"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Суслова Марина Валентиновна

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи

Задачи:

закрепление умения находить причастия в тексте;

определять его грамматические признаки;

находить и правильно писать орфограммы в причастии;

выделять запятыми причастный оборот;

правильно употреблять причастия и причастные обороты.

Форма урока: урок-игра, экспедиция по бурному морю причастий

Оборудование: проектор, компьютер, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtorenie_prichastiya_7_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи

Задачи:

закрепление умения находить причастия в тексте;

определять его грамматические признаки;

находить и правильно писать орфограммы в причастии;

выделять запятыми причастный оборот;

правильно употреблять причастия и причастные обороты.

Форма урока: урок-игра, экспедиция по бурному морю причастий

Оборудование: проектор, компьютер, презентация

                                                                       Ход урока

Организационный момент (2 слайд)

Приветствие.

Сообщение темы урока.

Цели формулируют дети, далее они конкретизируются учителем.

Сообщение формы урока.

Помогать нам исследовать бурное море причастий будет этот замечательный человек. Кто это? (На экране появляется портрет И.К. Айвазовского). Чем известен И. К. Айвазовский?

На уроке нас будут сопровождать морские пейзажи замечательного русского художника.

Квалификационные испытания (3 слайд)

Чтобы нас всем классом взяли в экспедицию, мы должны пройти квалификационные испытания и доказать, что готовы участвовать в научной работе.

Задание: найдите и выпишите причастия, определите разряд, время.

На картине изображено поднимающееся над гневной пучиной солнце. Оно открывает алые ворота в грядущий день. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ночным мраком. Высоко поднимаются яростно ревущие волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке людей, спасающихся на обломках мачты. Это девятый вал.

         

Работа с текстом, работа по карточкам

Тема – море на картине Айвазовского.

Основная мысль: море на картине – это грозная стихия.

К какому типу речи относится данный текст? (Описание)

Какие средства выразительности использованы в художественном описании моря?

Эпитеты: гневная пучина, яростно ревущие волны.

Метафора: алые ворота в грядущий день.

Почему в тексте используется так много глаголов и причастий?  (Море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия).

Маршрут – повторение (4 слайд)

Мы успешно справились с заданием и можем смело отправляться в путь. Наш маршрут в бурном море причастий:

Грамматические признаки причастия

Орфограммы причастий

Знаки препинания в предложении с причастным оборотом

Употребление причастий и причастных оборотов.

Встреча с китами (5, 6, 7 слайд)

Ветер по морю гуляет, наш кораблик подгоняет,

 Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.


И вот первые приключения. Встреча с китами! Как зовут этих китов, на которых держится каждая часть речи?

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. Охарактеризуйте причастие как часть речи  (ответы учащихся появляются на слайде).

ОГЗ причастия

Морфологические признаки – глагольные, признаки прилагательного, собственный признак.

Синтаксические признаки.

Остановка на необитаемом острове

 ( 9 слайд)

Следующий этап экспедиции – повторение орфографии. И называться он будет «Остановка на острове», потому что  при написании причастий часто возникают  ошибки.

Необитаемый остров,

ещё не исследованные районы,

 озаряемые лучами солнца,

неполадка устранена,

встреченные препятствия,

нечаянное открытие,

найденный судовой журнал,

заворожён красотой,

подгоняемый попутным ветром.

Объяснение орфограмм, самопроверка с использованием ключа на слайде.

Шторм (10, 11 слайд)

  1. Следующий этап экспедиции – повторение грамматики. И называться он будет “Шторм”, потому что на правописании причастий нас, честно говоря, штормит.  
  2. На картине изображено освещённое море  лучами утреннего солнца.
  3. Спасающим на обломках мачты людям    предстоит ещё одно испытание.
  4. Солнце закрыто тяжёлыми серыми тучами, нависшие над зеленоватыми волнами.
  5. В тихом зеркале водного пространства    отражаются жемчужные облака, ползущих    по светлому небу.

 Предложения исправляются, записываются. Комментируется правописание и расстановка знаков препинания.

Пиратское нападение (12, 13, 14 слайд)

Внимание! Прямо по курсу пираты! Они совершили разбойное нападение на корабль причастий и причастных оборотов. Причастия просят о помощи. Нам нужно  образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов: бороться,искать, найти, не сдаваться, есть, жевать, вести, зависеть, двигать.

Ловцы жемчуга (15, 16слайд)

Из каждого путешествия хочется привезти домой сувениры.

Явление урока: извлекается морская раковина.

Что это? А что можно найти в раковине? (ЖЕМЧУЖИНУ).

В языке тоже есть жемчужины, их называют жемчужинами народной мудрости. Наши ловцы жемчуга расскажут о своих находках.

Сообщение учащихся: Мы работали со сборниками пословиц и поговорок. Мы искали пословицы, в которых есть причастия или отглагольные прилагательные. Нам удалось найти несколько жемчужин:

Что написано пером, того не вырубишь топором. Здесь употреблено краткое причастие НАПИСАНО.

Человек неучёный что топор неточеный. Здесь два отглагольных прилагательных: неучёный и неточёный.

Легко добыто, легко и прожито. В этой пословице два кратких страдательных причастия: добыто и прожито.

Незваный гость хуже татарина. Отглагольное прилагательное незваный. 

Сила, не знающая цели, - мать лени. В этой пословице мы встретили действительное причастие не знающая

Заработанная копейка дорого стоит. В этой пословице употреблено полное страдательное причастие заработанная.


Когда мы искали пословицы, мы заметили, что причастия и отглагольные прилагательные употребляются редко, гораздо реже, чем прилагательные, потому что пословицы – это произведения устного народного творчества, а причастия употребляются в речи письменной.

Клад (17 слайд)

Итоги нашего урока. Мы совершили длительное путешествие, и будет справедливо, если нам достанется клад, скрытый в пучине бурного моря причастий. Но его нужно ещё добыть. Узнайте этого человека, так много сил отдавшего, чтобы передать нам поистине богатейший языковой клад.

Портрет В. И. Даля. Клад – словарь.

"Причастие - часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного". В. И. Даль.

Домашнее задание

Придумать грамматическую сказку:

“О послушном Причастии, так похожем при склонении на Прилагательное”

“О сложных взаимоотношениях Причастия с Зависимым и Определяемым словами”

“О том, как Причастный оборот от Запятых спасался”

“О жизни Действительного и Страдательного Причастий, таких прохожих по характеру”

“О том, как Причастия решили похудеть и что из этого получилось”

1. Укажите морфологические признаки, унаследованные причастием от глагола и прилагательного.

Вспомнить каким причастиям принадлежат данные суффиксы.-ущ-(-ющ-)

-ащ- (-ящ-)        -вш-, -ш-.

Задание 2-ой команде даёт 3-я команда

Каким причастиям принадлежат данные суффиксы-ем-(ом-), -им-        -енн-(-ённ-), -нн-, -т-

Конкурс №2 “Пунктуационный”

Расставить знаки препинания в предложениях.

Построенная на выгоде дружба не бывает прочной.

Шуба скроенная по совету друзей никогда не будет мала.

Слово идущее от сердца согревает три зимы подряд.

Человек закаляющийся с детских лет всегда бодр и здорв.

Не замеченный противником батальон зашёл в тыл.

Конкурс №3 “Орфографический”

1. Вставить пропущенные буквы, выделяя суффиксы причастий.

Умира..ие звёзды, бодр..ий морской воздух, запах распуска..щейся зелени, брезж..щий свет звёзд, сверка..ий снег, улыба..ееся детское лицо, утоля..ее боль лекарство, стро.ийся дом, приближа..аяся ночь, плыву..ие облака, веду..ая к садам дорожка.

2. Запишите в два столбика причастия с суффиксами –ем- , -им-

Муч..ый жаждой, рекоменду..ая книга, сжига..ое топливо, уважа.. ый всеми, умножа..ое число, видый простым глазом, колеблый ветром, взвешива..ый товар, забива..ый в стену гвоздь.

3. Вставь пропущенные буквы.

Выслуш…ый приказ, отпущ…ый товар, задерж…ая книга, успоко…ые родители, разве…ые сомнения, выброш…ый мусор, засе…ые поля, заостр…ые копья, встревож…ая мать, измуч…ое животное, замеч…ая опечатка, выпущ…ая птица, раскле…ые объявления, навьюч…ые волосы, растер…ый вид, обещ…ый подарок, сдерж…ый шёпот.

4. Вставь пропущенные буквы. Выпиши причастия и прилагательные в две колонки. Ищи подсказку.

Смущён…ый юноша, бешен…ый пёс, квалифицирован…ый рабочий, кован…ая решётка, выполнен…ая работа, журавлин…ый крик, единствен…ое доказательство, кожан…ые перчатки, окон..ые рамы, жарен…ая на сковородке рыба, сушён…ые грибы, смышлён…ый парень, ранен…ый в бою солдат, незван…ый гость, отработан…ые дни, сушён…ые на солнце грибы, вспахан…ые поля.

5. Раскрыть скобки.

(Не)изгладимое впечатление, задача (не)решена, (не)пролазный орешник, никогда (не)упрекавший, (не)замеченный противником, (не)выполненное задание, волосы (не)причёсаны, ещё (не)созревшая пшеница,(не)тронутая природа, трава (не)скошена, (не)освещённая комната, (не)летящая, а сидящая птица, (не)пробудный сон.

Конкурс №4. “Вопросы “на засыпку”

1. Установи, в каком случае предан является кратким страдательным причастием и в каком – прилагательным.

Преданность вечно была в характере русского люда.

 Кто же не предан теперь? Ни одного не найдёшь.

 Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу;

 Каждый, кто честен, умён, предан, суду.

2 В роли какой части речи выступают причастия?

Мы в грядущее смело глядим.

 От перестановки слагаемых сумма не меняется.

 Утопающий и за соломинку хватается.

 В нашем классе нет отсутствующих.

 Я уважаю прошедшее ваше и презираю настоящее.

3. Попробуй образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать, есть, жевать, вести, вычитать, предлагать, зависеть.

4. В стихотворении А. Пушкина “К морю” есть такое четверостишие:

Моей души предел желанный!

 Как часто по брегам твоим

 Бродил я тихий и туманный,

 Заветным умыслом томим.

Что означает слово томим, как и от чего оно образовалось?

5. Какое двойное лексическое значение имеют данные слова: выдвинут, обманут, покинут, проникнут, тронут?

Конкурс №5. “Творческий”

Придумать грамматическую сказку:

“О послушном Причастии, так похожем при склонении на Прилагательное”

“О сложных взаимоотношениях Причастия с Зависимым и Определяемым словами”

“О том, как Причастный оборот от Запятых спасался”

“О жизни Действительного и Страдательного Причастий, таких прохожих по характеру”

“О том, как Причастия решили похудеть и что из этого получилось”

                                      Карточка 1

Се…щийся дождь; стро…щиеся дома; дремл…щий старик; трепещ…щий на ветру; скач…щая лошадь; ясно вид…щий цель; шепч…щиеся кусты; пен…щиеся волны; та…щий снег; дыш…щий прохладой; стел…щийся туман; клокоч…щий водопад; кле…щие коробки; хлопоч…щие о детях; бор…щийся с ленью.

__________________________________________________________

        Карточка 2

Держ…щие знамена; завис…щие от нас обстоятельства; кол…щий предмет; дежур…щий милиционер; пил…щий дрова; охраня…щие границы; пряч…щийся в кустах; ненавид…щий ложь; плещ…щееся море; руб…щие лес; слыш…щие шум; завис…щие от погоды; леч…щий врач; рокоч…щая вдали; тяжело дыш…щий.

__________________________________________________________

        Карточка 3

Слыш..вший шорох; ненавид…вший ложь; обид…вший малыша; ма…вшийся от жары; удосто…вший чести; раста…вший снег; разве…вший семена; посе…вший страх; рассе…вший сомнения; почу…вший зверя; раскле…вший афиши.

__________________________________________________________

        Карточка 4

Прав…вший конями; увид…вший картину; се…вший рожь; отта…вшая земля; встрет…вший друзей; постро…вший дом; ужал…вшая ребенка; ла…вшая собака; завис…вший от обстоятельств; завяз…вший узел; отча…вшийся человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи детей от 2 до 3 лет(вторая младшая группа)

Беседы по картинкам при рассматривании иллюстраций к сказкам помогут детям быстрее овладеть необходимыми и доступными им грамматическими навыками,расширить активный и пассивный словарный запас,формиро...

Развитие грамматического строя речи дошкольников. Словоизменение.

В материале представлены приёмы работы над развитием и совершенствованием грамматического строя речи(навыки словоизменения) у дошкольников младшей группы(3-4 года)....

Урок обобщения и систематизации знаний в технологии развития критического мышления по теме: "Кожа"

Предлагаю Вашему вниманию разработку обобщающего урока по теме: Кожа" в 8 классе, в режиме технологии РКМ....

Причастие. Повторение и обобщение изученного.

Обобщающий урок по теме : "Причастие " в 7 классе...

Карточки с заданиями для закрепления умения находить производные, используя правила дифференцирования.

Многовариатные карточки с заданиями. Так же дана таблица формул дифференцирования....

интегрированный урок русского языка и литературы в 10 классе "Обобщение и систематизация знаний по фонетике, морфемике, лексике,морфологии, стилистике и орфографии на основе анализа текста Бориса Полевого "Миша уходит к партизанам".

В данном материале даны сведения писателе Борисе Полевом,о видах разбора текста, ведется работа по формированию орфографических навыков, представлены групповая, парная и фронтальная работа с классом, ...

Презентация к уроку "Причастие. Повторение и обобщение изученного" 6 класс

Данный урок разработан в соответствии с ФГОСам по учебнику 6 класса под редакцией М. Разумовской.Это урок-путешествие по родному городу....