Доклад: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся во внеурочное время"
материал

Кобелева Ольга Владимировна

Благоприятными условиями для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников является  воспитательная работа, в первую очередь,  кружки и грамотно подобранная система внеклассных мероприятий и конкурсов.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя и в первую очередь – умение общаться. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете:

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей

обучающихся во внеурочное время»

Подготовила:

Кобелева О.В.

 «В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли,  призван, прежде всего, учитель».     (Антуан де Сент-Экзюпери)

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано: “Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”.

Обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы, прежде всего, личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение

Проблемы всестороннего развития и воспитания школьников всегда была и остаётся важнейшей государственной проблемой.

Стремительно меняется время и общество, но неизменной остаётся роль педагога как наставника, помогающего ответить на вопрос «Как,  зачем и для чего жить?»

Получив аттестат об образовании, многие выпускники школ-интернатов с трудом входят во взрослую жизнь: кто-то не видит цели, кто-то испытывает трудности в общении, а кто-то не умеет и не  любит трудиться.

Развитию способностей детей, раскрытию их индивидуальности способствует личностно- ориентированное воспитание и обучение, которое положено в основу педагогической деятельности.

Уделяя большое внимание личностно-ориентированному подходу, педагоги стремятся помочь ребёнку в развитии индивидуальных качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально, помогают ребёнку в выстраивании собственной личности, определении позиции в жизни: открыть рефлексивный мир собственного «Я»  и научиться управлять им. Ученик должен свободно  саморазвиваться, а не только овладеть определённой системой знаний.

Все большее число психологов и педагогов вместо школы вчерашнего дня – школы “натаскивания”, “интеллектуального насилия” – стремятся создать школу радости, школу интеллектуального развития. Основной задачей такой школы должно стать интеллектуальное развитие учащихся, которое обеспечило бы достаточное качество усвоения школьниками системы научных знаний, формирование у них таких форм мыслительной деятельности, которые позволили бы им в будущем реализовать потребность в самостоятельном приобретении знаний и способствовали бы осуществлению, таким образом, процесса саморазвития.

Обобщая и конкретизируя исследования педагогов и психологов (Л. С. Выготского, Дж. Гилфорда, К. Коган, Б. М. Теплова, Е. Торренса, В. Н. Шадрикова и др.), анализируя практический опыт учителей, выделим в качестве основных принципы эффективной организации творческой деятельности:

1.Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть. Безусловное позитивное  принятие ребёнка значимыми для него людьми является одним из ключевых принципов в гуманистической концепции.

2.Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика. Необходимо в каждом ребёнке видеть творческий потенциал, своеобразную индивидуальную креативность и стремиться развивать её, помогать детям понять себя, а родителям – своих детей.

3.Предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятия самостоятельного  решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности.

4.Повышение и укрепление самооценки. При оценке творческих достижений школьников педагогу важно учитывать индивидуальные результаты каждого. Педагог готовит почву для дальнейших успехов, для позитивного самосознания учеников, приобретения ими уверенности в себе. Форма поощрения должна быть гибкой, чтобы через  некоторое время она не стала привычной. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия.

5.Творческая позиция педагога. Психологи (П. П. Блонский, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин и др.) считают: чтобы ученик развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры» и снять контроль  сознания,  нужно изменить структуру сознания; необходим позитивный образец творческого поведения.

Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей, по мнению современных исследователей, являются изменение характера деятельности – создание  атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе, одновременно развивая  индивидуальные способности школьников. Все это прекрасно сочетается с личностно - ориентированным обучением, при котором огромное внимание уделяется развитию  способностей и особенностей детей, заложенных в них природой.

Так  что же такое способности? 

Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.

Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития.

По Б.М. Теплову: способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Способности проявляются только в такой деятельности, осуществление которой невозможно без их наличия.

Способностями обладает каждый человек.  Они образуются в процессе жизнедеятельности субъекта и изменяются совместно с изменениями жизненных объективных обстоятельств.

Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.

Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Благоприятными условиями для развития интеллектуальных и творческих способностей  школьников  является  воспитательная работа, в первую очередь,  кружки и грамотно подобранная система внеклассных мероприятий и конкурсов.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя и в первую очередь – умение общаться. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и воспитания.

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свои способности, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

Наибольший эффект в развитии интеллектуальных и творческих способностей школьника может оказать:

  • реализация кружковых занятий по специально разработанным программам;
  • вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры на уроках и во внеурочное время;
  • экскурсии, наблюдения;
  • творческие мастерские.

Все это позволит конкретизировать и решить задачу развития интеллектуальных и творческих способностей школьников через систему творческих заданий. Воспитанники нашей школы с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: спортивные соревнования, экскурсии, творческие конкурсы, викторины, и др.- вот поле, которое поможет ученику взрастить в себе интерес, потребность и привычку к творческой и интеллектуальной деятельности.

 Успешное развитие способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Первое условие развития творчества — высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом».

Второе условие развития способности ребёнка — создание соответствующего психологического климата. Именно педагог должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

Творческие и интеллектуальные способности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
  • реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
  • объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внеурочных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
  • творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
  • стимулировать родителей и учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Заключение

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Педагогическая поддержка выступает как процесс:

  • взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации;
  • формирующий эмоционально — волевую сферу;
  • стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.

В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.

Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.

Задача каждого педагога — вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль педагога здесь — роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели необходимо использовать все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

Улучшить организацию работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей воспитанников поможет соблюдение некоторых правил:

Служить примером для подражания.

Разрешать делать ошибки.

Поощрять разумный поиск.

Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности.

Готовить к препятствиям.

Создавать условия, при которых ученик испытывает череду эмоций:

Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»

Потом восхищение: «Как здорово, красиво сделано!»

И, наконец, восторг: «И я так могу!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время

В статье рассматриваются приемы развития творческих способностей обучающихся во внеурочное время на примере работы школьного клуба любителей французского языка "ГАВРОШ"....

Программа "Активизация развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся"

Программа раситана на 3 учебных года для учащихся 9-11 классов...

Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Описан педагогический опыта учителя по развитию познавательной активности, устойчивых мотивов в учении, творческих и интеллектуальных способностей путем проблемного подхода в обучении биологии...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...