Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.
статья по русскому языку на тему

Резанова  Любовь Сергеевна

Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

Статья

Проектная деятельность как средство формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Автор: учитель русского языка и литературы

Резанова Любовь Сергеевна

Газимурский Завод

 2015 г.

Проектная деятельность как средство формирования  универсальных учебных действий на уроках русского языка

Единственный путь,

 ведущий к знаниям – это деятельность…

Б. Шоу.

     В современном мире все более значимым  становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды. Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение учиться.

     Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Универсальные учебные действия -  это  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

     Задача учителя   в средней школе - использовать в педагогической деятельности такие методы и приемы работы, которые способны повысить мотивацию ребенка, создать условия для успешной деятельности, формировать умение учиться.

     Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения проектной деятельности, которая всё плотнее входит в нашу жизнь. Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе.  

        Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

        Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. 

        Главный результат проектной деятельности — накопление детьми поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично. 

         Очень эффективными на уроках русского языка, на мой взгляд, являются мини-проекты. Так, при изучении раздела «Лексика» ребята с интересом открывают для себя мир фразеологизмов, паронимов, синонимов, антонимов, им хочется «заглянуть» в тайны истории слов, особенно притягательными являются группы слов, ограниченные в употреблении, имена собственные. В качестве продукта проектной деятельности можно подготовить и портрет слова, рассмотрев его всесторонне, и сборники дидактических материалов для дальнейшей работы, и составление рукописных словарей, и сборники ребусов, шарад, кроссвордов. В качестве продукта долгосрочного проекта могут быть представлены мини-спектакли, лингвистические журналы, литературные вечера, исследовательские работы, сборники творческих работ.

         В 2014 – 2015 учебном году, обучаясь по учебнику «Русский язык. 5 класс» под ред. А. Д. Шмелёва, учащиеся выполняли следующие  информационные проекты «Карточки для словарной работы», «Диктанты «На засыпку»», «Языки нашего региона», практико – ориентированный проект «Слова – символы разных тематических групп», творческие проекты «Шутливая иллюстрация к словообразовательной паре», «Книга рекордов о самых – самых». 

         В течение второго полугодия прошлого учебного года учащиеся 5 класса работали над исследовательским проектом  "Энциклопедия одного слова".

         Цель работы: создание энциклопедической статьи слова.

         Выполнение работы: каждый учащийся выбрал слово, исходя из своих интересов, обосновал свой выбор, исследовал слово  с разных сторон  (лексическое значение, этимологическое значение, синонимы, антонимы, омонимы к слову, слово  в названиях картин художников,  фильмов, слово в русском фольклоре, поэзии, песнях, художественных произведениях, употребление в печатных СМИ  и др.), составил небольшую энциклопедическую статью и представил свою индивидуальную работу.  

     Работа такого характера позволяет работать со словарями,  различными энциклопедиями и  справочными пособиями, с произведениями фольклора, художественной литературы, с Интернет – ресурсами. Это учит ребят находить и обрабатывать информацию, способствует формированию коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций.

     Проанализировав одну из выполненных работ (приложение 1), можно прийти к выводу о том, что в процессе работы над проектом на разных его этапах у учащегося формировались следующие универсальные учебные действия:

     Личностные УУД – самоопределение; нравственно-этическая ориентация; смыслообразование - мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная), самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

     Коммуникативные УУД - взаимодействие - формулировать свое мнение и позицию, строить монологическое высказывание, задавать вопросы, вести диалог, слушать собеседника; управление коммуникацией - аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве, оказывать сотрудничество и взаимопомощь, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

     Познавательные УУД – общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задач,  самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении различных задач, ставить, осуществлять смысловое чтение; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять рефлексию способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера; информационные - поиск, выделение, сбор, обработка, анализ  информации из разных источников, передача информации, интерпретация информации, применение, представление и оценка информации; логические - анализ, построение рассуждений, обобщение.

       Регулятивные УУД – целеполагание - формулировать учебную задачу; планирование - выбирать действия в соответствии с задачей, составлять план действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности; прогнозирование - предвидеть возможность получения конкретного результата; осуществление учебных действий; контроль и самоконтроль; коррекция - вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок; саморегуляция - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений, стабилизация эмоционального состояния, активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

     Таким образом, проектная деятельность позволяет формировать у учащихся  все виды универсальных учебных действий.

         В заключение важно подчеркнуть, что использование  метода проектов помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС нового поколения, системно формировать у учащихся УУД, на практике использовать межпредметные связи, выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащихся, тем самым осуществляя личностно-ориентированный и системно - деятельностный подходы в обучении.

Список использованной литературы

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Гульчевская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях. - М., 2011. 
  3. Современные образовательные технологии, направленные на достижение требований ФГОС (материалы к учебному занятию). – ЗабКИПКРО, 2012.
  4. Федеральный  государственный образовательный стандарт  основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова – М., Просвещение, 2011.

Приложение 1

МБОУ Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная
школа

Проект по русскому языку «Энциклопедия одного слова».

Исследование слова «карандаш»

                                                                            Выполнил: ученик 5-б класса

                                                   Обухов Игорь.

                                                               Учитель: Резанова  Л.С.

     Обоснование выбора слова

      Карандаш известен каждому человеку. В своей жизни мы часто пользуемся им, не задумываясь о его «портрете». Некоторые могут сказать: «Зачем исследовать карандаш? Все и без этого про него всё знают».  Но  мне захотелось исследовать это слово и узнать о нём много нового и интересного.

     Лексическое значение слова

     Карандаш, -а; м. 1. Деревянная палочка со стержнем из графита или сухой краски, употребляемая для письма, рисования, черчения. Простые, цветные карандаши. Автоматический к. (с выдвигающимся стержнем). Заточить  К. для век (косметическое средство в форме карандаша). Химический к. Чертёжный к.                                         

    2. только ед. Проф. Рисунок, изображение сделанное карандашом.  Писать карандашом. В карандаше сделать что-л. (выполнить карандашом рисунок, чертёж и т.п.). 

    ◊ (Взять) на карандаш. Взять на заметку, записать для себя что-л., чтобы запомнить, не забыть.

    <Карандашик, -а; м. Уменьш.-ласк. (1 зн.). Карандашный, -ая, -ое. К-ая фабрика. К-ые записи. К. рисунок. К. порт.

(Портал Грамота.ру . Большой толковый словарь).

     Происхождение слова

     Заимствовано  в XV в. в форме карадаш (со значением "графит") из тюркского  языка, где карадаш — сложение кара "черный" и даш "камень". Вставное н — неясного происхождения.

     Синонимы

     Автокарандаш, виброкарандаш, записывалка, карандашик,                                                                                                               кляузник, пастель, писало, рашкуль, сангвина, сангина, стеклограф, термокарандаш.

     Употребление в фольклоре

     Загадки

      Для меня резинка, братцы, лютый враг! 
     Не могу я столковаться с ней никак. 
    Сделал я кота и кошку — красота! 
    А она прошлась немножко -  нет кота!

     С ней хорошую картинку не создашь!                                                                                                                                                                                        

     — Так во всю ругал резинку… (карандаш)

     Черный Ивашка, деревянная рубашка:
    Где пройдется, там след остается.    (Карандаш)

     Пословицы

     Плохой карандаш лучше плохой памяти.

     Карандаш – чтобы писать, а молот – чтобы ковать.

     Скороговорки

     Подарил  Макар Роману карамель, а Роман Макару карандаш.

     Употребление в СМИ

     Украинские СМИ придумали «новость» о сломанном Путиным карандаше. Путин, конечно же, никакой карандаш не ломал. СМИ всё это выдумали, а фото и видео — подделка.

     Употребление во фразеологизмах

     Карандаш в стакане — о худом человеке в обуви большого размера. 

Писать карандашом — Работать ломом.

     Вывод

     В результате проведённого мною исследования, я пришёл к выводу, что карандаш…

  •  Это деревянная палочка со стержнем из графита или сухой краски, употребляемая для письма, рисования, черчения.
  • Заимствовано  в XV в. в форме карадаш (со значением "графит").
  • Имеет синонимы, но не имеет антонимов.
  • В искусстве не используется как слово, но используется как предмет.
  • Широко используется в фольклоре, в основном в загадках, пословицах.
  • Употребляется во фразеологизмах.
  • Используется даже в СМИ.

Список используемых Интернет – ресурсов

  • Лексическое значение:

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%EA%E0%F0%E0%ED%E4%E0%F8&all=x 

  • Этимология:

https://slovari.yandex.ru/~книги/Этимологический%20словарь/Карандаш/ 

  • Синонимы:

http://edbi.ru/sinonim/карандаш 

  • Использование в фольклоре. Загадки:

http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagadki_pro_karandash.html 

  • Пословицы:

http://mudreishy.ru/poslovitsy-i-pogovorki/tag/karandash.

http://www.x-vim.info/s_66b0a173aed.html 

  • Фразеологизмы:

http://enc-dic.com/russaying/Karandash-25834.html 

  • Использование в СМИ:

http://russian.rt.com/article/73809


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Средства формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5-х классах"

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного ч...

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных облас...

Проектная деятельность как инструмент формирования универсальных учебных действий на уроке немецкого языка

Данная работа является рефератом , где собран основной материл по проектной технологии...

СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

В соответствии с ФГОС ООО цель современной школы это «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в у...

Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе.

Публикация на тему "Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе." знакомит с основными аспектами метода проектов, как средства...