"Путешествие по стране Звуков и Букв"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Фролова Любовь Николаевна

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка для 5 класса "Путешествие по стране Звуков и Букв" с презентацией.

Цель урока: систематизация и закрепление знаний учащихся по изученным разделам: «Фонетика», «Графика», «Орфоэпия», «Орфография».

Задачи урока: повторить лингвистические понятия по данным разделам; создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся; содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроках, в новые жизненные ситуации; формировать нормы правильной литературной речи; развивать познавательный интерес к русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-_puteshestvie.rar2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Кольчугино Владимирской области

Путешествие по стране Звуков и Букв

(урок русского языка в 5 классе)

Урок разработала

Фролова Любовь Николаевна,

учитель русского языка

и литературы

Тема урока: Путешествие по стране Звуков и Букв.

Цель урока: систематизация и закрепление знаний учащихся по изученным разделам: «Фонетика», «Графика», «Орфоэпия», «Орфография».

Задачи урока: повторить лингвистические понятия по данным разделам; создать ситуацию успеха, направленную на развитие креативных способностей учащихся; содействовать формированию умений переносить знания, полученные на уроках, в новые жизненные ситуации; формировать нормы правильной литературной речи; развивать познавательный интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы. Целеполагание

Учитель: Вы изучили разделы «Фонетика» и «Графика», познакомились с законами «Орфоэпии», повторили и узнали новые правила «Орфографии», поэтому загадочная и волшебная страна (слайд 1) Звуков и Букв приглашает вас в увлекательное путешествие.

Открываем тетради, записываем тему урока. Давайте вместе определим, что мы должны сделать, путешествуя по стране Звуков и Букв. (Повторить и закрепить основные сведения, которые изучили в данных разделах, показать знания и умения, которые приобрели.) Помощницей в дороге будет карта (слайд 2).

Много испытаний вас ждёт впереди: и высокая гора, и бурная река, и дремучий лес. Тех, кто удачно пройдет этот путь, ждёт достойная награда.

  1. Контроль степени усвоения учащимися изученного материала (слайд 3)

Путешествие начинается! Мы у подножия горы Фонетика. Пока будем подниматься, давайте вспомним:

  1. Что такое Фонетика?
  2. Расскажите, что вы знаете о гласных звуках?
  3. Расскажите, что вы знаете о согласных звуках?

Впереди серьёзная преграда – вершина горы Фонетика. Чтобы покорить её, выполним фонетический разбор слова «серьёзный».

(Ученики выполняют задание в тетради, затем учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют друг друга, один из учеников устно объясняет фонетический разбор.

Двое учащихся получают индивидуальное задание: выполнить фонетический разбор слова «счастье».)

Молодцы! Вершина покорена! Какое теперь препятствие у нас на пути? (слайд 4) Горная река! Будем спускаться по неё на плотах, поэтому разделимся на группы (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). Проведем эстафету: «Чей плот проплывет быстрее?»

У каждой группы на 1 парте листочек со словами:

[бал’шаj’ь]

[j’олъч’къ]

[л’ит’ит]

[зъб’ижат’]

[j’изык]

[п’ит’j’о]

[паj’от]

[т’ьр’имок]

Вам нужно по фонетической записи узнать слова и записать их орфографически правильно. Каждый пишет одно слово и быстро передает листочек товарищу. В путь!

(Учитель проверяет индивидуальное задание.)

Эстафета закончилась. Быстрее всех прибыл плот … ряда. Консультанты (сидят на последних партах), проверьте работы, посмотрите, все ли удачно добрались.  (Консультанты проверяют работы.)

А мы сделаем привал, разожжем костер и будем отгадывать метаграммы. (слайд 5)  (Ученики читают метаграммы.)

Пока вы отдыхали, консультанты закончили проверку ваших работ, им слово, (ответы консультантов). Путешествие продолжается. Мы идем по красивой долине Орфоэпии (слайд 6).

Вспомним:

  1. Что изучает орфоэпия?
  2. Почему в устной речи нужно соблюдать орфоэпические правила?

В долине Орфоэпии не любят тех, кто неправильно произносит слова. Докажем, что вы знаете законы орфоэпии. Выполним упражнения 52, 55 (по цепочке).

Мы добрались до дремучего леса (слайд 7), за которым в замке живет Орфография. Мы должны попасть к ней. Вперед! Через лес!

Возьмите листочки с текстом (лежат на парте). Прочитайте про себя. Прочитайте выразительно (один ученик читает). Вставьте в слова пропущенные буквы, объясните орфограммы. Подчеркните грамматические основы, поставьте знаки препинания.

Текст. (слайд 8)

  1. Мы уходим всё дальше в лес по у…кой тр…пинке.
  2. Лучи со…нца играют на изумрудных полянах и под деревьями др…жат подпрыгивают солнечные зайчики.
  3. К…лючие ветви, к сожалению, царапают руки и лицо т…жёлый рю…зак ц…пляется за сучья.
  4. Вдруг б…льшой жёлудь падает к нашим ногам.

А теперь работа в парах – взаимопроверка. Будьте внимательны. Каждый получит оценку. Будет учитываться не только выполненная вами работа, но и качество проверки работы товарища.

        IV. Физкультминутка.

(слайд 9) Наконец-то мы пришли к замку, где нас ждёт Орфография.

  1. Что такое орфография?

(Около замка встают ученики, у которых эмблемы Ъ-Ь)

Ъ: - Путь закрыт!

Учитель: - Почему?

Ъ: - Мы стражники замка Орфографии. Пропускаем только великих знатоков русского языка.

Ь: - Мы пропустим вас, если вы правильно нас вставите в слова. (слайд 10)

отъезд

письмо

почтальон

подъём

большой

облачность

речка

объясни

друзья

цель

вьётся

объят

семья

серьёзный

барьер

судьба

жизнь

просьба

подъезд

объявление

бантик

съел

адъютант

разъезд

дверь

Ъ и Ь: (открывают двери)

 - Пожалуйста, проходите.

(Выходит Орфография) (Ученица)

Орфография: - В это путешествие пригласила вас я. Вы успешно преодолели все преграды, порадовали меня своими знаниями и навыками. Наградой вам станут ваши оценки. (Выставление оценок)

        V.  Подведение итогов. Рефлексия.

А наша замечательная страна еще не раз позовёт вас пройти по её трудным дорогам. На прощание я дарю вам слова Ивана Сергеевича Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (слайд 11)

Учитель: - Вот и закончилось наше путешествие по стране Звуков и Букв.

Задание на дом.

  1. Придумать игровые ситуации, которые мы сможем использовать на следующих уроках для проверки ваших знаний по разделам «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография» (в течение недели)
  2. Подготовиться к проверочной работе (на следующем уроке).

Использованная литература (слайд 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну звуков и букв

Интегрированное логоритмическое занятие для обучающихся начальной коррекционной школы VIII вида...

Мастер - класс по подготовке к обучению грамоте "Путешествие по стране звуков и букв"

Данный мастер - класс разработан совместно учителем - дефектологом и учителем - логопедом. Цель мастер – класса:сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов гру...

Развлечение "Путешествие в страну звуков и букв"

Для закрепления изученного материала проводятся развлечения....

Консультация-практикум для родителей "В стране звуков и букв русского языка"

Практическое пособие по составлению звуковых схем слов при обучении дошкольников грамоте....

Конспект занятия «Путешествие по островам звуков и букв»( Звуки к и к’ ; буквы « К,к»).

Конспект занятия «Путешествие по островам звуков и букв». ( Звуки    к  и    к’  ; буквы « К,к»)....

Задания к олимпиаде по логопедии "Путешествие в страну звуков и букв"

Задания для олимпиады по логопедии для обучающихся с ОВЗ. 2-3 классы...