Урок чтения во 2 классе. Тема урока. Японская сказка «Добрый крестьянин».
план-конспект урока на тему

Воронцова Елена Владимировна

Задачи.

Образовательные:

- познакомить обучающихся с новой сказкой «Добрый крестьянин»;

- познакомить обучающихся с понятием «Японская сказка»;

- формировать умение осознанного чтения, техники чтения;

- развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя;

Развивающие:                                                                                                                                                     

 - развивать слуховое восприятие через словесные инструкции;

-  развивать устную  речь через словарную работу, обогащать словарный запас;

- развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции,  оценивать поступки  в соответствии с определённой ситуацией.

 Воспитательные:

- учить слушать учителя и друг друга, воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь к чтению;

- учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя);

-воспитывать нравственнее качества личности.                                                                                                 

  Коррекционные:

- корригировать память через неоднократное повторение;

- корригировать мышление через анализ и сравнение;

- корригировать эмоционально-волевую сферу через смену видов деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorontsova-konspekt_uroka.docx35.04 КБ

Предварительный просмотр:

Воронцова Елена Владимировна

Урок чтения во 2 классе.

Тема урока. Японская сказка «Добрый крестьянин».

Цель: Формирование читательской компетенции младшего школьника.

Задачи.

Образовательные:

- познакомить обучающихся с новой сказкой «Добрый крестьянин»;

- познакомить обучающихся с понятием «Японская сказка»;

- формировать умение осознанного чтения, техники чтения;

- развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя;

Развивающие:                                                                                                                                                      - развивать слуховое восприятие через словесные инструкции;

-  развивать устную  речь через словарную работу, обогащать словарный запас;

- развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции,  оценивать поступки  в соответствии с определённой ситуацией.

 Воспитательные:

- учить слушать учителя и друг друга, воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать любовь к чтению;

- учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя);

-воспитывать нравственнее качества личности.                                                                                                   Коррекционные:

- корригировать память через неоднократное повторение;

- корригировать мышление через анализ и сравнение;

- корригировать эмоционально-волевую сферу через смену видов деятельности.

Оборудование: карточки с заданиями, разрезные картинки, наборное полотно, компьютер, проектор, экран, презентация с заданиями, учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. Авт.-сост. С.Ю.Ильина. – СПб.: «Просвещение», 2011.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: организовать, настроить  детей на работу на уроке.

- Хорошо,  сели все ровно, спинки выпрямили, ножки поставили ровненько на пол, кто у нас самый стройный?

Прозвенел звонок для нас. (Слайд 1)
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

Какая сегодня дата? (Слайд 2)
Какой день недели?
Какой урок?
(- Сейчас урок чтения.)

Какой он по счёту? 

II. Артикуляционная гимнастика. (Слайд 3)

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка.

Упражнения: «Дудочка», «Лошадка», «Шарики», «Чистим зубы», «Качели».

Напомнить детям про систему самооценивания (слайд 4)

Критерии оценивания:

Красные фишки – «отлично»

Зеленые фишки – «хорошо»

Синие фишки – «старайся»

Красные фишки мы получаем за каждый правильный ответ.

Зеленые фишки – если ответ неполный, неточный.

Красные фишки – если ответ неправильный.

III. Проверка домашнего задания. (Слайд 5)

(Разбор сказки «Волк и лошадь)

Цель: проверить выполнение домашнего задания. Развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя;

Словарная работа: (Слайд 6)

  • Долбанёт
  • Кувырок вверх тормашками
  • Окочурился

IV. Изучение нового материала.

  1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой сказкой, и будем выполнять интересные задания.

Цель: сообщить тему урока, поставить цель перед обучающимися.

2) Составление картинки из разрезных элементов.

Цель: заинтересовать детей, организовать внимание.

- Изображение какого животного у вас получилось? (лошади) (Слайд 7)

- Это не случайно, лошадь является одним из персонажей новой сказки.

- Другой персонаж сказки зашифрован на доске.  Попробуйте разгадать ребус и назвать героя сказки. Для этого необходимо расставить буквы в соответствии с цифрой, которая под ней написана. (С помощью наборного полотна дети выкладывают слово крестьянин) (Слайд 8)

3) Выяснение названия сказки.                                                                                                                                                                                  

- Сегодня на уроке мы познакомимся с народной японской сказкой «Добрый крестьянин».

На экране под названием сказки появляется надпись «Японская сказка» (Слайд 9).  

                                                                         

4) Знакомство  с новым понятием «Японская сказка»    

 Цель: познакомить обучающихся с понятием «Японская сказка», расширять словарный запас детей.

- Как вы думаете, кто написал  народную японскую сказку? (Затрудняются с ответом).                                                          

  - Мы с вами знаем, что есть сказки, которые называются народными. Что означает это слово? (Это значит, что данную сказку сочинил не один автор,  а целый народ).                                                                                                                                - Верно, сказку «Добрый крестьянин» тоже сочинил народ, который носит название ЯПОНЦЫ. Японцы - это народ, живущий в Японии, коренное население Японских островов.   (Слайд 10).                                                                           

Учитель демонстрирует изображения мужчин и женщин в национальной японской одежде. (Слайд 11).                                                                                                                                                                        5) Чтение сказки учителем.

– Японским народом была написана сказка «Добрый крестьянин». Что можно предположить, прочитав название сказки?

– Какого человека называют добрым?

– Давайте проверим наши предположения. Я прочитаю вам сказку, слушайте внимательно, в конце вы ответите, о ком эта сказка?

«Добрый крестьянин». (Чтение сказки учителем).

- О ком эта сказка? (Эта сказка о крестьянине и его лошади.)

– Подтвердились ли наши предположения?  Крестьянин действительно добрый?

(Выслушиваем ответы, но не комментируем.)

5) Работа с трудночитаемыми словами.

Цель: отработать технику чтения трудных слов, объяснить значение новых слов.

- Прежде чем вы начнёте читать сказку, давайте с вами потренируемся читать сложные слова, которые встретятся вам в этой сказке. Ребята, обратите внимание, сначала эти слова написаны по слогам, затем слитно – это означает, что второй раз мы должны прочитать эти слова бегло.

На слайде вынесены трудночитаемые слова. Дети читают слово сначала по слогам, затем целиком, соблюдая ударение, затем бегло и  в конце все вместе (Слайд 12).

НА – ВЬЮ – ЧИТЬ

НА – ВЬЮ – ЧИЛ

КРЕСТЬ – Я - НИН

6) Чтение текста учениками.

Цель: формировать технику чтения.

- Теперь эту сказку будете читать вы. Чтение сказки хорошо читающими детьми. 

Физ. Минутка. (Слайд 13).

Цель: сохранение оздоровительного режима урока.

- Давайте с вами немного отдохнём.

 Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать писать (Читать).

 Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать писать (Читать).

 Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать писать (Читать).

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать читать

- Молодцы. Очень хорошо выполняли упражнения.

- Садитесь. Продолжаем работать.

- Будем читать.  

(- «Добрый крестьянин». Один крестьянин оседлал лошадь и поехал в город. В городе он купил десять мешков риса.).

- Спасибо, достаточно. Куда отправился крестьянин?

(Крестьянин отправился в город)

- Ребята, как вы понимаете слово «оседлал»?

(Это значит сел верхом на лошадь. Расшифровка слова «оседлал» представлена на слайде презентации  (Слайд 14).                                                                                                                                                                                                                              - Что купил крестьянин в городе? (крестьянин купил рис) (Слайд 15).                                                                                                                                                                                                                                                                             - Посмотрите на экран. Подходит данная иллюстрация к отрывку, которую вы прочли? (дети соглашаются).                                                                                                                                                                      – Прочитайте  ещё раз эту часть,  а мы проверим, верно, ли ваше предположение.                                                                  

- Сколько мешков риса купил крестьянин? (10 мешков)

- А вы знаете, что такое рис?

(дети затрудняются с ответом.)

- Рис – это крупяная культура, культурное растение. (Слайд 16).                                                                                                                                                       

(Демонстрация на слайде, как выращивают рис.)                                                                                                                 - Продолжаем читать дальше.

( - Больше семи мешков лошадь не поднимет, - сказал продавец риса, оставь три мешка, приедешь за ними завтра). (Слайд 17).                                                                                                                                                       

- Что посоветовал продавец риса крестьянину?

(Больше семи мешков лошадь не поднимет, оставь три мешка, приедешь за ними завтра.) 

- Прочитайте ещё раз эту часть.

- Как вы считаете, почему продавец предложил оставить до завтра 3 мешка риса?                                                                                            (ему стало жаль лошадь) (Слайд 18).                                                                                                                                                       

- Продолжаем читать.

(- У меня лошадь старая, - ответил крестьянин, - ей и семи мешков будет много. Я нагружу на неё пять, а остальные потащу сам)

- Сможет ли лошадь поднять семь мешков?  Почему? (Нет, не сможет, потому что лошадь старая).

Как решил поступить крестьянин? (нагрузить 5 мешков на лошадь, а 5 мешков на себя.  (Слайд 19).                                                                                                                                                                                         - Прочитайте ещё раз эту часть.

- Как вы считаете. Почему крестьянин решил нагрузить на себя 5 мешков? (варианты детей) .

- Продолжайте читать дальше.

(- Так он и сделал: пять мешков навьючил на лошадь, а пять взвалил себе на спину.)

- Достаточно. Что значит навьючил? ( Взвалил мешки на лошадь. Расшифровка слова «навьючил» представлена на слайде презентации (Слайд 20).                                                                                                                                                   Читаем дальше.                                                                                                                                                    – (Потом сел на лошадь верхом и поехал. Лошадь сделала несколько шагов и встала. Ноги у неё так и подгибались.)                                                                                                                                                                                      - Скажите, как поступил крестьянин? (сел верхом на лошадь.)                                                                                          - Смогла ли лошадь идти? (Лошадь сделала несколько шагов и встала.)       (Слайд21).                                                                                                                                                                                  - Прочитайте ещё раз этот отрывок. Докажите словами из текста, что лошади было тяжело нести мешки и крестьянина.  (Ноги у неё так и подгибались.)                                                                                                                                                - Продолжаем читать.                                                                                                                                                             – (- Ах ты лентяйка! – сердито закричал крестьянин. – Другие кладут на лошадей по 7 мешков, а я тебя жалею – пять мешков на себе везу. Что же ты упрямишься?)                                                                                                                    – Почему же лошадь не смогла дойти до деревни? (Ей пришлось везти не только все 10 мешков с рисом, но ещё и самого крестьянина.)

- Прочитает последнюю часть ещё раз.

– Что же высмеивает эта сказка? (Глупость, недогадливость.)                                                                                          - Соответствует название сказки её содержанию? Можно ли назвать крестьянина добрым? Ведь он жалеет свою лошадь... (Нет. Он жалеет старую лошадь, а на самом деле только хуже ей делает...) (Слайд 22).                                                                                                   

10) Пересказ сказки.     

Цель: развивать навык пересказа текста по иллюстрациям и наводящим вопросам учителя;                                                                                                                                                                                 - Ребята, сейчас мы с вами попробуем пересказать эту сказку. На экране нам в помощь представлены иллюстрации. Рассмотрите ещё раз внимательно иллюстрации, подготовьтесь к пересказу сказки.

- Кто хочет попробовать пересказать?

(Учащиеся пересказывают сюжет сказки, пользуясь опорными вопросами и иллюстрациями) (Слайд 23).                                                                                                   

IV. Организация окончания урока:                                                                                                                                      1) Подведение итогов.

Цель: учить высказывать свои суждения (с помощью учителя), делать выводы (с помощью учителя).

- Ребята, урок подходит  к концу, и я хотела бы узнать:                                                                                                                                                               Можно ли крестьянина назвать положительным героем? (Пожалуй, нет.)

– На чьей стороне составитель сказки? Почему?

– О каких человеческих качествах эта сказка?

– Что высмеивает сказка?

– Можно ли сказать, что это размышление о людях вообще, а не только о японском крестьянине?

– Хочется ли ещё прочитать другие японские сказки?

2)Домашнее задание.

Пересказ сказки по опорным вопросам.

3) Оценка деятельности учеников.    (Слайд 24)                                                                                                                                           

Самооценка: подсчет фишек. Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, особенно мне понравилась работа …. (Учитель даёт оценку работы особо отличившимся, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось).

Спасибо за внимание! (Слайд 25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Обобщающий урок по чтению (8 класс). Тема урока: И.С. Тургенев «Муму».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Оборудование: книга для чтения 8 класс под ред. Малышевой З.Ф., М., «Просвещение», 2006.Выставка детских рисунков к произведению Тургенева И.С. « Муму...

Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»...

Урок «Альтернативное чтение» 1 класс Тема урока: Звук [a], буквы А, а.

Целевые установки Предметные результаты: учить характеризовать звук [a], находить буквы в слого-звуковых схемах, словах, соотносить слова со слого-звуковыми схемами, составлять связный рассказ по иллю...

Конспект урока немецкого языка в 6 классе. Тема урока: Чтение микротекстов с полным пониманием содержания «Немецкие школы». Ответы на вопросы. Формирование навыков письма. Бим И. Л.

Цели урока:Образовательные: совершенствование умений и навыков обучающихся в употреблении лексики по теме «Школа»; активизация языкового материала в различных видах и форма...