Методика обучения детей с УО основам компьютерной грамотности
учебно-методический материал на тему

Степанова Анна Сергеевна

Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Умственная отсталость, к сожалению, не лечится. У данных детей выражены недостатки внимания, малая устойчивость, замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаемость, страдает восприятие, память, словесно-логическое мышление, характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушено физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики, отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений.

Введение в воспитательную работу предмет по основам компьютерной грамотности открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребенка. В целом можно сказать, что обучение детей на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика обучения детей с УО основам компьютерной грамотности

Ребенок с умственной отсталостью учится и развивается в пределах своих возможностей. Умственная отсталость, к сожалению, не лечится. У данных детей выражены недостатки внимания, малая устойчивость, замедленная переключаемость, утомляемость, повышенная отвлекаемость, страдает восприятие, память, словесно-логическое мышление, характерны трудности в социальной адаптации, формировании интересов. У многих из них нарушено физическое развитие, возникают трудности артикуляции, двигательной моторики, отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений.

Формирования умственных действий осуществляется благодаря специально организованному обучению и воспитанию, а также коррекционной работе. Чем раньше к развитию ребенка будут привлечены специалисты, тем лучше будет его развитие.

Введение в воспитательную работу предмет по основам компьютерной грамотности открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребенка. В целом можно сказать, что обучение детей на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

Дети с умственной отсталостью должны обладать минимальной совокупностью информационных знаний и умений, которые необходимо и возможно сформировать у лиц с нарушением интеллекта. Акцент следует делать на формирование элементарных компьютерных знаний и умений, необходимых в жизни.

Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении позволяет решать следующие задачи:

  • максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;
  • формирование у детей интереса к компьютеру, усвоение правил и поведения при общении с компьютером;
  • развитие знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач;
  • развитие у детей сенсорных способностей, графомоторных навыков и ориентировки в пространстве, мелкой моторики пальцев при использовании простейших тренажеров в работе на клавиатуре;
  • развитие критичности у детей, повышение самооценки, интереса к обучению, усвоения новых знаний.

За основу можно взять три направления обучения компьютерной грамотности:

1. Практика работы на компьютере (пользовательское).

2. Информация в окружающем мире.

3. Обучение умению работы с информацией.

1. Практика работы на компьютере (пользовательское)

К данному направлению можно отнести знакомство учащихся с основными внешними устройствами компьютера, знание их назначения и соответствующую терминологию (например, монитор, процессор, клавиатура, дисковод, и др.). Для более быстрого усвоения материала детьми с умственной отсталостью педагоги могут использовать различные видеоматериалы, презентации, дидактический раздаточный материал, загадки и стихи, тестовые задания в картинках. Занятия лучше всего проводить в игровой форме.

Так же дети должны уметь выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (соблюдая при этом требования техники безопасности):

  • помещение бумаги в лоток принтера и распечатка документа, помещение иллюстрации в сканер и сканирование;
  • загрузка диска в дисковод;
  • работа с флэш картами (установка и извлечение)
  • набора текста на клавиатуре;
  • работы с мышью;
  • действий с файлами (сохранить, удалить, скопировать).

2. Информация в окружающем мире

Ребенок с умственной отсталостью должен знать, что человек постоянно имеет дело с информацией: наблюдает и анализирует происходящее вокруг, общается с окружающими людьми, участвует в обсуждении актуальных и каждодневных тем. Поэтому одним из необходимых компонентов компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью должны являться знания об информации. Занятия проводятся с использованием презентаций и дидактического материала.

3. Обучение умению работы с информацией

Учащиеся должны знать, что любую нужную информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и, каким способом ее искать. А для этого необходимо уметь правильно сформулировать свою потребность в информации, правильно определять направление поиска, отличать нужную информацию от ненужной.

Знания, умения, навыки, получаемые в процессе обучения элементов компьютерной грамотности, – являются средствами, обеспечивающими полноценное развитие личности.

На занятиях по основам компьютерной грамотности рекомендуется использовать следующие методы обучения как: рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, упражнения, а так же специальные методики коррекционной педагогики:

  • замедленность темпа обучения;
  • неоднократное повторение и закрепление изученного материала;
  • чередование заданий различной сложности;
  • смена видов деятельности в течение урока (не менее 4-7 видов учебной деятельности: устный опрос, диктанты, тесты с выбором ответа, с кратким или развёрнутым ответом, задания на поиск ошибок, на определение соответствия;
  • опора на практические задания;
  • оценка и самооценка результатов деятельности на каждом занятии;
  • индивидуальный подход к обучающимся.

Структура занятия

включает в себя:

  • Организационный момент. Объявление темы и целей занятия — 2 минуты.
  • Повторение пройденного материала - 3 минуты.
  • Основная тема (безмашинная часть урока) — 10 минут.
  • Физкультминутка - 5 минуты.
  • Работа за компьютером - 10-15 минут.
  • Гимнастика для глаз - 2 минуты.
  • Упражнения, игры на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления и речи - 5 минут.
  • Подведение итогов, выводы - 3 минуты.

При обучении основам компьютерной грамотности, используется множество игр и упражнений, тренажеров. Следуя правилам игры, достигая поставленной задачи, учащиеся тренируют не только те или иные навыки работы за компьютером, но и развивают психические функции. Развиваются такие свойства внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость, что позволит ребенку быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности компьютерные игры способствуют развитию познавательного интереса сообразительность, находчивость, умение рассуждать, побуждающие к активному пополнению знаний об окружающем мире. Кроме того, при работе за компьютером, многократном повторении игр и упражнений задействуются все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая.

В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность детей. Подчас помогают провести трудную для детей работу на подсознательном уровне. Многие дети имеют проблемы с чтением, не любят читать. С экрана ребята охотно читают, полагая при этом, что они играют. Развитие с помощью компьютерных программ зрительно-моторной координации и умения распределять внимание является одним из факторов, повышающих эффективность использования средств обучения в коррекционной работе. При регулярном использовании манипулятора "мышь" отмечено улучшение техники письма, снижение мышечного напряжения, отлично тренируют моторику. Набирая на клавиатуре различные буквы, ребенок учится визуально их отличать, складывать в слоги, слова, и впоследствии – в предложения. Умение печатать пусть и не с большой скоростью, но используя все пальцы, дает хорошую ориентацию в пространстве клавиатуры.

Требования к знаниям и умениям воспитанников

Воспитанники должны знать:

  • технику безопасности при работе за компьютером;
  • правила поведения в компьютерном классе;
  • назначение и основные устройства компьютера.

Воспитанники должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;
  • пользоваться клавиатурой и мышью компьютера для ввода информации, работы с паками, файлами и программами;
  • совершать элементарные действия с файлами и папками;
  • уметь применять текстовый редактор для набора простейших текстов;
  • уметь использовать простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
  • уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор
  • записывать компакт-диск;
  • работать с флэш накопителем;
  • просматривать и редактировать фотографии (изображения) в диспетчере рисунков;
  • создавать и демонстрировать презентации;
  • создавать архив и извлекать из архива файлы, папки;
  • прослушивать музыку и просматривать видео;
  • находить необходимую информацию в глобальной сети интернет.

Так как все занятия включают практическую работу за компьютером, поэтому особое внимание должно уделяться технике безопасности и здоровьесбережению детей.

Таким образом педагог должен предусматривать на занятиях специальные комплексы упражнений при общем утомлении и для глаз. Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Заключение

Применение компьютера и обучение основам компьютерной грамотности умственно отсталых детей необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, сделает знания детей более прочными и глубокими, повысит их способности к самообучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы компьютерной грамотности

Пройден курс "Основы компьютерной грамотности"Об"  " Обббб...

Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»,

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

Рабочая программа по факультативному занятию «Основы компьютерной грамотности» 11 класс VIII вид

Данная примерная программа разработана  для реализации на базе МС(К)ОУ С(К)ОШ  VIII вида. Основное содержание курса направлено на формирование умения владеть компьютером как средством решени...

Программа кружка «Основы компьютерной грамотности»

Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» базируется на программе по информатике для средней общеобразовательной школы и предполагает повышение уровня образования за счет: значител...

Перспективы обучения основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Из опыта работы по обучению основам компьютерной грамотности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках факультативного курса (1 час в неделю).Содержание: 1.    Исто...

Методика обучения детей основам волебола

Методика обучения детей основам волебола...

Программа для детей с нарушениями в развитии "Основы компьютерной грамотности"

Программа для детей с нарушениями в развитии "Основы компьютерной грамотности"...