Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
статья по истории

Современное общество развивается быстрыми темпами. Знания, которые учащиеся получают в школе, через быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и мета предметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

- Личностный

- Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

На мой взгляд, нужно, во-первых, провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса (или раньше). Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.

Мне хотелось бы остановиться на формировании познавательных  УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы «Борьба Руси против экспансии с Запада» в 6 классе, я отмечаю следующие виды деятельности школьников:

- рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

- умение извлекать информацию из источника;

- описание объекта по схеме

- составление характеристики исторического деятеля.

Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал (на данном уроке – это отрывок из Симеоновской летописи о битве на Чудском озере*, отрывок из поэмы К.Симонова «Ледовое побоище»**), карта «Русь в XIII веке», схемы (в презентации). Урок начинается с создания мотивационной основы формирования умений. Ученикам представлен 1-й слайд презентации: картина «Александр Невский», слова: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет»; «Не в силе Бог, но в правде». Вопросы, которые возникли у шестиклассников (когда, при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, кто угрожал Руси и т. д.), решаются с помощью следующих приёмов:

- Работа с картой («Чтение карты»), схемой

- Анализ исторического источника

- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.

 

Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

Для анализа исторического источника используется соответствующая памятка,*** ранее уже известная ученикам. В зависимости от способностей школьники анализируют источник либо по памятке, либо без опоры на неё. → Информация о битве на Чудском озере представляется в виде рассказа.

После чтения литературного источника также рассказ о событии. В конце урока на основе известных фактов, с опорой на памятку**** «ученики дают характеристику А. Невскому.

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Комментированное чтение текста

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Составление кластера

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

- Составление логической схемы, цепочки

Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).

Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания. Приведу пример КОЗ на уроке в 5 классе по теме «Рим во главе Италии».

Стимул. «Город в опасности. Кто может его спасти? Воины, жители, животные, супергерой…». Выбираем животных → «Гуси Рим спасли».

Задачная формулировка. Кто, когда и по какому поводу мог сказать эти слова?

Источник информации. Учебник

Инструмент проверки. 1) требования к письменному и устному ответу: речевое оформлении, произношение, логичность изложения; 2) модельный ответ.

Бланк проверки.

Использование КОЗ на данном уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.

            Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

            Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), рецензия на исторический фильм (в старших классах). Использую также задания игрового характера.

            В виду того, что пока в школах отсутствует учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию Программы развития УУД, необходимо в содружестве с учителями предметниками разрабатывать интегрированные задания для диагностики сформированности учебных действий. В 5-6 классах это может быть, например, работа с текстом.

           В заключение несколько слов об использовании ИКТ на уроках. Презентации должны стать не просто красивыми картинками или готовыми схемами, таблицами, а средством формирования учебных действий, реализации деятельностного подхода к обучению. Меньше нужно заниматься простой трансляцией знаний, больше внимания уделять формированию комплекса метапредметных умений, а это уже сдвиг в направлении компетентностной модели образования.

*Приложение 1.

Из Симеоновской летописи

            «Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и, приготовившись к бою, пошёл против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был тут же с Александром и брат его Андрей со множеством воинов отца своего. Было у Александра множество воинов храбрых, сильных и крепких, все наполнились они воинственным духом, и были сердца подобны львиным. И они сказали: «Княже, ныне пришло время положить свои головы за тебя». Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающих копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и невидно было льда, потому что он покрылся кровью…

            И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их семь вёрст по льду Суболицкого берега. Пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело ранеными».

**Приложение 2.

Ледовое побоище (отрывки)

…Ливонцы вглубь Руси прорвались,

Дошли до Луги, Тёсов пал.

Под самый Новгород бахвалясь,

Ливонский мейстер подступал.

Пергамент подмахнув готовый,

Подвесив круглую печать,

Сам папа их поход крестовый

Благословил скорей начать.

……………………………….

Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом

Двумя рядами конных башен

они врубились напролом.

Как в бурю гневные барашки,

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков…

Они с открытыми глазами

На немцев голой грудью шли,

До кости пальцы разрезая

Склоняли копья до земли.

………………………………

…И только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он полыхнув мечом на солнце,

Повёл дружину за собой… 

И, отступая перед князем,

Бросая копья и щиты,

С коней валились немцы наземь,

Воздев железные персты.

Стоял суровый беспорядок

Железа, крови и воды.

На месте рыцарских отрядов

Легли кровавые следы…

***Приложение 3.

памятка для работы с источником:

1. Прочитайте документ и определите его характер (официальный документ, газетная хроника, мемуары, письмо, записки очевидца, дневник).

2.  Определите основное содержание документа, ключевые слова, выделите главные события, действующих лиц. 

3. Найдите в документе основные акценты автора. Чьи взгляды он представляет?

4. Подчеркните те места в документе, которые непонятны, уточните их смысл в словаре, учебнике, в сети Интернет.

**** Приложение 4.

Памятка «Как составить рассказ об исторической личности»

1. Определите время жизни, даты рождения и смерти, годы правления, самые значительные свершения и пр.

2. Обратите внимание на внешний облик.

3. Определите особенности характера.

4. Определите, чем знаменит в истории.

5. Дайте оценку деятельности исторической личности. Обоснуйте свою позицию.

6. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

« Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе».

Сформированность универсальных учебных  действий является также и залогом профилактики школных трудностей...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ

В  работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков....

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Одной из важнейших задач ФГОС является формирование, через системно-деятельностный подход, готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим, в структуре основной образоват...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС...