Главные вкладки

    Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"
    проект по теме

    Борисова Марина Ивановна

    Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_dlya_shkoly_2012.docx109.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Калуги

    Педагогический проект

    «Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся»

    Автор: Борисова Марина Ивановна,

    учитель обществознания и географии,

    МКОУ «СОШ №47»

    г. Калуга, 2012


    ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

    Тема проекта

    Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

    Адресация проекта

    учителя истории, краеведения, педагоги дополнительного образования по краеведению, руководители школьных музеев

    Руководитель проекта

    Борисова М. И, учитель МКОУ «СОШ № 47» г. Калуга

    Год разработки учебного проекта

    2012

    Состав участников

    общешкольный

    Опыт использования

    в одной школе в нескольких классах или с несколькими группами детей

    Время работы

    долгосрочный

    Режим работы (организационная форма):

    внеурочный, урочно-внеурочный

    Участники проекта

    учителя-предметники, учащиеся

    Возрастная группа учащихся

    5-11 классы

    Вид проекта

    практико-ориентированный  (проект ориентирован на социальные интересы самих участников проекта; типу предметно-содержательной области проект представляет собой межпредметный проект, так как является продолжительным, общешкольным проектом, предполагающим осуществление межпредметных связей

    Ведущая деятельность

    поисковый, исследовательский, конструирующий, творческий

    Форма организации детей

    индивидуальная работа, парная работа, групповая работа; На начальном этапе предполагается привлекать детей к индивидуальному участию в тематических проектах по любому предмету, а также к участию в конкурсных проектах. Подготовка проектов к публикации в средствах массовой информации (интернет-ресурсах). На следующем этапе на основе результатов анкетирования дети могут быть привлечены и к групповому проекту. Направленность и предметная область групповых проектов будет определена после анализа анкет (Приложение 1)

    Объект

    интеллектуальное и творческое развитие учащихся

    Предмет

    влияние метода проектов на интеллектуальное и творческое развитие учащихся с использованием метода проектов

    Цель проекта

    актуализация компетенций учащихся посредством участия в интеллектуальных и творческих проектах

    Задачи проекта

    • выявить приоритетные направления творческой деятельности по результатам анкетирования;
    • определить направления проектной деятельности по возрастным группам;
    • организовать проектную деятельность детей в течение года;
    • проследить изменение уровня удовлетворенности учащимися участием в интеллектуальных и творческих проектах;
    • скорректировать направления проектной деятельности на следующий учебный год

    Методы проектной деятельности

    Информационный (анкетирование, анализ результатов анкетирования), практический

    Ресурсы проекта

    Учебные пособия по краеведению, методические рекомендации ЧИДПОПР по краеведению, материалы школьного и городского музеев, Интернет-ресурсы.

    Конкретный продукт педагогического проекта

    повышение интереса детей к творческой деятельности, улучшение показателей проектной деятельности (экспертные оценки), повышение интереса к предметам образовательного курса, повышение успеваемости по предметам образовательного курса

    Критерии оценки эффективности:

    • рост доли учителей, использующих инновационные технологии;
    • рост доли учащихся основной школы, участвующих в проектной деятельности;
    • увеличение посещаемости сайта школы с материалами по реализации проекта;
    • увеличение количества родителей, включенных в проектную деятельность  школы

    Пояснительная записка

    Теоретико-методологические  основания проекта:

    • работы, посвященные раскрытию сущности педагогического процесса  (Ю.К. Бабанский, И.С. Батракова, В.В. Белорусова, Е.В. Бондаревская, П.Ф. Каптерев, ИЯ. Лернер, Х.Й. Лийметс, М.М. Пистрак, К.Д. Радина, Н.Ф. Радионова, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, Г.Г. Шахвердов, Г.И. Щукина и др.); "учебная задача", выдвинутых следующими учеными: Ю.К. Бабан-ским, И.Я.Лернером, A.M. Матюшкиным, М.И. Махмутовым, Н.А. Менчин-ской, Я.И. Пономаревым, В.И. Соколовым и др.
    • исследования, связанные с организацией проектной деятельности школьников (П.П. Блонский, Н.Ю. Маркер, А.П. Пинкевич,  Е.С. Полат, И.М. Соловьев, В.Н. Стернберг, Н.И. Шарикова, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.М. Эпштейн и др.).   

    Современные ФГОСы  ориентируют педагога на инновационные технологии и,  в частности, проектную и  исследовательскую технологии, потому что они формируют самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы  действий и мыслительных  операций, добывая  самостоятельно логическим путем новые знания.

    Историческая справка:

    Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».

    Основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важным, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них.

    Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы. [11] Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, а лишь подсказывает детям пути поиска необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта, причем проблемой животрепещущей, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь – отметка лишь фиксирует фактическое положение дел. В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. [11]

    Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. [13]  Со временем идея метода проектов претерпела изменения. Но суть ее остается прежней — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие мышления.

    В практике современного российского образования метод творческих проектов находит всё большее распространение (Ступницкая М.А.,  Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.,. Полат Е.С, Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. и др.).

    В связи с преобладающей ориентацией современного образования на индивидуальность личности учащегося особую актуальность приобретает использование задач, направленных на развитие школьников, на формирование готовности к творческой деятельности, способного к оперативному и оригинальному решению нестандартных жизненных задач.

    Сложившаяся образовательная практика констатирует, что выпускники не всегда умеют адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности. Это определяет следующее противоречия: между растущим требованием современной действительности к подготовке выпускника и неразработанностью механизмов формирования готовности старших школьников к этой деятельности в процессе решения учебно-творческих задач, а также между необходимостью повышения уровня готовности учащихся и недостаточным уровнем учебной мотивации. Информационный объем содержания образования продолжает наращиваться. Это приводит к увеличению обязательной нагрузки учащихся. Таким образом возникает первое противоречие: между потребностью личности в свободном творческом развитии и невозможностью ее самоактуализации. [14]

    Таким образом, опираясь на результаты анализа мотивации учебной деятельности и уровня удовлетворенности участием в творческой и проектной деятельности школьников среднего и старшего звена, можно сформулировать проблему проекта: использование учителями прямых (передаточных) методов образовательной деятельности, подавляющих творческую активность, не способствует развитию ключевых компетенций учащихся и тем более не способствует повышению уровня учебной мотивации, а это, в свою очередь, тормозит развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

    Ученик успешен, если он развивается как личность: мотивирован к постановке и решению разноплановых задач в предметной и социальной деятельности, способен проявлять свои личностные качества в индивидуальной и совместной деятельности, развивает рефлексивную самооценку своей деятельности достижений.  [14]

    Анализируя результаты опроса (Приложение 1), мы выяснили, что весьма значимым мотивом у старших школьников является мотив получения информации (знание как средство самоутверждения).  Мотив достижения успеха, социально ориентированный мотив (мотив долга и ответственности) и познавательный мотив (знание как цель развития личности) также являются важными. Появление на первом месте мотива получения информации не вполне соответствует требования современного образования.

    У школьников среднего звена преобладают личностные мотивы, немного отстают коллективные мотивы. Гораздо слабее выражены престижные мотивы.

    Метод проектов, как личностно-ориентированная технология обучения, может применяться в работе с учащимися по любому предмету. Это как нельзя лучше отвечает целям данного проекта и позволит реализовать устремления школьников как в получении новой информации, так и в достижении личностных ориентиров.

    Цель проекта: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством вовлечения их в личностно-ориентированный вид деятельности: проектную деятельность (актуализация компетенций учащихся посредством участия в интеллектуальных и творческих проектах).

    Задачи:  

    • выявить приоритетные направления творческой деятельности по результатам анкетирования;
    • определить направления проектной деятельности по возрастным группам;
    • организовать проектную деятельность детей в течение года;
    • проследить изменение уровня удовлетворенности учащимися участием в интеллектуальных и творческих проектах;
    • скорректировать направления проектной деятельности на следующий учебный год.

    Условиями эффективности метода проектов как личностно-ориентированной технологии являются дифференцированная организация учебной деятельности учащихся, основанная на учёте возрастных особенностей учащихся, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности. Дифференцированный подход создаёт благоприятную среду для включения учащихся в проектную деятельность на основе их индивидуальных способностей и ценностно-смыслового отношения к учению и собственному развитию.

    Условиями и факторами эффективности влияния метода проектов на личностное развитие учащихся являются методы стимулирования творческой деятельности: конкурсы проектов, индивидуальные поощрения, наглядная пропаганда достижений учащихся (выставки, информационные стенды), сопутствующие повышению интереса и личной значимости проектной деятельности.

    Состав участников: общешкольный.

    На начальном этапе к участию в проектной деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности, привлекаются преимущественно учащиеся 8-11 классов. Учащиеся 7 класса и младше привлекаются только при условии достаточной развитости основных учебных умений, так как проектная деятельность предполагает определенного уровня самостоятельность. Результатом исследовательской деятельности учащихся этого возраста могут стать различные виды работ: творческий проект, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа и др. В организации  проектной деятельности учащихся младшего и среднего звена очень важен первый этап – выбор темы будущей работы.  Этот этап требует педагогического сопровождения [2].  Организация коллективного творчества — следующий этап. На этом этапе активно привлекаются и учащиеся 5-7 классов. Содержание коллективного проекта будет определяться с учетом результатов анкетирования (удовлетворенность учащимися проектной и творческой деятельностью в прошедшем году и ожидания) (Приложение 2).

    На любом этапе работы над проектом могут привлекаться учителя-предметники, которые будут координировать работу над проектами в определенной предметной среде.

    Риски проекта (SWOT анализ):

    Внутренние силы, поддерживающие проект: готовность учителей к участию в проекте, желание и готовность детей заниматься творческой деятельностью, желание детей повысить свой интеллектуальный уровень, необходимость изменения механизмов, регулирующих состояние системы сегодня, опыт проектной деятельности.

    Внешние силы, поддерживающие проект: направления личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования и воспитания, социальный заказ страны, требования конкурсов, курсы повышения квалификации.

    Внутренние сопротивления: отсутствие мотивации других участников, страх перед нововведениями, заниженная самооценка участников проекта.

    Внешние сопротивления: отсутствие форм, механизмов учета, недостоверность результатов анкетирования вследствие различных причин, неверное планирование этапов проекта на основе анкетирования.

    Методы проектной деятельности:

    Информационный (анкетирование, анализ результатов анкетирования). Анализируются данные диагностического исследования личностного развития учащихся до начала работы над проектом в целях выяснения уровня удовлетворенности учащихся участием в интеллектуальных и творческих проектах.  

    Практический. Организация проектной деятельности учащихся, работа над индивидуальными и коллективными проектами.

    Направления реализации проекта:

    Направление деятельности

    Основные мероприятия

    Содержание деятельности

    Исполнители и соисполнители

    Сроки реализации

    1 этап.

    Подготовительный

    1. Анкетирование

    2. Изучение литературы

    Выяснить уровень удовлетворенности учащихся участием в интеллектуальных и творческих проектах, Определить цели и задачи, сроки реализации проекта.

    Борисова М. И.

    02.09.2012 — 01.10.2012.

    2 этап.

    Цикл занятий о сущности метода проектов, видах проектов. Методическое сопровождение работы над проектами.

    Знакомство с методом проектов*.

    Работа по индивидуальным проектам**.

    учащиеся

    02.10.2012 — 25.05.2013.

    3 этап.  

    1. Анкетирование.

    Анализ результатов проектной деятельности за предыдущий период.

    Борисова М. И., учителя-предметники

    26.05.3013 — 25.06.201

    4 этап.

    1. Организация творческой мастерской***.

    Подготовка коллективного общешкольного проекта.

    Борисова М. И.

    02.09.2013 — 01.10.2013

    5 этап.

    Методическое сопровождение работы над проектами. Координация деятельности Творческой мастерской.

    Реализация коллективного общешкольного проекта. Работа по индивидуальным проектам.

    Борисова М. И., учащиеся, учителя-предметники

    2.10.2013 — 25.05.2014

    6 этап.

    1. Анкетирование

    Анализ результатов проектной деятельности за предыдущий период.

    Борисова М. И.

    26.05.3014 — 25.06.2014

    * — Традиционные проектные методы: вербальные, демонстрация, практические методы, наблюдения,  самостоятельная работа с литературой,  исторический метод.

    Нетрадиционные методы:  дизайн-анализ,  метод мозговой атаки, алгоритмический метод; метод информационной поддержки,  метод информационной избыточности.

    ** — Организация индивидуальной работы учащегося над проектом. При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю представляется возможность учитывать не только возрастные возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом. В этом преимущество индивидуальных проектов, хотя и у них есть определенные ограничения. [6]

    *** Творческие проектные мастерские — небольшие коллективы, состоящие из педагога-предметника, который становится руководителем данной мастерской, и учащихся (возможно, разновозрастных), которые выполняют различные проекты в одной предметной области.

    Конкретный продукт педагогического проекта: повышение интереса детей к творческой деятельности, улучшение показателей проектной деятельности (экспертные оценки), повышение интереса к предметам образовательного курса, повышение успеваемости по предметам образовательного курса.

    Критерии оценки эффективности:

    • рост доли учителей, использующих инновационные технологии;
    • рост доли учащихся основной школы, участвующих в проектной деятельности;
    • увеличение посещаемости сайта школы с материалами по реализации проекта;
    • увеличение количества родителей, включенных в проектную деятельность  школы.

    Сфера применения результатов: педагогический. Вторичным продуктом реализации проекта могут стать проекты детей в разных учебных областях: краеведческие, экологические, страноведческие, социологические, этнографические, культурологические, прикладные и др.

    Форма продуктов проектной деятельности – анализ данных анкетирования, публикации на Web-сайтах, мультимедийные презентации, стендовые доклады, групповое и личные отчеты проектантов, интеллектуальные игры.

    Способ объединения результатов на презентации – конкурс, отчет по результатам в любой форме.

    Виды презентации – компьютеродемонстрирующий, Интернет представительствующий. 

    Учебно-методическое оснащение — учебники и учебные пособия, обучающие программы для самостоятельной работы  учащихся, интернет-ресурсы, инструкции для учащихся по создания проектов, исследований, других творческих работ.

    Информационное оснащение – средства работы с различными источниками информации и сами источники  (печатные, электронные, аудио и видео).


    Список литературы:

    1. Александрова, Е. С. Педагогическое проектирование как средство ценностного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса [Электронный ресурс]/Александрова Е. С. — Электрон. текстовые дан. — СПб.: [б.и.], 2000.  220 с.  Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-proektirovanie-kak-sredstvo-tsennostnogo-soglasovaniya-vo-vzaimodeistvii-sub#ixzz2ga2tYcrj. html, свободный.
    2. Бухаркина, М. Ю. Учебные проекты: возможности Интернет//Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» [Электронный ресурс]/Бухаркина М. Ю. — Электрон. текстовые дан. — М.: [б. и.], 1996.  Режим доступа: http://scipeople.ru/users/7938537/. html, свободный.
    3. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст]/В. Васильев//Народное образование. — М.: 2000. — № 9. — с. 177-180.
    4. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию [Электронный ресурс]/Джужук И.И.  — Электрон. текстовые дан. — Ростов-на-Дону: [б. и.], 2004.  218 с.  Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/metod-proektov-v-kontekste-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya#ixzz2ga8Uwgd7. html, свободный.
    5. Заир–Бек, Е. С. Основы педагогического проектирования: Учеб пособие[Текст]/Заир–Бек Е. С. — СПб.: Просвещение, 1995. — 234с.
    6. Зенгин, С. С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника [Электронный ресурс]/Зенгин С. С. — Электрон. текстовые дан. — Краснодар: [б. и.], 2001. 202 с.  Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sovmestnoe-proektirovanie-uchebnoi-deyatelnosti-kak-uslovie-samoaktualizatsii-lichnosti-star#ixzz2ga7ppDjh. html, свободный.
    7. Николаева, Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся  [Электронный ресурс]/ Николаева Л.С. — Электрон. текстовые дан. — СПб.: [б. и.], 2003.  224 с.  Режим доступа: http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=133205&tmpl=Thread&BoardId=133208&ThreadId=545763&page=1.  html, свободный.
    8. Николаева, Л.С. Проектно-исследовательская деятельность как фактор профессионально-личностного развития педагогов дошкольных учреждений в последипломном образовании  [Электронный ресурс]/Николаева Л.С. — Электрон. текстовые дан. — СПб.: [б. и.], 2003.  224 с.  Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-faktor-professionalno-lichnostnogo-razvitiya-peda#ixzz2gaB1hhxF. html, свободный.
    9. Новикова, Т. А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/Т. А. Новикова // Школьные технологии. — 2000. — № 2. — С. 43-52.
    10.  Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст]/И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
    11.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие [Текст]/Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
    12.  Пеньковских, Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике : на основе сравнительного анализа   [Электронный ресурс]/Пеньковских Е. А. — Электрон. текстовые дан. — Екатеринбург: [б. и.], 2007. — 217 с. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/metod-proektov-v-otechestvennoi-i-zarubezhnoi-pedagogicheskoi-teorii-i-praktike-na-osnove-sr#ixzz2gaBkwh2a. html, свободный.
    13.  Ступницкая, М. А.  Что такое учебный проект? [Текст]/М. А. Ступницкая. — М.: Первое сентября, 2010. — 44 с.
    14.  Щербакова, С. Г. Организация проектной деятельности в школе — ("В помощь администрации школы") [Электронный ресурс]/ Щербакова С. Г., Выткалова Л. А., Кобченко Н. В.; Щербакова С. Г. , Выткалова Л. А., Кобченко Н. В.— Электрон. текстовые дан. — Волгоград:  [б. и.], 2009. – 263 с. – Режим доступа: http://fgos.isiorao.ru/.html, свободный.


    Приложение 1

    Анкета Пашнева Б. К.

    Определение основного мотива учебной деятельности

    Обработка результатов анкетирования

    Анкета позволяет выявить предпочтение к восьми основным мотивам учебной деятельности. Каждый из восьми мотивов обозначается следующими буквами:
    A. Мотив внешнего принуждения избегания наказания.
    Б. Социально ориентированный мотив (мотив долга и ответственности).
    B. Познавательный мотив (знание как цель развития личности).
    Г. Мотив престижа.
    Д. Мотив материального благополучия.
    Е. Мотив получения информации (знание как средство самоутверждения).
    Ж. Мотив достижения успеха.
    3. Мотив ориентации на социально зависимое поведение.

    Обработка результатов происходит путем подсчета частоты выбора каждой буквы в листе для ответов.

    Суммарный числовой показатель по каждой букве является мерой представленности данного мотива в иерархии учебных мотивов учащегося. Диаграмма:

    Ведущим в старших классах является мотив материального благополучия.

    Весьма значимые мотивы:

    • Мотив получения информации (знание как средство самоутверждения).
    • Мотив достижения успеха.
    • Социально ориентированный мотив (мотив долга и ответственности).
    • Познавательный мотив (знание как цель развития личности).

    Незначимые мотивы:

    • Мотив внешнего принуждения избегания наказания.
    • Мотив ориентации на социально зависимое поведение.
    • Мотив престижа.

    Приложение 2

    Анализ участия детей в школьных творческих делах и ожиданий участия в творческих делах в предстоящем учебном году


    Анализ участия детей во внешкольных творческих делах

    и ожиданий участия в творческих делах в предстоящем учебном году


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»

    Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...

    Презентация "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

    Презентация"Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

    Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

    Статья "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

    Инновационная деятельность учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в рамках профориентации

         Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так  как она способствует развитию высокого уровня мот...

    Тема ВАР: Система работы по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей, личностных качеств одаренных учащихся во внеурочной деятельности

    Данный материал будет полезен для учителей, которые работают с талантливыми детьми и  готовы развивать среду для повышения интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качес...