Путешествие в страну Смешариков. Знакомство со звуком ш и буквой Ш.
план-конспект на тему

Глебова Ольга Владимировна

Занятие направлено на знакомство детей подготовительной группы со звуком ш и буквой Ш, развитие фонематического слуха, повторение изученного материала о гласных и согласных звуках и буквах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_gramota_smeshariki.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                            Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Средняя общеобразовательная школа № 1368

дошкольное отделение №3

Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

 «Путешествие в страну Смешариков.

Звук [ш]. Буква Ш»

                                                                                     

                                                                                      Подготовила и провела

                                                                                              учитель-дефектолог            

                                                                                   Глебова О. В.

Москва 2018

Цель занятия: Знакомство детей со звуком [ш] и буквой Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Повторить ранее пройденный материал о гласных и согласных звуках.

-Уточнить акустико-артикуляционную характеристику звука [ш].

-Учить выделять звук ш из состава слова и называть слова со звуком [ш] в заданной позиции.

-Упражнять в слоговом и звуко-буквенном анализе слов.

-Познакомить с графическим изображением звук [ш] – буквой Ш.

-Учить читать слоги, слова, предложения и тексты с данной буквой.

-Учить писать слова печатными буквами.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать артикуляционную моторику, дыхание и голос.

-Развивать фонематические процессы.

-Развивать слуховое внимание и слуховую память.

-Развивать логическое мышление, воображение.

-Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

-Воспитывать положительный эмоциональный настрой, дружелюбие.

Оборудование и материалы:

Игрушки Смешарики, изображения их домиков, предметные картинки ( кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.), фишки для звуковых схем, схема для анализа артикуляции звука, карточка с буквой Ш, макет звука [ш];

учебники О.Г.Молчановой «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» на каждого ребенка, тетради в клетку на каждого ребенка.

 

 

 1.Оргмомент.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь! И с таким хорошим настроением мы с вами сегодня отправляемся в путешествие в Страну Смешариков. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно ответит на вопрос.

2.Повторение пройденного материала.

-Чем звуки отличаются от букв?

(-Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.)

-На какие две основные группы делятся все звуки?

(-Звуки бывают гласные и согласные.)

-Чем гласные звуки отличаются от согласных?

(-Когда произносятся гласные звуки, воздух проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий, а когда произносятся согласные звуки, воздух встречает препятствия: губы, зубы, язык.)

-Назовите шесть гласных звуков.

(-[А], [о],[ у], [и], [ы], [э].)

-Назовите твердый согласный звук в слове киты.

(-[Т].)

-Назовите гласные звуки в слове утка.

(-[У], [а]).

-Назовите мягкие согласные свуки в слове мячик.

(-[М], [ч]).

3.Знакомство со звуком [ш].

-Молодцы, ребята. Правильно ответили на вопросы, поэтому вас встречают в своей стране ваши любимые герои.

Живут на свете Шарики,

Шарики-Смешарики.

Вот Баран, зовут Бараш.

Мудрый лось, зовут Лосяш.

Крошка кролик - зовут Крош.

Этот кролик так хорош!

Кругленькая хрюша

По прозванью Нюша!

-Послушайте еще раз, как звучат их имена и скажите, какой общий звук вы услышали во всех словах?

(Звук [ш].)

-Сегодня мы будем знакомиться со звуком [ш] и буквой Ш.

4. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

-Давайте пошипим, как змейки.  (Ш-ш-ш)

 

Анализ артикуляции по схеме:

-В каком положении находятся губы?

(Губы округляются.)

-В каком положении зубы?

(Между зубами небольшая щель.)

-Где  находится язык?

( Язык поднимается к верхнему небу в форме чашечки.)

-Дадим характеристику звуку [ш]. Он какой?

(Согласный.)

-Почему вы так решили?

(Потому что воздух встречает препятствие в виде поднятого язычка.)

-Он твердый или мягкий?

(Твердый.)

-Каким цветом мы будем его обозначать?

(Синим.)  (На доску выставляется макет звука.)

-Звук [ш] звонкий или глухой. Проверьте.

(Глухой, потому что голоса нет.)

5. Произношение звука [ш].

Физкультминутка.

-Ребята, изобразите деревья, качающиеся на ветру. (Руки подняли вверх. Покачали  ими.) Листва шумит: Ш-ш-ш.

-Покажите, как мишка идет по опавшей листве. А листья под лапами шуршат: Ш-ш-ш

Дыхательная гимнастика.

-Надуем воздушный шарик. (Глубокий вдох носом, надуть живот, как шар.)

-Шарик лопнул. (Выдох ртом со звуком [ш].) Руками показывают.

6. Развитие фонематических представлений.

-Бараш (показать игрушку) просит вас назвать слова со звуком [ш] в начале слова.

-Теперь со звуком [ш] в середине слова.

-В каких словах звук [ш] живет в конце? (Схема на доске)

-Молодцы!

7.  Письмо слова. Звуко-буквенный анализ слова.

-А тем временем мы подошли к домику одного из наших друзей. Чтобы узнать, кто здесь живет, надо определить, с какой буквы начинается слово и вписать ее в свой листочек. Педагог показывает картинки, дети называют слово, определяют первую букву и пишут ее в клеточку.

(Кошка, ромашка, облако, лиса, иголка, кукла.)

-Какое слово у вас получилось?

(Кролик.)

-Да, здесь живет кролик Крош. (Показ игрушки.) Мы споем про него песенку.

 Пальчиковая гимнастика.

Маленький кролик с большими ушами

Розовым носом, смешными усами,

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле.

Чистит он шерстку себе или спит,

Кролик ушами всегда шевелит! (Движения по тексту.)

-Крош просит вас сделать звуковой разбор слова. (Один ребенок выполняет разбор на доске с комментированием, остальные - на столах.)

8.Знакомство с буквой ш.

-Отправляемся дальше в путь и подходим к домику Нюши. (Показ игрушки.)

-Она нас познакомит с буквой, с которой дружат все Смешарики! Это буква Ш. (буква выставляется на доске),которая на письме обозначает звук [ш].

-На что похожа эта буква?

(На забор, на расческу, на окошко и т.д.)

-Три столбца красиво в ряд

 Как солдатики стоят.

-Превратимся в маляров, возьмем в руки кисти и напишем большую букву Ш (В воздухе).

А теперь превратимся в Буратино и напишем эту букву длинным носом.

9.Чтение слогов.

-Нюша пока не умеет читать, но очень хочет научиться. Пусть она послушает, как читаете вы и поучится. Откройте учебник на стр. 54, №5  (О.Г. Молчанова «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать») Читают слоги по цепочке.

10. Чтение слов. Деление слов на слоги, постановка ударения.

-Стр.55, № 6. Комментируют по одному слову. ( Шоколад. В этом слове три слога. Первый слог-шо, второй-ко, третий-лад. Ударение падает на третий слог.)

11.Развитие логического мышления.

-Наше путешествие продолжается. Около своего домика нас встречает Лосяш.  (Показ игрушки.)

Он дает нам трудное задание. Надо прочитать загадки, отгадать их и найти лишнее слово. Стр. 55, №8 .(Кошка, петух, мышка, мишка).

-Какое слово лишнее и почему?

(Петух, т.к. в нем нет звука[ ш].)

12.Чтение текста.  (По цепочке.)

Стр.56, №10

-О каком времени года мы читали?

(О зиме.)

-Какую одежду надели дети?

(Дети надели шубы, шарфы и шапки.)

-Кто взял санки?

(Миша и Саша взяли санки.)

-Как веселились ребята?

(Они катались с горки.)

-Назовите имена, которые встретились в тексте.

(Саша и Миша.)

-Вспомните правило правописания имен.

(Имена пишутся с большой буквы.)

13. Подведение итогов.

-Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Смешариков.

-С каким звуком познакомили нас Смешарики?

(Они нас познакомили со звуком [ш].)

-Какой это звук?

(Он согласный, твердый, глухой.)

-Какой буквой он обозначается на письме?

(Он обозначается буквой Ш.)

-Что вам особенно понравилось и запомнилось сегодня?

-А Смешарикам очень понравилось, как активно вы работали сегодня и правильно отвечали на все вопросы.

Смешарики прощаются с вами. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну звуков и букв

Интегрированное логоритмическое занятие для обучающихся начальной коррекционной школы VIII вида...

Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"

Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...

"Путешествие по стране Звуков и Букв"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка для 5 класса "Путешествие по стране Звуков и Букв" с презентацией.Цель урока: систематизация и закрепление знаний учащихся по изученным раздел...

Развлечение "Путешествие в страну звуков и букв"

Для закрепления изученного материала проводятся развлечения....

Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П,п

Урок азбуки в 1 классе. Тип урока: изучение нового материала...

Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П,п

Урок азбуки в 1 классе. Тип урока: изучение нового материала...

Путешествие в страну букв и звуков

Путешествие в страну букв и звуков...