Главные вкладки

    Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности
    проект по русскому языку (10 класс) на тему

    Колотухина Галина Эдуардовна

    Предварительный просмотр:

    Колотухина Галина Эдуардовна

    КОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 2» г. Омска

    Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности

     В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации"  (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) под образованием понимается  единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. На первое место выходит воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

    Процесс образования сегодня понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности. В этих условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа -  формирование  интеллектуальной, творческой,  социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.

    Интеллектуальная деятельность и творчество – два сопутствующих друг другу процесса. Интеллект, как форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Развитие креативности, т.е. творческих возможностей, формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.

    Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является основой реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. В связи с этим целью образовательного процесса является развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности. Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Цель работы педагога – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. В творческом процессе формируется мышление, эмоциональная сфера, воображение, умение выражать свои мысли, общаться, сотрудничать, предлагать и реализовывать новое, нестандартное, решать проблемы, т.е. формируются актуальные сегодня компетенции, определяющие успешность человека в социуме.

       

             Внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои методы и приемы. Прежде всего,   необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одни и те же цели: развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе, формирование у них бережного отношения к слову, воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе. 

    Указанные цели определяют задачи внеклассной работы по русскому языку:

    -воспитание коммуникативной культуры школьников;

    -расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;

    -выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;

    -поддержка и воспитание веры в свои силы слабоуспевающих учеников;

    -развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности в приобретении знаний.

             При решении задач по реализации интеллектуально-творческих способностей учащихся возможно использование  системы работы по организации внеурочной деятельности в трех направлениях:

    1. организация индивидуальной работы, предусматривающая

        - совместную работу над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);

        - работу с обучающимися по отдельной программе (помощь в подготовке к конкурсам сочинений, конкурсам чтецов,  в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

    2.  групповая деятельность, включающая  в себя работу над совместными творческими и исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

    3.  массовую работу, предполагающую организацию,  подготовку и проведение предметных декад, школьных олимпиад, интеллектуальных марафонов  и научно-практических конференций.

    Рассмотрим примеры внеклассной работы по каждому из трех направлений.

    Организация индивидуальной работы  с обучающимися по отдельной программе про подготовке к конкурсам сочинений

    Различные творческие конкурсы, которые часто проводятся среди юношества,  способствуют тому, чтобы развивать в детях творческое начало, воспитывать нравственную культуру, формировать собственную позицию. Задача любого конкурсного сочинения - не только показать знания и умения, но и раскрыть  убеждения автора, эстетическую и общую культуру, культуру мышления и речи. В сочинении должны раскрываться не только общеизвестные сведения, но и авторская индивидуальность, отношение к литературе, читательская активность, самостоятельность мышления. Работы обучающихся должны отвечать критериям оценки конкурсных работ, которые учитывают грамотность, степень использования литературного материала, глубину раскрытия темы и оригинальность подхода к теме, логическую последовательность, соразмерность частей, убедительность выводов.

    Как написать качественную конкурсную работу, наполненную глубоким и ярким содержанием? Прежде чем приступить к сочинению, необходимо определить тему, основную мысль своего сочинения, способ и стиль изложения материала.

    Работа над сочинением состоит из трех этапов:

    1. Анализ темы и составление плана (связан с размышлением, обдумыванием, решением проблемы, группировкой фактов, их осмыслением, анализом, обобщением).
    2. Работа над первым вариантом сочинения, черновиком (связан с применением навыков связной речи: умением правильно строить предложение, выбирать нужное и наиболее выразительное слово, связно, последовательно излагать мысли, доказательно рассуждать).
    3. Завершение работы над сочинением, его анализ, исправление, совершенствование (связан с умением   критически оценить результаты своего труда, найти слабые места, осознать свои ошибки, суметь их преодолеть).

    Основными направлениями творческих работ обучающихся являются исследовательское и художественно-эстетическое. Конкурсантов волнуют интересные факты из истории языка, литературы, их место и роль в жизни современного человека. Традиционно обучающиеся участвуют в различных творческих конкурсах, и, как результат серьезной, кропотливой работы, становятся победителями и призёрами муниципальных и региональных конкурсов сочинений: «Афганистан болит в душе моей», «Город мой, ты песня и легенда», «Моя любимая семья», «Роль права в моей жизни», «Мы едины», «Сибирь – серебряное слово». Творческие работы обучающихся  являются частью учебно-методического комплекса кабинета русского языка, служат в качестве раздаточного материала на уроках, продуктивно используются в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе.

    Организация групповой деятельности над совместными творческими проектами (литературный праздник)

    К  подготовке и проведению литературного праздника необходимо привлекать как можно больше заинтересованных  людей: обучающихся и родителей, библиотекаря, учителей- предметников, педагога дополнительного образования. Чтобы было интересно и чтобы все получили настоящее удовлетворение от проведенного мероприятия, нужно работать всем.  Учитель является организатором и непосредственным участником мероприятия, отбирает и рекомендует тематический материал. Библиотекарь школы  помогает учителю в пропаганде книги (подготовка рекомендательных списков книг для самостоятельного чтения, выставок книг, книжных бюллетеней, проведение бесед).

    Обучающиеся готовят инсценировки отрывков из произведений, учат наизусть стихи, распределяют роли, рисуют иллюстрации к книгам. Родители  осуществляют помощь детям в оформлении костюмов, декораций, и, конечно, сами являются активными участниками конкретного мероприятия. Педагог дополнительного образования и учителя – предметники  в случае необходимости дают консультации, сами участвуют в мероприятиях. 

    Фестиваль «Волшебный мир Тимофея Белозерова»  в 5 классе традиционно приурочен ко дню рождения писателя и проводится в декабре. При подготовке ученики делятся на группы. Творческая группа отвечает за  выставку рисунков к произведениям, фотовыставку разных периодов жизни поэта. Библиографическая группа совместно с библиотекарем готовит рассказ-экскурсию  о жизни писателя с использованием книг, посвященных творчеству и биографии поэта. Поэтическая группа выбирает стихотворения для декламации. Артистическая группа знакомится со сценарием, распределяет роли, готовит отрывки из произведений для инсценировки. Музыкальная группа подбирает композиции под руководством учителя музыки. В ходе мероприятия обучающиеся вместе с гостями совершают виртуальную экскурсию «По страницам любимых книг Тимофея Белозерова», рассказывают биографию писателя, участвуют в викторине, отгадывают загадки, читают стихи, инсценируют отрывки известных сказок Белозерова. Таким образом, у обучающихся не только развиваются интеллектуальные и творческие способности, но и создается мотивация   на сотрудничество, что немаловажно при создании сплоченного коллектива. 

    Организация  работы по  подготовке и проведению предметной декады 

    Самая распространённая комбинированная форма внеурочной работы – предметная декада - стала уже традиционной в школе. Декада Русского Языка – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития интеллектуальных и творческих возможностей детей, привития интереса к предмету, углубления знаний, полученных на уроках. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник, который имеет свой план и предполагает активность всех участников. Проведение предметной недели повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.  

    Декада русского языка и литературы  может включать различные мероприятия: конкурс газет и кроссвордов, олимпиаду в несколько туров, КВН по русскому языку в начальных классах, который проведут старшеклассники, выставку рисунков- иллюстраций к изучаемым произведениям встречи с интересными людьми и т.д.

             Ведущим принципом в отношениях является принцип сотрудничества и сотворчества. Главное здесь то, что все обучающиеся становятся авторами, а не простыми зрителями. Это развивает в них чувство ответственности, гордости за себя и свою школу, помогает  школьникам самоутвердиться, освоить навыки применения полученных знаний, накопить опыт общения, развить способности к адаптации в условиях современного общества. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои интеллектуальные и творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

    Хорошо организованная внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у обучающихся интереса к изучению русского языка, формирует самостоятельность мышления,  воспитывает любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников, развивает их интеллектуальные и творческие способности.

    Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению возникающих проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться  интеллектуально-творческим потенциалом подрастающего поколения. В связи с этим современная школа предъявляет к учителю новые требования. Осуществление системно-деятельностного  подхода к обучению предполагает отказ от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом. Он должен  иметь высокий уровень интеллектуального развития, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, иметь творческое личное мировоззрение, чувствовать  потребности и интересы обучающихся. И помнить слова немецкого педагога-демократа Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Использование ИК-технологий для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»

    В докладе рассматриваются преимущества применения средств информационных технологий для развития творческих способностей обучающихся на примере внеурочной деятельности...

    Программа развития творческих способностей обучающихся курс внеурочной деятельности «Домашний уют»

    Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, у...

    Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности», 2014

    Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности». Описывает педагогическую кружковую  рабо...

    Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"

    Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...

    Доклад: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочное время"

    Благоприятными условиями для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников является  воспитательная работа, в первую очередь,  кружки и грамотно подобранная система внекласс...