Работа над речью учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках истории
статья на тему

Хрусталева Татьяна Викторовна

Работа над речью учащихся коррекционной школы VIII   вида на уроках истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СПЕЦИАЛЬНАЯ  (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ   VIII  ВИДА»

Сообщение на тему:

«Работа над речью учащихся коррекционной школы VIII   вида на уроках истории».

Подготовила

учитель

Хрусталева Т.В.

        Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.                                                              

        Каковы же условия успешного развития речи, формирование речевых умений и навыков у детей?

   I условие – это потребность общения.

   II условие – это нужно дать детям образцы речи или создать речевую среду. От этого зависит разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда – это речь родных и друзей,  это речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках , язык учебников и учебных пособий . Речь помогает ученику не только общаться с другими людьми , но и познавать мир . Овладение речью  - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания  ребенка различными представлениями и понятиями , от жизненного опыта школьника, от объема его знаний. Иными словами , речь, развиваясь, нуждается не только в языковом , но и фактическом материале. Школьник хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен  быть запас знаний . Это III необходимое условие речевого развития учащихся . Существует и обратная зависимость : чем полнее усваиваются богатства языка ,чем  свободнее человек пользуется ими , тем лучше он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития . Общеизвестно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам .

      Относительно простой формой общения , служащей передаче информации, а так же оказывающей эмоциональное воздействие на человека, нередко побуждающей его к практической деятельности является диалогическая разговорная речь.

      Диалог наиболее доступен для ребенка, поскольку он может поддерживаться и направляться собеседником, который нередко бывает взрослым.

   Само начало диалога, инициатива его возникновения затрудняет школьников с ОВЗ, поэтому особую важность имеет создание эмоционально-благоприятной обстановки, стимулирующей учащихся задавать вопросы .

     Основанием для диалога могут служить яркие впечатления о недавно происходящих событиях, праздниках, экскурсиях. Основным методом формирования диалогической речи является беседа. Для организации бесед полезно использовать разнообразные наглядные пособия (реальные предметы, их графические и объемные изображения ) Они привлекают внимание к себе внимание школьников, вызывают у них интерес, способствуют активации познавательной деятельности, побуждают к эмоционально окрашенным высказываниям .

    В старших классах беседы могут проходить с привлечением абстрактных наглядных средств-схем , таблиц . Иногда не вопросы учителя ,а его реакция на правильность или ошибочность высказывания школьника облегчает ученику переход от диалогической речи к самостоятельному  изложению воспринимаемого материала т.е монологу .

   В беседах не преследуются цели дать полную характеристику какого-либо явления. Стоит задача пробудить чувства детей , освежить воспоминания, поделиться ими со сверстниками .Учитель в данном случае выступает, как интересный собеседник, партнер по общению.

Понимание собеседника при непосредственном общении облегчается  рядом факторов. Оно происходит не только за счет произносимых фраз. Огромное значение имеют интонации голоса, мимика, жесты , вся обстановка при разговоре. Собеседник понимает сказанное не только потому что воспринимает речь  , но и потому ,что видит говорящего, находится с ним в общей ситуации.

Проблема становления диалогической речи учащихся с ОВЗ теснейшим образом связана со многими важными вопросами их обучения и воспитания.

Диалогическая речь учащихся с нарушением интеллектуального развития значительно отличается от речи детей с нормальным интеллектом. Она не полноценна в различных планах.

  1. Диалог редко возникает по инициативе детей с нарушением интеллектуального развития. Эти дети обычно мало интересуются окружающим. У них мало поводов задавать взрослым вопросы или вступать с ними в беседу.
  2. Затруднения при диалогической речи связаны с тем, что каждый из собеседников в процессе развертывания диалога должен неоднократно

переходить с позиций говорящего на позиции слушающего. Свойственная учащимся коррекционной школы VIII вида инертность    нервных процессов и замедленные реакции на воздействие осложняют подобные переходы.

  1. Диалог требует, чтобы каждый участвующий в нем следил за развертыванием мысли собеседника и соотносил свою речь с его вопросами и репликами. Эта задача для учащихся с нарушением интеллектуального развития нелегка. У многих из них нарушено внимание. Такие ученики трудно концентрируются на беседе, особенно при наличии побочных зрительных или слуховых раздражителей, которые отвлекают их.  В этих случаях учащиеся забывают, о чем они только что говорили, или перестают слушать собеседника.
  2. Свойственная  учащимся с нарушением интеллектуального развития недостаточность мышления затрудняет понимание услышанного. Это создает определенные препятствия   для поддержания беседы.
  3. Такие дети с большим трудом используют имеющиеся у них знания и не всегда могут мобилизовать их в нужный момент, что также  снижает активность их участия в диалоге.
  4. Многие дети сопровождают свою речь жестами, которыми пытаются, как бы дополнить или пояснить свое высказывание.
  5. В ряде случаев наблюдается формальное участие в беседе. заданные  вопросы вызывают у них не только краткие и односложные, но и стереотипные и даже нелепые высказывания.
  6. Некоторые учащиеся имеют склонность к многократным неуместным повторениям слов или словосочетаний.  Наблюдается неадекватное употребление слов, целых предложений.                                                             При работе над диалогической речью  рекомендую:

А.  На начальных этапах обучения,  избегать резких оценок неправильных ответов и частых исправлений.

Б.  Вырабатывать у детей с нарушением интеллектуального развития умения спрашивать. Особенно важно воспитать стремление узнавать новое потому, что это один из путей расширения их кругозора.

В. Постоянно работать над развитием умения слушать собеседника.

Г. Внимательно относиться к задаваемым учениками вопросам, отвечать на них доброжелательно, спокойно, просто. Определенное место следует отвести воспитанию внимания.

Д. Организуя беседу, нужно стремиться к тому, чтобы дети говорили полными предложениями, так как диалог – один из путей подготовки учащихся к связной речи  т.е. монологу.

Монологическая речь отличается от диалогической тем, что она меньше зависит от ситуации, от тех условий в которых осуществляется. По сравнению с диалогической это более сложная речь. Монологическая речь часто развертывается без собеседника, который присутствует в условиях диалогической речи и побуждает говорящего к высказываниям своими вопросами и замечаниями.

Установлено, что переход от участия в разговоре, который поддерживается и направляется собеседником, к самостоятельному или более развернутому высказыванию протекает у детей с нарушением интеллектуального развития очень сложно.

Учащиеся младших,  средних классов длительное время задерживаются   на таком этапе, когда их речь не является уже только ответами на вопросы, но еще не представляет собой полного рассказа. В этом периоде, чтобы выразить свои мысли в словесной форме, школьники нуждаются в постоянной помощи учителя. В одних случаях эта помощь приобретает вид вопросов, в других учитель сам продолжает оборвавшийся рассказ до определенного места.

Трудности при овладении монологической речью обусловлены рядом причин:

  1. Нарушение познавательной деятельности учащихся;
  2. Недостаточная сформированность диалога;
  3. Учащиеся долго не понимают необходимости словесного воссоздания ясной картины происходящего, последовательного, логического и в известной мере подробного описания событий.

Несколько больший эффект имеют задания, вызывающие у детей ярко выраженные положительные эмоции, например, требующие воспроизведения интересных фактов, событий, но речевая активность у учащихся очень слаба и быстро исчерпывается;

Среди причин, вызывающих затруднение при составлении устного рассказа, определенную роль играет то, что конкретизация и характер развития темы зависит от самого ученика и не поддерживается из вне, а учащиеся далеко не всегда приступают к соответствующей деятельности. Нередко ученики отказываются выполнять задание, отвечают молчанием.

Формированием монологической речи зависит от целого ряда условий:

а) введение дополнительных наглядных средств, конкретизирующих предложенную тему и повышающих интерес к ней.

б) речевая активность может быть усилена эмоциональными моментами, требованиями учителя, учебными интересами учащихся, стремлением ребенка хорошо ответить, заслужить одобрение учителя. Получить хорошую оценку.

Развитие монологической речи может быть рассмотрено не только в плане формирования у детей умения что-то рассказывать, но и с точки зрения возможности воспринять речь говорящего, выслушать и осмыслить сказанное.

Понимание монологической речи ребенка в значительной мере зависит от сложности и понятности темы, эмоциональной насыщенности рассказа, используемого словаря, построения высказываний и от  многих других причин.

Полнота и сознательность восприятия монологической речи у учащихся постепенно повышается от младших классов к старшим.

Каждый учитель знает, как трудно бывает учащимся с нарушением интеллекта выразить свою мысль. Связно передать содержание рассказа. нередко, зная материал. Ученик, тем не менее, не может последовательно и связно изложить его. Поэтому работа над коррекцией речи учащихся должна занимать на уроках истории большое место. Развитие устной и письменной речи школьников – это одно из направлений в преподавании истории. Обогащение словарного запаса учащихся, обучение связной речи и развитие ее выразительности – это задачи, которые стоят перед учителем истории.

Учащиеся специальной коррекционной школы VIII вида, затрудняются самостоятельно последовательно излагать свои мысли, справляются с этим значительно лучше, когда учитель задают им вопросы.

Требования к вопросам беседы в специальной школе следующие:

  1. Вопросы должны быть доступными, т.е. такими на которые могут ответить на основании имеющихся у них знаний, а не путем случайной догадки. ( Нельзя задавать вопросы такого типа : Кто, когда, и куда например повел народ?»,  подразумевая ответ : « Поп Гапон  9 января 1905 г. призвал народ отправиться к Зимнему дворцу»).
  2.  Вопросы должны быть точными и определенными. Например, вместо вопроса: «Что вы знаете об Октябрьской революции?»  Следует спросить: « Как  партия руководила подготовкой восстания?», «Какие силы участвовали в штурме Зимнего дворца?».
  3. Вопросы должны касаться существенных сторон изучаемых явлений. Например, в беседе о партизанской войне 1812 г. едва ли целесообразно ставить вопрос: «Сколько гусаров и сколько казаков было первоначально в отряде Д. Давыдова?».
  4. Вопрос должен быть дидактически прост, логически однороден, должен ставить перед учащимися только одну задачу. Нельзя ставить сдвоенных и строенных вопросов ( исключение «Когда и где произошло событие?»)
  5. Необходимо полностью отказаться от постановки вопросов подсказывающего характера.
  6. Каждый последующий вопрос должен быть связан с предыдущим и логически, и хронологически.
  7. Вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся. Однако использование вопросов в качестве средства,   облегчающего речевое высказывание ребенка, должно являться ступенью для перехода к изложению материала без них.

Отмечая у ученика, который  раньше совсем не мог отвечать без вопросов, положительный сдвиг, учитель сокращает количество вопросов и формулирует их так, чтобы ответ на каждый вопрос представлял несколько развернутых предложений. Таким образом, ответы  ученика постепенно должны приближаться к самостоятельному рассказу.

Бедность словарного запаса учащихся  и трудности усвоения ими исторических терминов требуют тщательной работы на уроке над словарными словами.  Для того, чтобы   обучающиеся лучше запомнили новые словарные слова и активно и правильно могли ими пользоваться, на этапе «Первичное закрепление материала» я  предлагаю  им выполнить различные задания, например:

  1. Соотнесите термины и понятия с объяснениями

иго                               монголо-татарское государство, образованное

                                     на завоеванных русских землях

ярлык                           господство одного народа над другими

          Золотая Орда              ханская грамота на право княжения

  1. Разгадай ребус  

100   лица,                           и100рия                        7я

     3.Заполните пропуски в предложениях

          Самый старый, мудрый и уважаемый член общины это …….

           …..специально обработанная телячья кожа.

       4.Расшифруй анаграмму

эльду                                   (дуэль)

        5.Составь или отгадай кроссворд

            К                                       1.Название нашей Родины.

            РОССИЯ                           2. Главный исторический памятник в центре

             Е                                            Москвы .            

             МОСКВА                         3.Столица России.

             Л

             Ь

Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания, особенно им нравится разгадывать ребусы и расшифровывать анаграммы.

Так за счет многократного, вариативного повторения новых терминов формируется активный и пассивный исторический словарь учащихся.

          Для развития речи можно дать и такие задания как – объяснение слов и выражений. Например ( как вы понимаете фразу: « Пуля дурра. Штык молодец!», или «Что такое монголо-татарское иго?»).  Подбирать пословицы и поговорки по теме и просить учащихся их объяснить : «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Можно предложить детям подобрать к историческому термину родственные слова. Например ( к слову «крепостной», «семья», «дружина» и т. д.)

Развитию монологической речи учащихся с нарушением интеллекта помогают иллюстрации, исторические картины и другая наглядность. Внешние опоры можно использовать на разных этапах урока. При изучении нового материала, его закреплении, при повторении пройденного материала. Учащиеся седьмых  классов составляют рассказ по опорным словам, плану, с использованием иллюстративного материала. А вот  девятиклассники должны пытаться составить устный рассказ без наглядной опоры. Необходимо помнить, что чрезмерное использование вспомогательных средств  для речевого развития ребенка может стать тормозом в развитии его мышления и речи.

На уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна вестись работа по развитию таких качеств речи учащихся , как :

А) содержательность          (правильное, полное конкретное освещение темы )

Б) логичность                       (последовательность изложения, обобщение                                                    

                                                фактов, формулирование выводов)  

В) богатство речи                  (образное, яркое выражение мыслей, чувств)

Г) правильность                     (соблюдение норм, литературного языка,            

                                                   чистота речи)

Д) умения отвечать на вопросы кратко и развернуто и т. д.

Учитель должен обладать указанными качествами, т.к. его речь служит образцом для обучающихся. Целесообразно вводить строго отобранный минимум новых слов и исторических терминов, расширяя постепенно словарь учащихся. Темп речи следует менять в зависимости  от содержания материала.

Необходимо развивать и письменную речь учащихся. Это связано с тем, что на уроках истории они ведут записи в тетрадях (записывают темы, даты, имена исторических деятелей, важные выводы; составляют текстовые таблицы; ведут словарную работу; выполняют небольшие письменные работы).

Работа по развитию  учащихся с нарушением интеллекта – это работа длительная, кропотливая, требующая много сил, умений и терпения.                    

     

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

Мастер-класс на тему : "Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи.

*«Формирование коммуникативно-речевых умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках письма и развития речи»....

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

« Воспитание мотивации у учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения».

Для оптимизации обучения  школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные  на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».

laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....