Деятельность творческой лаборатории МОУ Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда в рамках тьюторского сопровождения обучающихся «Организация олимпиадной и проектной деятельности и ее роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихс
статья по истории на тему

Загуменнов Дмитрий Александрович

Статья раскрывает опыт работы учителей истории МОУ Лицей № 2 Волгограда по указанной теме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научный альманах (Педагогические науки)

Загуменнов Д.А., Ульянова Е.Л., Чертина Е.В., Киреева В.М.

Деятельность творческой лаборатории МОУ Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда в рамках тьюторского сопровождения обучающихся «Организация олимпиадной и проектной деятельности и ее роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся»

В современных условиях ключевым в процессе образования становится процесс самоопределения подростка, приспособление его к динамическому характеру современного общества, формирование собственной карты мира и представление о направлении и значимости своей будущей профессии и рода занятий. Вместе с тем на первом плане, как и прежде, остается вопрос личной значимости образования, проявления в этом процессе собственных интересов, творческих и интеллектуальных способностей, путей их реализации, достижения лично значимых целей.

        Одной из главных характеристик современного общества становится его динамизм и повышение требований к подготовке будущих профессиональных кадров. В связи с этим обучающимся необходимо не только социализироваться в существующую социокультурную среду, но и следовать, противостоять новым вызовам и требованиям средствами своих интеллектуальных и творческих задатков, талантов, способностей, возможностей.

        В связи с этим очень важным для современного школьника является поиск собственного «я», выстраивание жизненных перспектив и возможностей их реализации, наличие поля выбора и умение его сделать, осознание своих достоинств и недостатков, развитие готовности анализировать свои действия, последствия своего выбора, делать выводы.

        В условиях модернизации образования и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на первый план выходит подготовка обучающегося обладающего навыками:

  • критического мышления в условиях большого объема информации;
  • самостоятельной работы, способностями самостоятельно и ответственно отбирать необходимый материал для самоподготовки;
  • самообразования;
  • самоконтроля;
  • способностями самостоятельно определять направления своей деятельности, четко и осознанно выбирать целесообразные пути решения задач.

        Актуальность работы творческой лаборатории заключается в том, что современное образование в большей степени выстроено и направлено на работу со «средним» учеником, оказание помощи отстающим. При этом обучающиеся с повышенными интеллектуальными способностями, обладающие определенными талантами в отдельных сферах образовательной деятельности и учебных направлениях, в условиях урочной системы не имеют значимой реализации своих способностей. Именно поэтому необходима организация дополнительной работы, направленной на определение, развитие и реализацию творческих способностей и потребностей обучающихся с повышенным интеллектуальным и творческим уровнем.

        Целью работы творческой лаборатории является работа и поддержка обучающихся с особыми образовательными потребностями, применяя тьюторское сопровождения, средствами потенциала олимпиадной деятельности и участия в конкурсах историко-краеведческой и обществоведческой направленности.

        Задачи работы лаборатории:

  • поиск методов и способов, форм эффективного тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;
  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся средствами участия в олимпиадах и конкурсах обществоведческой направленности;
  • способствование профессиональному определению обучающихся в рамках образовательного и внеобразовательного процесса;
  • работа с индивидуальным портфолио обучающихся.

        Практическая значимость работы лаборатории заключается в организации конкретной деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, выстроенная в рамках утвержденного Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, создании актуальных и эффективных условий для личностного роста обучающихся, развитии самостоятельности и осознанности в образовательной деятельности подростков.

        В работе творческой лаборатории по тьюторскому сопровождению обучающихся с повышенными образовательными, интеллектуальными и творческими требованиями средствами участия в олимпиадах и конкурсах обществоведческой направленности выделяются несколько этапов.

На первом этапе происходит выявление образовательных, интеллектуальных, творческих потребностей обучающихся средней и старшей школы. Данный этап предполагает анкетирование обучающихся и родителей по интересующему вопросу, взаимодействие и консультации с учителями-предметниками.

На втором этапе происходит анализ существующих олимпиад и конкурсов историко-краеведческой и обществоведческой направленности с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся. Данную деятельность производит тьютор, осуществляющий сопровождение обучающихся.

На третьем этапе происходит выстраивание индивидуального маршрута обучающегося. Работа происходит в индивидуальном или групповом формате. При этом совместно с обучающимися определяются цели и задачи их деятельности, предполагаемые результаты. Обучающиеся могут определить только промежуточные цели, заключающиеся в участии в олимпиадах и конкурсах для удовлетворения интереса в изучении истории и обществознания. Часть обучающихся могут выдвинуть более перспективные цели максимального пополнения «багажа» знаний по указанным образовательным предметам, возможно, с целью превращения их в предмет своей будущей профессиональной деятельности. Еще одним аспектом целеполагания может являться подготовка обучающихся старших классов к будущей учебной деятельности в вузах. На этом же этапе определяется перечень олимпиад и конкурсов, интересных обучающимся для их творческой деятельности. Необходимо учитывать, что планирование может происходить как на учебный год, так и на большую перспективу.

Пятый этап заключается в текущей деятельности по подготовке и участию в олимпиадах и конкурсах обществоведческой направленности в соответствии с индивидуальным маршрутом. Одновременно с этим происходит формирование и пополнение индивидуального портфолио обучающегося. На данном этапе деятельность тьютора по подготовке обучающихся к олимпиадам и конкурсах сопровождается с доминирующей самостоятельной деятельностью. При этом большую значимость приобретает консультативная помощью тьютора по определению инструментов подготовки, выбору источников для подготовки и другим сложным вопросам.

Шестой этап заключается в подведении итогов деятельности за учебный период, анализе соответствия достигнутых результатов поставленным целям. Происходит выявление проблем, трудностей, планирование на следующий учебный период с учетом выявленных трудностей и нацеленностью на их преодолению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....

Презентация "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Презентация"Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Статья "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".

Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ....

Инновационная деятельность учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в рамках профориентации

     Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так  как она способствует развитию высокого уровня мот...