Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
статья по информатике и икт по теме

Пашкевич Валентина Леонидовна

Статья "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

В. Л. Пашкевич

учитель информатики, МОУ СОШ № 15 Тахтамукайского района;

«Уча, учимся»
Сенека

Актуальной задачей современного образования является формирование грамотного, компетентного, культурного человека, способного к саморазвитию и реализации в практической деятельности, успешной адаптации в социуме. Именно поэтому особую значимость приобретает формирование информационной культуры и практическое овладение средствами и методами информационно-коммуникационных технологий всеми участника образовательного процесса. Современные средства ИКТ дают не только прекрасную возможность приобретения знаний и практических навыков работы с информацией, программным и аппаратным обеспечением,  но и способствуют повышению компетентности в любой предметной области. Значимым является возможность проявить свои творческие способности, реализовать их на практике, самовыразиться, приобрести навыки работы с изучаемым материалом, найти соответствующую форму его представления и использование в практической деятельности. В современном обществе возросла потребность в специалистах, способных к творческой деятельности, имеющих  развитое воображение, ассоциативное и критическое мышление. Нужны критерии, на основании которых можно судить об уровне развития мышления, ориентированного на создание новшеств. Обычно таким критерием является результат выполнения тестового задания (в том числе, творческого), определенного уровня сложности. Естественно, что специфика заданий должна соответствовать возрасту и опыту испытуемых.

Как создать среду обучения, способную выявить и развить интеллектуальные и творческие способности учащихся? Конечно, традиционная урочная деятельность до сих пор является основным способом обучения, но использование проектных технологий в образовании позволяет значительно повысить уровень знаний и компетенций, дает возможность выразить свою индивидуальность, проявить творчество. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить, в итоге – получить реальный, ощутимый результат.

             Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

             Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Уровень решения творческих задач в  любой предметной области

Первый

Чтение, запоминание, пересказ знаний, полученных  в данной предметной области.

Второй

Поиск дополнительной информации, написание обработанного материала по известной теме

Третий

Качественное раскрытие отдельных тем, с изложением собственного творческого подхода к данной тематике.

Четвертый

Качественное раскрытие новой и небанальной темы

 Пятый

Новый продукт / изобретение / идея / жанр / стиль / новые знания

«Достижение  цели - это спор человека с самим собой. Самая тяжелая битва, которую человек должен выиграть...»

  • «Цель обязательно должна быть новой или не достигнутой. Либо новыми должны быть средства достижения цели.
  • Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни. Или: положительные результаты достижения цели должны быть глобальными, а отрицательные - если они все же неизбежны - локальными.
  • Цель должна быть конкретной: не общие благие намерения, а четко определенная задача, к решению которой можно приступить хоть сегодня.»  Альтшуллер Г.С., Верктин И.М. 

В рамках пропедевтического и основного (базового) курса информатики и ИКТ уделяется много внимания формированию умения работать с информацией, приобретаются навыки практической и исследовательской деятельности, что дает возможность проявить их в других учебных дисциплинах. Проектная технология позволяет реализовать множество задач как учебного, так и воспитательного характера, повышает уровень самооценки учащихся, развивает духовные и нравственные  качества, способствует повышению уровня эстетической и информационной культуры. Основным принципом проектной деятельности  является умение креативно мыслить и наглядно представлять продукт своего творчества, попутно приобретая необходимые для этого навыки и умения. Работа над проектом доступна ученику любого возраста, от второклашки до выпускника. 

Что дает креативное мышление школьнику?

  • Приобретение разнообразных навыков.
  • Развитие творческого воображения.
  • Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
  • Научиться использовать непривычные подходы,  разрушить оковы  стереотипов мышления, т.е. мыслить креативно.
  • Преодолеть боязнь и инертность, сделать что-нибудь пусть маленькое, но новое и, ни на что не похожее.
  • Способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.  

Идея проектной технологии  состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  •  самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, работая над проблемой, которая им предложена.
  •  получают возможность личного уникального, творческого решения проблемы каждым учеником, сообщение им своих результатов педагогу или всем учащимся, коллективное обсуждение (защиту или представление) личных продуктов учеников.
  •  могут получить консультации учителя в доведении учениками их образовательных продуктов до формализованного, понятного и воспринимаемого другими учениками вида.
  •  учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, в том числе для творческих работ.

Основные требования к учебному проекту определяют круг задач, развивающих интеллектуальные и творческие способности учащихся:

  • Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта.
  • Использование творческих методов реализации данной проблемы, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач;
  • выдвижение гипотез их решения и реализации;
  • обсуждение способов оформление конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ, и синтез полученных данных;
  • техническое создание проекта, оформление результатов, их презентация или защита;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Конечно, чтобы зажечь огонек творчества в учениках, учителю необходимо самому являться примером, уметь организовать и ненавязчиво направлять работу над проектом. В своей практической деятельности я использую проектную технологию не только в урочной, но и внеклассной работе, кружки и элективные курсы позволяют больше времени уделить творческим проектам. Результатом этой работы являются победители районного конкурса творческих проектов с использованием ИКТ «Шанс» в 2009 - Лесников В. проект на тему «В чем смысл жизни», «Что такое счастье», в 2011гг. -  Волокитина К. «Я в этом мире, мир во мне», Сероглазова Е. «Мой завтрашний день»,  Винокурова Н. «Моя школа, мой учитель», а также призеры республиканского конкурса «Мир без границ» (2009г.) Погомаренко М., Схашок Р. Успешно проектную деятельность используют учащиеся и учителя для выполнения работ по истории, геометрии, информатике, русскому языку, физической культуре, для проведения тематических мероприятий, классных часов, родительских собраний, педагогических советов.

Несомненно, основным направлением современного образования является не только приобретение определенного багажа знаний, но и умение и потребность самостоятельно приобретать эти знания и умения, необходимость творчески мыслить, развиваться, следуя своей образовательной траектории. Использование современных информационных технологий помогает школьникам не только приобретать знания, но и развивать творческие, интеллектуальные способности, коммуникативные навыки и использовать их при выборе профессии, в своей дальнейшей учебной  и практической деятельности. Только грамотный, творчески развитый, успешно преодолевающий все трудности человек способен успешно адаптироваться и реализовать себя в современном обществе. А наша задача способствовать этому всеми силами души, сердца и разума.

Список литературы

  • Материал из Википедии Генрих Саулович Альтшуллер, автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМНО-КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ – БАЗОВАЯ  СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ.  Шевырёв А.В., Романчук М.Н.  
  • А. В. Кудрявцев. Теория развития творческой личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»

Педагогический проект «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в условиях школы-интерната»...

Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....

Презентация "Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"

Презентация"Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"...

Проектная деятельность как средство развития и реализации творческого потенциала

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и...

Инновационная деятельность учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в рамках профориентации

     Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так  как она способствует развитию высокого уровня мот...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Методическая разработка предназначена для учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов. Она будет интересна и полезна всем тем, кто самостояте...