Информационно - коммуникативные технологии как средство развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках информатики
статья по информатике и икт (7, 8, 9 класс)

Серякова Наталья Николаевна

В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно - коммуникативные технологии как средство развития  интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках информатики 

Серякова Н.Н., учитель информатики

В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Вспоминаю себя в школе… Учитель рассказывает новую тему, потом идет закрепление материала в виде решения задачи или выполнения какого-либо упражнения, дома учишь правила, доказываешь теорему и т.п. Сейчас в нашей стране все изменилось. Сидеть на уроках, слушать учителя, потом заучивать это же дома и на следующем уроке повторять стало скучно и неправильно. Школа и учитель в этой школе на современном этапе развития общества должна не только давать учащимся определенные знания, но и подготовить их к тому, чтобы в будущем они умели решать самые разнообразные задачи. На современном этапе развития образования главной становится задача воспитания думающего человека, способного ориентироваться в меняющихся условиях, потоке информации, готового к творческому поиску. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. 

Как же это сделать? Как заставить ребенка думать? Надо его поставить в ту или иную ситуацию, выход из которой он должен найти сам (может быть с некоторой помощью учителя). Это довольно успешно решается при использовании в образовательной практике проектной деятельности учащихся.

В нашем лицее есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. Лицей – Победитель республиканского гранта по созданию базовой площадки по техническому творчеству в рамках проекта «Школа после уроков». У нас есть соответствующая техническая база, для осуществления данного метода в процессе обучения.

Метод проектов можно использовать на любом предмете. Но на уроках информатики данный метод можно использовать в полном объеме, т.к. на этих уроках чаще всего используется самостоятельная работа за компьютером, используются методы дифференцированного и индивидуального обучения. Применение метода проектов на уроках информатики продиктовано особенностью предмета: всегда есть компьютер и выполнение практических заданий становится неотъемлемой частью урока.

У многих учащихся информатика – любимый предмет. Но, при изучении курса информатики, очень многие важные темы не подразумевают работы за компьютером. В этот же момент можно заметить, что настроение у ребят падает, они уже не так активны. Ребята без удовольствия отвечают устно. Им непонятно, зачем изучать эту тему, как она связана с предметом. Проектная деятельность учащихся как раз может быть и использована на таких уроках. Это позволит более полно и всеобъемлюще рассматривать материал уроков и поддерживать интерес учащихся при изучении этих тем. Нередко затруднения и непонимание, с которыми школьники сталкиваются на одном из этапов изучения курса информатики, вызывают, неприятие этого предмета и как следствие пассивность на уроках. Важной задачей учителя является развитие активности учащихся на уроках информатики, их побуждения к получению знаний, пробуждения интереса к изучаемому предмету. Применение элементов проектной и исследовательской деятельности на уроках информатики позволяет учителю увлечь, заинтересовать, показать красоту заданий и возможные варианты применения на практике.

Исследовательская деятельность - один из видов познавательной деятельности человека, связанная с поиском ответа на задачу, решение которой заранее неизвестно. С исследованием сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Это, с одной стороны, совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. С другой стороны, это – способ организации процесса познания. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение многих задач на уроках информатики трудно назвать проблемными. Учащиеся, выполняя проекты на уроках информатики, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.

Проекты учеников показывают, как можно применить эти знания, они ищут ответ на вопрос «зачем», показывают все свои умения и навыки. Метод проектов повышает самоконтроль учащихся, а главное, хорошо активизирует деятельность. Успешная защита проекта побуждает ученика к дальнейшим действиям. Ребята обмениваются информацией, иногда спорят, помогают друг другу найти ответы на вопросы, вместе находят ошибки, тем самым лучше понимают материал уроков, и, конечно, сплачивается коллектив. При этом свои знания могут показать не только хорошо успевающие ученики. Могут раскрыться таланты и способности у ученика, которому было не интересно и не понятно на уроке, в результате плохой успеваемости.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. То есть во главу угла ставится сформированность основных типов ключевых компетенций:

-    информационной (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации);   

-    проектировочной (способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков);

-    оценочной (способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации);

-    коммуникативной (способы передачи информации и привлечение ресурсов других людей для достижения своих целей).

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:

1.   выбор темы и подбор информации,

2.   разработка сценария презентации, структуры,

3.   разработка дизайна слайдов с соблюдением эргономических требований, требований информативности и наглядности представления материала,

4.   тестирование презентации (проверка правильности гиперссылок, эффектов и др.),

5.   защита проекта.

Метод проектов я использую  в любом  классе. В 7 классе учащиеся изучают несколько тем – графический редактор Paint, мастер презентаций MicrosoftPowerPoint, текстовый редактор  Microsoft  Word. Форма оформления свободная - от макета и рисунка до компьютерного рисунка и презентации. Учащиеся с удовольствием участвуют в различных проектах, привлекая в него своих родителей. Они охотно  делятся своими фантазиями, другие ребята задают много вопросов. Но не всегда тема урока наталкивает учащихся на практическое применение своих знаний в рамках других предметов. Иногда дети сами ставят вопросы, как правило, опережающего характера, о том, как можно сделать то, или иное дело с применением техники.

За страницы урока всегда выходит тема по изучению презентаций. Детям я обычно предлагаю придумать и создать презентацию не только по информатике, но и  к урокам по разным предметам. Учащимся интересно работать "под заказ" учителя-предметника и получать оценку не только по информатике, но и по другим предметам. А вот проект «Компьютерное здоровье» является обязательным. Сейчас дети не отходят от компьютеров. Они все знают нормы, но, к сожалению, их не выполняют.  У ребят в результате этого проекта формируется правильное отношение к повседневному использованию компьютеров, на совместимость здорового образа жизни и работу за компьютером. Учащиеся не просто рассказывают правила, как и сколько надо находиться за компьютером, чтобы не нанести вред своему здоровью, но и ищут реальные истории жизни.

В 10-11 классах я предлагаю ребятам поучаствовать в проблемно-исследовательских проектах. Создаются группы учащихся, у каждой из которых свои вопросы. Очень часто человек ищет что-либо в сети Интернет и, к сожалению, найти нужную информацию в большом количестве предлагаемых ссылок очень проблематично. Вот ребята и исследуют не только различные браузеры и поисковые системы, но и составление различных запросов.

Самый сложный этап работы над проектом для учителя – постановка задачи. Во-первых, проблема должна быть привлекательной и интересной для учеников. Во-вторых, проекты требуют хорошо продуманной структуры, целей, обоснования актуальности, обозначения источников информации, продуманных методов и результатов.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно. Одним из наиболее важных требований в отборе тем проектов считаю его творческую направленность. При подборе творческих проектов обязательно учитываю индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности. Кроме того, важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов учащегося, семьи, школы, общества. И как должное: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.

Правила успешности проектной деятельности 
1. Нет лидеров. Все дети равны. 
2. Учащиеся не соревнуется. 
3. Все дети должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они выполняют проектное задание. 
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. 
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. 
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Критерии оценивания проекта.

1) Выбор темы (актуальность, новизна, важность, представляет интерес для широкого круга зрителей, известные и неизвестные факты):

Самоценка

 Оценка учителя

a) Логичность изложения материала.

 

 

b) Раскрытие темы.

 

 

c) Наличие вывода (если необходимо).

 

 

d) Информативность (количество известной и неизвестной информации).

 

 

e) Объем переработанного материала.

 

 

2) Оформление:

 

 

a) Читаемость текста.

 

 

b) Выбор подходящей цветовой гаммы.

 

 

c) Соответствие дизайна содержанию презентации.

 

 

3) Подбор иллюстраций:

 

 

a) Свои рисунки (стандартные рисунки).

 

 

b) Сканированные фотографии.

 

 

4) Используемые эффекты:

 

 

a) Анимация.

 

 

b) Звуки (свои, стандартные).

 

 

c) Видео.

 

 

5) Оправданность (нужность) используемых эффектов.

 

 

6) Навигация по слайдам: (наличие кнопок, гиперссылок, эффективность их использования).

 

 

7) Инновационность работы.

 

 

8) Оригинальность предложенных решений.

 

 

9) Артистизм и выразительность выступления.

 

 

10) Ответы на вопросы.

 

 

Примеры работ учащихся

Проект «Поздравительная открытка».

Вместе с детьми проходим следующие этапы проектирования:

·         Описание задачи «Праздник – это радость»

·         Формулировка проблемы. По мнению учащихся, она состоит в следующем: «Создать открытку своими руками учитывая характер получателя»

·         Постановка задачи и цели проекта: Создать красивое поздравление для того, чтобы доставить радость человеку, которого хочешь поздравить.

·         Обсуждение результата проекта и процесса («В каком виде подарить?»)

·         Выявление необходимых для реализации проекта умений. («Какие программы будем использовать?») Ученики решают, что результатом их работы будет открытка-поздравление. Начнут работу с создания индивидуальных макетов, а затем, используя свои навыки и умения, при работе с текстовым редактором выполняют макет на ПК.

·         Разрабатывается макет открытки. Данный этап проекта учащиеся проделывают в альбоме, каждый индивидуально. Анализируя расположение различных объектов на открытках, ученики создают свою модель.

·         Определяем навыки и умения необходимые для реализации проекта. Редактирование страницы, форматирование текста, расположение рисунка, использование дополнительных возможностей текстового редактора. Алгоритмы действий, которые вызывают затруднение, прописываем в тетради, их практическое выполнение дети осваивают самостоятельно. Этим проектом реализуем проверку навыков работы в среде текстового редактора.

Проект «Реклама – двигатель учебы».

Создание и оформление рекламного листка  на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов на стенде рядом с кабинетом информатики. Используя имеющиеся знания и навыки работы в среде текстового процессора, разработать рекламный листок. Структурировать материал согласно рекламе. Отформатировать содержание файла. Определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых для оформления текста, расширение области практического применения имеющихся знаний. При работе над проектом ученик сам может оценить, насколько удачно он поработал. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.

Проект: «Интернет наш друг или враг?»

Цель исследования: изучение уровня, целей, последствий использования интернета, выявление состояния интернет-зависимости среди учащихся  10-11 классов.

Объект исследования: состояние интернет-зависимости.

Предмет исследования: особенности использования интернета старшими школьниками.

Задачи:

      - Провести анализ существующих исследований, литературы для изучения проблем,  возникающих при использовании интернета.

      - Провести ряд исследований по использованию интернета учащимися 10-11 классов.

      - Выяснение возможной интернет-зависимости среди учащихся 10-11 классов.

      - Обобщить полученные результаты анализа литературы, существующих и  проведённых исследований.

Методы: анализ статистических данных, полученных в результате анкетирования учащихся 10-11 классов.

 Ход проекта:

1.                  Анализ существующих исследований, литературы при использовании литературы

2.                  Проведение  ряда  исследований по использованию интернета учащимися 10-11 классов (анкетирование).

3.                  Выяснение возможной интернет-зависимости среди учащихся 10-11 классов (анкетирование).

4.                  Обобщение полученных результатов

5.                  Представление результатов работы учителю.

Проект « Кроссворд».

Проект направлен на учащихся 9 класса знакомых с основами работы в электронных таблицах Excel

В процессе работы над проектом:

o         учащиеся учатся работать с таблицами, в нестандартной ситуации,

o         приходят к выводу, что таблицы это не только формулы, функции, но еще и развлечение

В результате каждый участник проекта:

o         создаст свой кроссворд

o         поразгадывает чужой

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Кроссворд в Excel – это возможно?

Проблемные вопросы

Создать кроссворд в Excel – слабо?

Учебные вопросы

1. Где используется табличная информация?
2. Какую информацию можно представить в виде таблиц?
3. Как преобразовать текстовую информацию в табличную?

 4.Как с помощью таблиц можно создать кроссворд?

 

План проведения проекта

1.                  Актуализация (проверка начальных знаний по теме "Электронные таблицы Excel", выявление уровня заинтересованностью темой, определение темы проекта.)

2.                  Подготовительный (выбрать тему, разработать вопросы, придумать внешний вид кроссворда, знакомство с принципами создания кроссворда)

3.                  Разработка (создание самого кроссворда)

4.                  Тестирование (на этом этапе проверяется работоспособность кроссворда)

5.                  Защита проекта (готовый кроссворд)

 

 Данный проект  служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт.

Тип проекта: практико - ориентированный

Планируемый результат: Создание и оформление тематического  кроссворда в табличном процессоре Excel.

Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы в табличном процессоре Excel самостоятельно освоить технологию создания различных  кроссвордов по разным предметам.

Предметно-содержательная область: информатика и любой образовательный предмет

В ходе выполнения проектов моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся. Они могут обратиться за помощью ко мне, или к своим товарищам, или учителям предметникам. Причём помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем обратившийся к нему, поскольку его знания закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Лучшие работы могут распечатываются и используются учителями-предметниками на уроках и внеклассных мероприятиях. Такие проекты позволяют получить оценки сразу по нескольким предметам. Они наглядно показывают учащимся практическую ценность приобретённых ими знаний.

Школьники реально видят результаты своего труда. Немаловажное значение имеет и понимание того, что эти результаты могут быть использованы другими людьми. Информационные технологии позволяют представить результаты более наглядно, вовлечь в процесс обсуждения и работы множество других людей. Каждый ученик – это маленький исследователь. Наша задача, как учителя, развить эту способность, научить мыслить, применять полученные знания в жизни. В результате таких операций человек обогащается, начинает видеть многое в другом цвете, делает шаги вперед, развивается и выстраивает свою жизнь.

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики»

Выступление на педагогическом совете. Анализ работы над методической темой «Развитие творческих способностейучащихся на уроках информатики и ИКТ»...

Учительский проект "Развитие логического, алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся на уроках информатики"

Учительский проект "Развитие логического, алгоритмического мышления и творческих способностей учащихся на уроках информатики" представляет собой обобщение опыта в развитии логического, алгоритмическог...

Аналитический отчет "Проблемное обучение как средство мотивации развития творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Аналитический отчет учителя технологии для заочного этапа конкурса "Учитель года - 2019"...

Метод проектов – как развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики

laquo;Метод проектов», - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корр...