проблема.

В настоящее время у многих обучающихся недостаточно сформированы  способности к самостоятельному обучению, анализу, принятию решений, стремление к самосовершенствованию.

Именно эти  качества требуются в современном информационном обществе.

Цель проекта.

Апробировать проектную технологию, как средство формирования универсальных учебных действий  у обучающихся при организации научно-исследовательской деятельности на уроках математики.

Задачи проекта.

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую учебную и специальную литературу по ФГОС.
  •    Рассмотреть особенности формирования  познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в рамках организации проектной деятельности.
  •     Описать и обосновать формы и  методы формирования  УУД при реализации учебно-исследовательского проекта по теме: «Теорема Пифагора».
  •   Проанализировать полученные результаты.

Ожидаемые результаты.

  • Учащиеся смогут самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты
  • Учащиеся получат возможность развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками
  • Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Функциональное назначение УУД

     Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком — совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Функциональное назначение УУД заключается в следующем:

  • Формирование умения учиться:
  • постановка цели
  • поиск средств и способов достижения                цели
  • контроль и оценка результатов
  • Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации
  • Формирование компетентностей в любой предметной области

Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД

Универсальные учебные действия делятся на четыре основные группы: 


Остановимся на каждом виде подробней.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Планируемые результаты:

  • Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране государству;
  •  Проявлять внимание и уважение к ценностям культур других народов;
  • Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
  •  Различать основные нравственно-эстетические понятия;
  • Оценивать свои и чужие поступки;
  •  Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
  • Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
  • Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность;
  • Выражать положительное отношение к процессу познания;
  • Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. 

Планируемые результаты:

  • Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
  • Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания;
  • Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
  • Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
  • Сравнивать различные объекты: выделять их множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
  •  Сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходство и различия объектов;
  • Выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
  • Классифицировать объекты;
  • Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами;
  • Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).  

Планируемые результаты:

  • Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  •  Планировать решение учебной задачи;
  •  Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);
  • Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
  • Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
  • Оценивать результаты деятельности;
  • Анализировать собственную работу;
  • Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей(прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Планируемые  результаты:

  • Уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее .
  • Уметь подтверждать аргументы фактами
  • Понимать точку зрения другого (в том числе автора).
  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
  • Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Формировать УУД призваны все предметы учебного плана. Большая роль при формировании познавательных и регулятивных универсальных учебных действий отводится математике. Поскольку в первую очередь, при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:

  • математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);
  • логическое мышление (понимание понятий и общепонятийных связей, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);
  • пространственное мышление (построение пространственных абстракций, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение); 
  •  техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты);
  •  комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом);
  • алгоритмическое мышления, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства); 
  • математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).

Так, решение любой математической задачи требует чёткой самоорганизации: точного осознания цели, работы либо по готовому алгоритму (плану), либо по самостоятельно созданному, проверки результата действия (решения задачи), коррекции результата в случае необходимости.

Проектно-исследовательская деятельность

Проектно-исследовательская деятельность позволяет через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность обучающихся с опорой на личный опыт,  развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Достоинства проектной деятельности:

  • Учащиеся видят конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили душу.
  • Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
  • Профессиональное самоопределение. «На что я способен? Где могу применить свои знания?»
  • При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным –сложное, слабым – по их реальным возможностям.
  • Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях.

Классификация  проектно-исследовательской  деятельности

Классификация проектно-исследовательской деятельности довольно разнообразна:

По комплексности (предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

  • Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины. Монопроекты могут быть, например, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. Интеграция осуществляется И лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
  • Межпредметные проекты выполняются исключительно за внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX - XIX вв.» требует одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

По характеру контактов проекты могут быть:

  • внутриклассными;
  • внутришкольными;
  • региональными (в пределах одной страны);
  • международными.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Их разработка наиболее продуктивна для курса иностранного языка. Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Пример: проект «Элемент XX века», химия, 10 класс. Работа осуществляется в группах, продолжительность - 4 урока. 1-й урок: определение состава проектных групп, выдача задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. При осуществлении недельного проекта возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это, благодаря глубокому «погружению» в проект, делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы.

Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

По количеству   участников

  • индивидуальные
  • групповые

Формирование УУД на разных этапах выполнения проекта

I этап. Подготовительный.

На данном этапе выбирается тема (из предоставленных учителем или обучающимися), формулируется проблема, выдвигаются гипотезы путей решения, определяются цель и задачи проекта, его форма, составляется план работы. Осуществляется поиск  источников. Собирается  материал по данной теме. Определяется способ представления результатов.  Распределяются  задачи (обязанности) между членами группы.

Формирование УУД на подготовительном этапе.

Личностные. Формирование  внутренней позиции, адекватной мотивации    учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, самоопределение.

Коммуникативные. Настрой на изучение предложенной темы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения организовать сотрудничество с партнёром, умение слушать и вступать в диалог, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные. Целеполагание.

Познавательные. Установка причинно-следственной связи, подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, выбор  наиболее эффективных способов решения задач.

II этап. Аналитико – практический

На этом этапе определяются виды и формы исследования: анкетирование, социологический опрос, наблюдение с последующим оформлением, интервью и т. д.,  анализируется собранная информация,  и обучающиеся переходят  к практической части.  Проводится коррекция, обобщение материалов, которые преобразуются в электронную форму. Оформляются результаты исследования. Идёт подготовка публичного выступления.

Формирование УУД на аналитико-практическом этапе

Личностные.  Формирование  внутренней позиции. Развитие активности и умения замечать и признавать свои ошибки,  прислушиваться к мнениям и взглядам одноклассников, формирование умения анализировать, самоопределение.

Коммуникативные.   Приобретение умения организовать сотрудничество с партнёром, умение слушать и вступать в диалог, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Осуществлять контроль, коррекцию действий партнера.

Регулятивные.   Контроль, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и то еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения пройденного материала.  

Познавательные.  Установка причинно-следственной связи  между объектами, подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, сравнение, классификация объектов по заданным критериям, выбор  наиболее эффективных способов решения задач, формирование навыков выполнения практической работы.

III этап. Представление проекта

Это завершающий этап работы над проектом. Свой проект обучающиеся могут представить на уроке перед одноклассниками, на внеклассных мероприятиях, конкурсах. Ученики должны понимать, что представление проекта, это не только рассказ или демонстрация того, что делали и что получили, но и ответы на вопросы,  которые возникают у слушателей.   Ребята выражают своё мнение, делятся впечатлениями о проекте и процессе работы.  Выполняют  самоанализ своей деятельности и оценку работы участников своей группы (рефлексия).

Формирование УУД на заключительном этапе

Личностные.  Формирование  внутренней позиции. Развитие активности, умение  прислушиваться к мнениям и взглядам других людей (даже малознакомых), самоопределение. Рефлексия.

Коммуникативные.  Умение  вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, осуществлять контроль, оценку действий партнера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные.   Осознание качества и уровня усвоения пройденного материала.  Оценивают умение  сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Познавательные.   Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков.


Методическое сопровождение учебного проекта

«Теорема Пифагора»

Цель Проекта

Сформировать УУД. Сформировать мотивацию к обучению. Найти практическое применение теоремы Пифагора.

Задачи проекта

  • узнать, кто такой Пифагор;
  • познакомить и доказать теорему Пифагора;
  • научить применять теорему для решения задач;
  • показать связь между теоремой Пифагора и другими дисциплинами;
  • показать практическую значимость теоремы Пифагора;
  • развитие мировоззрения учащихся, алгоритмического, комплексного мышления;
  • воспитание активности, самостоятельности, ответственности, культуры общения, развитие коммуникативных способностей.

УУД формируемые проектом  «Теорема Пифагора»

Личностные:  учатся замечать и признавать свои ошибки, прислушиваться к мнениям одноклассников, анализировать, овладевать  историческими и математическими знаниями и умениями, навыками их применения в реальной жизни, осознавать ценности исторических и математических знаний как важнейшего компонента научной картины мира,  рефлексия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, приобретают умения организовать сотрудничество с партнёром, осуществлять оценку действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения пройденного материала.  Оценивают умение  сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами, осуществляют подведение под понятие , проводят сравнение, классификацию объектов, выбирают наиболее эффективный способов решения задач.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные. Понимать связь математики с искусством, поэзией, философией, научиться чувствовать красоту формул и теорем, развивать интерес к истории математических открытий.

Личностные. Грамотно излагать свои мысли, анализировать, сравнивать, развивать познавательный интерес через творческие задания. Уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения, управлять своей познавательной деятельностью. Развивать активность и находчивость при решении  поставленных задач, умение работать в коллективе. Предметные. Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать, как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора.

 

Выводы.

Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного  успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе

формирования умения учиться.

Список литературы.

  1. Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования второго поколения. М., 2011г.
  2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. – 1995. №6. С.39-47
  3. Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» — М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. №7. с.151-157.
  5. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010
  6. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
  8. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. – 1998. №3.
  9. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. №4

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ ДПО Тверской областной институт усовершенствования учителей Мартенс Е.В. МОУ « Суховерковская СОШ» Завьялова О.Ю. МОУ «Оршинская СОШ» Виноградова Г.В. МОУ « Косковско -Горская ООШ» Тверь 2014 ТЕМА: РАЗРАБОТЧИКИ: Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Слайд 2

Актуальность проекта Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Развитие универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход на ФГОС. Актуальность проблемы исследования также определяется необходимостью развития проектной и научно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесет желаемый результат в развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося.

Слайд 3

Проблема В настоящее время у многих обучающихся недостаточно сформированы способности к самостоятельному обучению, анализу, принятию решений, стремление к самосовершенствованию. Именно эти качества требуются в современном информационном обществе.

Слайд 4

Цель проекта Апробировать проектную технологию, как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся при организации научно-исследовательской деятельности на уроках математики

Слайд 5

Задачи проекта Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую учебную и специальную литературу по ФГОС Рассмотреть особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся в рамках организации проектной деятельности; Описать и обосновать формы и методы формирования УУД при реализации учебно-исследовательского проекта по теме: «Теорема Пифагора» Проанализировать полученные результаты

Слайд 6

Ожидаемые результаты Учащиеся смогут с амостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты Учащиеся получат возможность развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками Обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 7

Функциональное назначение УУД Формирование умения учиться: постановка цели поиск средств и способов достижения цели контроль и оценка результатов Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации Формирование компетентностей в любой предметной области

Слайд 8

Проектно-исследовательская деятельность как способ формирования УУД личностные познавательные регулятивные коммуникативные ВИДЫ УУД

Слайд 9

с амоопределение ценностно-смысловая ориентация нравственно-этическое оценивание смыслообразование ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране государству; Проявлять внимание и уважение к ценностям культур других народов; Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны; Различать основные нравственно-эстетические понятия; Оценивать свои и чужие поступки; Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность; Выражать положительное отношение к процессу познания; Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; ЛИЧНОСТНЫЕ УУД ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 10

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление); Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания; Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты; Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; Сравнивать различные объекты: выделять их множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; Сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходство и различия объектов; Выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; Классифицировать объекты; Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ общеучебные логические постановка и решение проблем

Слайд 11

целеполагание планирование прогнозирование контроль оценка волевая саморегуляция Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Планировать решение учебной задачи; Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно); Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); Оценивать результаты деятельности; Анализировать собственную работу; Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). РЕГУЛЯТИВНЫЕЫЕ УУД ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 12

нравственно-этическое оценивание смыслообразование ориентацию в социальных ролях и Уметь отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее . Уметь подтверждать аргументы фактами Понимать точку зрения другого (в том числе автора ). Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Слайд 13

структурирование знаний выбор способа решения задач смысловое чтение анализ объектов синтез – составление целого из частей установка причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез и из обоснование доказательство ОСНОВНЫЕ УУД ФОРМИРУЕМЫЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Слайд 14

Проектно-исследовательская деятельность Проектно-исследовательская деятельность позволяет через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность обучающихся с опорой на личный опыт, развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Слайд 15

Мини-проекты (1 урок) краткосрочные (4-6 уроков) с реднесрочные долгосрочные внутриклассные в нутришкольные межрегиональные международные моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. непосредственный (жесткий, гибкий ), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта ,) КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕР КООРДИНАЦИИ ПРЕДМЕТНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ Индивидуальные Групповые КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ ХАРАКТЕР КОНТАКТОВ

Слайд 16

Формирование УУД на разных этапах выполнения проекта На данном этапе выбирается тема (из предоставленных учителем или обучающимися), формулируется проблема, выдвигаются гипотезы путей решения, определяются цель и задачи проекта, его форма, составляется план работы. Осуществляется поиск источников. Собирается материал по данной теме. Определяется способ представления результатов. Распределяются задачи (обязанности) между членами группы. I этап. Подготовительный.

Слайд 17

Формирование внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, самоопределение. ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ Установка причинно-следственной связи, подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Настрой на изучение предложенной темы, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Приобретение умения организовать сотрудничество с партнёром, умение слушать и вступать в диалог, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач . Целеполагание . ЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Слайд 18

На этом этапе определяются виды и формы исследования: анкетирование, социологический опрос, наблюдение с последующим оформлением, интервью и т. д., анализируется собранная информация, и обучающиеся переходят к практической части. Проводится коррекция, обобщение материалов, которые преобразуются в электронную форму. Оформляются результаты исследования. Идёт подготовка публичного выступления. II этап. Аналитико-практический

Слайд 19

Формирование внутренней позиции. Развитие активности и умения замечать и признавать свои ошибки, прислушиваться к мнениям и взглядам одноклассников, формирование умения анализировать, самоопределение. ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА АНАЛИТИКО-ПРАКТИЧЕСКОМ ЭТАПЕ Установка причинно-следственной связи между объектами, подведение под понятие на основе выделения существенных признаков, сравнение, классификация объектов по заданным критериям, выбор наиболее эффективных способов решения задач, формирование навыков выполнения практической работы. Приобретение умения организовать сотрудничество с партнёром, умение слушать и вступать в диалог, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Осуществлять контроль, коррекцию действий партнера. Контроль, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и то еще подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения пройденного материала. ЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Слайд 20

Это завершающий этап работы над проектом. Свой проект обучающиеся могут представить на уроке перед одноклассниками, на внеклассных мероприятиях, конкурсах. Ученики должны понимать, что представление проекта, это не только рассказ или демонстрация того, что делали и что получили, но и ответы на вопросы, которые возникают у слушателей. Ребята выражают своё мнение, делятся впечатлениями о проекте и процессе работы. Выполняют самоанализ своей деятельности и оценку работы участников своей группы (рефлексия). III этап. Представление проекта

Слайд 21

Формирование внутренней позиции. Развитие активности, умение прислушиваться к мнениям и взглядам других людей (даже малознакомых), самоопределение. Рефлексия. ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков. Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, осуществлять контроль, оценку действий партнера. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Осознание качества и уровня усвоения пройденного материала. Оценивают умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. ЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Слайд 22

Методическое сопровождение учебного проекта «Теорема Пифагора» Цель проекта: узнать , кто такой Пифагор; познакомить и доказать теорему Пифагора; научить применять теорему для решения задач; показать связь между теоремой Пифагора и другими дисциплинами; показать практическую значимость теоремы Пифагора; развитие мировоззрения учащихся, алгоритмического, комплексного мышления; воспитание активности, самостоятельности, ответственности, культуры общения, развитие коммуникативных способностей. Сформировать УУД. Сформировать мотивацию к обучению. Найти практическое применение теоремы Пифагора. Задачи проекта:

Слайд 23

у чатся замечать и признавать свои ошибки, прислушиваться к мнениям одноклассников, анализировать, овладевать историческими и математическими знаниями и умениями, навыками их применения в реальной жизни, осознавать ценности исторических и математических знаний как важнейшего компонента научной картины мира, рефлексия. УДД ФОРМИРУЕМЫЕ ПРОЕКТОМ «ТЕОРЕМА ПИФАГОРА» устанавливают причинно-следственные связи между объектами, осуществляют подведение под понятие , проводят сравнение, классификацию объектов, выбирают наиболее эффективный способов решения задач. планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками, приобретают умения организовать сотрудничество с партнёром, осуществлять оценку действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Осознание качества и уровня усвоения пройденного материала. Оценивают умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. ЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Слайд 24

Понимать связь математики с искусством, поэзией, философией, научиться чувствовать красоту формул и теорем, развивать интерес к истории математических открытий. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Понимать , что такое «теорема Пифагора». Знать, как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора. грамотно излагать свои мысли, анализировать, сравнивать, развивать познавательный интерес через творческие задания. Уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения, управлять своей познавательной деятельностью. Развивать активность и находчивость при решении поставленных задач, умение работать в коллективе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

Слайд 25

работая над проектом, обучающиеся расширили представление по данной теме, научились применять полученные знания на практике. ИТОГИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ у знали, что такое «теорема Пифагора». Научились находить неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора. обучающиеся учились грамотно излагать научный материал, анализировать, самостоятельно работать с дополнительными источниками информации, управлять своей познавательной деятельностью. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

Слайд 26

ПРИЛОЖЕНИЕ Презентация проекта Буклет 1 Буклет 2 Проект «Теорема Пифагора»

Слайд 27

Выводы Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Овладение учащимися УУД создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Слайд 28

Список литературы Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения. М., 2011г. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. – 1995. №6. С.39-47 Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. Серия «Стандарты второго поколения» — М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2009 Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. №7. с.151-157. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010 Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов , Г.В. Бурменская , И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова . – М.: Просвещение, 2010 Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. – 1998. №3. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике

Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...

Формирование универсальных учебных действий в условиях профильной школы. Метод проектной деятельности «Бизнес-план»

Метод проектной деятельности является одной из форм эффективного формирования у обучающихся универсальных учебных действий....

Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"

Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий на уроке английского языка

На современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. В данной статья приводятся прим...

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий по теме "My Day"

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий...