Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе.
статья

Публикация на тему "Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе." знакомит с основными аспектами метода проектов, как средства формирования универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как средство формирования универсальных учебных действий в основной и старшей школе.

Проектным обучением называют образовательную технологию, центр которой — сам учащийся, а цель — формирование у него самостоятельности, инициативности и креативности. Эти качества развиваются благодаря его собственным действиям в процессе познания интересных и значимых тем.

Суть метода проектного обучения

Технология проектного обучения возникла в 20-е годы XX века в США и была связана с гуманистическим течением в образовании, которое уделяло повышенное внимание личности и индивидуальности человека. Считалось, что обучение должно быть связано с темами, которые интересуют каждого ученика по отдельности или в группе. Ребенок вовлекается в реальные и близкие ему ситуации, проживает их на собственном опыте, находит методы решения задач и так осваивает навыки и компетенции, новые способы взаимодействия в социокультурной среде. Обучение переходит от теории к практике, теоретические знания соединяются с эмпирическими. Важно, чтобы ребенок воспринимал знания как действительно важные и необходимые.

Основные принципы метода проектного обучения — диалогичность, проблемность, интегративность и контекстность.

основная цель проектного метода обучения- дать возможность учащимся самим найти решение проблемы. Без вмешательства взрослого. Учитель в данном случае выступает как консультант, направляя деятельность учащихся в нужном направлении.

Проектная деятельность безусловно повышает самооценку учащихся, повышает мотивацию к обучению, учит использовать полученные знания для решения практических задач, совершенствовует познавательные, организаторские, профессиональные и другие способности учащихся.

В чем преимущество проекта? Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок находит выход во внеурочной деятельности. Возрастная логика обучения, основанная на принципе обучения «Великой дидактики» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческая работа (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание минисочинений и т.д.); сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. Следует отметить, что выбранная форма должна соответствовать содержанию.

Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, учит решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества. Профессиональное самоопределение – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания. При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: «сильным» - сложное, «слабым» - по их реальным возможностям. Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.

В своей деятельности я использую метод проектов на разных уровнях образования. Например, в 6-м классе урок-практикум «Учимся дружно жить в классе», где учащиеся через проектную деятельность учатся решать проблемы межличностного общения, которые именно в их классе и возникли. В 9 классе на уроке истории «Россия в период крепостного права в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина» через интеграцию с литературой учащиеся погружаются в атмосферу эпохи 19 века, что, безусловно, повышает мотивацию к изучению как истории, так и литературы. В 11 классе на уроке обществознания «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности», учащиеся выступают и в роли юристов, изучая Гражданский кодекс, и в роли предпринимателей, создавая в группах свои бизнес-проекты.

Метод проектов-это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию, умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека. Технология проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов.

используемые интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль проектной деятельности школьников в формировании универсальных учебных действий

Сегодня система отечественного образования стоит на пути великих перемен, «важнейшей задачей которых является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «науч...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Статья для выступления на педагогических чтениях "Современные образовательные ресурсы как гарантия получения планируемых результатов". Номинация: Воплощение идей ФГОС в практике педагогов....

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных облас...

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся

Мною накоплен определенный опыт организации проектно-исследовательской деятельности школьников.         Занимаясь такой работой, я ставлю следующие задачи:...

СТАТЬЯ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

В соответствии с ФГОС ООО цель современной школы это «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в у...