Модель сопровождения детей и семьи в ДОО.
статья на тему

Коротких Лариса Владимировна

В  статье представлена апробированная модель  сопровождения детей и семьи в ДОО в соответстии с ФГОС  ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_soprovozhdeniya_detey_i_semi1.pptx2.79 МБ
Файл model_soprovozhdenie.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модель сопровождения детей и семьи в БМАДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида» Составитель : Коротких Лариса Владимировна Учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, председатель ПМПК БМАДОУ «Детский сад № 17»

Слайд 2

« Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» - Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р указывает на необходимость повышения гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования, обеспечивает поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей и определяет стратегической целью государственной политики в области образования повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества.

Слайд 3

Для реализации Модели сопровождения детей и семьи БМАДОУ «Детский сад № 17» в соответствии с ФГОС ДО были определены следующие задачи : 1) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 2) оказать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 3) обеспечить коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования (Программы);

Слайд 4

4) создать условия для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. 5) использовать инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Слайд 5

Модель сопровождения детей и семьи в БМАДОУ «Детский сад № 17 комбинированного вида»

Слайд 6

Планируемый результат : снятие статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», сформированность психологического и речевого развития ребенка в соответствии с возрастом, дальнейшее успешное обучение в общеобразовательном учреждении.

Слайд 7

Дистанционное обучение родителей

Слайд 8

По сопровождению детей и семьи В БМАДОУ «Детский сад № 17» разработаны: Положение о ПМПК БМАДОУ «Детский сад № 17», Положение об индивидуальной карте учета динамики развития ребенка, Положение о разработке адаптированной основной общеобразовательной программы, Положение о разработке адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, посещающих группы общеразвивающей направленности; Положение о логопедическом пункте; Положение о группе комбинированной направленности; Положение о группе компенсирующей направленности; Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелым нарушением речи; Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с задержкой психического развития; Адаптированная общеобразовательная программа для детей, посещающих группы общеразвивающей направленности.

Слайд 9

Для выполнения рекомендаций ПМПК и сопровождения детей с ОВЗ в БМА ДОУ «Детский сад № 17» созданы: психолого-медико-педагогический консилиум, группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, группа комбинированной направленности для инклюзивного образования детей с задержкой психического развития наравне с нормально развивающимися сверстниками, логопедический пункт для коррекции нарушений речи, кабинет психологической помощи, медицинский блок для оказания оздоровительно-профилактических и коррекционно-восстановительных мероприятий, кабинет консультативной помощи учителя-дефектолога .

Слайд 10

Итог – Разработка индивидуальной карты учета динамики развития ребенка на каждого, получившего заключение ПМПК (Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.01.2012 г. № 17-И «Об утверждении состава и порядка работы центральной и территориальных областных психолого-медико-педагогических комиссий Свердловской области в 2012 году») ; обучение детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности по адаптированной основной общеобразовательной программе (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"),

Слайд 11

в группах общеразвивающей направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации") ; консультативная и обучающая поддержка семей обучающихся, испытывающих трудности в освоении программы, развитии и социальной адаптации.

Слайд 12

Дети с ОВЗ ежегодно участвуют в конкурсах и фестивалях для детей дошкольного возраста, наравне с здоровыми сверстниками.



Предварительный просмотр:

Модель сопровождения детей и семьи в ДОО.

Коротких Лариса Владимировна,

учитель-логопед,

Дудина Нина Семеновна,

воспитатель,

БМАДОУ «Детский сад № 17» комбинированного вида

г.Березовский Свердловской обл.

  Одним из основных целей ФГОС ДО является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, в том числе и для детей с ОВЗ. Таким образом, Стандарт прямо указывает, что к концу обучения в ДОУ ребенок с ОВЗ должен освоить образовательную программу наравне с нормально развивающимся сверстником. В тоже время, повышается заинтересованность в результатах личностного развития ребенка и его социализации у родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Таким образом, разработка нашей Модели образования своевременна и будет востребована ДО. Инновационный продукт эффективен, т.к. его содержание соответствует поставленным целям и интересам участников образовательных отношений.  

    По результатам ранней и промежуточной диагностики развития детей в детском саду территориальной областной психолого-медико-педагогической комиссией (ТОПМПК) были выявлены дети с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, фонетическим и фонетико-фонематическим нарушением речи, с эмоционально-волевыми нарушениями.

Поэтому основной целью Модели образования в БМАДОУ «Детский сад № 17» стало: создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и профилактики их школьной дезадаптации. Планируемым результатом является снятие статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», сформированность психологического и речевого развития ребенка в соответствии с возрастом и его дальнейшее успешное обучение в общеобразовательном учреждении.

Для реализации данной Модели образования БМАДОУ «Детский сад № 17» в соответствии с ФГОС ДО были определены следующие задачи:

1. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ создать необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;

2. Для квалифицированной коррекции нарушений развития создать специальные программно - методические условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов для проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий;

3.        Создать условия для оптимально полноценного физического, психического, эмоционального и социального развития дошкольников с ОВЗ;

4.        Использовать инновационные технологии для эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Опираясь на ФГОС ДО для реализации Модели образования для детей с ОВЗ в БМАДОУ «Детский сад № 17» проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования), психологической диагностики (выявление и изучение психологом индивидуально-психологических особенностей детей), логопедической диагностики (определение уровня развития речи), при необходимости учителем-дефектологом проводится оценка уровня развития мышления. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

По результатам обследования педагогами БМАДОУ «Детский сад № 17» проводятся беседы с родителями для совместного определения маршрута развития ребенка, выявления "резервных" возможностей ребенка, семьи и ДОУ при выявлении трудностей в освоении Программы, коммуникативных навыков и социализации. С согласия родителей ДОУ направляет ребенка на ТОПМПК с целью определения, уточнения и корректировки образовательного маршрута ребенка и оказания родителям (законным представителям) ребенка консультативной помощи. Для выполнения рекомендаций ТОПМПК и сопровождения детей с ОВЗ в БМА ДОУ «Детский сад № 17»  созданы:

  • психолого-медико-педагогический консилиум,
  • группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи,
  • группа комбинированной направленности для инклюзивного образования детей с задержкой психического развития наравне с нормально развивающимися сверстниками,
  • логопедический пункт для коррекции фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи,
  • кабинет психологической помощи,
  • медицинский блок для оказания оздоровительно-профилактических и коррекционно-восстановительных мероприятий,
  • кабинет консультативной помощи учителя-дефектолога.

Для коррекции и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в соответствии с ФГОС ДО в группах комбинированной и компенсирующей направленности  и для детей – инвалидов созданы:

  • адаптированные основные общеобразовательные программы;
  • рабочие программы педагогов по освоению основной общеобразовательной программы;
  • адекватная возможностям ребёнка охранительно-педагогическая и предметно-развивающая среда в ДОУ;
  • семейная коррекционно-развивающая среда через обучение родителей  навыкам стимулирующего общения с собственным ребёнком.

  Удовлетворенность всех участников педагогического процесса в ДОУ оценивается в соответствии с результатами:

  • для детей – удовлетворенности коррекционно-развивающими, оздоровительными мероприятиями, проходящими в совместной с педагогом игровой форме;
  • для родителей – эффективностью обучения и качественной подготовкой детей к школе;
  • для воспитателей – положительной оценкой деятельности руководителями ДОУ и родителями;
  • для руководителя – высокой оценкой деятельности педагогического коллектива детского сада.

  Таким образом, созданная Модель образования для детей с ОВЗ в БМАДОУ «Детский сад № 17» позволяет повысить качество образования и к концу обучения в ДОУ выровнять стартовые возможности ребенка с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...

Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"

Выступление на Городском форуме Декада инвалидов "Модель психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях ГППЦ ДОгМ"...

Модель психолого- педагогического сопровождения детей

Работа с одарёнными детьми в условиях Дома творчества...

Модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

Обеспечение  системного подхода к организации условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание помощи детям этой категории в успешной интеграции в социуме и в осв...

Модель тьюторского сопровождения детей-билингвов по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Данный учебный модуль предназначен для решения проблемы качественной подготовки к ОГЭ по русскому языку учащихся 9 классов .В нём учитываются возрастные особенности и билингвальный характер обучения. ...

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Посная Г.В.,социальный педагог Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 12&r...

Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»

Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...