КАРТОТЕКА речевых игр и упражнений "Ручейки грамотной речи"
методическая разработка на тему

Баранова Евгения Петровна

В КАРТОТЕКЕ представлены игры и упражнения для формирования правильной, грамотной, красивой речи. Эти игры и упражнения могут использовать как педагоги в своей работе, так и родители. КАРТОТЕКА цветная - каждая игра/упражнение выделено определённым цветом. Разрезаем и используем, как пособие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rechevyh_igr_tsvetnaya.docx503.15 КБ

Предварительный просмотр:

https://w-dog.ru/wallpapers/10/8/392403921524668/park-ruchej-kamni-cvety-trava-zelen-luzhajka.jpghttp://school16.ucoz.com/2015-2016UG/images/353_vector_190911_17_ps.jpg

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР

«Ручейки грамотной речи»

http://xn----9sbmlieoffcycw7c0esa.xn--p1ai/upload/iblock/185/185a8c44bfc769f461d142e7e517c7b3.jpeg

                                                               Составила учитель – логопед

                                                                                МАДОУ д/с №134 города Тюмени

                                                              Баранова Евгения Петровна

Тюмень, 2017

…Ручейки в речку стекаются и Грамотная Речь получается…

Примечания:

           

     

             Игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию звукопроизношения – карточки розового цвета

            Игры и игровые упражнения, направленные на развитие лексико – грамматических категорий – карточки зелёного цвета

             Игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и  активизацию словарного запаса – карточки жёлтого цвета

             Игры и игровые упражнения, направленные на развитие связной речи (монологического и диалогического высказывания – карточки голубого цвета

Кто в домике живет?

Цель: Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Ход: Педагог делит детей на несколько групп. Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. С каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: "Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?" Дети отвечают: - "Му-му-му", "Ме-е", "Мяу-мяу"и т.д.. Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если на вопрос дети отвечают: "Мы" или "Кошечки, собачки", - воспитатель говорит: "А как кошечки мяукают?" и т. п.

Дай определение словам

Цель: Активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая…

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный…

Яблоко (какое?) – красное, круглое, вкусное…

Мяч (какой?) – резиновый, красный, чистый…

и т.д. и т.п.

Дай действия словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…

Корова (что делает?) – мычит, жуёт, идёт….

и т.д. и т.

Наоборот

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

Где Петрушка?

Цель: Формировать умение употреблять предлоги с существительными и глаголами.

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный Петрушка

Ход игры: педагог передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за диван, …..

Дети объясняют, где Петрушка – Петрушка сидит на стуле, спрятался за диваном, сидит за столом, стоит у шкафа, …

Четвертый лишний

Цель: Развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка

-  чашка, стакан, тарелка, кружка

-  кровать, книжка, стол, комод

и т.д. и т.п.

 С мишкой

Цель: Учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении

Наглядный материал: медвежонок, кровать

Ход игры:

Педагог: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку, употребляя  глагол  «ЛОЖИСЬ».

Усложняя задание, педагог создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой.

Разговор по телефону

Цель: Развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, Колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

Драматизация сказки

 «Человек и животные»

Цель: Закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи.

Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу.

- А что вы умеете делать?

Лошадь сказала: «Я буду возить грузы».

Овца сказала: «Я буду давать шерсть».

Собака – охранять дом.

Курицы – нести яйца.

Петушок – рано утром всех будить.

Отгадай предмет

по названиям его частей

Цель: Активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

- голова, ноги, рога, борода (коза)

- кармашек, ручки, молния (сумка)

И т.д.

Кто у кого?

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «А»

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»

Потом по образцу педагога составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок».

Назови одним словом

Цель: учить называть предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

 

Игра в слова

Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания

Ход игры:

  1. Педагог: Сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели.
  2. Педагог называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются со звука «С»). Если знаешь, как пишется буква «С», напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы.

Узнай по описанию

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде.

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Педагог описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идёт речь и показывать его.

Усложнение:

  1. дети объясняют свой выбор
  2. роль водящего выполняет ребенок

Угадай звук

  1. Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [c]:

слоненок, Зоя, санки, матрас, золото…

  1. Хлопните в ладоши 1 раз, если услышите звук [ч], 2 раза – звук [ц], вставайте, если услышите звук [c].

Цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын.

Цапля важная носатая,

Целый день стоит, как статуя

Пес тоскует на цепи

А попробуй отцепи;

В небе коршун кружится

Третий час подряд

Но ему, разбойнику

Не украсть цыплят.

Отгадай-ка

Цель:

  1. упражнять детей в составлении описательных рассказов
  2. развивать умение внимательно слушать товарища

Ход игры: водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно, становится водящим.

Педагог: Ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

Расскажите, из какого материала он сделан, из каких частей состоит, каких они форм, если есть, то скажите, какими узорами он украшен. В конце назовите для чего можно использовать?

«Назови ласково»

кошка – кошечка                      цветок – цветочек   звонок – звоночек                 лошадь – лошадка

листок - листочек                   овца – овечка

корабль - кораблик                     коза – козочка

самолет – самолетик             стул – стульчик

звезда – звездочка                 стол – столик

сын – сыночек                       кровать- кроватка

мама – мамочка                     окно- окошко

папа – папочка                       дом –домик        

дочь – доченька                     платье- платьице

ветер – ветерок                      рубашка – рубашечка

дождь – дождик                     носки – носочки

снег – снежок                         платок – платочек

солнце – солнышко               зима – зимушка

Вкус и запах

  1. представь ЛИМОН
  • каков он на вкус?
  • Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи
  • Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
  1. нарисуй лимон
  2. представь АПЕЛЬСИН
  • каков на вкус?
  • Как пахнет?
  • Какого цвета?
  • Что чувствуешь?
  1. нарисуй апельсин
  2. расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи?

Что изменилось?

Цель: Развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

Педагог: Посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

  1. Описать предмет, которого не стало
  2. Рассказать о месте, где он стоял
  3. На какой звук начиналось название этого предмета
  4. В названии, каких предметов есть этот звук?

«Большой – маленький»

        Огурец – огурчик

        Помидор – помидорчик

        Горох – горошек

        Лук – лучок

        Тыква – тыковка

        Морковь – морковка

        Капуста – капусточка

        Арбуз – арбузик

        Дыня – дынька

        Яблоко – яблочко

        Лимон – лимончик

        Апельсин - апельсинчик

Так бывает или нет?

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры. Обращаясь к детям, педагог объясняет правила игры: "Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть».

Примерные рассказы:

"Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках".

"Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. "Давайте сделаем для птиц скворечники!" - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям".

"У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей; яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?"

"Все дети обрадовались наступлению зимы, "Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках",- сказала Света. "Д я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать"

«Один - много»

        Один шарф – много… шарфов

        Одна шапка – много…шапок

        Одни перчатки – много …перчаток

        Один носок – много…носков

        Одна куртка – много…курток

        Одно платье – много … платьев

        Один костюм – много…костюмов

        Одна шляпа – много …  шляп

        Одни сапоги – много …сапог

"Найди картинку"

Цель: развитие анализа и синтеза.

Нам понадобятся картинки с изображением различных видов транспорта.

Посмотри на картинки и назови ту, о которой можно рассказать, используя слова:

аэропорт, небо, пилот, стюардесса, крылья, иллюминатор;

рельсы, купе, вокзал, вагон, проводник, перрон;

причал, море, капитан, палуба, моряк, берег;

шоссе, кондуктор, водитель, остановка;

эскалатор, турникет, платформа, поезд, станция, машинист.

 Что из чего сделано?

Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

Магазин

Цель: Практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом «А»

Ход игры: на игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

- У меня мяч, а в магазине мячи.

- У меня мишка, а в магазине мишки.

«Подбери признаки»

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие? ) – осенние, красивые…

Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

Кто как кричит

Цель: Образование глаголов от звукоподражательных слов.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры:

  • Вспомните, как подает голос поросенок
  • Хрю – хрю
  • Что он делает?
  • Хрюкает
  • Как подает голос котенок?
  • Мяукает?

Можно использовать стихотворение Чуковского «Путаница»

«Кому что нужно для работы»

        Повару - кастрюля, поварешка,…

        Врачу – шприц, вата…

        Учителю – книга, ручка…

        Почтальону – письма, газеты…

        Продавцу – весы, продукты…

        Строителю – кирпич, цемент…

        Парикмахеру – ножницы, зеркало…

        Художнику – кисти, краски…

        Садовнику – лейка, грабли…

        Портнихе – нитки, иголка…

        Прачке – стиральная машина, прищепки…

Кто с кем?

Цель: Упражнять детей в согласовании существительных с предлогом, в назывании животных и их детёнышей.

Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

Ход игры: по мере выставления картинок педагог предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)

На птичьем дворе

Цель: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.

Ход игры. Педагог предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра - Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда - Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху - Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно - Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

        1

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

"Как кричат уточки?" - спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

В следующий раз педагог делит всех детей на группы - "уточки", "гуси", "индюки". "Наши уточки с утра", - говорит воспитатель," а дети-уточки отвечают: "Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!" и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

2

«Кто что делает?»

Цель: обогащение словаря, согласование слов в предложении по родам.

Мальчик ест…суп (котлету, яичницу).    

Девочка рисует…цветы        

Вова нашел…карандаш

Мама стирает…платье                        

Мама сажает…        лук                        

Папа чинил…велосипед

Лена читает…письмо

Петя несет… сумку                                

Катя увидела…собаку                        

Мама режет…овощи

Папа ремонтирует…машину                

Мама шьет …рубашку

Мальчик  вешает…картину                        

Папа покупает…молоко.

Кто   больше?

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Оборудование: Сюжетная картинка, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям картинку, например «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают пионеры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает педагог: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Кто внимательнее?

Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Картинки на определённый звук.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесённых мною словах. Кто угадает, тот поднимет руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с.  Педагог: «Правильно, все эти слова начинаются со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны вспомнить другие слова с этим звуком.

«Маленький гномик»

«Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика - носик; у нас колпак, а у гномика – колпачок, а теперь ты продолжай»:

у нас пальто,  а у гномика… пальтишко

у нас куртка, а у гномика… курточка

у нас комната, а у гномика…комнатка

у нас кухня, а у гномика…кухонька

у нас окно, а у гномика…окошко

у нас кастрюля, а у гномика…кастрюлька

у нас чашка, а у гномика…чашечка                       1

у нас кровать, а у гномика…кроватка

у нас стол, а у гномика….столик

у нас стул, а у гномика…стульчик

у нас шкаф, а у гномика…шкафчик

у нас огород, а у гномика…огородик

у нас сад, а у гномика…садик

у нас борода, а у гномика…бородка

у нас нос, а у гномика…носик

у нас рот, а у гномика…ротик

у нас брюки, а у гномика…брючки

у нас носки, а у гномика…носочки

у нас туфли, а у гномика…туфельки

2

Сорока

Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

Ход.

Педагог: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

(Воспитатель раскладывает предметы)

Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

Дети: Сорока, сорока, отдай нам мыльце

Сорока: Не дам, не отдам, возьму ваше мыльце

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети: Сорока, сорока, отдай нам иголку!

Сорока: Не дам, не отдам, возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.                        1

Дети: Сорока, сорока, отдай нам очки

Сорока: Не дам, не отдам, я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети: Сорока, сорока, отдай нам звоночек.

Сорока: Не дам, не отдам, возьму я звоночек.

Отдам сорочонку – звони мой, сыночек.

Педагог: Ты, сорока, не спеши

Ты у деток попроси и все тебя они поймут.

Всё что надо подадут.

Педагог:

Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Педагог:

Дети, что для этого нужно сороке?

(Дети называют и приносят все предметы)

Сорока благодарит и улетает.

                                                                                   2

«Он – Она»

Цель: Образовывать   глаголы муж. и жен. рода

«В одном доме жили мальчик Саша и девочка  Саша и все они делали вместе: мальчик Саша ходил - и девочка Саша ходила, мальчик Саша играл и девочка Саша играла, а теперь ты продолжи»:

Мальчик Саша бегал – девочка Саша…бегала.

Мальчик Саша прыгал, девочка Саша…прыгала.

Девочка Саша ела, мальчик Саша…ел.

Девочка Саша рисовала, мальчик Саша …рисовал.

Мальчик Саша плавал, девочка Саша…плавала.

Летал – летала

Скучал – скучала

Танцевал – танцевала

Убегал – убегала

Спал – спала 

Олины помощники

Цель: образовывать форму мн. числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

«Два – две»

«Посмотри на себя и скажи, что у нас по два?..Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена.

А что у нас по две?...Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри.

Молодец, а теперь продолжи»:

огурец – два..огурца                ваза – две…вазы

стул – два ..стула                вишня – две…вишни

стол - два…стола                слива – две…сливы

кот - два …кота                кошка – две…кошки

тюльпан – два …тюльпана        роза – две…розы

помидор – два…помидора        чашка – две…чашки

окно – два…окна                дерево – два дерева

костюм – два…костюма        майка – две…майки

«Отвечай на вопрос -  кому?»

Дается образец:

Кому бабушка вяжет носки? …Бабушка вяжет носки внучке.

Кому девочка пишет письмо? ... Девочка пишет письмо брату.

Кому Петя подарил цветы?

Кому Лена дает сена?

Кому Катя наливает суп?

Кому папа ремонтирует машину?

Кому дедушка читает сказку?

Кому Наташа бросила косточку?

Кому Галя бинтует лапу?

Кому Вова сыплет крошки?

Кому медсестра делает укол?

Кому мама открывает дверь?

«Отвечай на вопрос -  чем?»

Чем Вова ест котлеты?... Вова ест котлеты вилкой.

Чем Коля ловит рыбу?...Коля ловит рыбу удочкой.

Чем Таня ест бульон?

Чем мама наливает суп?

Чем папа пилит дрова?

Чем бабушка гладит белье?

Чем дочка подметает пол?

Чем Маша рисует картину?

Чем Лена причесывает волосы?

Чем медсестра забинтовывает рану?

Чем дедушка режет колбасу?

Чем маляр красит стену?

Чем Люся моет руки?

Чем Гена копает грядку?

Чем мама покрывает ногти?

Чем Катя клеит бумагу?

        «Отвечай на вопрос – с чем?»

Дается образец:

С чем ведро, если в нем  молоко - …ведро с молоком

вода - …ведро с водой

белье - …ведро с бельем

1. С чем ведро, если в нем – мусор, снег, кипяток, бумага, опилки, песок, краска.

2. С чем кастрюля, если в ней -  суп, рассольник, бульон, картошка, лапша, каша, вермишель, борщ.

3. С чем банка, если в ней -  капуста, клюква, повидло, варенье, сметана, мука, сахар.

4. С чем чашка, если в ней – чай, кефир, компот, сок, лимонад, кисель, квас, ряженка, молоко.

«Кто кем (чем) будет?»

                

Яйцо…цыпленком, крокодилом, птенцом, яичницей

Цыпленок…курицей, петухом

Мальчик…мужчиной, дедушкой

Желудь…дубом

Икринка…рыбой, лягушкой

Мука…хлебом, пирогом, тестом, булкой

Железо… пилой, рельсами, трубой, машиной

Кирпич…домом, забором

Девочка…женщиной, старушкой, бабушкой

Доска…столом, стулом, шкафом, полом, домом, будкой

Почка…листом, цветком

Шерсть…свитером, платьем, жакетом, ковром

Козленок…козой, козлом

«Кем (чем) был?»

Цыпленок….яйцом                Ботинки…кожей

Лошадь….жеребенком        Дом….кирпичом

Корова….теленком                Мастер….учеником

Дуб…желудем                Собака….щенком

Рыба….икринкой                Листок….почкой

Яблоня….семечком                Свитер….шерстью

Лягушка….головастиком        Шуба…мехом

Бабочка…..гусеницей        Птица….птенцом

Хлеб….мукой                Козел….козленком

Шкаф….доской                Овца….ягненком

Велосипед… железом        Свинья…поросенком

Рубашка….тканью                Лошадь…жеребенком

«Козлята и волк»

Цель. Заканчивать сказку по её началу.

Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

Ход.

Педагог рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

- Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)

Педагог: зайчик говорит….

Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик. Педагог: Козлята угостили его….

Дети: морковкой, капустой…

Педагог: потом они стали…  И т.д.

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименования детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных

Ход.

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (козлёнок, лягушонок, лисёнок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход.

Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

Кто больше слов придумает?

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству  набранных фантов.

Угадай слово

Цель. Составление слов с определенным количеством слогов.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребёнка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

«Прятки»

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход.

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом

 1

(Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»                  

Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

2

«Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход.

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

1

Педагог: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Педагог: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

2

Соседи

Цель: Правильное построение фразы. Совершенствование ориентировки в пространстве.

Оборудование. Детские стульчики, бубен.

Описание игры. Детям дается задание назвать своего соседа справа. Дети по очереди говорят, например: «Я сижу с Вовой». Когда все дети назовут своего соседа, педагог дает сигнал бубном. Дети разбегаются по комнате. Они могут взять игрушки и некоторое время поиграть. По новому сигналу дети должны сесть именно с тем соседом, которого они назвали. Кто ошибся, проигрывает.

При повторении игры ответы детей усложняются: Я сижу с Вовой и Женей; Я сижу рядом с Вовой и Женей; Справа – Вова, мой сосед слева – Женя.

Угадай, чей голосок

Цель: Развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств.

Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?»

Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить.

Скажи по-другому

Берется простое предложение, но с прилагательными и наречиями, например: "Машина быстро ехала по шоссе". А теперь, представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить. Надо придумать вариант той же фразы другими словами. При этом ни одно из слов начального предложения не должно повторяться. (Автомобиль мчался по дороге)

Магазин


Цель: Выделение в словах определенных звуков.

Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который "приходит" в магазин, чтобы выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать "Л-л".

Назови слово


Играть можно и группой и вдвоем. Для игры лучше использовать небольшой мяч.

 
Местоимения. Один ребёнок бросает мяч и называет местоимение. Задача игрока, ловящего мяч назвать слово, соответствующее названному местоимению.

Пример: она - картина; он - чемпион; оно - солнышко.

Усложненный вариант: ему - слону; ей - кукле, им - собакам; от нас (от них) - от девочек.

                                                                                  1

Суффиксы существительных. Задание: придать слову уменьшительно-ласкательное значение (вариант: увеличивающее или устрашающее значение). Пример: дом-домик (домище).
а) ковер, книга, узел, тень, кот, сумка, мяч, нога, человек, пень, нос, зонт…,

б) дверь, пуговица, сила, муравей, друг, дерево, воробей…,
в) погода, пианино, число, фабрика… .

Приставки. Задание: подобрать слову подходящее «начало» (приставку). Пример: рвать-сорвать.
а) сесть, зреть, шитый, ход, брать, селение, гнать, делать, падать,

 б) сыпь, кто, жалостный, внук, данный…          

                                                                                            2

Отвечай быстро!

Играть можно вдвоем и компанией. Один из игроков называет три прилагательных, обозначающие различные характерные свойства  какого-либо предмета - цвет, вкус, размер и т.п. Второй игрок должен быстро назвать предмет, подходящий этим признакам:
Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)

 высокий, прочный, кирпичный ... (дом)

 рыжая, пушистая, хитрая...(лиса)

 зеленая, колючая, нарядная... (ёлка)

Заблудились в лесу


Цель: Помочь ребенку научиться выделять в слове ударный звук.


Игрушки разбежались по комнате, их нужно позвать, потянув ударный звук - самый "громкий" звук в слове


- Ми-и-ишка!


- Маши-и-инка!


- Сло-о-он!

 «Кто где живёт»

Цель: Обогащение номинативного словаря, согласование слов по родам.

        Лиса живет в норе.

        Медведь зимует в …берлоге.

        Волк живет в … логове.

        Белка живет в …дупле.

        Муравей – в муравейнике.

        Птица – в гнезде.                

        Акула – в море.

        Собака - в конуре.

        Курица - в курятнике.

Конь – в конюшне.

Пчелы – в улье.

Щука – в реке.

«Назови семью»

Цель: Обогащение номинативного словаря

Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;

Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;

Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;

Еж – ежиха – ежонок;

Лис – лиса – лисенок;

Заяц – зайчиха – зайчонок;

Слон – слониха – слоненок;

Конь – лошадь – жеребенок

Петух – курица - цыпленок

Кабан – свинья – поросенок

«Бросаемся  слогами»

Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово.

Примеры:

- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.

- Са - …молёт; …поги; … мовар.

- Де - …рево; …вочка; …ти.

Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.

"Назови части предмета"

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Педагог показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

"Закончи предложение"

Цель: употребление сложноподчинённых предложений

· Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

· Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)

· Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

· Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

· Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

· Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

· Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

· Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

· Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

· Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

"Кому угощение?"

Цель: употребление трудных форм существительных

Педагог говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты?

«Назови три слова"

Цель: активизация словаря

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

- Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

- Что можно варить?

- Что можно читать?

- Чем можно рисовать?

- Что может летать?

- Что может плавать?

- Что (кто) может скакать? И т. д.

"Кто кем хочет стать?"

Цель: употребление трудных форм глагола

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? ( Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Чей хвост»

Корова - коровий

Заяц – заячий

Овца - овечий

Лошадь – лошадиный

Кошка – кошачий

Коза – козий

Поросенок – поросячий

Еж – ежиный

Белка – беличий

Волк – волчий

Лиса – лисий

Ворона – вороний

Собака – собачий

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов. Называем ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг; Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

«Дополни предложение»

 Цель: расширение словаря прилагательных, глаголов.

К  определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Каждый  раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину.

Например, «солнце»...светило солнце;

ярко светило солнце;на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце…

"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов - ИЩ-,  -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.  Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник – слонище.

Кто пришёл в гости?

Взрослый произносит звуки и просит ребёнка угадать, кто (и что) пришёл к нему в гости. Затем меняются ролями – ребёнок произносит, а взрослый угадывает.

З-з-з (комар)

Ж-ж-ж-ж (жук)

Му-у-у-у (корова)

Ко-ко-ко (курица)

У-у-у-у (волк)

Р-р-р-р-р (собачка)

Л-л-л-л-л (самолёт)

П-п-п-п (ёжик)

Ш-ш-ш-ш (ужик)

Ту-у-у (паровоз)

Тр-тр-тр-тр (мотоцикл)

Какой?

 

Цель: обогащение словаря признаков (прилагательных).

  Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

  Деревья какие? – тенистые, высокие, стройные, зелёные, цветущие, фруктовые, низкие, голые.

  Шарф какой? Котёнок какой? Стол какой? Крокодил какой?

Что могут делать…?

 

Цель: Обогащение словаря действий (глаголов).

 Что могут делать руки? – мыть, шить, рисовать, нести, писать, мять, хлопать, здороваться…

   Что может делать робот?

   Что может делать лягушка?

    Что может делать кошка?

Слова наоборот

Цель: обогащение номинативного словаря, употребление слов, противоположных по смыслу (антонимы)

Пол – потолок

Свет – темнота

Лето – зима

Высоко – низко

Попросите ребёнка подобрать антонимы к следующим словам: радость, утро, нашёл, сел, храбрый, враг, связать, тяжело, взял, мокро, чисто, глубокий, высокий, узкий, близко, назад, далеко; загибать, привозить, уносить, отбегать, относить, улетать, уезжать…

Выбери самое важное

Цель: развитие логического мышления. В игре ребёнок учится отличать главное от несущественного,

  Педагог перечисляет разные слова, связанные с каким–либо объектом, а ребёнок должен выбрать несколько самых важных слов, обозначающих то, без чего объект не может обойтись. Например, лес: деревья, лесник, муравейник, волк, медведь, трава, дуб, птицы. Учите ребёнка рассуждать: «может ли быть лес без деревьев? Нет. Значит «деревья» - первое главное слово. В каждом ли лесу есть лесник? Нет, значит лес может быть без лесника. А бывает ли так, что в лесу не растёт трава? Нет, значит «трава» - второе главное слово и т.п.»

  Река: вода, берег, рыба, песок, камни, лодка…

  Огород: овощи, лейка, огурцы, земля, грядки, пугало…

Из чего состоит предмет

  Подготовьте картинки с цветными изображениями одиночных предметов. Показывая по одному рисунку, просите ребёнка перечислить все составляющие изображённого предмета, например: «Это дом. У него есть крыша, труба, окна, дверь, крыльцо. Это стул. У него есть спинка, сиденье, четыре ножки и т.п.» Чтобы заинтересовать малыша, придумайте сюжет игры, например, зайка пришёл к нам в гости из леса, он не знает, из чего состоят многие предметы, расскажи ему, пожалуйста. Усложняя задание, показывайте малышу изображения людей, предлагая описывать детали одежды, цвет глаз, длину волос.

Мамы и дети

    Прочитать ребёнку стихотворение:

                У собаки есть сынок –

                Это маленький щенок,

                И у кошки есть ребёнок –

                Это беленький котёнок.

                А у курицы-наседки,

                Есть цыплята – тоже детки.

                У лошадки есть ребёнок –

                Длинноногий жеребёнок.

                А в лесу живёт волчица

                И волчатами гордится.

                И у птички тоже детки –

                Птенчики сидят на ветке.

                                                    О. Чусовитина

  После прочтения попросить малыша вспомнить и назвать других взрослых животных и их детёнышей, например, белка – бельчонок, корова – телёнок, медведица – медвежонок и т.п.

Всё, что вокруг

Цель: развитие наблюдательности, памяти, речевых навыков.

  Игра проводится в форме соревновании: участники поочерёдно называют по одному предмету из тех, что находятся вокруг них. За каждый ответ даётся фишка. При повторе слова ход передаётся другому участнику. Выигрывает ток, кто собрал больше фишек.

 

Укрась слово

Цель: Обогащение словарного запаса

Ребёнок должен подобрать к предмету слова-эпитеты, которые бы характеризовали предмет и отображали субъективное отношение ребёнка к нему.

Например: «Кот – ласковый, пушистый, весёлый, красивый, игривый»

«На какую фигуру похож?»

Ребёнок должен определить, на какую геометрическую фигуру похожа форма предмета.

Например: «Морковка похожа на треугольник, арбуз похож на круг, лимон похож на овал»

Где мишка искал свой мяч?

Цель: Привлечь внимание детей к различным вариантом пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги ПОД, ЗА, НА, ОКОЛО, С. Учить изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов.

Ход игры: педагог спрашивает, дети отвечают

  • Что делает мишка? (спит)
  • Где спит мишка? (на кровати)
  • Что сейчас делает мишка? (встал)
  • Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (не встал, еще сидит)
  • Где он сидит? (на кровати)
  • Поиск мяча для мишки (за диваном, за столом…)

На чем дети катаются

Цель: Активизировать в речи предлога «НА»

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)

Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом «НА»

Мальчик катается на самокате

Вера едет на машине.

Книга лежит на столе.  И т.д.

«Кто что делает»

        Врач – лечит людей

        Повар - …готовит обед

        Строитель - …строит дом

        Космонавт - …летает в космос

        Учитель – … учит детей

        Шофер - …водит машину

        Садовник – выращивает цветы

        Художник – рисует картины

        Воспитатель – воспитывает детей

        Прачка – стирает белье

        Портниха – шьет одежду

        Милиционер – следит за порядком на улице

У зайки день рождения

Цель: упражнять в употреблении существительных в дательном падеже.

Ход игры:

В: у зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мед). Угадайте, кому зайка приготовил орехи? Рыбку? Мед?

Д: орехи – белке

Рыбку – лисе

Мед - мишке

Кто внимательный?

Цель: Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки: машинки, куклы, кубики и т. п.

Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 – 4 до 5 – 6 м. Выявляются победители.

«Кто? Что?»

Кого можно увидеть в лесу? … Волка, лису, грибника, лесника…

Что можно увидеть в лесу?.. Деревья, ягоды, листья, мох, траву, ручей…

Кого можно увидеть в зоопарке? … Медведя, слона, тигра, детей…

Что можно увидеть в зоопарке?...  Клетки, деревья, скамейки, дорожки.

Кого можно увидеть на улице? Мужчин, девочек, старушек, милиционера, кошек…

Что можно увидеть на улице? Машины, дома, светофоры, дороги, фонтаны, парк…

Кого ищет девочка?                Кого купила мама?

Что ищет девочка?                Что купила мама?

Кого потерял Миша?                Кого увидел папа?

Что потерял  Миша?                Что увидел папа?

КАРТОТЕКА постоянно, систематически пополняется новыми играми и упражнениями в зависимости от индивидуальных особенностей детей, посещающих логопедическую группу (в зависимости от возраста, от диагнозов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Материал предназначен для воспитателей и логопедов ДОУ...

Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы

Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы...

Картотека речевых игр и упражнений

В картотеке представлены игры и упражнения для развития речи дошкольноков по разным разделам. Игры и упражнения направлены на развитие и совершенствование:- фонематического слуха и слухового внимания-...

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека речевых игр создана для детей старшего дошкольного возраста. Предлагая детям эти игры вы развиваете связную, грамматически правильную речь...

Картотека речевых игр

Картотека речевых игр...

Картотека речевых игр для работы с детьми с нарушениями зрения и речи

У детей с нарушениями зрения имеются вторичные отклонения - тяжёлые нарушения речи. Представленный материал поможет воспитателям и специалистом преодолеть речевые трудности в работе с детьми с нарушен...