Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства
методическая разработка

Волкова Надежда Геннадьевна

Методическая разработка предназначена для учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов. Она будет интересна и полезна всем тем, кто самостоятельно хотел бы обучаться искусству живописи. Данная работа – это обобщение опыта педагога по решению проблем развития творческих способностей и социального становления детей школьного возраста, путем анализа ситуации, разработки предложений возможных решений и выбора лучшего из них.

     В методической разработке представлены основные знания, направленные на развитие и совершенствование своей творческой и педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

"Лажъяльская средняя общеобразовательная школа"

Методическая разработка

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

                                                     Автор: Волкова Надежда Геннадьевна, зам.директора по УВР, педагог-психолог, учитель ИЗО

Лажъял, 2023 год

Аннотация

      Методическая разработка предназначена для учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов. Она будет интересна и полезна всем тем, кто самостоятельно хотел бы обучаться искусству живописи. Данная работа – это обобщение опыта педагога по решению проблем развития творческих способностей и социального становления детей школьного возраста, путем анализа ситуации, разработки предложений возможных решений и выбора лучшего из них.

     В методической разработке представлены основные знания, направленные на развитие и совершенствование своей творческой и педагогической деятельности.

Содержание

                                                                                                                                        стр.

Введение…………………………………………………………………................4-5                                                                                                    

1. Глава  1. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства……………………………………………………….5-11                                                                                          

2. Глава 2.  Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках изобразительного искусства………………………………………………………11-17                                                                                      

                                                       

Заключение…………………………………………………………………………18                                                                                                          

Библиографический список……………………………………………………….19                                                                                      

                                                                                                           

Приложения…………………………………………………………………………20-35                                                                

Приложение 1 (Тест)                                                                          

Приложение 2 (Анкета)

Приложение 3 (Игра «Что?Где?Когда?»)

Приложение 4 (КВН «В мире искусства для детей 5-7 классов»)

Приложение 5 (Урок –конкурс в 6-7 классе по ИЗО)

Введение

             "Искусство не роскошь. Это великая радость жизни, её вкус, её краски, её аромат…"

                                                                                                                         А.Н. Бенуа

      Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства является актуальной темой для современных школьников.    

     Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творить и творчески решать возникающие проблемы, в условиях быстро меняющейся действительности. Обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и творчески реализовать себя в ней. На первый план выдвигается задача развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала. Реализация интеллектуального потенциала адаптирует личность к окружающему миру, а реализация творческого - окружающий мир к потребностям личности. Поэтому формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся приобретает актуальное значение.

     Новое содержание обучения, повышенное внимание к предметам эстетического цикла, в том числе к изобразительному искусству, требуют включения в учебно-воспитательный процесс эффективных методов для развития личности.

     На уроках я стараюсь прививать ребятам интерес к предмету и развивать у них интеллектуальные и творческие способности на каждом уроке изобразительного искусства. Успешность обучения и воспитания современных школьников в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, и я воспитываю у своих питомцев,  осуществляю индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы было желание учиться с интересом. На мой взгляд, этому способствует и мое творчество,  и творческие задания на уроках в различных видах самостоятельных работ. Развитие  творческой активности является ведущим компонентом в развитии интеллектуальных и творческих умений учащихся и способностей на уроках  и во внеурочное время. При выполнении любой работы приучаю, чтобы каждый ученик подходил к ней творчески. Для этого я использую игровые формы, триз технологии и т.д.. У каждого ребенка есть способности и я ставлю перед собой задачи,  чтобы было меньше пассивных слушателей на уроке, а больше интеллектуальных, активных  и творческих ребят, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс. При таком подходе у детей  повышается работоспособность.

     На уроках изобразительного искусства главными целями считаю:

а) заинтересовать учащихся, развивать у них интеллектуальный, творческий потенциал;

б) повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности;

в) активизировать учебный процесс.

    Интеллектуальный потенциал, логическое мышление позволяют на более высоком уровне формировать творческие способности. Развитие интеллектуальных  и творческих способностей способствует приобретению новых  навыков и повышению качества обучаемости.

Глава  1. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

      В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

    Творчество – это проявление индивидуальности, личности человека в какой-либо деятельности.  Для художника творчество в первую очередь выражается в проявлении увлечённости к работе, самостоятельности и стремлении к новизне. Это может проявляться в оригинальном композиционном решении рисунка, поиске средств и техник для его выполнения.  В педагогике творчество для ученика – это проявление его повышенной активности к окружающему миру и его познание. Педагог влияет на творческий процесс учащегося, расширяя его возможности и помогая понять перспективу его развития, формирует художественное мышление и активизирует его творческую деятельность. На уроках рисования педагог старается обогатить знания учащегося в искусстве, раскрывая его  творческие способности.

    Творческая деятельность по-разному проявляется у каждого. Для того, кто не активен – это не интересно, он механически выполняет что-то. Для тех, кто пробует, интересуется, наблюдает и познает, пытается применить и выразить на основе сознательных наблюдений – это и есть творческий процесс. К творческой деятельности человека побуждает необходимость в эстетическом развитии. Процесс развития творческих способностей у учащегося – это управляемый процесс, формирующий личность. В большой степени развить творческие способности можно у человека эмоционального и чувственного, т.к. все, что он изображает  всегда связано с оценкой,  при этом именно эти проявления особенно важны. Источником служит необходимость учащегося в получении вдохновения от окружающего мира, т.е. красота природы, людей  и их поступков.

    Язык изобразительного искусства — это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержания, средствами речи, т. е. средствами выразительности. Учебник раскрывает правила изобразительного языка (а не навыки изображения конкретного предмета) не как жёсткие нормы графической грамоты, а как средства выражения определённых смыслов. Правила изображения складывались в истории культуры как ответ на запросы времени, как выражение мировоззренческих, ценностных идеалов той или иной эпохи. Таким образом, правила изображения раскрываются в учебнике через понимание их мировоззренческого значения. И это, безусловно, является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей учебника.

     «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком», — писал Ф. М. Достоевский.

    Задача учителя — помочь ученику глубже вникнуть в текст учебника, осознать, что человек никогда не жил без искусства. Искусство зародилось в глубокой древности: сохранились наскальные изображения животных, сцен охоты. Эти выразительные рисунки были сделаны ещё тогда, когда люди не умели писать. Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в различных регионах мира. Стоит задуматься, почему в истории человечества никогда не было и не могло быть общества без искусства. Где мы встречаемся с искусством? Какую роль искусство играет в жизни человека? Эти вопросы стоит обсудить с учащимися.

    Так как предмет «Изобразительное искусство» в первую очередь направлен на становление личностных качеств ученика, то часто воспитательные задачи в глазах учителя стали превалировать, и последовательному развитию предметных знаний и умений уделяется недостаточное внимание. Между тем одно без другого не существует, потеря предметных умений ведёт к легковесности и бездейственности воспитательных намерений, а обучение только предметным навыкам ведёт к потере содержания обучения. Поэтому ориентация на результат обучения, понимаемый как триединство личностных, предметных и метапредметных результатов, — это важнейшая методологическая характеристика и установка новых Стандартов основного общего образования.

    Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельности учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять её этапы, находить соответствующие средства и инструментарий с позиции адекватно поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.

На уроке изобразительного искусства учитель имеет возможность создавать для этого педагогические условия, которые не могут дать никакие другие школьные предметы.

    Главное, чтобы и учитель, и его ученики научились чётко определять обучающую цель каждого занятия и в соответствии с нею ставить задачи. В реальной жизни это пока не всегда так. Даже работая по темам программы, учитель часто боится использовать те методы, которые предлагаются в учебниках, не доверяет исследовательским, поисковым возможностям учеников: в этом случае у них получаются «изделия», а не произведения. Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному развитию!

    Немного существует учебных предметов, где ученик обладает такой свободой реального воплощения своих размышлений и переживаний в конкретных видимых и обсуждаемых продуктах, что создаёт условия для коммуникативной значимости результата творческих усилий учащегося. На уроке можно создавать особые условия для развития коммуникативных умений учащихся, формирующихся на основе рефлексии смыслов и путей собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

    Вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. Результаты художественно-коммуникативных действий ребёнка в процессе обучения — это умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, сотрудничать и вести диалог. К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь учащиеся стараются понять авторскую позицию художника и отражение в произведении исторической эпохи. Развитию коммуникативных умений способствуют обсуждения учащимися своих работ, разные формы коллективных работ, различные выставки и праздники.        

     Как сделать УРОКИ изобразительного искусства интересными и содержательными, одновременно доставляющими учащимся радость общения с искусством, пробуждающими творческую и познавательную активность ребёнка, формирующими духовно-нравственные качества личности, понимание красоты предметного мира как ценности? Как научить подростка воспринимать предмет-образ в единстве формы и содержания, а в собственном декоративном творчестве «высказываться», используя образный язык данного вида творчества? Как сделать каждый урок настоящим открытием для ученика, ведя его по художественно-образному пути познания, приобщая его к памяти, к духовной культуре человечества, которая запечатлена в произведениях декоративно-прикладного искусства разных времён и народов? Вот основной круг вопросов, над которыми педагог должен работать.

     Урок искусства — это особый тип урока, не укладывающийся ни в какие догматические схемы, имеющий подвижную структуру, элементы которой строятся по законам искусства. Это живой творческий процесс взаимодействия педагога с детьми, в котором в полной мере реализуется художественно-педагогическое мастерство учителя и неповторимая индивидуальность ученика.

     Формирование творческой личности - одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка.

Изобразительное искусство в школе осваивается детьми через творческую деятельность (рисование, лепка, художественное моделирование, аппликация и т.д.), что позволяет повысить мотивацию обучения, реализовать художественно - творческие способности и интересы учащихся. Изобразительное искусство - предмет многогранный и очень интересный, поэтому очень важно в работе использовать как можно больше различных техник, приемов, таким образом можно заинтересовать каждого ребенка и способствовать развитию его творческих способностей.

     В новых образовательных стандартах второго поколения особое внимание обращено на личностный рост учащегося. Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное "Я" через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы. Главным условием развития творческих способностей учащегося является удовольствие от умственной деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. На уроках изобразительного искусства это проявляется в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Творческая папка, в которой собраны и хранятся результаты творческой деятельности учащегося может стать дополнительным баллом при поступлении в высшие учебные заведения  художественной  направленности.

     Творческие способности - это индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к знанию, к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

    Деятельность человека, результатом которой является ни воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий является творческой. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

    С помощью воображения мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок сочиняет и фантазирует, сочетая реальное с воображаемым.

    Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И наша задача, как учителя изобразительного искусства, помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям. 

     Ввиду ограниченности урочного времени, школьники не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение.

Уроки искусства способствуют снятию нервно – психологических перегрузок, помогают восстанавливать положительный эмоционально – энергетический тонус учащихся.

        Уроки искусства и внеклассные занятия содержат в себе огромный творческий потенциал и вместе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребенка. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же надо стараться  дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

    Уроки  ИЗО  привлекательны, наверное, потому что различия в способностях детей на них не имеют особого значения. Каждый ребёнок интересен на этом уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и находят в этом творении счастье.

    Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Занятия дают много возможностей для самовыражения и развития способностей воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах.

    Процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Для того, чтобы ребёнок не был ограничен в средствах передачи художественного образа, необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства для создания конкретного образа. Очень важно давать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

      На уроках ИЗО ребята осваивают  различные  художественные  материалы  (краски гуашь и акварель, карандаши, бумага, картон).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладевают  такими  инструментами  как  кисти, стеки, ножницы и т.д. Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

     Для успешной реализации задач и развития творческих способностей максимально использовать интерес, предоставлять им право выбора. Использовать  элементы арттерапии, что позволит с помощью изобразительного искусства учить детей выражать свои чувства и формировать у них позитивное мировосприятие.

     Современное общество ставит перед учителем изобразительного искусства задачу творческого развития личности ученика в новых информационных условиях, способного к эстетическому освоению мира, ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

     Применение информационных технологий в преподавании изобразительного искусства позволяет более успешно решать задачи по развитию образного и творческого мышления, по воспитанию познавательного интереса, коллективизма и  коммуникативности в процессе обмена данными между учащимися при обсуждении или создании совместных проектов.

     Формирование разносторонней творческой личности ребенка потребовало  внедрения в образовательный процесс новых педтехнологий, отбор форм и методов урока, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся в соответствии с целями и задачами преподавания изобразительного искусства.  Актуальность внедрения инновационных педагогических технологий обусловлена обновленным подходом к образовательному процессу, необходимостью формирования интеллектуально-творческой, способной к самостоятельной деятельности личности.

     Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

-Метод «открытий». 

-Метод индивидуальной и  коллективной поисковой деятельности.

-Метод свободы в системе ограничений.

-Метод сравнений.

    Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха.

    Значение уроков ИЗО для развития творческих способностей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами.

    Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.

     Под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию, ребёнок на основе своих переживаний, своего жизненный опыт и своих индивидуальных качеств учится искать и находить своё решение заданий по теме урока. Тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры — позитивной истории формирования человечности в человеке.

     Урок искусства для каждого ребёнка  должен стать ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок, который  должен быть каждый  раз новым,  не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости.   Созданный при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.                                                                                                                                    Таким образом, важным аспектом в формирование  у учащихся художественных способностей  является подготовка  педагога, его приверженность искусству, владение навыками и знаниями предмета, проявление активной позиции в интересах изобразительного искусства и творческой деятельности в целом. Важно развивать у учащихся пространственное  мышление, расширять кругозор, учить думать, переживать, чувствовать. Все эти эмоции помогают по-иному воспринимать окружающий мир и природу и, соответственно, изображать это в своих рисунках. Именно с преподавателем по изобразительному искусству учащийся может развить свои способности, кругозор, уровень знаний.

Глава 2.  Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках изобразительного искусства

      Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество — высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Задачи моей работы:

1. Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

2. Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;

3. Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности.

   

     Н.Н.Баранский писал: «Работа учителя нужна для того, чтобы учитель не превратился в «человека в футляре», чтобы он продолжал деятельно работать, потому что учитель без творческой работы неизбежно превращается в схоласта не только не полезного, а, по существу, прямо- таки вредного для умственного развития врученной ему молодежи».

    На уроках изобразительного искусства  я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Природа и окружающая нас реальность- первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я хочу вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться на ней на крыльях фантазии.

     В 5-7 классов (31 ученик) проводила тестирование на определение уровня творческого потенциала учащихся (см. приложение 1).

                                                                                                    Таблица

Способности

5класс

6класс

7класс

1.Любознательность

10

11

10

2.Вера в себя

10

11

10

3. Постоянство

8

6

7

4.Амбициозность

5

3

3

5.Слуховая память

7

5

6

6.Зрительная память

6

5

9

7.Независимость

10

11

10

8.Абстрагирование

10

11

10

9.Сосредаточенность

9

7

9

    Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения. В результате тестирования выявилось, что у них вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают. Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.         

       Также ученики ответили на вопросы анкеты «Формирование общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей учащихся» (приложение №2)

       В исследовании приняло участие 31 ученик. Как показали данные теста, любят рисовать 90% детей, при этом самостоятельно занимаются изобразительной деятельностью, с проявлением фантазии 52% . Из вышесказанного можно сделать вывод, что в свободное время дети любят заниматся рисованием. 69% учащимся проще рисовать, если учитель сам показывает способ рисования на доске.

Наибольшая половина детей выбирает такую помощь учителя, как исправление рисунка в альбоме, 23% выбирают устную подсказку учителя. Это объясняется более высоким уровнем сформированности мыслительной деятельности.

      Ребята всех возрастов для качественного изображения рисунка выбирают необходимость соблюдать этапы работы, о которых говорил учитель.

      Эти данные подтверждают, что для развития изобразительного творчества учащихся необходимо наставничество педагога, который должен учитывать возрастные особенности своих учеников. Изобразительное искусство нельзя преподавать скучно и равнодушно. Обучение должно пробуждать у школьников пытливость, творческую активность, заинтересованность. Ценно, когда в пояснительном рисунке учителя есть своего рода изобразительная изюминка. Такой рисунок не оставит ребят равнодушными, привлечёт их внимание, а значит, хорошо выполнит свои функции.

      В практике работы для активизации развития творческих способностей детей, стимулирования воображения, фантазии, а значит, и детского творчества использую следующие методы: «забегания вперед» и «возвращение к пройденному» применяется при запоминании новых имен художников, новых терминов; метод сравнения как основной путь активизации художественного мышления, это и метафорические, образные сравнения по типу: «Что на что похоже»; это и наблюдение, и сопоставление выразительных возможностей разных материалов, видов деятельности; метод педагогического ограничения задачи при многообразии вариантов ее решения, где ребятам предоставляется творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная, в соответствии с темой урока. На уроках использую игры, моделирующие ситуации  реальной жизни искусства в обществе. Например, игра в художников и зрителей. Накапливать запас художественных терминов, зрительных образов помогают игры-викторины, кроссворды. Обобщающие  уроки четверти драматически выстраиваются так, чтобы проверить усвоение тем в ролевых играх: ребята  могут выступать в роли  экспертов, экскурсоводов, мастеров. Ведущим методическим приемом может быть воображаемые путешествия с помощью  зрительного материала. Помимо перечисленных методов для создания эмоциональной атмосферы на уроке огромное значение имеет использование поэтического слова, музыкальных записей, зрительного ряда. Все это помогает сделать урок детей занимательней, интересней, продуктивней, способствует созданию эмоциональной атмосфере, снимают перегрузки. Но надо помнить, что «сделав занимательным свой урок, вы можете  не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи… Приучайте  же ребенка делать    не только то, что занимает, но и то, что не занимает…» (К.Д.Ушинский).

     Эффективное общение с учащимися обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности. Считаю очень важным внедрять на уроках технологии оздоровления детей различными средствами: создание комфортного психологического климата на уроке, моменты релаксации, динамические паузы, проявление толерантности, артистизм. Психологическое тестирование (методика «Цветопись настроения») позволяет определить самочувствие учащихся на уроке.

     При выполнении работ  учащиеся используют жизненный опыт, примеры из окружающей действительности. «Мы не можем игнорировать то обстоятельство, - писал Л.С.Выготский, - что школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком».

     Овладевая основами изображения, учащиеся не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий.  

     Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую следующие методы обучения:

1.Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

2.Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

3.Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

4.Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, с другой – приучаю четко выполнять ограничения.

5..Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

6.Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.

7.Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.

      В школе существуют различные формы урочной деятельности, различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития искусства, о жизни и творчестве великих живописцев, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, презентаций, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам  сказкам. Кроме того, у меня в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления:

1. Урок - деловая игра, ролевая игра;

2. Урок-конференция, пресс-конференция, семинар;

3. Урок-соревнование, состязание ;

4. Урок типа КВН;    (см.приложение 4)

5. Урок взаимообучения учащихся;

 6. Урок - творческий отчет (учащихся);

7. Урок-конкурс;  (см.приложение 5)

8. Урок-консультация;

9. Урок – экскурсия (видеоэкскурсия);

10. Урок-путешествие;

11. Урок “Что? Где? Когда?”;    (см.приложение 3)

 12. Урок в картинной галерее, в музее, в театре, на вернисаже;

13. Театрализованный урок;

14. Урок с групповой формой работы.

      В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над:

· развитием способностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;

· приемами осознанного решения различных творческих задач;

· направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.

     Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

-изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-декоративная и конструктивная работа; 

- восприятие явлений действительности и произведений искусства;

-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества ииндивидуа-льной работы на уроках;

-изучение художественного наследия; 

-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

 

    Процесс обучения на уроке изобразительного искусства характеризуют:

— сотворчество учителя и ученика;

— диалогичность;

— четкость поставленных задач и вариативность их решения;

— освоение традиций художественной культуры и поиск личностно значимых смыслов.

     Урок искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

     На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.). 

       На занятиях изобразительного искусства происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

     На уроках я использую следующие художественные техники:

— рисование (в различных видах и жанрах),

— аппликация и коллаж 

— монотипия

— бумагопластика 

— роспись самостоятельно выполненных изделий 

— рисование пальцем, торцевание

— гриффонаж и т.д.

       От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

     Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

     Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

     Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

     Природа и окружающая нас реальность — первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии — этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии — правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать, и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий, работа нетрадиционными техниками рисования. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:

· чудо-зверь;

· сказочные птицы, птицы-фантазии;

· город будущего (город-фантазия);

. фантазийное царство; 

· портрет, составленный из изображений овощей, фруктов, цветов, геометрических фигур; 

· сочинение орнаментов на определенную тему;

· интеллектуально – развивающие игры: «На что это похоже?”, «Заколдованные картинки”, «Волшебные кляксы”, «Помоги художнику”, «Волшебные очки”.

Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Цветочный луг», «Зоопарк», «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.

      На уроках также применяю метод ИКТ.

      Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.

На мой взгляд, на уроках изобразительного искусства нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют «правильно» или «неправильно». Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

       Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке, районных, республиканских, региональных, всероссийских конкурсах.

       Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы и становятся прекрасным ее украшением.

       Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На этом уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость и находят в этом творении счастье.

И хочется закончить своё выступление такими словами: 

Скажи мне — и я не забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я пойму.

      Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1.написание учащимися различных видов работы;

2.сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Заключение

        Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.

       Играя важную роль в психической деятельности людей, творчество является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Первые экспериментальные исследования, посвященные творческому воображению, относятся к концу XIX – началу XX веков. Проведенный мной анализ значительного количества психолого-педагогической литературы показывает существование разных точек зрения как на само понятие творчества, его сущность, так и на его связь с другими психическими процессами, на его роль в познавательной и преобразующей деятельности человека. Несмотря на разнообразие характеристик, большинство современных исследователей относят творческое воображение к высшим психическим процессам. Становление творческого воображения включает в себя обязательное развитие восприятия, памяти, мышления, речи, эмоций. Оно тесно связано с чувственным и опосредованным познанием, но не сводится к ним. Воображение практически вплетается во все познавательные процессы и во многом зависит от потребностей и желаний личности, ее мотивов.

    Творчество – это процесс мысленного создания новых образов на основе элементов прошлого опыта. Обеспечивает создание программы действия в тех случаях, когда проблемная ситуация неопределенна. Воображение бывает пассивное и активное, последнее – воссоздающее и творческое. Творческое воображение лежит в основе большинства видов сочинения и других речевых упражнений учащихся: рассказов по сюжетным картинам, по данному началу или концу, сочинений о будущем, типа развитие сюжета рассказа, в основе творческих пересказов и изложений, устного рисования, составления картинного плана и т.д. Поэтому развитие воображения, в первую очередь – творческого, необходимо для успешного развития детей.

    Таким образом, творчество является одним из центральных процессов в психической жизни детей. Не смотря на то, что при обучении в школе детям в основном требуется овладевать иными навыками, такими как абстрактно-логическое мышление, произвольное запоминание и т.д. Основу для развития этих навыков предоставляет именно воображение, роль которого остается весьма значительной. В процессе дальнейшего обучения воображение превращается в такие формы мышления как образное мышление, составляет основу творческой деятельности субъекта.

Библиографический список

1. Быков В.В., Дровецкова Е.С.,Развитие творческой активности личности подростка, Москва, Россия, 2005. – с 101.

2. Винокурова Н.К., Развитие творческих способностей учащихся, М., Образовательный центр «Педагогический поиск», 2002. - С. 94 

3. Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. М., Аквариум,2001. -с 59.

4. До и после уроков/сост. Т.Е.Заводова, Ю.А. Лежнева.-Мн.; КрасиноПринт,2006

5. Кан-Калик В.А., Педагогическая деятельность как творческий процесс, М.:Просвещение, 2002- с.22

6. Левит Р.Д. Развитие творческих способностей у школьников // Завуч. - 1999. - № 6. - С. 94.

7. Митина И.Д. Дидактические игры по изобразительному искусству: Методические рекомендации.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1997

8. Неменский Б.М. – «Изобразительное искусство и художественный труд» М. 2003г.

9. Панова. Л,П. Роль и место игры в процессе обучения изобразительному искусству.- Йошкар-Ола: Приложение к журналу. «Марий Эл учитель», 2000

10. Свиридова О.В. Изобразительное искусство:предметная неделя в школе.- Волгоград: Учитель, 2007

11. Студенцов Н.Н. Занимательные творческие задачи и вопросы. М., Просвещение, 1996.

Приложение №1                

ТЕСТ

Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

А) да;

Б) нет, он и так достаточно хорош;

В) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

А) да, в большинстве случаев;

Б) нет;

В) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.

А) да;

Б) да, при благоприятных обстоятельствах;

В) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:

А) да, наверняка;

Б) это мало вероятно;

В) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

А) да;

Б) часто думаете, что не сумеете;

В) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

А) да, неизвестное вас привлекает;

Б) неизвестное вас не интересует;

В) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

А) да;

Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

В) да, но только если вам это нравиться.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:

А) да;

Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

В) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

А) да;

Б) нет, боитесь сбиться с пути;

В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

А) да, без труда;

Б) всего вспомнить не можете;

В) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:

А) да, без затруднений;

Б) да, если это слово легко запомнить;

В) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время предпочитаете:

А) оставаться наедине, поразмыслить;

Б) находиться в компании;

В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;

Б) вы более- менее довольны;

В) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:

А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

Б) вы можете делать это только наедине;

В) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ к тестовому заданию.

Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:

За ответ «а» - 3 очка;

За ответ «б» - 1;

За ответ «в» -2.

Результат:

Вопросы 1, 6, 7, 8-й - определяют границы вашей любознательности;

Вопросы 2,3,4,5-й - веру в себя;

          Вопросы 9 и 15-й - постоянство;

          Вопрос 10- й - амбициозность;

          Вопросы 12 и 13- й «слуховую память»;

          Вопрос 11-й – зрительную память;

          Вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым;

          Вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться;

          Вопрос 18-й – степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков кажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.

Приложение №2

АНКЕТА                                      

1.Вы любите рисовать?

А) Да;

Б) Нет;

В) Иногда.

2. Если рисуете дома, то:

А) Рисую дома с натуры;

Б) Срисовываю с картинок;

В) Рисую сам, при этом фантазирую.

3. Сложные задания по рисованию вы выполняете:

А) с трудом;

Б) с лёгкостью;

В) нуждаюсь в помощи учителя.

4.Оказывает ли вам помощь?

А) Да;

Б) Нет;

В) Иногда.

5. Как часто вы пользуетесь помощью учителя на уроке.

А) всегда;

Б) Редко;

В) Рисую сам.

6. Вам проще рисовать, если, при объяснении учитель:

А) Устно объясняет, как рисовать;

Б) Объясняет по таблице;

В) Или показывает сам на доске.

7. Какую помощь при рисовании вы выбираете?

А) исправление рисунка в альбоме;

Б) устную подсказку.

8) Для качества вашего рисунка надо:

А) Иметь хорошие принадлежности;

Б) Срисовать с картинки;

     В) Соблюдать этапы работы, о которых говорил учитель

Приложение 3

Игра Что? Где? Когда?

Правила игры :  зачитывается вопрос . На размышления дается 1 минута. Результаты вопросов заносятся в таблицу. Если команда правильно ответила на вопрос, получает- 1 балл. Всего 20 вопросов. Перерыв после каждого 5ого вопроса – 5 минут.

Внимание вопросы!

1.Как называют художника, который изображает море?

Время…

Ответ: маринист

2.Он не любил животный мир, однако наблюдал за птицами, чтобы построить величайший аппарат, на основе чертежей этого аппарата сделан современный дельтаплан.

Внимание вопрос: Кто этот человек и о каком аппарате идет речь?

Время

Ответ: Леонардо да Винчи, летательный аппарт

3.Закончите фразу Леонардо да Винчи

«Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую…….. »

Время

Ответ: слышат

4.Архитектуру этого стиля называют «застывшей музыкой».

Что это за стиль?

Время

Ответ: Готика

5.Какой вид искусства зародился во времена первобытных людей?

Время

Ответ: Изобразительное искусство. Наскальные рисунки

6.При раскопках дворца одного из фараонов Древнего Египта, архитекторы обнаружили богато украшенное помещение с надписью «Аптека Души».

Внимание вопрос: Что это за помещение и что в нем хранилось?

Время

Ответ: Библиотека, книги

7.ОН один, только разные народы с разными вероисповеданиями ЕГО по- разному называют.

Вопрос: Кто это?

Время

Ответ: Бог

8. В мире литературы   об одних людях говорят «Он способный», о других «Он талантлив». И лишь о нем говорят «Он гениален». О ком идет речь?

Время

Ответ: А.С. Пушкин

9.Может ли воспринимать изобразительное искусство- «видимое» искусство, человек, лишенный зрения?

Время

Ответ: Да. Ведь изобразительное искусство включает в себя не только живопись, но и скульптуру, которую можно  чувствовать руками.

10.Французы и итальянцы горят «мертвая природа», а голландцы, немцы и англичане «тихая жизнь», «неподвижная жизнь».

Внимание вопрос: о каком жанре ИЗО идет речь?

Время

Ответ: натюрморт

11.Чтение рукописей Леонардо да Винчи представляет большие трудности, он писал справа налево и прочесть их можно только при использовании определенного предмета.

Вопрос: что это за предмет?

Время

Ответ: Зеркало

12.Все на свете боится времени..Время разрушает постройки, скульптуры..Но есть те, кто «лечит» произведения искусства.

Вопрос: что это за «лекари»?

Время

Ответ: реставраторы

13.Музыку, исполняемую на этом инструменте нельзя услышать больше нигде, кроме зала, где он установлен. Никакие самые современные средства звукозаписи не могут передать его истинное звучание.

Вопрос: что это за инструмент?

Время

Ответ: орган

14.Поляки называют его «катаринкой» или ящиком с ручкой. Крутишь ручку- играет музыка.

Вопрос: что это за предмет?

Время

Ответ: шарманка

15.Этот вид искусства зародился в Древней Греции, около 2500 лет назад и означает оно «место для зрелищ».

Вопрос: что это за вид искусства?

Время

Ответ: театр

16.Это искусство корнями уходит в средние века, когда по городам и селам  ходили бродячие артисты. На Руси- скоморохи, в Западной Европе- жонглеры. Артисты  часто бродили с медведями, которые были частью представления.

Вопрос: Что это за вид искусства?

Время

Ответ: Цирк

17.Здания из этого материала начали строить в Древнем Египте.

Вопрос: что это за материал?

Время

Ответ: камень

18.Эти сосуды были придумали и сделали Древние Греки, и назывались они- амфорами.

Вопрос: что хранили в этих сосудах?

Время

Ответ: оливковое масло и вино

19.Этот вид архитектуры называют жилищем бога,а все празднества и обряды  проходили перед этим сооружением, на площади.

Вопрос: что это за сооружение?

Время

Ответ: храм

20.Этой картине уже много лет, но она по прежнему окутана загадками. Говорят, что если на нее долго смотреть, то от нее невозможно отойти. Ее улыбка окутана тайнами, которые не разгаданы до сих пор.

Вопрос: что это за картина с загадочно улыбающейся дамой?

Время

Ответ: Джоконда

Приложение 4

КВН  «В мире искусства» для детей 5-7 классов.

Ход мероприятия.

-Здравствуйте!

Наверное,  каждый из вас любит смотреть телевизор: кто-то художественные  фильмы, кто-то мультфильмы, кто – то развлекательные детские передачи, а кто-то с удовольствием наблюдает за тем, что происходит в КВН. Спешу вам сообщить, что сегодня у нас начнет работу  клуб веселых и находчивых знатоков ИЗО.  И вы, надеюсь,  будете не пассивными зрителями, а активными участниками всего того, что будет происходить. Задания, которые  вам предстоит  сегодня выполнить,  будут разными: серьезными и шуточными.  Для их выполнения вам понадобятся быстрота реакции, смекалка и, конечно же,  знания, полученные на уроках изобразительного искусства.

- Вы готовы?  (хором: ДА!)

Итак, мы начинаем.

Конкурс  «Давайте познакомимся».

- Чтобы все происходило более захватывающе и интересно, я предлагаю выбрать  две команды. А сделаем мы это следующим образом.

-Я загадываю загадки, кто отгадывает тот выходит на сцену и выбирает жетон а затем мы создаем 2 команды.

Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?

(Краска.)

 Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.

(Кисть.)

Чем, по мнению художников, маслом не испортишь?

(Картину.)

Портрет художника, выполненный им

самим. – автопортрет

«Одуванчиковый» цвет,

Его светлей и ярче нет. (Желтый)

Разноцветные камушки растаяли,
На бумаге след оставили. /мелки/

Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там глядишь, - красота!  /карандаши в коробке/

Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я. /ластик/

Он нарисует на листе,
Взяв в руки карандаш,
Или кистями на холсте
Портрет и мой, и ваш. /художник/

 Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь! /карандаш/

 Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы. /краски/

 По бумаге я бегу,

Все умею, все могу:

Хочешь - домик нарисую,

Хочешь - елочку в снегу /карандаш/

 Краски, обычно на растительном клее, разводимые в воде и легко смываемые ею. /акварель/

Небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает во время работы чистые краски - /палитра/

Возьмите жетоны, У одних колорит картинки теплый, а у других колорит картинки холодный. Ваша задача найти свою команду по цветовой гамме, составить пазл.  Если пазл составлен правильно, вы узнаете название своей команды.

- Молодцы! Сориентировались правильно! Выберите капитана и подумайте, как интереснее представить свою команду.

- Команды готовы?  Давайте познакомимся!

Конкурс «Разминка».

- Чтобы подготовить себя к дальнейшей игре, давайте немного разомнемся.

В мире великое множество картин. Все они, в зависимости от того, что на них изображено,  объединяются  в  группы, которые называются жанрами ИЗО. Итак, о каких жанрах сейчас пойдет речь? Ответ должен быть дружным.

Стишки

"Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется…  (Пейзаж!)".

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – (натюрморт).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или дядя  верхолаз,

Летчик, или балерина

Или Колька, твой сосед, обязательно картина называется -   (портрет)

Конкурс «Нарисуем радугу»

В небе солнышко светило. 
Мы играли во дворе. 
Тучка солнышко закрыла. 
Дождь закапал по земле. 
Вдруг, откуда ни возьмись, 
Словно коромысло, 
В небе радуга-дуга 
Надо мной повисла! 
Я не видел никогда 
Этого явленья. 
Вот какая красота, 
Всем на удивленье! 
Семь цветов как семь чудес 
В радуге собрались, 
Что бы этой красотой 
Люди любовались! 
                   Е. Вита 

Ведущий. В этом конкурсе участвуют по 7 человек. Вы по очереди должны будете нарисовать радугу в обратном порядке. Команды не видят работы своих соперников. Побеждает команда, которая закончит рисовать первыми и будут соблюдать обратный порядок цветов радуги.

4.Конкурс «Цветные песни»

Ведущий.  Звучит песня «Голубой вагон, бежит, качается…» Ребята, а вы знаете, что бывают цветные песни?.......

А я уверена, что вы знаете несколько цветных песен. Поэтому предлагаем вам назвать такие песни. У вас есть несколько секунд посовещаться и будем по очереди называть песни, где встречаются цвета

(Исполнение песен под фонограмму)

Пример:

- “Жил, да был черный кот…”

- “Голубой вагон бежит, качается…”

- “Где-то на белом свете…”

- “Листья желтые над городом кружатся…”

- “В лесу родилась елочка, зеленая была…”

- “Синий, синий иней…”

- “Синенький скромный платочек…”

- “Рыжий, рыжий кот…”

- “Калина красная…”

- “Очи черные…”

5. Конкурс «Портрет»

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас-

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька – твой сосед,-

Обязательно картина

Называется…ПОРТРЕТ!

Ведущий. В этом конкурсе участвуют по одному человеку из каждой команды. Вам необходимо разместить части лица на портретах, которые перед вами.

6. КОНКУРС «Назови слово»

- А теперь проверим, как много слов, связанных с предметом «изобразительное искусство», вы знаете.

Условие – это должны быть имена существительные.

(Участники команд поочередно называбт слова.  Участник, чьей команды будет последним, та команда победила).

- Молодцы! Больше слов, связанных с моим предметом знает команда …… .

7. Конкурс «ИЗБА»

- на вопросы письменно отвечает вся команда и сдает ответ жюри

ИЗБА- деревянный срубный (Бревенчатый) жилой дом в сельской  лесистой местности России.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым- и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде хоронили людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.

ВОПРОСЫ:

Что главным было во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования?                (печь)

Где ставилась икона в избе?                    (красный угол)

Как называется детская кроватка , которая подвешивалась к потолку?       (люлька)

Зачем нужен ухват?    (чтобы доставать из печи горшок с едой)

Как называется предмет быта, который дарили всем девушкам на праздники или свадьбу?    (прялка)

Кто по поверьям людей охранял дом?(если не ответят)-ему на ночь оставляли водичку или молочка, или хлеб?     (домовой)

На картинке изображена изба. Расставьте правильно цифры по названиям частей избы.

D:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_08\IMG_0002.jpg

ОХЛУПЕНЬ-КОНЕК

ПРИЧЕЛИНА

СТАВНИ

ПОЛОТЕНЦЕ

НАЛИЧНИКИ

ЛОБНАЯ ДОСКА

ИГРА со зрителями 

D:\Users\Лада\Desktop\Новая папка (3)\2017_12_08\IMG_0004.jpg

Конкурс 8 «Иллюстраторы». (Для конкурса потребуется 2 маркера , 2  пачки цв. карандашей и2 листа). 

Ведущий: Вы знаете, что художник, создающий рисунок к тексту книг, называется … (иллюстратор). Сейчас произойдет необычное: команды будут создавать коллективную иллюстрацию к стихотворению Сергея Михалкова «Рисунок». Каждый член команды рисует только один из предметов, о котором говорится в стихотворении. По моему сигналу к листам подходят первые представители команд и начинают рисовать. Затем подходят следующие игроки и изображают стихотворение дальше, пока не будет закончен весь рисунок. Слушайте стихотворение.

Я карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу,

На ней быка нарисовал,

А рядом с ним корову.

Направо дождь,

налево сад.

В саду 15 точек. Как будто яблоки висят И дождик их не мочит.

Я сделал розовым быка,

 Оранжевой – дорогу,

Потом над ними облака Подрисовал немного.

И эти тучи я потом Проткнул стрелой. Так надо, Чтоб на рисунке вышел гром И молния над садом.

Я чёрным тучи начертил, И означало это, Как будто ветер вдруг подул – И яблок больше нету.

 Ещё я дождик удлинил – Он сразу в сад ворвался, Но не хватило мне чернил, А карандаш сломался. И я поставил стул на стол, Залез как можно выше И там рисунок приколол. И он не плохо вышел.

Конкурс 9 «Подумай и отгадай».

 Ведущий: Вам нужно отгадать загадки. За каждый правильный ответ – 1 балл.

 1) Разноцветные сестрицы заскучали без водицы. Дядя длинный и худой носит воду бородой. А сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (Краски и кисть).

2) Он признался ножу: «Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, чтобы я работать мог». (Карандаш).

3) Начало – пенье птицы, Конец – на дне пруда, А целое – в музее Найдёте без труда. (Картина).

4) Если ей работу дашь – Зря трудился карандаш. (Резинка).

5) Я – чёрный, красный, жёлтый, синий С начинкой твёрдой в середине. Я с острым ножиком дружу И что хочу – изображу. (Цветной карандаш).

6) В руках держу огромный дом, Где живут рисунки И каждый знает этот дом Он называется … (альбом).

Конкурс 10 «Фантазёры». (Для конкурса потребуется 2 листа и 2 карандаша). Ведущий: На листах изображены геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник). К ним надо подрисовать что-то так, чтобы получился интересный рисунок. Побеждает тот, кто выполнит задание быстрее и интереснее.

 Ведущий. Слово предоставляется жюри. Подведение итогов. Награждение команд и вручение сувениров.

 

Подведение итогов:

- Молодцы! Давайте подведем итоги.

Вы сегодня рисовали? (да)

В игры разные играли? (да)

И заданья выполняли? (да)

Вы, наверное, устали (нет).

Рефлексия.

А сейчас я предлагаю вам на мгновение вернуться в лето: заглянуть на солнечную полянку и оставить там, на память о сегодняшнем занятии в клубе знатоков ИЗО, цветок. Те ребята, кому понравилось занятие - украсит полянку красным цветком, кому на занятии было скучно и неинтересно – оставит на полянке синий цветок (звучит музыка)

Обращение к гостям:

Ну вот, подвели итоги.

И нам доказали детишки:

Горшки обжигают не боги,

А наши девчонки, мальчишки!

И нет ничего прекраснее

На нашей большой планете,

Того, что нарисовали

Наши с вами дети!

Приложение 5

Урок- конкурс в 6-7 классе  по ИЗО

Цель: формировать широту впечатлений, способность общаться с искусством вне урока и сопоставлять его с материалом урока, раскрытие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

·        Повторить сведения о жанрах изобразительного искусства;

·        Закрепление навыков работы с различными художественными материалами;

·        Развивать творческое воображение и интерес к предмету;

·        Воспитывать собранность, аккуратность, умение планировать свою работу.

/До начала турнира учащиеся делятся на три команды/

Ход урока:

Добрый день друзья! Сегодня мы проведем конкурс «_ЧАС ТВОРЧЕСТВА»

Разбиваемся на команды по выбранному цвету  сердечек.

Смелей, ребята! Выше нос!

Вы, рисовать хотите,

Ответьте на вопрос? (Да)

Тогда скорей спешите,

Места свои займите,

К победе поспешите

И всех нас удивите.

Учитель. Сегодня вы участвуете в  конкурсе в котором проверите свою память, покажете, как вы умеете думать, что уже знаете, и, конечно, будете рисовать. А самое главное, вы будете работать в команде, все вместе, значит, будете учиться быть дружными. За каждый конкурс вы будете получать баллы.  Вы уже поняли, что у нас необычное занятие - у нас гости. Давайте поприветствуем. А подводить итоги будут наше уважаемые гости -жюри. Позвольте познакомить Вас:

1.     

2.     

1.     Конкурс «Приветствие». /3 мин/

Давайте познакомимся с командами:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3.________________________________________________________________

2 конкурс «Разминка».  Ответы можно обсуждать и записывайте  на листок.

Назвать жанры ИЗО.  (Вопросы задаются всем командам.)

1. Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу -

Знай, что это... НАТЮРМОРТ!

2.Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас –

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька - твой сосед, -

Обязательно картина

Называется... ПОРТРЕТ!

3.Если видишь: на картине нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш –

Обязательно картина

Называется … ПЕЙЗАЖ.

4.Если видишь на картине

Повседневный труд людской:

За прилавком в магазине

Или в швейной мастерской,

На заводе или в поле,

Или на уроке в школе.

Это, навсегда усвой,-

Жанр картины… БЫТОВОЙ.

5.Перед этою картиной

Все почтительно стоят,

А иные бьют поклоны и молитвы говорят.  ИКОНА.

6.Если на картине лоси нарисованы

Или собрались, встречая осень,

К перелету журавли,

Или как живут пингвины

В стуже  антарктической.

Знай, что жанр такой картины … АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ.

3 конкурс  “Фантазия” /3 мин/

На бумаге за 3 минут надо нарисовать как можно больше предметов и персонажей, используя за основу круг. 3 балла (высшую оценку) получит команда, у которой больше и разнообразнее будет нарисовано предметов, в основе которых лежит круг. Работы сдать жюри.

Жюри подводит итоги 1, 2  конкурса.

4 конкурс "Спрятавшиеся слова". /3 мин/

Все знают - в каждом слове буквы есть. Из этих букв, возможно, составить очень много различных слов. Это интересно и несложно. Попробуйте составить как можно больше слов из букв, входящих в слово "РИСОВАНИЕ". За каждое составленное слово получите балл. Время конкурса - 3 минуты.

Жюри подводит итоги конкурса.

5 конкурс “Рисуем вместе”.

Сейчас вам предстоит показать, какие вы сплочённые и дружные. Конкурс называется “Рисуем вместе”.  Надо нарисовать корову. Один рисует голову, второй – туловище, третий – передние ноги, четвёртый – задние ноги, пятый – хвост,  шестой - рога, седьмой – колокольчик на шее на верёвочке. Побеждает та команда, которая справится с работой быстрее и у которой получится корова красивее. (Включить музыку)

Жюри подводит итоги конкурса.

6 конкурс «Творцы и творения»

Команды получают карточки с репродукциями картин и листочки с фамилиями художников и названиями картин. За 2 минуты надо подобрать названия к репродукциям.

•   «Утро    в    сосновом    бору» И. И. Шишкин.

•   «Всадница» К. П. Брюллов.

•   «Кружевница»  В.  А.   Тропинин.

•   «Девочка  с персиками»  В. А. Серов

•   «Тройка» В. Г. Перов.

•   «Иван   Грозный   и   сын   его Иван» И. Е. Репин.

•   «Грачи прилетели» А. К. Саврасов.

•   «Боярыня Морозова» В. И. Суриков.

•   «Аленушка» В. М. Васнецов.

Жюри подводит итоги конкурса.

7 конкурс "Украшение волшебной птицы". 

Когда - то очень давно на Руси было такое поверие, что сказочная птица счастья приносит своему обладателю добро, удачу и счастье. Каждый человек старался вырезать из дерева или расписать как можно красивее эту птицу и украсить свой дом. До нашего времени сохранились эскизы, рисунки этих сказочных птиц. Одну из них я вам сейчас покажу. Таких великолепных птиц изготавливают на Дымковской фабрике игрушек. (Показывает). Наша задача заключается в следующем. Мы с вами должны украсить птицу - счастья разноцветными, красивыми перьями. Пусть и в наш класс прилетит птица - счастья и принесет нам только удачу и хорошее настроение. Время на украшение птицы - 10 минут. Техника выполнения - свободная.

Жюри подводит итоги конкурса.

Победители награждаются подарками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.   Большинство учеников средних классов испытывают значительные трудности в обучении «у...

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с приобщением к творческой деятельности и художественному восприятию учащимися искусства, как эстетической и культурной составляющей их развития....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства».

laquo;Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»....

"Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"

Выступление на районном МО учителей изобразительного искусстваУчитель: Крылова Татьяна Робертовна...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

Мне повезло, что я преподаватель живописи в школе искусств. Твердо верю, что общение с искусством в ДШИ необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удиви...

Выступление на педсовете "Создание условий для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"

Каждый ребенок рожден творцом, Создание красоты -это творчество.Творчество-это радость, это миг, наполненный вечностью, это мгновение, когда время останавливается между прошлым и будущим. Если в жизни...