Конкурс "Методическая копилка" Окружного Фестиваля "Открытая книга - 2014"
презентация к уроку на тему

Давыдова Наталья Игоревна

Давыдова Н.И. Дидактическое пособие "Чудо - домик"  на конкурсе дидактических пособий "Методическая копилка" в рамках Фестиваля "Открытая книга - 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-domik.pptx2.46 МБ
Microsoft Office document icon festival_otkrytaya_kniga_davydova.doc57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фестиваль «Открытая книга-2014» Конкурс дидактических пособий «Методическая копилка» Дидактическое пособие «Чудо – домик» Автор: учитель-дефектолог Давыдова Наталья Игоревна ГБОУ ЦПМСС «Северо-Восток» Стаж работы – 10 лет Квалификационная категория – высшая


Предварительный просмотр:

Фестиваль «Открытая книга-2014»

Конкурс дидактических пособий

«Методическая копилка»

Дидактическое пособие

«Чудо – домик»

Автор: учитель-дефектолог

Давыдова Наталья Игоревна

ГБОУ ЦПМСС «Северо-Восток»

Педагогический стаж – 23 года

Стаж работы учителем-дефектологом – 10 лет

Квалификационная категория – высшая

        

Описание дидактического пособия

        Дидактическое пособие  «Чудо-домик» представляет собой текстильное объёмное изделие на жёстком каркасе, размером 45х45х60 см.

На крыше домика находятся 19 съёмных текстильных геометрических фигур, различных по цвету и величине. Фигуры прикреплены на разные виды застежек: пуговицы, кнопки, «липучку». Также на крыше расположена с двух сторон застежка «молния», расстегнув которую можно увидеть цветы и насекомых в виде аппликации. Каждая сторона домика оформлена по-своему. Окна трёх сторон имеют разное оформление: на шнуровке и на кнопках (больших и маленьких). На стенах можно увидеть шнуры с бусинами,  резинку с крючком, тесьму. На четвертой стороне расположена дверь, закрывающаяся на застёжку «молния».  Стены домика оформлены аппликацией, в том числе с 9-ю съёмными текстильными деталями  в виде цветов с петельками.

        Актуальность создания пособия обусловлена необходимостью использования наглядного материала для детей с низким уровнем усвоения знаний по изучению цвета, формы, величины и проблемами развития мелких мышц кистей рук и координации движений.

        Цель: расширение сенсомоторного опыта детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

        Задачи:

- активизировать познавательные процессы детей, побуждать интерес к своей работе, мотивировать деятельность;

- формировать умения различения цвета, формы, величины;

- способствовать развитию мелкой моторики руки, в том числе улучшению скоординированных действий правой и левой рук;

- развивать наглядно-образную форму мышления;

- способствовать умению концентрироваться и распределять внимание;

- развивать зрительную, тактильную и вербальную (речевую) память;

- развивать пространственную ориентацию;

- формировать начальные математические представления;

- совершенствовать навыки самообслуживания;

- формировать навык следования инструкции.

Методика использования в профессиональной деятельности

           «Чудо-домик» - это целый игровой комплекс, направленный на развитие ребёнка, расширение сенсомоторного опыта детей дошкольного и младшего школьного возраста с особыми нуждами.

        Данное пособие призвано заинтересовать ребенка, сделать его деятельность мотивированной и успешной.

        Пособие можно использовать для диагностики, изучения материала, его закрепления и  предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы.  

        Каждая деталь имеет свое функциональное значение. В связи с этим продумано место каждой пуговицы, кнопки, «липучки», застежки «молнии». Пуговицы соответствуют цвету, размеру и форме фигуры. Кнопки различаются по величине. Пособие предоставляет возможность обучению детей завязыванию узелков и бантиков.

        На занятиях там, где речевая инструкция малоэффективна, дети работают по показу. А в более тяжелых случаях выполняют задания  совместно с педагогом.

         Пособие на занятиях выставляется на небольшой столик посередине кабинета, так чтобы дети могли подойти к нему со всех сторон.        Обычно занятие с применением «Чудо-домика» имеет сюжетную основу. Задания детям предлагает сказочный герой – хозяин этого домика  (используется мягкая игрушка или игрушка-бибабо). Он загадывает детям загадки, учит их бытовым навыкам (расстегивать и застегивать пуговицы, пользоваться застёжкой «молния», кнопками, крючком), предлагает найти ту или иную фигуру, сравнить их величину, цвет или форму, отложить определенное количество бусин. У сказочного героя много игр и все очень интересные и увлекательные.

        С помощью «Чудо-домика» удается раскрепостить скованных, тревожных, неуверенных в себе детей, активизировать их познавательные процессы, мотивировать  интерес к работе.

            Домик вдохновляет родителей наших детей на создание текстильных развивающих игрушек.

        Педагоги нашего Центра (логопеды и дефектологи) используют пособие на своих занятиях.        

        Многофункциональность пособия помогает педагогу использовать различные варианты игровых заданий и варьировать их в течение занятия.

Варианты развивающих игр

                 «Будь внимательным»

Цель: развитие зрительного внимания ребенка.

        Педагог предлагает детям найти и показать фигуры и изображения (например: самый большой и самый маленький круг, большой синий квадрат, маленький красный треугольник, изображение кошечки, собаки и т.д.)  Для интересного поиска в задании должны быть задействованы все стороны домика. Дети, по инструкции педагога, находят и показывают различные геометрические фигуры, элементы аппликации.

                «Собери фигуры»

Цель: закрепление знаний детей о фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); умение правильно их называть; развитие координации и скоординированных действий правой и левой руки.

Ребенок, по инструкции педагога, находит и снимает геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники. Называет их.

        Три последующих задания направлены на классификацию фигур по одному-двум-трём признакам (по цвету, форме, величине), что способствуют   формированию наглядно-образного мышления. Эти задания можно выполнять поэтапно, в зависимости от уровня развития ребенка.

        На первом этапе педагог определяет, по какому признаку должны быть распределены фигуры: «Разложи фигуры по цвету (форме, величине)».

        На втором этапе педагог показывает ребенку образец действий, начав классификацию по одному из признаков, не называя его. Инструкция педагога: «Продолжи раскладывать фигуры».

        И на третьем этапе ребенок раскладывает фигуры, самостоятельно выбирая признак, выполняя инструкцию педагога: «Разложи фигуры по группам. По какому признаку ты разложил фигуры?»

        «Разложи по цвету»

Цель: закрепление знаний детей об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), умение их различать и правильно называть.

1-й вариант

        Ребенок раскладывает фигуры на цветные картонки (красную, желтую, синюю, зеленую), соотнося по цвету.

2-й вариант

        Задание аналогичное, но выполняется без цветного картона.

Ребенок, по инструкции педагога, распределяет фигуры на четыре группы, ориентируясь на основные цвета.

        

                «Разложи по форме»

Цель: соотнесение фигур по форме.

        Ребенок, по инструкции педагога, распределяет фигуры на четыре группы, ориентируясь на форму геометрических фигур.

                «Разложи по величине»

Цель:  соотнесение фигур по величине.

        Педагог выставляет две корзиночки разной величины. В одну кладет фигуру большого размера, в другую – маленького. Действия подкрепляются инструкцией: «В большую корзинку мы соберем большие фигуры, а в маленькую положим маленькие фигуры».        

        

                «Найди на ощупь»

Цель: развитие тактильного восприятия.

        Данное задание предполагает дополнительное оборудование: коробку с прорезями по бокам или мешочек.

Педагог предлагает детям найти на ощупь в тактильной коробке все круги, затем треугольники, квадраты.

        «Что пропало»

Цель: развитие зрительной памяти.

Перед ребенком выкладывают несколько фигур. Просят закрыть глаза, после чего прячут одну фигуру. Когда ребенок открывает глаза, спрашивают: «Что пропало?».

        «Четвертый лишний»

Цель: развитие наглядно-образной формы мышления.

        Педагог раскладывает четыре фигуры, так что одна фигура  лишняя по определенному признаку. Например: круг, треугольник, круг, круг. Ребенок находит фигуру и объясняет свой выбор.

                «Верх, низ, середина»

Цель: развитие пространственной ориентировки; изучение понятий «сверху», «снизу», «посередине» и введение их в речь, выполнение действий по словесной инструкции педагога.

        Педагог кладет посередине листа круг. Инструкция для ребенка: «Положи сверху круга квадрат, а снизу – треугольник. Посередине листа расположен круг. Назови, где лежит квадрат, треугольник, круг».

        

                 «Право-лево»

Цель: развитие пространственной ориентировки; закрепление понятий «справа-слева», введение их в речь.

        Педагог предлагает ребенку справа от круга положить квадрат, а слева – треугольник. Ответить на вопрос: «Где лежит квадрат, треугольник» и т.д.

                «Верх, низ, право, лево»

Цель: развитие пространственной ориентировки; закрепление понятий «справа-слева», «верх-низ», введение их в речь.

        Данное задание объединяет два предыдущих.

                «Спрячь фигуру»

Цель: развитие пространственной ориентировки; закрепление понимания предлогов «над», «под», «между»; выполнение сложных инструкций.

         Ребенок выполняет следующие инструкции: «Спрячь желтый круг под красным квадратом, положи фигуры так, чтобы красный квадрат был над желтым квадратом, а синий треугольник под ним, между квадратом и кругом положи прямоугольник» и т.д.

                «Найди, посчитай, отложи»

Цель: развитие начальных математических представлений, развитие зрительного внимания.

        Педагог предлагает ребенку отложить столько бусин, сколько кругов (квадратов, треугольников, прямоугольников) он найдет на крыше домика; цветов, растущих у окошка; бабочек и жуков, спрятавшихся под «молнией» и т.д.

        

                «Завяжи  бантик, узелок»

Цель: обучение детей завязыванию узелка и бантика

Пособие предоставляет возможность обучению детей завязыванию узелков и бантиков на тесьме. Для этого с двух сторон от окна вшита тесьма. С одной стороны показывает педагог, с другой – выполняет ребенок.

Ребенок выполняет действия по показу или совместно с педагогом.

                «Утро-вечер»

Цель: закрепление временных представлений; тренировка согласованных действий правой и левой рук.

        Педагог рассказывает: «Под окошком домика растут красивые цветы.

Утром, с появлением солнца, они распускаются, а вечером, когда солнышко заходит, закрываются. Сейчас все цветы распустились.  Но вот настал вечер.  Цветы закрыли свои лепестки. (Педагог снимает с пуговицы цветочек, тем самым показывая действия ребенку). Утро и вечер – это части суток. А какие части суток ты еще знаешь?.. Что приходит за вечером?.. Что наступает после ночи?.. Вот опять наступило утро. Наши цветочки просыпаются и распускаются».  Дети пристегивают цветы к пуговицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по общекультурному направлению " История книги" 2014-2015

Рабочая программа по общекультурному направлению " История книги" 2014-2015...

Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура) Презентация к классному часу Тема презентации: «Первая точно датированная книга «Апостол» и ее создатели».

Презентация : «Первая на Руси точно датированная книга «Апостол» и ее создатели». предназначена для внеклассного мероприятия . Рассчитана для учащихся 7-8 классов. Цель работы: привлечь внимание ...

Методическая разработка "Книги-юбиляры 2014 года, посвященные героям Великой Отечественной войны"

Книги-юбиляры 2014 года,  посвященные  героям Великой Отечественной войны. Список сниг с аннотациями....

Городской конкурс «Через книгу-к добру и свету»: по номинации «Виртуальная школьная выставка «Мои любимые книги» по книгам юбилярам 2014 года среди 5-7 классов.

Городской конкурс «Через книгу-к добру и свету»: по номинации «Виртуальная школьная выставка «Мои любимые книги» по книгам юбилярам 2014 года  среди 5-7 кл...

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 10 классе по книге «Science Fiction Stories», Isaac Asimov, «Айрис Пресс», 2014 г., по теме «Robots of Future»

Предлагаемая разработка урока построена на материале дополнительного домашнего чтения и является последовательным звеном в рамках ключевой  темы 3 главы "Civilization and Progress" учеб...

Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.

На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор  о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...