Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"
статья по истории на тему

Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Свиридов О.В.

Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории:

        Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен.  На уроках истории при изучении  одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории  должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех видов универсальных учебных действий.
       Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, но  изучение  истории   позволяет целенаправленно формировать логические универсальные действия, универсальные  действия нравственно-этического оценивания. В рамках уроков истории  формируются и основные виды коммуникативных универсальных действий, в т.ч. речевых действий в ходе дискуссий, диспутов, деловых и ролевых игр, работы в малых группах и др.

         Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению исторических понятий. Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной  единицы содержания. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов - основатель деятельностного  подхода в отечественном образовании. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели,  схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Если учитель, работая с определенным предметным  историческим понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или схемой к разным предметным областям. Допустим, учитель работает на уроке истории или обществознания с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, он может показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно, потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия.

Роль учителя в формировании УУД.

-Оказывать  поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

-Обеспечивает бесконфликтную совместную работу в группе;

-Устраивает эффектные групповые обсуждения;

-Адекватно реагировать на нужды других;

-Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

-Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Содержание основных УУД формируемых на уроках истории.

          Наблюдаются значительные изменения в наполнении всех  УУД на разных ступенях обучения истории, постепенно  возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Уровень и состав универсальных учебных действий для старшей школы будет усложняться,  а  основная база должна закладываться  в основной школе.

         Таким образом, предполагается,  что результатом изучения истории  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы.

         Изучение истории как науки, а не просто учебного предмета, в принципе не может быть осуществлено в рамках только одного подхода, концепции или технологии. Изучение истории настоятельно требует сочетания компетентностного подхода с системным освоением "знаниевой составляющей".
        В связи с этим, как мне кажется, имеет смысл уточнить: что следует понимать под "способностью использовать знания и умения в реальной жизни" применительно к истории, которая в принципе-то изучает "дела минувших дней"? Ответ на этот вопрос действительно важен с точки зрения организации познавательной деятельности на уроках истории, Действительно, история изучает «дела минувших дней», но в то же время имеет важное «прикладное» значение - например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться.
        Ее изучение способствует приобретению полезных и необходимых навыков умственной деятельности, развитию умения выделять главное, что является основным показателем интеллекта.
Историческая наука учит критически воспринимать политическую реальность, кроме того, грамотный в историческом плане человек неплохо умеет вычленять правду из потока сфальсифицированной информации.    

Получается, что здесь следует говорить не столько о формировании способности использовать исторические знания в реальной жизни, сколько о вкладе этого учебного предмета в развитие личности ученика. Важно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно -  это пригодиться им и в  жизни, и на других уроках.   Уроки истории  дают  возможность  научить наших учеников  способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации. Причем научить детей добывать информацию там, где это нужно.

          «Практико ориентированность" исторического знания и связанных с ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем.
 Думаю, что именно к этой конечной цели должно вести обучение истории в школе.

          В тоже время, История – это "знание ориентированный" учебный предмет. Стандартные КИМы,  государственной итоговой аттестации по истории содержат как задания, направленные на проверку формализованных знаний, так и задания требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию (часть С), поэтому в своей практической деятельности учитель должен использовать эти задания как инструмент формирования УУД.

         Хорошим подспорьем в развитии УУД  является  систематичное ведение рабочих тетрадей и выполнение в тетради таких заданий как

-"умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся);

-заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем;

-задания на анализ цифровой информации;

-задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых  источников;

-задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

          1.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
          • личностное, жизненное с
амоопределение;
          • действие
смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
         • действие нравственно-этического
оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

        Критериями сформированностиличностных УУД следует считать:

1)структуру ценностного сознания;
2)уровень развития морального сознания;
3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

          Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

1) Экспресс-опрос Кто из русских князей……….?

2) творческие задания( например: «составьте генеалогическую схему,используя предложенные имена князей из династии Рюриковичей)

3)использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности.

           Основными критериями сформированности личностных   универсальных учебных действий можно считать:

1) структуру ценностного сознания;

2) уровень развития морального сознания;

3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

              2.Регулятивные универсальные учебные действияобеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

            Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Без этих двух ведущих учебных действий учащийся не сможет определить дефицит своих способностей (границу знания и незнания), а без этого он не сможет поставить перед собой учебную задачу, а, значит, и решить её. Поэтому одной из важнейших задач системы развивающего обучения является формирование в ученике средств контроля и оценки. Это возможно только при условии организации систематической рефлексивной деятельности учащихся.

           Сформировать у учеников навыки самоконтроля и самооценки помогают различные приёмы и способы, предусмотренные технологией: итоговая рефлексия в конце каждого урока, различные рефлексивные таблицы, листы самооценки.

           Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

1)«преднамеренные ошибки»;

2)«поиск информации в предложенных источниках;

3)взаимоконтроль;

Критериями  сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент;
• тормозить ненужные реакции.

             3.Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и

решение проблемы


      Какие же технологии  можно применять на уроках истории, чтобы формировать  познавательные универсальные учебные действия у школьника?

   Использование  ИКТ на уроках истории.                                                                                               С точки зрения использования ИКТ на уроке истории можно выделить типологию уроков:

            Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. В работе используются  как уже готовые презентации по темам, измененные их под своё изложение материалы, так и созданные самостоятельно.

            Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Используются  не так часто, как  правило, это возможно в кабинете информатики, в котором существует локальная сеть, а он не всегда бывает свободен.

            Уроки конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью создания буклета, брошюры, презентации, листовки и т.д. На уроках тоже, как правило, это бывает очень редко, чаще  всего это выступает как форма подготовки домашнего задания.

            Информационный поиск в сети Интернет. Информационный поиск позволяет выбрать из множества документов только те, которые отвечают данной проблеме, будь то узкая учебная задача, теме проекта, вопросы по подготовке к олимпиаде или конкурсу по предмету.

             Таким образом, можно сделать вывод, что использование инфокоммуникационных технологий на уроке истории позволяет:

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

-повысить объем выполняемой работы на уроке;

-усовершенствовать контроль знаний;

-формировать навыки исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Кроме того, у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества  знания учащихся.

            Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках истории и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.

             Школа будущего – это школа «информационного века».  Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты – это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности – ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

             Проектная деятельность обучающихся  - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности).Наиболее успешными проектами для меня стали работы на тему: «Искусство Древнего Египта», «Живопись и прикладное искусство Древней Руси».

             Исследовательская деятельность. Успешная исследовательская деятельность в старших классах возможна лишь при условии начала формирования исследовательских умений и навыков в начальной и среднем звеньях обучения. В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных:

-мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

-умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

-умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

-специальные исследовательские умения и навыки (в старших классах).

            В процессе исследования у школьников развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели; формируется навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю и само коррекции. Наиболее значимой в данном процессе является креативность. Так, детям необходимо, определив тему исследования, детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы выполнения работы.

             Занятия исследовательской деятельностью повышает качество образования. Учащиеся начинают сами искать ответы на интересующие их вопросы, т.е. начинают заниматься самообразованием. Таким образом, исследовательская деятельность развивает и самостоятельность и творчество школьников. Обучающимися 5-6 классов нашей школы выполнены исследования на тему: «Русское народное творчество ХI века», «В афинском театре», «Новгородская республика».

             Исследовательская деятельность обучающихся важна в не меньшей степени и для педагога, который получает стимул для профессионального самосовершенствования, самообразования и признания.

            При правильной организации исследования на уроках повышается мотивация к учению, улучшаются результаты, качественная успеваемость, эмоциональный настрой и т.д. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Стало понятно, что по сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность ученика, весь путь познания от начала и до получения результата он проходит сам (естественно, с помощью педагога), и поэтому каждое «открытие» какой-нибудь научной идеи (закона, правила, закономерности, факта, события и пр.) становится для него личностно важным. Школьник не только приобретает новые знания и умения, но и становится инициативной, самостоятельной, творческой личностью.

            Основной методический элемент проблемного обучения — создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствие и не может простым путем (например, только с помощью памяти) преодолеть его. Для выхода из создавшегося положения учащийся должен приобрести (углубить, систематизировать, обобщить) новые знания и целесообразно их применить. Ценность такой дидактической ситуации в том, что у школьника возникает удивление, недоумение, желание обязательно найти ответ. Эта ситуация никого не оставляет равнодушным.

                 Примерная организация проблемного урока:

             Урок истории 6 класс.                                                                                  Тема:Удельная раздробленность на Руси.

ЦУУ:                                                                                                                                                                                        1. Рассмотреть хронологические рамки, причины, особенности периода раздробленности Руси, сформировать представление о противоречивости последствий раздробленности государства;

2.Развивать умение участвовать в дискуссии, выделять общее, анализировать исторические источники;

3.Воспитывать интерес к истории, осознавать связь прошлого с настоящим.

Планируемые результаты: Учащиеся научаться правильно находить на карте княжества ,на которые распалась Русь ,осмысливать теоретический материал ,выполнять познавательные и проблемные задания; работать в группе, высказывать в собственной мнение, оперировать понятиями и терминами усобицы ,удельная раздробленность ,феодальная вотчина

Отношения, ценности, внутренние установки:дать оценку деятельности  русских князей;выразить свое отношение к эпохе раздробленности

Оборудование: Карта «Русь в период раздробленности» , рабочие листы ,мультимедийная презентация

Тип урока: Урок изучения нового материала

Ход урока:

 Учитель: Ребята .в самом начале урока попытаемся разрешить следующую проблемную ситуацию. Обратите внимание на две карты ,висящие на доске-одна ,известная вам                                        « Древнерусское государство 9-11 веков» ,другая тоже государство в 12-13 веках Какова разница между этими картами? Как вы считаете ,что произошло с государством Киевская Русь?

Ответы обучающихся

Учитель: Определите тему урока?

1 слайд Тема урока:Удельная раздробленность на Руси.(запись в тетради)

Учитель: Из курса истории средних веков ,вам известно  понятие-феодальная раздробленность. Что оно означает? А что же такое удельная раздробленность?

2 слайд 1132 г-начало удельной раздробленности на Руси(запись в тетради)

Учитель: Ребята давайте совместными усилиями определим ,по какому плану мы будем изучать содержание нового материала. Давайте вспомним с вами алгоритм действий при изучении подобных процессов ,событий ,явлений

Ответы обучающихся

3 слайд–План урока

Учитель: А сейчас я ставлю перед вами проблемное задание ответ на которое вы должны будете дать в конце урока

4 слайд- Проблемное задание

Учитель: Следуя заданному алгоритму действий ответим на вопрос: Каковы же причины удельной раздробленности на Руси?

5 слайд- Причины раздробленности                                                                                                                              Учитель: Используя уже имеющиеся знания из курса истории средних веков, вы частично сможете ответить на заданный вопрос А чтобы получить полный ответ нам ,необходимо проанализировать один из документов в вашем рабочем листе №2 (Фрагмент из книги «Начало раздробленности» историка Р. Г. Скрынникова )Назовите не менее  5 причин удельной раздробленности

Ответы обучающихся

5 слайд-2 Причины раздробленности(обучающиеся делают краткую запись в рабочих листах №1)

Учитель: А сейчас вернемся к началу урока В середине 12 века на Руси было 15 княжеств. Используя цветовую гамму и названия столиц уделов, покажите на карте наиболее крупные княжества и назовите их.(обучающийся работает по карте)

Учитель: Познакомимся более подробно с особенностями развития отдельных княжеств

6 слайд

Учитель: Первое, интересующее нас княжество- Киевское(карта,7 слайд-1 часть) Задание-Самостоятельно поработав с текстом учебника с.91-92-«Киевское княжество», найдите не менее четырех его особенностей

7 слайд-2

Учитель:Карта-еще одно сильное княжество-Черниговское

8 слайд

Учитель: (Характеризует особенности) .Именно один черниговских князей -Игорь новгород-северский стал героем самого знаменитого произведения русской литературы того времени                   « Слово о полку Игореве» . У нас есть с ним возможность поработать  Давайте проанализируем фрагмент этого известного исторического источника. Как автор объясняет причины раздробления русской земли?

9 слайдкарта Краткая характеристика Галицко-волынского княжества

Главная особенность-борьба князей со своевольными боярскими группировками. И только лишь прапраправнуку Владимира Мономаха Даниилу Романовичу Галицкому удалось покончить с распрями и усмирить непокорных бояр.

10 слайд-1-карта                                                                                                                                                                                       Учитель: одним из самых мощных княжеств в русской земле в  конце 12 века стало Владимиро-Суздальское княжество, расположенное в Северо-Восточной Руси .Я дам его краткое описание, а вы назовете характерные особенности княжества

10 слайд-2

Учитель: Возвышаться княжество начало во время правления младшего сына Владимира Мономаха-Юрия Владимировича. Охарактеризует нам этого князя как политического руководителя и человека-                                                                                             Пузанов Коля –Сообщение на тему «Юрий Долгорукий»

Физкультминутка

Учитель: Мы выяснили, что каждое из княжеств имело свои характерные особенности, но  сохранились силы, объединявшие удельную Русь . Как вы считаете, что объединяло удельную Русь?  В качестве подсказки можете использовать фрагмент лекции В.О. Ключевского(документ №3) из Рабочего листа № 2 11 слайд-1 часть

Ответы обучающихся

11 слайд-2 часть

Учитель: Удельная раздробленность  имела  неоднозначные для страны последствия. Работая в парах и используя документ № 3 из рабочего листа №2 заполните таблицу рабочего листа первого

Ответы обучающихся

12 слайд

Учитель: Наступило время закрепления знаний полученных на уроке Работая в группах, выполните задания Рабочего листа №3(заполните пропуски в предложениях)-оценивание работы-первая группа-3 оценки,вторая и третья-2.четвертая и пятая-1

Ответы обучающихся

Учитель: Проблемное задание .(разрешение обучающимися проблемной ситуации)

13 слайд

Учитель: 14 слайд Несмотря на то, что Русь существовала в рамках отдельных княжеств, мысль о единстве продолжала жить в сознании русских людей

Учитель оценивает работу обучающихся

15 слайд-Домашнее задание

 

          Методы формирования  коммуникативных универсальных учебных действий

         Общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения.

1)Давать учащимся время на обдумывание их ответов.                                 Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

2)Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

3)Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

4)Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

5)Задавать  уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

6)Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

7)В частности, для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.

           При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

           Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

-составь задание партнеру;

-отзыв на работу товарища;

-групповая работа по составлению кроссворда;

-«отгадай, о ком говорим»;

-диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

        Основным критерием сформированности коммуникативных действий коммуникативные способности учащегося, включающие в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

           Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться»
, которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования– школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...

Мастер-класс «Элементы, методы и приемы развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии»

Мастер-класс  «Элементы, методы и приемы развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии»...

Сборник учебно-исследовательских краеведческих работ обучающихся "Бичкн Торскм"

     Информационный тематический сборник продолжает серию публикаций по реализации региональной  программы «Бичкн Торскм» в рамках туристско-краеведческого движе...

«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»

При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации  её ...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...