Рабочая программа по развитию речи в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта для ученика находящегося на надомном обучении.
рабочая программа (5 класс) на тему

Луковникова Галина Владимировна

Рабочая программа по развитию речи в 5 классе .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmarazv.rechi_.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

(по  развитию речи )

                         УЧЕНИКА  5  «Г» КЛАССА

                          Альдикевича Евгения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Данный учебный предмет является специфическим для обучения умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых детей в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

      У учащегося  формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащегося: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

      Главным компонентом беседы является речь самого учащегося. Учитель руководит речевой деятельностью, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащегося закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

      На экскурсиях учащийся  знакомится с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, учащийся учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащегося.

          Программа специальных (коррекционных)    образовательных учреждений VIII вида.                                                                                    Москва. «Просвещение» 2006.  Под редакцией В.В. Воронковой.

Количество часов по программе С(К)ОУ  VIII вида соответствует количеству часов в учебном плане.

Учебник:  Е.Д.Худенко, Г.А.Фёдорова. Развитие речи. Учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 2 класс. Москва: АРКТИ, 2003. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

                   Основные требования к знаниям и  умениям учащегося по развитию устной речи

                                                            (ознакомление с окружающим миром)

К концу  года учащийся  должен  уметь:

называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленные вопросы;

составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащийся  должен  знать:

названия и свойства изученных предметов и их частей;

обобщающие названия групп предметов.

                                                                                 I четверть  

               Основные цели и задачи:

         1. Обобщить и систематизировать знания учащегося  о летних и осенних явлениях в природе.

         2. Учить наблюдать признаки осени: изменение окраски листьев, созревание плодов и т.п.

         3. Расширить представления детей об овощах и фруктах, их значении для человека.

         4. Развивать речь на примере составления описательного рассказа.

         5. Формировать приёмы таких умственных действий, как сравнение и обобщение.

         6. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

         7. Воспитывать мотивацию к учению.

                                                            II четверть  

               Основные цели и задачи:

         1. Развивать умение наблюдать за изменениями в природе.

         2. Уточнить и расширить представления учащийся  об одежде и обуви. Формировать умение выбирать одежду и обувь по сезону и роду  

            деятельности.

         3. Познакомить с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников.

         3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на  речевой опыт учащихся.

         4. Развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения.

         5. Воспитывать бережное отношение к вещам.

                                             

                                                                 III четверть  

               Основные цели и задачи:

         1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями в разные времена года.

         2. Уточнить и систематизировать знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях  животных, птиц, насекомых.

         3. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения на примере сравнения отдельных животных.

         3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на  речевой опыт учащихся.

         4. Развивать наблюдательность и связную речь.

         5. Воспитывать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём.

                                                                   IV четверть  

               Основные цели и задачи:

         1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями весной.

         2. Расширить представления об основных органах растений. Познакомить с группами «комнатные растения», «раннецветущие

            растения».

         3. Закрепить знания о гигиенических нормах и культуре поведения, связанных с охраной здоровья человека.

         3. Обогащать словарный запас. Развивать связанную речь учащегося  на основе составления рассказов на заданную тему.

         4. Развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

         5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к себе.

Тематическое планирование на 1 четверть 2015– 2016 учебного года

Развитие речи

Тема уроков

Кол-во

часов

1

Сезонные изменения в природе. Лето – осень. Приметы осени.

1

2

Осень. Сбор урожая.

1

3

Овощи. Редис.

1

4

Ягоды. Клубника. Малина.

1

5

Сравнение: клубника – малина.

1

6

Октябрь – середина осени. Сезонные изменения в природе. Золотая осень.

1

7

Грибы. Строение гриба. Съедобные и несъедобные грибы.

1

8

Сезонная одежда.

2

Итого за 1 четверть

9

Тематическое планирование на 2 четверть 2015 – 2016 учебного года

Развитие речи

Тема уроков

Кол-во

часов

10

Сезонная одежда.

1

11

Дикие животные.

1

12

Подготовка диких животных к зиме.

1

13

Деревья. Сравнение лиственных и хвойных деревьев в разное время года.

1

14

Ель – сосна. Сравнение.

1

15

Сезонные изменения в природе. Осень – зима. Декабрь – начало зимы.

1

16

Зимующие птицы.

1

Итого за 2 четверть

7

Тематическое планирование на 3 четверть 2015 – 2016 учебного года

Развитие речи

Тема уроков

Кол-во

часов

17

Жизнь и быт школьника: квартира. Комната.

1

18

Мебель.

Мебель. Как обставить квартиру.

1

19

Посуда. Посуда и уход за ней.

1

20

Февраль – последний месяц зимы. Февраль – месяц метелей.

1

21

Птицы. Сорока и синица.

1

22

Кормушка для птиц.

1

23

Комнатные растения. Герань душистая.

1

24

Уход за комнатными растениями. Практическое занятие.

1

25

Сезонные изменения в природе. Март.

1

Итого за 3 четверть

9

Тематическое планирование на 4 четверть 2015 – 2016 учебного года

Развитие речи

Тема уроков

Кол-во

часов

26

Разнообразие животного мира.

Охрана животных: местные заповедники и зоопарки.

1

27

Раннецветущие растения: подснежник, крокус.

Красная книга.

1

28

Насекомые: муравей, муха.

1

29

Человек. Охрана здоровья.

1

30

Глаза – органы зрения.

1

31

Органы слуха – уши. Уход за ними.

1

32

Органы обоняния и осязания: язык, нос.Зубы и уход за ними.

1

Итого за 4 четверть

7