«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».
статья по обществознанию на тему

Шульц Галина Николаевна

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uud_proekt.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

(Шульц Галина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Новониколаевская школа)

    Универсальные учебные действия (УУД) в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего). Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения.

Основные преимущества УУД:

- УУД обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- УУД создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- УУД обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

     Одной из эффективных технологий, позволяющим развивать на уроках УУД, является проектное обучение. Метод  проектов – личностно - ориентированный  метод  обучения,  основанный  на  самостоятельности  обучающихся  по  разработке  проблемы  и  оформлении  практического  результата. Учащиеся  включены  в  реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает  новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится  сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает  потребность выявлять  проблемы  и  разрешать  возникающие  противоречия. 

      Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться. Школьники должны овладеть навыками планирования, осуществлять контроль и оценивание процесса деятельности и достижений. В современной педагогике проектные технологии используют как компонент системы образования. Проект - это «5П»: Проблема (значимая задача); Проектирование (план действий, выбор продукта, форма презентации); Поиск информации (поиск и сбор материала); Продукт (результат работы, изделие); Презентация (представление продукта, результата).

     В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах и во внеучебное время. Для подготовки учеников к настоящим проектам необходимо начать их знакомство с данной технологией на уровне второй ступени обучения. Отдельные элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении истории и обществознания уже в 5-9 классах. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и методики направленные на развитие социально-коммуникативных компетенций учащихся. В ходе традиционного урока возможно создание ситуации интеллектуального поиска, основанной на поиске решения проблемной задачи или ситуации в самых различных ее вариантах. Учащиеся второй ступени обучения уже владеют достаточным уровнем навыков по поиску и анализу информации, осваивают способы ее правильного оформления и предъявления.

Типовые задания по формированию личностных УУД

Задание № 1: «Справедливость древних»

Цель: развитие способности к анализу содержания законов древнего времени и аргументация их справедливости.

Форма выполнения: индивидуальная и групповая работа

Описание задания: учащимся, индивидуально или поделенным на группы по 2–3 человека, предлагается оценить, справедливыми ли были законы царя Хаммурапи. При выступлении необходимо устно аргументировать свой ответ.

Документ: «Из законов Хаммурапи».

«Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.

Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.

Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.

Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой».

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно характеризовать содержание законов;

- умение аргументировать свой ответ;

- последовательность

Задание № 2: «Герои морали»

Цель: развитие способности к анализу содержания моральных норм и необходимости их соблюдения; развитие морального сознания через поисковую работу и дискуссию.

Форма выполнения: индивидуальная работа с последующим совместным обсуждением в классе.

Описание задания: задание носит творческий и поисковый характер. Ученикам предлагается найти в произведениях литературы, мультипликации и кино героя, поступок которого иллюстрирует одно из моральных правил и подготовить (рисунок, рассказ, презентацию). При последующем обсуждении в классе необходимо в яркой форме и достаточно аргументированно доказать, что герой в своем поступке проявил одно или несколько моральных качеств.

Критерии оценивания:

- умение полно и адекватно характеризовать содержание моральных норм

- убедительная аргументация

- выразительность представления примеров

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Типовые задания формирования познавательных УУД

Задание № 1: «Проблемы на карте»

Цель: развитие умения искать информацию в тексте, включая прием постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него.

Форма выполнения: индивидуальная работа.

Описание задания: учащимся предлагается карта с изображением страны и хаотично расположенными информационными точками (надписями, названиями, понятиями, изображениями). Учащимся необходимо самостоятельно сформулировать вопрос по каждой информационной точке и найти на него ответ в тексте учебника или дополнительного текста.

Критерии оценивания:

- умение формулировать вопрос

- умение выделять главное в тексте

- умение грамотно формулировать ответ

Задание № 2: «Переводим пословицы»

Цель: формирование умения понимать смысл пословиц и формулировать его в форме современного русского языка.

Форма выполнения: индивидуальная работа.

Описание задания: учащимся предлагается набор пословиц. Их задача, понять смысл пословицы и передать его.

Пример пословиц:

- Без труда не выловить рыбку из пруда.

- После драки кулаками не машут.

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

- Не рой яму другому, сам в нее попадешь.

- Встречают по одежке, а провожают по уму.

Критерии оценивания:

- умение грамотно построить предложение

- умение выделять основную идею текста

- умение формулировать тезисы

Коммуникативные УУД – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Типовые задания формирования коммуникативных УУД

Задание 1: «Бумажная презентация»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определенной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Форма выполнения: групповая работа.

Описание задания: каждой группе (паре) учащихся предлагается создать бумажную презентацию из заранее подготовленных учителем иллюстраций по определенной теме. Задача учащихся – распределить обязанности (вырезание, приклеивание, поиск информации в тексте) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Полученные бумажные презентации демонстрируются всему классу и защищаются. Оценивание понятности и полноты представления темы происходит совместно с классом.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности

- умение презентовать свой продукт

- взаимный контроль по ходу выполнения работы

- взаимопомощь

Задание 2: «Собери мозаику»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Форма выполнения: групповая работа.

Описание задания: учащимся, в рамках темы «Малая группа. Коллектив» (или любой другой), предлагается объединиться в группы и собрать из разрозненных элементов целое изображение (например, изображение родной школы). Задача учащихся – сделать это быстрее, чем остальные группы. После выполнения задания происходит анализ совместной деятельности и рефлексия типичных ошибок работы в группе. Делается акцент на правильное распределение ролей в группе для достижения наилучших результатов работы группы.

Примерные вопросы для обсуждения:

Довольны ли вы результатом?

Кто был лидером, а кто – ведомым?

Правильно ли были распределены роли в группе?

Легко ли было договариваться?

Можете ли вы назвать себя коллективом?

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности

- умение договариваться, убеждать, аргументировать

- взаимный контроль по ходу выполнения работы

- взаимопомощь

Типовые задания по формированию регулятивных УУД

Задание № 1: «Распорядок дня»

Цель: формирование умения планировать свою деятельность в течение недели, составление шаблона распорядка дня в виде таблицы.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа.

Описание задания: в рамках темы «Делу время, потехе час» учащимся предлагается составить график своей деятельности в течение дня и оформить его в виде таблицы.

Мой распорядок дня

Рабочий день  - Утро    День    Вечер

Выходной день - Утро    День    Вечер

Затем учащиеся отвечают на следующие вопросы:

- Является ли такой график оптимальным?

- Почему распорядок рабочего дня отличается от распорядка выходного дня?

- Тратится ли время выходного дня с пользой?

- Удается ли вам придерживаться регулярно такого распорядка дня?

Критерии оценивания:

- умение аргументированно защитить свою позицию

Задание № 2. «Работа с проектом».

Цель: формирование умения планировать по времени проектную деятельность, составление перспективного плана работы над проектом.

Форма выполнения: индивидуальная работа.

Описание задания: составление перспективного плана работы над проектом по истории или обществознанию. Проверка корректности планирования времени. Учащемуся предлагается перед началом работы над проектом составить перспективный план работы, обозначив временные рамки основных этапов проектной деятельности (определение названия и цели, поиск информации, работа с содержанием, подготовка к защите, презентация и защита проекта, самоанализ и самооценка). Во время работы над проектом учащийся сверяется с перспективным планом. После защиты проекта производится анализ соответствия достигнутых результатов с запланированными и выявляется причина несоответствия, если таковая есть.

С 5 классом при изучении темы «Моя семья» мы работали над следующими проектами:    «Моя семья: ценности, истории, взаимоотношения» ,   « Мой день рождения».

Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся по проекту:

Тема проекта:    «Моя семья: ценности, истории, взаимоотношения»  

1 группа  «Историки»

Основополагающий вопрос:

О чем может рассказать семейный альбом?

Вопрос учебной темы (проблемный):

1. Как составить свою родословную?

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

1.    Составьте вопросы для опросника.

2.    Проведите опрос ваших родителей, бабушек и дедушек и выявите, до какого поколения известна история вашей семьи.

3.     Проанализируйте полученные данные. Подведите итоги.

4.    Результаты оформите в виде «генеалогического древа» вашей семьи (рисунок, таблица, схема).

5.    Составьте рассказ об истории вашей семьи.

Ответьте на основополагающий вопрос проекта.

Источники информации:

1.    Семейные фотографии, документы.

2.    Воспоминания бабушек, дедушек, родителей.

2 группа «Археологи»

Основополагающий вопрос:

О чем может рассказать семейный альбом?

Вопрос учебной темы (проблемный):

2. Каковы традиции моей семьи?

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

1.    Составьте вопросы для опросника.

2.    Проведите опрос ваших родителей, бабушек и дедушек  и выявите, какие семейные реликвии хранятся в вашей семье. О чем они могут рассказать?

3.    Изучите ваши семейные фотоальбомы, подберите наиболее интересные, рассказывающие об истории и традициях вашей семьи.

4.    Проанализируйте полученные данные. Подведите итоги.

5.    Результаты оформите в виде презентации – рассказа о традициях и семейных фотографиях и  вашей семьи.

Ответьте на основополагающий вопрос проекта.

Источники информации:

1.    Семейные фотографии, документы.

2.    Воспоминания бабушек, дедушек, родителей.

Тема проекта:   « Мой день рождения»

Вопрос учебной темы (проблемный):

- расходы из семейного бюджета на праздник, составление меню на 8 человек.

Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:

1.        Составить меню для праздничного стола.

2.        Расчитать  стоимость затрат на празднование дня рождения (продукты, оформление, игры).

3.        Обратиться за консультацией к вашим родителям, к продавцу в магазине.

Результаты оформите в виде записей (можно еще и рисунок, таблицу, схему).

     Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.    В результате проектной  деятельности у учащихся формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действии будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.   В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать тексты и документы, овладеют действием моделирования, широким спектром логических действий.   В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся  приобретут умения учитывать позицию единомышленника и оппонента, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

     Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

     Используя проектную деятельность на уроках обществоведческого цикла, учащиеся проходят различные этапы социализации так необходимые в современном мире. Учатся гармонично сочетать   общественные и личные интересы; стремятся к установлению гуманных отношений между людьми; вырабатывают четкое представление о будущей работе.

Список использованной литературы:

1. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007.

2. Власова А. Утром – практика, вечером – теория// Российская газета. – 2006. № 286. – С.11.

3. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность: Эксперимент,1999.

4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению, М.1998.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/Г.К.  

    Селевко. – М.: Народное образование. 1998. – 256 с.

6. Селевко Г..К. Энциклопедия образовательных технологий, М.2006.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

8. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания.// Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ

В  работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков....

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Современное общество развивается быстрыми темпами. Знания, которые учащиеся получают в школе, через быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в ви...

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Одной из важнейших задач ФГОС является формирование, через системно-деятельностный подход, готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим, в структуре основной образоват...