Конспект урока по социально-бытовой ориентировке "Основные виды транспорта. Службы железнодорожного вокзала и их назначение", 7 класс
план-конспект урока (7 класс)

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_vidy_transporta.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области   «Красносулинская  школа-интернат №1»

Открытый урок по СБО

« Основные виды транспорта. Службы железнодорожного вокзала и их назначение»

(для учащихся 7 класса)

   

Составила:  учитель старших классов

                      Бадашова Ирина Петровна

Цели: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств, службы железнодорожного вокзала и их назначение.

Задачи:

- выявить, расширить, закрепить представления и значения учащихся о видах транспортных средств, условиями их пользования и значением в жизни людей;

- подготовить учащихся к самостоятельной жизни, воспитывать культуру общения и познавательный интерес к предмету;

- развивать способности к обобщению и классификации, умения планировать свою деятельность;

- коррекция и развитие речевой и зрительной деятельности.

Оборудование: компьютер, презентация «Загадки о транспортных средствах», набор иллюстраций с изображением различных видов транспортных средств, карточки с названием транспортных средств, тест, этюды.

Ход урока

1.Организационный момент

Слово учителя.

2. Введение в тему.

- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке, нужно отгадать загадки и по иллюстрациям определить тему урока (презентация «Виды транспорта», иллюстрации транспорта)

1.Он по рельсам катит резво,

Все колеса из железа.

Эй, прохожий, не зевай –

Это катится?…  

2. В лесу родилась.

На воде живу,

Людям служу,

Их перевожу.

3. Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом  лопатками снабдили

И по реке гулять пустили

4. Для этого коня еда -

Бензин, масло и вода.

На лугу он не пасется,

По дороге он несется.

5. Полотно, а не дорожка,

Конь не конь-сороконожка.

Быстро, быстро так ползёт,

Весь обоз один везёт.

6. Летит птица-небылица,

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

7. Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

8. Несется и стреляет,

Ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.

9. Я хорошая машина,

Резво еду без бензина.

Увезу в любые дали,

Только ты крути педали.

10. Вот так транспорт, он живой!

По названью - гужевой.

Он возил в двадцатом веке

Сани и телеги.

 Ключевое слово «транспорт».

Учитель проговаривает тему урока, цели и задачи.

Тема урока: «Основные виды транспорта. Службы железнодорожного вокзала и их назначение».

- Кто знает, что называется транспортом? (средство передвижения).

- Слово «транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого, оно обозначает «перемещать».

- А зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов).

Ребята, транспорт делится на виды по способу передвижения.

- По иллюстрациям назвать основные виды транспорта (виды транспорта).

Таблица «Виды транспорта».

  1. Автомобильный
  2. Железнодорожный
  3. Водный
  4. Воздушный
  5. Гужевой
  6. Прочий.  

- Соотнесите рисунки с видами транспорта (ответы детей).

Экскурсия на железнодорожный вокзал.

Едем на вокзал на городском транспорте.

Какой городской общественный транспорт ходит в нашем городе?

Чтобы не было беспорядка на автобусных остановках, в автобусах существует правила поведения.

Посмотрите на экран.

  • Жди транспорт в установленных местах;
  • Не мешай входу и выходу пассажиров;
  • Не толкаясь, войди в салон транспорта;
  • Оплати проезд или предъяви проездной билет;
  • Если есть свободное место, сядь;
  • Разговаривай с попутчиками тихо;
  • Уступай место пожилым людям;
  • Готовься к выходу заранее: вежливо попроси пропустить тебя к выходу;
  • Если нечаянно задел – извинись.

- Эти правила надо запомнить и применять их.

Железнодорожный вокзал

  1. Посмотреть расписание поездов (выбрать из таблицы нужный поезд).

  1. Касса - купить билет. Создать различные жизненные ситуации (этюд).

Этюд «Покупка билета»

Пассажир. Будьте добры. Мне нужен билет до Курска.

Кассир.  Пожалуйста, ваш паспорт.

Пассажир.  Ой, я, кажется, не взяла его с собой.

Кассир. К сожалению, билеты на поезд мы продаем только при наличии паспорта.

Пассажир.  Что же мне делать? Ехать домой? А без паспорта нельзя?

Кассир. Продажа билетов без паспорта исключена. При посадке в поезд вы должны предъявить  не только билет, но и паспорт. Если данные о вас в билете и паспорте не совпадут, то в вагон вас не пропустят.

Пассажир. Как не хочется ехать……

Кассир. Ничем не могу помочь.

  1. Справочное бюро (узнать, идет ли поезд по расписанию).

  1. Зал ожидания. Комната матери и ребенка (рассказать об их назначении).

  1. Жизненная ситуация по билету и расписанию поездов.

Расписание движения поездов через ст. Сулин

Южное направление (зимний график 2018/2019 гг.)

№ поезда

Наименование поездов

Время

Дни следования

прибытия

стоянки

отправления

116

Санкт Петербург-Адлер

02-34

2

02-36

по нечетным

34

Москва - Владикавказ

17 -26

2

17 -28

ежедневно

Северное направление (зимний график  2018/2019 гг.)

№ поезда

Наименование поездов

Время

Дни следования

прибытия

стоянки

отправления

57

Кисловодск - Иркутск

01-37

2

01-39

среда, суббота

301

Адлер- Минск

06-59

2

07-01

по четным

 Какие бывают железнодорожные станции? (ответы учащихся по номеру поезда 301)

  1. Выбрали номер поезда 301, решаем задачу, и выбираем следующую службу вокзала.

Задача

Купили билет на поезд  Москва- Владикавказ. Поезд прибывает на станцию Сулин в 15 -26  (стоянка 2 мин.). Мы приехали задолго до отправления поезда, т. е. 13-00. Решили  посмотреть город, но у нас тяжёлый чемодан и многочисленные сумки они станут для нас большой помехой. Что сделать с багажом? (решение детей: сдать багаж в камеру хранения.)

Камера хранения

Режим работы: круглосуточно.

Перерывы: 06-30 до 07- 30,

14-30 до 15-30,

21-30 до 22-30.

Какие типы камер хранения вы знаете?

Что нужно помнить, сдавая в ручной и автоматической камерах хранения?

Создать жизненные ситуации.

Этюд «Посадка в вагон»

Пассажир.  Это какой вагон, пятый?

Проводник.  Да. Ваш билет и паспорт. Пожалуйста. Ваше место в третьем купе. Проходите в вагон, до отправления поезда осталось десять минут.

Пассажир.  Билеты вам отдать?

Проводник.  Нет, оставьте их у себя. Я потом их соберу.

  1. Какие службы вокзала вы еще знаете? И их значение? (многочисленные кафе, киоски, почтовое отделение, парикмахерские, аптека, полиция, дежурный по вокзалу, туалеты).

Физминутка

На лошадке ехали, до угла доехали (шагаем на месте)

Сели на машину, налили бензину (бег на месте)

На машине ехали, до реки доехали (приседания)

Пароходом ехали, до горы доехали (шагаем на месте)

Пароход не везет, надо сесть на самолет

Самолет летит, в нем мотор гудит: у….у…уф (руки в стороны полетели).

  1. Игры.

Что лишнее?

  • Велосипед, автокран, автобус, корабль.
  • Самолет, ракета, пожарная машина, вертолет.
  • Поезд, электричка, метро, автобус.
  • Автобус, троллейбус, трамвай, трактор

Игра «Что у кого?»

  • - У человека глаза, а у автомобиля……….?
  • - У человека сердце, а у ………..?
  • - У автомобиля колеса, а у человека……..?
  • - У человека кровь, а у ……….?
  • - Для переноски вещей у человека есть сумка, а у ……….?
  • - Человек может заболеть,………?

Практическая работа

Карточка

Прочитайте вопросы и поставьте галочки в кружочках

  1. Какое из перечисленных транспортных средств не относится к автомобильному транспорту?
  • Автобус
  • Мотоцикл
  • Поезд
  1. Какое из перечисленных транспортных средств не относится к воздушному транспорту?
  • Самолет
  • Катер
  • Вертолет
  1. Для какого вида транспорта необходимым условием передвижения является вода?
  • Воздушный
  • Водный
  • Автомобильный
  1. Что относится  к прочему транспортному средству?
  • Трамвай
  • Теплоход
  • Лошадь

Подведение итогов

О чем говорили на уроке? (о транспорте)

Что называется транспортом? (ответы учащихся)

Какой бывает транспорт?

Какой бывает транспорт по назначению?  (пассажирский, грузовой, специальный)

Какой транспорт называется гужевым?

Перечислить службы вокзала.

Самооценка учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по социально-бытовой ориентации в 9 классе по теме:"Трудоустройство. Выбор профессии".

Конспект урока по социально- бытовой ориетации в 9 классе по теме: "Трудоустройство. Выбор профессии"....

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке 9 класс по теме "Моя семья" при надомной форме обучения.

Выбор темы урока "Моя семья" не случаен.  Роль семьи, при надомном обучении ребенка с ограниченными возможностями, очень велика. Только во взаимопонимании, поддержки и любви между...

Конспект урока по социально-бытовой ориентации "Бюджет семьи. Источники дохода", 10 класс

Конспект урока по СБО "Бюджет семьи. Источники дохода" для обучающихся 10 класса...

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке "Приготовление первых блюд", 7 класс

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 7 класс...