«Развитие грамматического строя речи дошкольников в экологическом воспитании»
консультация на тему

Кривцова Ирина Евгеньевна

Развитие грамматического строя речи дошкольников в экологическом воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gram_stroy_rechi.docx45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Мы с вами делаем одно дело, развиваем речь ребёнка, но работа воспитателя и логопеда строится, учитывая  разные критерии.  Воспитатели опираются на возрастное развитие детей и используют в своей работе специальную литературу для воспитателей.  Это, прежде всего, программа для детского сада « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, «Занятия по развитию речи в детском саду» под редакцией О. С. Ушаковой и др.

Логопеды строят свою работу, отталкиваясь не только от возраста ребёнка, но и от его речевого дефекта. Вы знаете, что есть диагноз ФФН – это нарушение звуковой стороны речи, при этом лексика и грамматика остаются относительно сохранными. Есть ОНР – III уровня. Здесь к звуковой стороне присоединяются нарушения лексико-грамматического строя речи. При ОНР – II уровня нарушения лексики и грамматики носят более выраженный и грубый характер. Естественно, работа по коррекции речи, которая ведётся логопедом, более дифференцированная, насыщенная и тонкая. Она опирается на программу для дошкольных учреждений по коррекции речи Т.Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, на разработки Н. В. Нищевой и других авторов. Но логопед работает с небольшим количеством детей. А в коррекции или специальном развитии нуждается большинство воспитанников детского сада.

Мы знаем, что при стихийном речевом развитии достичь высокого уровня сложно. Поэтому необходимо обеспечить специальное обучение.

В основе системы работы по развитию речи дошкольников лежит комплексный подход, направленный на решение в рамках одного занятия различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития: фонетическую, лексическую, грамматическую и на их базе – задачу развития связной речи.

Наблюдая за работой воспитателей, могу сделать вывод, что все придают большое значение речевому развитию детей. В основном это работа по звуковой культуре речи, обучение пересказу, рассказыванию, составлению рассказов по картине, сочинение историй и сказочных сюжетов, работа над словарём.

Хотелось бы подробнее остановиться на развитии грамматического строя речи. Это очень важная составляющая. Давайте рассмотрим понятие и структуру грамматического строя речи.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ       (ГСР)

 

Грамматическое оформление речи – соблюдение в речи грамматических законов и правил, присущих данному языку.

Грамматика – наука о законах построения языка.

Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой

в словосочетаниях и предложениях.

Грамматическое оформление речи – соблюдение в речи грамматических законов и правил, присущих данному языку.

 

Структура ГСР

Синтаксический уровень –

рассматривает словосочетания и предложения различной структуры и сложности.

Морфологический уровень -

приемы словоизменения и словообразования.

 

Значение ГСР – овладение ГСР оказывает влияние на мышление ребенка, так как грамматика – результат абстрагирующей отвлеченной работы коры головного мозга, грамматика выражает отношения между смыслами слов, что уже является продуктом мыслительной деятельности. ГСР дает ребенку – логику, последовательность мышления, способность к обобщению, анализу, синтезу речевого потока.

Таким образом, на основе развитого ГСР успешнее продвигается умственное развитие ребенка, расширяются представления об окружающем, усваиваются знания.

 

Задачи формирования ГСР

1.    Исправление ошибок ГСР.

2.    Создание грамматически правильной речевой среды вокруг ребенка.

3.    Организация специального обучения правильному ГСР.

 

Причины ошибок ГСР у детей дошкольного возраста

1.    Неблагоприятное влияние окружающей среды (безграмотные родители).

2.    Педагогическая запущенность (речь детей никто не исправляет).

3.    Психофизиологические особенности развития дошкольников – недостаточно устойчивые процессы внимания, памяти, восприятия, которые не позволяют ребенку распределять свои силы между удержанием мысли, которую желает высказать ребенок, подбором слов, и соблюдением грамматических правил.

4.    Возрастные несовершенства артикуляционного аппарата и фонематического слуха – дети «недослышат» или не могут выговорить некоторые приставки, суффиксы и окончания.

5.    Сложность ГСР.

6.    Наличие периода словотворчества.

 

Занятия по формированию ГСР у детей дошкольного возраста – отсутствуют. ГСР достаточно сложен, что бы его рассматривать в течении целого занятия. Игры и задания на развитие ГСР вставляют в другие занятия по развитию речи, например в занятия по формированию словаря, по развитию звуковой культуре речи, по развитию связной речи и прочее.

В течение одного  занятия игры и задания на развитие ГСР проводятся не более чем 10 мин.

 

Содержание работы по формированию ГСР (содержание – это перечень чему именно учить). Содержание ГСР для каждой возрастной группы берется в программе воспитания и обучения детей в разделе развитие речи.

 

Особенностью успешной работы по формированию грамматического строя речи является:
1. Необходимость большого количества разнообразной наглядности;

2. Необходимость подбирать однотипный речевой материал при отработке нового речевого навыка. Пример: столЫ + котЫ + носы, но нельзя в этот же ряд поставить «рты», так как выпадает гласная или «соки», так как получается иное окончание…

 

Ниже приведены примерные направления работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников.

 

Словоизменение

1.    Мн.ч.сущ.

2.    Мн.ч.сущ.в р. падеже

3.    Все падежи в ед.ч.

4.    Все падежи во мн.ч.

5.    Согласование прил.с сущ.разн.рода в Им.п.

6.    Согласование прил.с сущ.разн.рода во всех падежах

7.    Согласование прил.с сущ.разн.рода во мн.ч. / во всех падежах

8.    Согласование числит.и сущ. (1,2,5)

9.    Глаголы 1, 2, 3-его лица в ед. числе (местоимения / существительные)

10.           Глаголы 1, 2, 3-его лица во мн.числе (местоимения / существительные)

11.           Согласование глагола в пр.вр.с сущ.разного рода

12.           Употребление глагола в различном времени

13.           Степени сравнения прилагательных

14.           Употребление слов исключений

15.           Названия детенышей животных во мн.ч.

16.           И др.

 

Словообразование

17.           Уменьшительно-ласкательные суф.

18.           Увеличительные суф.

19.           Образование профессий от глагола

20.           Образование профессий от существительного

21.           Образование глаголов от прилагательных

22.           Название детенышей животных от существительных

23.           Предметы посуды от вещества

24.           Направление движения с помощью приставок.

25.           Прилагательные от существительных

26.           Создание однокоренных слов.

27.           Образование притяжательных прилагательных

28.           И др.

 

Синтаксис

29.           Употребление предлогов

30.           Предложения с однородными членами (с двоеточием и без)

31.           Сложные предложения с союзами: а, но, так как, потому что и др.

32.           Понимание сложных инструкций (привести свой пример)

А) достань ручку и положи её на тетрадь справа от снизу от карандаша.

Б) Петя ударил Васю. Кому больно?

В) Я пошел в кино, после того, как сделал уроки. Что я сделал раньше – пошел в кино, или сделал уроки?

Г) Володя сломал карандаш, который ему подарила Маша. Что случилось раньше Володя сломал карандаш, или ему его подарили?

33. И др.

 

Можно выделить дидактические игры и упражнения, которые выполняют с опорой на наглядность, и которые можно проговаривать по образцу, по аналогии. Первый вариант предполагает  работу на занятии с предшествующей подготовкой наглядности. А вот второй  вариант желательно включать в повседневную деятельность детей как можно чаще.

Приведу примерный перечень дидактических игр и упражнений по формированию морфологического строя речи.

Дидактические игры и упражнения на формирование морфологического строя речи

Дидактические игры и упражнения по формированию именительного

падежа множественного числа.

1. Игра «Один – много».

Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки – слова в единственном и множественном числе.

Ход игры: детям демонстрируют картинку с изображением одного предмета и предлагают  найти картинку с изображением этого же предмета, но в большем количестве.

Речевой материал: - У меня красный шар. - А у меня красные шары (ребенок).

2. Игра «Что растет в лесу».

Цель: образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Наглядный материал: предметные картинки и сюжетная картинка.

 Ход игры: на доску вывешивают сюжетную картинку «Лес», дети рассматривают картинку, а экспериментатор постепенно вывешивает вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода).

Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы);

- В лесу растет одна сосна?

 - В лесу растет один гриб?

3. Игра «У кого похожая картинка?».

Цель: образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздают картинки с изображением предмета во множественном числе, экспериментатор поднимает свою картинку и спрашивает детей у кого есть похожая.

 - На моей картинке нарисован стул.

У кого есть такая же?

4. Игра «Измени слово».

Цель: закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.

 Оборудование: мяч.

 Ход игры: ребенку называются  слова в единственном числе и, поймав мяч, он должен назвать слово во множественном числе.


Дидактические игры и упражнения по формированию родительного падежа единственного числа с предлогами.

1. Игра «С какого дерева упал листок?».

Цель: закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.

 Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: карточки с листьями деревьев раздают  детям. Дети должны определить, листья каких деревьев у них оказались, и назвать дерево: «У меня лист упал с клена».

2. Игра «Эрудит».

 Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.

 Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздают картинки с животными, и задаются вопросы.

Речевой материал:

- У кого большой хобот?

 - У кого пушистый хвост?

 - У кого нос пяточком?

 - У кого длинные уши?

 - У кого есть копыта?

3. Играем в сказку «Колобок».

Цель: образование формы родительного падежа с предлогом от.

Наглядный материал: предметные картинки героев из сказки «Колобок».

 Ход игры: детям читается  сказка «Колобок», затем сказка прочитывается  по второму разу, но с пропусками, а дети должны продолжить (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя).


Дидактические игры и упражнения на формирование родительного падежа множественного числа.

1. Дидактическая игра «Подбираем рифму».

Цель: формировать умение образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям читается шуточное стихотворение:

 Даю вам честное слово,

Вчера в половине шестого

 Я видел двух свинок

Без шляп и ботинок.

- Мы с вами тоже сможем сочинить веселые шутки.

Я буду начинать, а вы продолжайте (детям показываются картинки во время чтения стихотворения, которые заранее проговаривались).

 Речевой материал:

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без … (ботинок) и … (носков),

И щенков без … (тапочек),

И синичек без … (рукавичек).

2. Игровое упражнение «Заготовки на зиму».

Цель: закрепление темы «Овощи – фрукты», формировать умение образовывать множественное число родительного падежа существительных.

Наглядный материал: предметные картинки.

 Ход игры: детям рассказывается о том, что осенью делаются на зиму заготовки из овощей и фруктов. Это соки, повидло, варенье, салаты, компоты и джемы. После им раздаются  картинки с изображением овощей и фруктов, и предлагается составить предложения, что бы они приготовили из того, что изображено на их картинках.

3. Игровое упражнение «Угадай, чего не стало?»

Цель: закрепить умение образовывать множественное число существительных родительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешивается  по четыре картинки с предметами во множественном числе, затем две картинки убираются, и у детей спрашивают: «Чего не стало?». Картинки подбираются  с разными окончаниями.

Дидактические игры и упражнения на формирование дательного падежа единственного и множественного числа.

1. Игровое упражнение «Кому, что нужно для работы»

 Цель: закрепление темы «Профессии», усвоение дательного падежа в единственном и множественном числе.

Наглядный материал: предметные картинки.

а) Ход игры: детям раздаются  картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц и т.д. Затем каждый ребенок должен встать, показать свою картинку и сказать: «У меня учитель без указки, ему нужно дать указку» и т.д.

б) Ход игры: на доску вывешиваются  картинки с девочками, мишками, собачками т.д., а детям раздаются картинки с предметами (книжка, конфета, мяч и т.д.). Каждый ребенок должен подойти со своей картинкой и выбрать кому он, что даст.

Речевой материал:

- Я дам конфету девочкам;

- Я дам книгу мишкам.

2. Игра «Гости».

Цель: закрепление темы «Дикие животные», усвоение дательного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки и мягкие игрушки.

 Ход игры: дети рассаживаются вокруг стола, у каждого ребенка по игрушке, у экспериментатора зайчик, на столе разложены картинки с угощением. Детям предлагается  выбрать по картинке, для своего животного: - Орехи я дам белке; - Мёд  я дам медведю.

Дидактические игры на формирование винительного падежа. 

1. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: развить у детей внимание, память, обиходный словарь.

 Ход игры: дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называет  в единственном числе, а второй повторяет  во множественном числе.

 Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул …

- Я вижу столы, окна, стулья…

2. Дидактическая игра «Измени и скажи правильно».

Цель: научить детей внимательно слушать и находить ошибки.

Ход игры: детям задаются вопросы и даются  варианты ответов, поставленных в начальную форму, ребенок должен  дать ответ в правильном варианте.

Речевой материал:

- Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка);

- Цени что? (труд, забота, дружба);

 - Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц);

- Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение).

Дидактические игры для уточнения формы творительного падежа.

1. Дидактическая игра «Кто, чем защищается».

Цель: закрепить тему «Животные и птицы», усвоение творительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: дети рассматривают  картинки с изображением животных, и отвечают на вопросы: кто чем защищается?

Речевой материал:

 - Чем защищается собака? (слон, олень, еж, гусь, кошка).

2. Игра «Что чем делают?».

Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки.

 Ход игры:  Детям  раздаются  предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т. д.   Дети должны  составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».

 3. Игры «Когда это бывает?», «Кто за кем?».  

Цель: закрепить форму творительного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

а) Ход игры: на доске вразнобой вывешиваются  картинки с временами года, и детям задаётся вопрос «Что за чем идет?».

б) Ход игры: дети делятся  на две команды. Водящие стоят  впереди команды, спиной к остальным детям. Их задача вспомнить и сказать, кто за кем стоит. Правильный ответ поощряется фишкой.

Игры для уточнения формы предложного падежа. 

1. Игровое упражнение «Забота».

 Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: детям раздаются  картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задаётся вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».

2. Игровое упражнение «Помоги животным найти свой домик».

Цель: закрепления знаний о жилище животных, уточнение предложного падежа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешиваются  картинки с жилищем животных, а картинки с животными вывешиваются  под жилищем в перепутанном виде. Детям предлагается  найти животным свой дом. Ответ дается полным предложением.

Занятия на формирование изменение глаголов по лицам. 

1. Игровое упражнение «Догадайся, что делает девочка, и что отвечает».

Цель: научить образовывать формы 1-го и 3-го лица глаголов.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Ход игры: детям показываются  сюжетные картинки с конкретным изображением действия, им нужно ответить на вопросы «Что делает девочка?» и ответ девочки в 1 лице настоящего времени.

2. Игровое упражнение «Угадай и сделай так же».

 Цель: научить детей изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного числа этих же глаголов.

Ход игры: один из детей совершает  действие без предмета, другой должен угадать совершаемое действие, назвать его и сделать точно так же.

Речевой материал:

Вова идет. – Я иду.

Катя спит. – Я сплю.

Таня пьет. – Я пью.

Алина рисует. – Я рисую.

Артем бежит. – Я бегу.

Оля читает. – Я читаю.

3. Цель: научить детей одни и те же глаголы настоящего времени единственного числа употреблять в 1-м лице множественного лица.

 Ход задания: экспериментатор называет  действие в единственном числе, а дети должны ответить во множественном числе.

Речевой материал:

Я иду. – Мы идем.

Я пою. – Мы поем.

Я мою руки. – Мы моем руки.

Я гуляю. – Мы гуляем.

 Я играю. – Мы играем.

Я сплю. – Мы спим.

 4. Игровое упражнение «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры: экспериментатор начинает  говорить предложения в 1-м лице, потом обращается к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице.

Речевой материал: Я иду. – Ты …(идешь). – Он …(идет);

Я стою. – Ты …(стоишь). – Он …(стоит);

 Я иду гулять. – Ты …(идешь гулять). – Он …(идет гулять);

Я строю дом. – Ты …(строишь дом). – Он …(строит дом);

 Я сплю. – Ты …(спишь). – Он …(спит).

Игровые упражнения и задания на формирование имени прилагательного и имени существительного с уменьшительно-ласкательным значением. 

1. Дидактическая игра «Большой – маленький».

 Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: на доску вывешиваются круги – большой и маленький, а детям раздаются  картинки с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди выходит к доске, называет  сначала большой предмет под большим кругом, а затем маленький под маленьким.

2. Игровое упражнение «Еж и ежик».

Цель: закрепить тему «Овощи», сформировать навыки образование, уменьшительно-ласкательный суффиксов.

Наглядный материал: предметные картинки, 2 ежика большой и маленький.

Ход игры: детям показывают игрушки: ежа и ежика, и объясняют, что они делают на зиму запасы, и надо им помочь. У детей картинки с изображением овощей больших и маленьких. Далее дети раздают  овощи ежам, и рассказывают, что кому они дадут.

Речевой материал:

 - Я дам ежу свеклу (огурец, капусту, баклажан и т.д.), а ежику свеколку (огурчик, капустку, баклажанчик).

3. Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: научить детей образовывать прилагательные с ласкательным значением.

Ход игры: детям предлагают  назвать признак предмета ласково. 

Игровые упражнения и задания на формирование навыков образование относительные прилагательные от имени существительного. 

1. Игра «Заготовки на зиму».

Цель: закрепить тему «Овощи и фрукты», научить детей образовывать относительные прилагательные от названия овощей.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздают  картинки с изображением овощей, и экспериментатор объясняет, что из овощей и фруктов можно приготовить на зиму заготовки, это может быть варенье, сок, компот, салат. Экспериментатор задаёт  вопросы, и дети отвечают по своим картинкам.

Речевой материал:

- Какой сок можно приготовить из яблок (мандаринов, черники, ананаса, малины, персиков, абрикосов);

- Какое варенье можно приготовить из вишни (брусники, яблок, смородины, груш, слив);

- Какой салат можно приготовить из капусты (моркови, огурцов, помидоров, свеклы, картофеля, гороха).

Аналогичные игры можно  проводить по теме «Деревья» и «Материал».

Игровые игры и упражнения на формирование навыков образование приставочных глаголов.

 1. Игровое упражнение «Подскажи действия».

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками.

Наглядный материал: игрушечная машинка.

Ход игры: экспериментатор показывает  действия с машинкой и начинает предложения, а дети должны продолжить предложения и назвать действие.

Речевой материал:

- Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала);

- Машина по дороге…(ПОехала);

- Машина к мосту…(ПОДъехала);

- Машина на мост…(Въехала);

 - Машина с моста…(Съехала);

- Машина дерево…(ОБъехала).

Экспериментатор повторяет произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

2. Игровое упражнение «Игра с водой».

Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЛИТЬ

Наглядный материал: стаканы с водой, лейка и цветы.

Ход игры: экспериментатор демонстрирует  действия и комментирует их.  Далее повторяет эти действия и комментирует  их неправильно, а дети должны исправлять ошибки.

3. Игровое упражнение «Скажи наоборот».

Цель: научить детей называть действия с противоположным значением.

 Наглядный материал: мяч.

Ход игры: дети встают в круг. Экспериментатор бросает  мяч и называет  действие, а ребенок поймавший мяч, называет  действие с противоположным значением.

Речевой материал:

- НАливает – ВЫливает;

 - Входит – ВЫходит;

- ЗАкрывает – ОТкрывает;

 - ПРИплывает – ОТплывает;

 - СОбирает – РАЗбирает;

 - ПОДъезжает – ОТъезжает.

Игровые упражнения на формирование навыков образование детенышей животных.

1. Игровое упражнение «Страшный зверь».

Цель: формировать умение соотносить взрослых животных с названиями их детенышей.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: экспериментатор читает рассказ и делает паузы, показывая картинки, дети должны вставлять подходящие по смыслу слова.

Речевой материал:

«У девочки Вари были кошки с …(котятами),

собака с… (щенятами),

 утка с… (утятами),

курица с… (цыплятами),

коза с… (козлятами).

 Как-то раз утята побежали к реке, стали плавать и нырять, а котята, цыплята, щенята и козлята смотрели на них. Вдруг слышат: «Тра-та-та!» Испугались малыши и побежали к своим мамам. Котята к… (кошке),

щенята к… (собаке),

 утята к… (утке),

цыплята к… (курице),

козлята к… (козе).

2. Игровое упражнение «День рождения Пуха».

Цель: формировать умения соотносить названия животных с названиями их детенышей.

Наглядный материал: игрушки и предметные картинки.

 Ход игры: дети встают вокруг стола, на столе раскладываются  картинки со взрослыми животными. Экспериментатор рассказывает  детям про котенка Пуха и его день рождения, как к нему пришли гости и они играли в прятки, и сопровождая свой рассказ действиями с игрушками. Дети вставляют  подходящие по смыслу слова и отвечают на вопросы.

Игровые упражнения на формирование навыков образовывать притяжательные прилагательные.

1. Игровое упражнение «Чей, чья, чье?»

Цель: формировать умения образовывать притяжательные прилагательные.

Наглядный материал: предметные картинки и игрушки.

 Ход игры:

1 вариант. На доску вывешиваются  картинки с изображением животных, а детям раздаются  картинки отдельных их частей (хвост, лапа, уши). Дети по очереди выходят к доске, и называют, какого животного у них часть.

 2 вариант. Экспериментатор  показывает  детям игрушку и задаёт  вопросы:  чей?, чья?,  чьи?

Игровое упражнение на формирование навыков образовывать сравнительную степень прилагательных. 

1. Игра «Договори предложения».

Цель: научить детей образовывать от прилагательных сравнительную степень.

Ход игры: Экспериментатор зачитывает предложения, а дети должны его закончить.

 Речевой материал:

 - Вова сильный, а его брат еще… (сильнее);

 - Машина едет быстро, а самолет летит еще… (быстрее);

 - Весной погода теплая, а летом еще… (теплее);

- У Лены фарш длинный, а у Кати еще… (длинее);

 - Вечер темный, а ночь еще… (темнее);

- Мороженое вкусное, а конфета еще… (вкуснее).

Задания на образование двухсоставных слов.

 Игра: «Эхо»

Цель: научить детей образовывать и понимать сложные слова.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям вначале читается стихотворение, выделяется  интонацией каждая значимая часть слова:

Рыбу ловит рыболов.

Пчел разводит пчеловод.

Землю копает землекоп.

Пешком ходит пешеход.

Лед колет ледокол.

Листья падают – наступает листопад.

Лес рубит лесоруб.

Трубы чистит трубочист.

По дороге едет вездеход.

Пыль сосет пылесос.

После детям заново читается  стихотворение, но дети сами его заканчивают.


Примеры игр и заданий на указанные направления работы воспитатели

подбирают самостоятельно, опираясь на собственный опыт и доступную литературу.

   Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

   Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Перечень форм и методов экологической работы с дошкольниками:

  • экологические экскурсии;
  • уроки доброты;
  • уроки мышления;
  • экологические кружки;
  • экологические конкурсы;
  • экологические аукционы, марафоны, викторины;
  • экологические акции;
  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;
  • составление экологических карт;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологически музеи;
  • дни экологического творчества;
  • экологические праздники и фестивали;
  • экологические сказки;
  • экологические тренинги;
  • экологические агитбригады.

Как мы видим, видов деятельности по экологическому воспитанию очень много. И наша задача насытить эти занятия элементами развития речи ребёнка, в данном случае играми и упражнениями по развитию грамматического строя речи.

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений задания целесообразно выполнять в игровой форме.

Так, для поддержания интереса к речевым упражнениям можно предлагать:

 задания с мячом (например: взрослый называет большой предмет — «кукла» — и бросает ребенку мяч, ребенок, поймав мяч, называет маленький предмет — «куколка» и т.д.);

 выполнять действия, о которых идет речь в упражнении

(подойти к окну, отойти от окна), затем ответить на вопрос: что ты сделал?;

 рисовать в тетради предметы, о которых идет речь в упражнении, с последующим объяснением того, что нарисовал

(нарисовать 3—4 вида фруктов — больших и маленьких);.

 находить в окружающей обстановке предметы,    о которых идет речь в упражнении (показать шерстяной платок, ситцевое платье и т. д.);

 использовать игрушки, и действия с ними (поставив машинку, спросить: «Что?»; ребенок отвечает: «Легковая машина»; убрав машинку: «Нет чего?» — «Нет    легковой  машины» и т. д.);

 выполнять упражнения пальчиковой гимнастики при проговаривании слов и словосочетаний.

Специально организованные упражнения  создают предпосылки  для освоения языковой системы,  компенсирующие отсутствие языкового чутья  у детей.

Обзор логопедической литературы по развитию грамматического строя речи.

  1. Н.Э. Теремкова.  Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. 1-4 альбомы.
  2. Н.Э. Теремкова.  Практический тренажёр по развитию речи. 4 тетради.
  3. Е. М. косинова. Грамматическая тетрадь. №1, №2, №3, №4.
  4. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.
  5. С. И. Карпова, В. В. Мамаева. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет.
  6. О. И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно.
  7. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина. Развиваем речь у детей 3-4 лет.
  8. О.Н. Крылова. Я учусь говорить правильно. 3-4 года.
  9. О.Н. Крылова. Я учусь говорить правильно. 5-6 лет.
  10. О.Н. Крылова. Я учусь говорить правильно.6 лет.
  11. Вся дошкольная программа. Речь. Москва. «Росмэн»
  12. Школа для дошколят. Развитие речи. 6-7 лет.
  13. Школа для дошколят. Тренажёр по развитию речи. 6-7 лет.
  14. Е. И. Веселова, Е.М. Скрябина. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР.
  15. М.А. Поваляева. Развитие речи при ознакомлении с природой.
  16. О.В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир. Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками.
  17. О.В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир. Дидактический материал к занятиям в подготовительной группе.

Муниципальная бюджетная дошкольная организация

«Центр развития ребёнка – детский сад №122»

Доклад на тему:

«Развитие грамматического строя речи дошкольников

в экологическом воспитании»

                                                                                      Подготовила:

учитель-логопед

                                                                                       Кривцова И.Е.

- Курск - 2017-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи детей от 2 до 3 лет(вторая младшая группа)

Беседы по картинкам при рассматривании иллюстраций к сказкам помогут детям быстрее овладеть необходимыми и доступными им грамматическими навыками,расширить активный и пассивный словарный запас,формиро...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Развитие грамматического строя речи дошкольников. Словоизменение.

В материале представлены приёмы работы над развитием и совершенствованием грамматического строя речи(навыки словоизменения) у дошкольников младшей группы(3-4 года)....

Дидактические игры для развития грамматического строя речи

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольн...

Направления коррекционно-педагогической работы со школьниками с ЗПР по развитию грамматического строя речи

В работе представлены основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию грамматического строя речи школьников с задержкой психического развитию. Элементы данной работы можно использо...

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....