Инновационная деятельность учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в рамках профориентации
статья на тему

Валиуллина Рамзия Хашимовна

       Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так  как она способствует развитию высокого уровня мотивации. Успешность данной работы зависит от актуальности новшеств, полезности и реализуемости в образовательном пространстве.

       Подготовка национальной элиты-молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре - одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед учителями стоит новая задача - выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего.

      В настоящее время это проблема настолько актуальна, что по выражению доктора психологических наук Н. Л. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.

      Вся наша деятельность направлена на выбор профессии и нацелена на воспитание конкурентноспособной личности.

     Принцип работы с одаренными детьми отражает направления работы на уроке, внеурочной деятельности, воспитательном блоке, в работе с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность учителя по развитию

интеллектуальных и творческих способностей

одаренных учащихся в рамках профориентации

          Валиуллина Р. Х. учитель высшей квалификационной категории

                     

       Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так  как она способствует развитию высокого уровня мотивации. Успешность данной работы зависит от актуальности новшеств, полезности и реализуемости в образовательном пространстве.

       Подготовка национальной элиты-молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре - одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед учителями стоит новая задача - выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего.

      В настоящее время это проблема настолько актуальна, что по выражению доктора психологических наук Н. Л. Лейтеса, вряд ли надо сейчас доказывать, как важно своевременно выявлять и поддерживать проявление одаренности.

      Вся наша деятельность направлена на выбор профессии и нацелена на воспитание конкурентноспособной личности.

     Принцип работы с одаренными детьми отражает направления работы на уроке, внеурочной деятельности, воспитательном блоке, в работе с родителями

    Воспитание и обучение-это единый процесс. Я представляю  этот процесс таким образом:  

       

          ОБУЧЕНИЕ                       ВОСПИТАНИЕ

                                          УРОК

           ПОИСК             ЭКСКУРСИЯ            ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

(интернет, CD-диски)   (музеи, библиотеки)     (исследовательская работа

                                                                                  с использованием информ.

                                                                                                          технологий)

                  ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ (мультимедийное)

       

       Основное средство обучения и воспитания – это урок. Задачи, поставленные на уроке, служат стимулом для других  видов обучения: ученики ведут поисковые работы по заданной проблеме, а также  в  целях оказания  помощи организуются  экскурсии и исходя  из изученного материала составляют творческие работы. И чтобы подытожить проделанную работу проводятся внеклассные мероприятия.

 В содержание работы с одаренными детьми входит: первичная идентификация одаренных детей; выбор форм обучения для них; разработка и индивидуализация учебных программ и составление индивидуальных планов с использованием современных информационных технологий с учетом конкретных особенностей одаренных; оценка результативности обучения; в случае необходимости, консультирование одаренных и их родителей.                                

 В обучении одаренных применяются следующие основные подходы к разработке содержания учебных программ: ускорение; углубление; обогащение; проблематизация.

Целенаправленная работа с детьми данной категории организуется  и  через научное общество учащихся. Я возглавляю работу научного общества учащихся, связанного с проблемой создания эффективных методик преподавания татарского языка как государственного языка в Республике Татарстан, целью которого является развитие познавательных интересов школьников, их исследовательских и творческих способностей. В связи с этим для реализации потребностей и интересов школьников   разработала программу «Современные подходы в изучении татарского языка и татарской литературы при работе с одаренными детьми».

      Целью данной программы является  развитие у школьников  комплекса умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске и решении исследовательских задач. Содержание программы направлено  на комплексное решение следующих задач:

       - диагностика творческого и интеллектуального потенциала, склонностей, интересов и способностей учащихся;

       - развитие знаний, умений и способностей, направленных на творческое саморазвитие конкурентоспособности учащихся;

       - формирование умений и навыков работы с научной литературой;

       -формирование навыков исследовательской деятельности, углубленная подготовка в научно – поисковой работе;

       - воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и коммуникативных навыков;

        -  раннее раскрытие и развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей;

      Это задача реализуется через методическую тему: «Роль народной педагогики в воспитании социально активной личности» как метод познания себя и окружающего мира. Гуманно-личностный подход создает условия для реализации творческих возможностей учащихся, углублению их знаний, формирует духовную, толерантную личность.

      Учитывая возрастные особенности учащихся, веду  работу в двух основных направлениях. На уроках, если в основном изучается язык, традиции, культура, история народов теоретически, то во внеурочной деятельности – основной акцент отводится творческо-поисковой работе. Таким образом, ученики учатся самостоятельно мыслить и свободно выражать свои мысли.

     В 5-8-х классах творческий поиск ведется параллельно с использованием национально-регионального компонента. В этом случае речь идет об изучении истории, природы, топонимики и ономастики.

     В старших классах полученные знания в основном углубляются: ученики уже ведут исследовательскую работу, сравниваются языковые особенности одного произведения с другим. Благодаря этим занятиям  учащиеся не только познают окружающий мир, но и учатся анализировать, сопоставлять, отстаивать свою позицию, формируют мировоззрение.

     Научно–исследовательская деятельность учащихся по татарскому языку и литературе направлен прежде всего на то, чтобы выработать правильную внутреннюю позицию к учению, любознательность, стремление определить точку зрения, аргументировано ее доказать.

         Методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Ведущими и основными являются методы творческого характера, проблемные, исследовательские, поисковые, эвристические, проектные.

     Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Примером может служить работа научного общества «Казань литературная».

                  1.Из истории Казанских гимназий.

      2.В гостях у Хаджи Насретдина.

      3.Татарские просветители.

      4. Градоначальники города Казани и т.д.

      В 10 классе разрабатывается проект «Культурное наследие народов  Поволжья». Упор в данном проекте делается на взаимоотношение культур  народов живущих в Поволжье. Данные занятия  не только положительно влияют на мотивацию, но и учат применять знания в реальной жизни.

     Команда учащихся 7А класса «Космозащитники» под моим

            руководством, стартовали в Международном  проекте «Юность -Космосу» и заняли командное I место. Проводился он в форме интеллектуально-творческой командной ролевой мета-игры - турнира  «Полет продолжается» 2 в два этапа.

                  Ознакомились со спецификой разных профессии.

                  Каждый из членов команды (их было по 7 в каждой – по ролевым номинациям «Капитан и специалист по истории космоса», «Бортмеханик и космонавигатор», «Астрофизик», «Космобиолог», «Космоврач», «Космопсихолог», «Специалист по контактам») работал над индивидуальным проектным заданием, состоявшем из 3-4-х проблемных вопросов, кроме этого было 2 довольно сложных командных задания. Например, одно из заданий: написать фантастический рассказ о космическом полете экипажа, в номинации «Специалист по контактам» участники  демонстрировали способности к криптографии и презентации информации, обосновавшего криптографические принципы и применившего для расшифровки афоризмов и пословиц компьютерные программы.        

                  Современные информационные технологии позволяют мне в своей педагогической деятельности внедрять адаптивную систему обучения, формирующую личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью.

                   Таким образом, только владение современными  технологиями обучения татарскому языку и литературе, высокий  уровень методической и языковой  подготовки, постоянная  самообразовательная работа учителя, позволяют повысить  качество обучения.  

      Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы.

      Исследовательский метод преподавания позволяет организовать поисковую и творческую деятельность школьников и способствует развитию интеллектуальных и художественных способностей: повышению собственной самооценки; расширению творческой деятельности; развитию между учителем и учеником демократического, гуманного стиля работы. Благодаря такому подходу к деятельности учащихся, у них вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию. Это работа дает хорошие результаты:

    - отмечается стабильность результатов участия детей в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;

    - поступления выпускников в вузы, устойчивый интерес к профильным языковым  специальностям;

    - наметился рост количества детей, обучающихся на «4» и«5»;

    Работа,  нацеленная на участие в конференциях с научными докладами  хорошо стимулирует учебный процесс.

        Показателем своей работы с одаренными детьми можно считать  результаты предметных олимпиад. Но победы на олимпиадах не являются конечной целью. Это некоторый промежуточный этап в развитии ребенка, помогающий ему самоутвердиться в мире знаний. Масса ребят  по тем или иным причинам не проходят отбор на следующий этап  олимпиады, но интеллектуальный потенциал у них довольно высок.

   2014-2015 уч. год – Салихова Айгуль (10 кл.), республиканская олимпиада, призер.

         2015-2016 уч.год – Сафин Адель (10 кл.), районная олимпиада по татарскому языку – победитель, республиканская олимпиала, призер.

   2016- 2017 уч.год – Габасова Алсу (11кл.), республиканская олимпиада, призер.

         2016- 2017 уч.год – Сафин Адель (11 кл.), районная, республиканская, международная  олимпиада по татарскому языку – победитель.

        Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работ, помогут выпусникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал при обучении в вузе. Благодаря целенаправленной профориентационной работе со способными детьми, мне удалось привить детям любовь к своему предмету, и некоторые из них избрали профессию учителя татарского  языка и литературы.  

           Одаренный ученик – это, прежде всего, искатель истины, в нем заложен потенциал исследователя, он не только способен усваивать то, что открыто наукой. Для способного, одаренного ученика интересно то, что из круга предписанных действий ведет в область самостоятельных поисков и открытий.

        Работа в данном направлении создает условия для развития у учащихся коммуникативных навыков,  толерантности и гуманистических качеств, являющихся наиболее востребованными на современном этапе развития школы и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»

Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её  к творческому  труду – одна из основных задач школы на  современном этапе. Стране  крайне  необходимы творцы нового...

Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников.

Использование информационно-компьютерных технологий как  важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников....

Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....

Презентация "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Презентация"Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Статья "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

Статья «Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»

Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её  к творческому  труду – одна из основных задач школы на  современном этапе...