Конспект урока по социально-бытовой ориентировке 9 класс по теме "Моя семья" при надомной форме обучения.
план-конспект урока (9 класс) на тему

Людмила Леонидовна Чекалина

 Выбор темы урока "Моя семья" не случаен.  Роль семьи, при надомном обучении ребенка с ограниченными возможностями, очень велика. Только во взаимопонимании, поддержки и любви между членами семьи возможен успех образовательного и воспитательного процессов у проблемного ребенка. Развивать у ученика желание гордиться своей семьей, родителями, близкими; учить говорить о шорошем в своей семье - главная цель моего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Моя семья"18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по социально-бытовой ориентировке в 9 классе при надомной форме обучения

Тема «Моя семья».

Цель:

Закрепить значение  слов «семья», «фамилия». Познакомить с понятием семейный бюджет. Уточнить и систематизировать знания о родственных отношениях в семье.

Задачи:

  • Познакомить учащегося с понятиями «семейный бюджет», «фамилия»; уточнить и систематизировать знания о родственных отношениях в семье.
  • Корригировать мышление, развивать связную речь.
  • Воспитывать уважительное отношение  и любовь к своим близким.

Тип урока:  изучение и систематизация знаний.

Методы обучения: словесный,  наглядный, практический.

Приемы обучения: объяснение, рассказ, беседа, упражнения.

Предварительная работа: беседа  о родственниках с привлечением родителей, рассматривание семейного альбома, подготовка фотографий родственников.

Оборудование:  картинки по теме «Семья», карточки с заданием, тетрадь, таблица родственных связей, карточки с поговорками о семье, фломастеры,  шаблон родового древа, фотографии родственников, альбом.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Организация внимания, правильная рабочая поза, настрой на работу.

2.Введение в тему.

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните.

Вопрос к ученику – Ты догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

Да, сегодня мы поговорим о семье. Тема нашего урока: «Моя  семья»

2. Новый материал.

а) Введение в тему.

 - Мы часто произносим: «Моя семья», а задумывался ли ты, что это обозначает?-  Значение семьи очень велико. Семья дает возможность людям продолжить свой род, сохранить здоровье и продлить жизнь. В семьях взрослые заботятся не только о детях, но и пожилых членах семьи. Старые люди должны находиться в самых комфортных условиях, в любви и уважении.  Любовь и забота о родных людях делают семейную жизнь счастливой, помогают преодолевать жизненные трудности, болезни. Ведь, если кто-то в семье заболеет, другие члены семьи вызовут скорую помощь, будут ухаживать за больным. А одинокий человек в таком случае может погибнуть, потому что о нем некому позаботиться. Также все радости в семье тоже разделяются на всех: празднуются Дни рождения, отмечаются все праздники, родные дарят друг другу подарки и т.д.

У каждой семьи есть фамилия. Фамилия человека – это имя его семьи. Какая девичья фамилия твоей мамы?

б) Рассказ по плану.

  - Расскажи о своей семье по плану (карточка с планом):

1) Количество членов семьи…

2) Имя…

3) Отчество…

4) Возраст…

5) Место работы…

6) Родственные отношения…

г) Чтение и объяснение поговорок о семье.

- Прочитай на карточках поговорки и объясни их значение.

«В дружной семье и в холод тепло».

«В гостях хорошо, а дома лучше».

«Не будет добра, коли в семье вражда».

«В семью, где лад, счастье дорогу не забывает».

                                       

 в) Чтение и объяснение поговорок о семье.

- Прочитай на карточках поговорки и объясни их значение                                                   «В дружной семье и в холод тепло».                                                                                          «В гостях хорошо, а дома лучше».                                                                                           «Не будет добра, коли в семье вражда».                                                                                    «В семью, где лад, счастье дорогу не забывает».

г) Родственные связи.

- Родство – совокупность всех людей, связанных общими предками. Все вместе они составляют фамильное или родовое древо. Родовое древо - представление все родственных связей  в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями и листьями которого является семья.

- Рассмотри таблицу родственных связей. Кратко опиши ее.

д) Отгадывание загадок.

- Папа и мама для детей (родители).

- Наследники родителей (дети).

- Женщина, которая родила ребенка (мать).

- Мужчина, у которого родился ребенок (отец).

- Родители моих родителей (бабушка и дедушка ).

- Мужчина и женщина, которые поженились (муж и жена).

- Дети детей (внуки).

- Какие семь называют многодетными?

е) Составление родового древа.

- Составь схему родственных связей в виде родового древа по образцу.

        Работа выполняется в альбоме с использованием шаблонного родового древа,  на кронах которых квадраты, куда наклеиваются и подписываются фотографии родственников.

ж)  Семейный бюджет. Составление таблицы.

- Семья – это люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство.  У каждой семьи есть жилье, источник доходов, на которые все члены семьи живут – питаются, одеваются, оплачивают  коммунальные услуги (свет, воду, тепло, телефон, интернет, электроэнергию ), развлекаются.  Для получения доходов  взрослые члены семьи работают.

Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год) их «роспись».

- Как распределяется бюджет семьи? Назови основные статьи доходов и расходов в твоей семье.

- Структуру бюджета можно отразить в таблице.

В тетради обозначается в одной столбике приблизительная статья доходов, в другом - предполагаемая статья расходов. Дается образец таблицы.

4. Закрепление.

- Ты сейчас должен составить короткий рассказ о семье, для этого нужно закончить предложения в данном тебе тексте.

Моя семья – это…Мои родители – это…   У всех членов моей семьи есть обязанности..

Наша семья совместно проводит…Любимые занятия в нашей семье… В моей семье есть традиции…

5. Итог урока.

- Сегодня мы изучили тему: " Семья, родственные отношения".

- Почему нужно дорожить своей семьей и беречь добрые родственные отношения?

Оценивание работы ученика на уроке и в предварительной подготовке, его активности и старательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по социально-бытовой ориентации в 9 классе по теме:"Трудоустройство. Выбор профессии".

Конспект урока по социально- бытовой ориетации в 9 классе по теме: "Трудоустройство. Выбор профессии"....

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе для учащихся с надомной формой обучения (35 часов)

Курс литературы в 5 классе для учащихся с надомной формой обучения рассчитан на 35 часов. Календарно- тематическое планирование по данному учебному предмету составлено с учетом планируемых результатов...

Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс

Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса...