Лексико - грамматическое занятие "Насекомые"
план-конспект на тему

Логопедическое занятие для 3 класса, для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksiko-grammaticheskoe_zanyatie_nasekomye_3_klass.docx36.63 КБ

Предварительный просмотр:

Ефимова Наталья Викторовна

Конспект группового логопедического занятия для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости

Тема: Лексико-грамматическое занятие «Насекомые».

Цель: Закрепить знания детей о насекомых

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • систематизация представлений по лексической теме «Насекомые»;
  • пополнение активного словаря существительными с уменьшительными суффиксами, сложными словами
  • развитие  навыка согласования слов в предложении;

Коррекционно-развивающие.

  • развитие грамматического строя речи, навыков словоизменения;
  • развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений с речью;

Коррекционно-воспитательные.        

  • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

Оборудование:  предметные картинки, презентация

Ход занятия

  1. Организационный этап.

 -Здравствуйте ребята!

 -Рада видеть вас сегодня на нашем занятии.

 -Давайте  поприветствуем друг друга.

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

 

 -Ребята, куда вы пришли?

 (Мы пришли на занятие)

-Чему вы учитесь  на  наших занятиях?

  (Мы  учимся правильно и чётко  говорить, отвечать на вопросы полными ответами,   составлять предложения).

-Ребята, а какое время года у нас за окном?

(За окном весна)

Слайд 1

-Ребята, давайте представим, что мы оказались на весенней полянке. Закройте глазки.

(Логопед раскладывает  травку на столах учащихся)

-Посмотрите, вот и травка появилась, потрогайте её!

-Что можно сказать о весенней травке,  какая она?

(Молодая, колючая, зелёная)

Слайд 2(звук)

-Верно, давайте послушаем какие звуки можно услышать на весенней полянке в траве или воздухе !

(Прослушивание звуков насекомых)

-Какие звуки вы  услышали?

(Мы услышали как звенит комар, жужжит пчела, жужжит муха, стрекочет кузнечик)

-А как одним словом можно назвать тех, кто издавал эти звуки ?

(Это насекомые)

  1. Основная часть.

Сообщение темы и цели занятия.

-Верно, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

(Мы будем говорить о насекомых)

Тема нашего занятия: «Насекомые»

Цель: На занятии мы поговорим о насекомых, будем учиться образовывать  новые слова и составлять предложения.

-На занятии вы будете работать самостоятельно, в парах и группах.

-За  четкое проговаривание слов и предложений.

-За  правильные  полные ответы.

-За дополнение ответов товарищей.

На вашей весенней полянке будут появляться новые насекомые.

-Если в конце занятия у вас на полянке соберётся

 5 или даже 6  насекомых, это будет означать, что  вы поработали отлично.  

4 насекомых это будет означать, что вы поработали хорошо.

 3-насекомых означает, что  нужно постараться работать  лучше.

Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, послушайте загадку и отгадайте, кто живёт на нашей полянке?

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.

(Муравей)

-Верно, но он ещё маленький, поэтому как мы его будем называть?

(Мы будем его называть муравьишка)

-Муравьишка приглашает нас  прогуляться по полянке и познакомиться с его друзьями.

-А к кому мы отправимся в гости, вы узнаете отгадав следующую  загадку.

Может в яблоко залезть,
А потом его же съесть:
Все, что вкусно, выедает
И обратно выползает.

(Гусеница)

-Верно, но она ещё маленькая, поэтому как мы её будем называть?

(Мы будем его называть гусеничка)

-Давайте вместе с гусеничкой сделаем гимнастику.

Цель:  Будьте внимательны старайтесь  все упражнения выполнять чётко и правильно.

Гусеничкаа  Обжорка все время хотела кушать.

Она лопала все, что попадало в поле её зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды.

Поэтому каждый день у  гусенички  было отличное настроение.

И так было каждый день. И вот однажды она проснулась, посмотрела на себя в зеркальце и сказала: ой, какой у меня бледный вид!.

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у неё стал вид более здоровый. 

Но она быстро проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела. Но вскоре опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки.

Настало время для обжорки превратиться в куколку. И веточка на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала вверх – вниз (качели).

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо.

Открывание и закрывание рта.

Упражнение «Покусаем язычок»

Упражнение «Улыбка хоботок»

Погладить щёчки ладошками.

Упражнение «Лопатка»

Упражнение «Иголочка»

Упражнение «Чистим зубки»

Упражнение «Качели»

Упражнение «Часики»

-Ребята, в кого превратилась гусеничка?

(Она превратилась в бабочку)

-Посмотрите эта прекрасная бабочка прилетела к вам, и хочет, чтобы помогли ей научиться летать.

-Как вы считаете что для этого мы должны выполнить?

(Мы должны выполнить дыхательную гимнастику)

Ответы детей:

1.Носиком вдыхаем. Плечи не поднимаем.

2.Ротиком выдыхаем.

3.Щёки не надуваем, губы трубочкой.

4.Воздушная струя плавная, длительная.

Выполнение дыхательной гимнастики.

-Что мы сейчас выполняли?

-А для чего мы выполняем артикуляционную и дыхательную  гимнастику?

(Мы должны укреплять мышцы губ, щёк и языка)

Оценивание (бабочки)

Ребята, а кто мне скажет какую пользу приносят бабочки?

(Бабочки опыляют цветы)

-Назовите тему нашего занятия?

(Насекомые)

-С какими насекомыми вы уже встретились?

(Мы встретились с муравьишкой, гусеничкой и бабочкой)

-Продолжаем прогулку, послушайте загадку и отгадайте с кем нас ждёт встреча?

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? …

(Пчёла)

-Ребята, пчёлы очень трудолюбивы. Кто из вас ответит какую работу они выполняют?

(Пчёлы собирают пыльцу)

Работа в парах.

-Пчёлки тоже приготовили для вас задание, чтобы его выполнить вы поработаете в парах.

Цель:

-Найти лишнюю картинку, составьте предложение и объясните почему вы так решили.

Ответы детей:

-Оса лишняя, потому что это насекомое.

-Мотылёк лишний, потому что это насекомое.

-Комарик  лишний, потому что это насекомое.

-Майский жучок лишний, потому что это насекомое.

-Ребята, что мы сейчас делали?

(Работали в парах, искали лишнюю картинку и составляли предложение)

Оценивание  (Пчела)

4.ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

–Ребята, с кем мы сегодня совершаем прогулку?

(Мы совершаем прогулку с муравьишкой)

-Отгадайте загадку и вы узнаете с кем вы встретитесь.

На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза.
Кто же это? …

(Стрекоза)

-Ребята, скажите с каким видом транспорта в стихах или загадках сравнивают стрекозу?

-Стрекозы любят летать, кружиться, иногда кажется, что они играют в догонялки.

-Давайте отдохнём вместе с нашей стрекозкой.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз-росой умылась,

Два-изящно покружилась.

Три-нагнулась и присела,

На четыре-полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

-Ребята, напомните тему нашего занятия.

5. -С какими насекомыми мы сегодня уже встретились?

(Муравьишка, гусеничка, пчёлка, бабочка, стрекозка )

-Наш муравьишка привёл нас к большому дереву .

-Ребята все насекомые умеют передвигаться. Но делают это по разному.

-Давайте поможем им собраться вместе.

Цель: -Сейчас вы будете составлять предложение по картинкам называя способ передвижения насекомого.

Гусеница ползает, а кузнечик прыгает.

Улитка ползает, а стрекоза летает.

Бабочка порхает, а муха летает.

Жук ползает, а пчела летает.

Шмель летает, а таракан ползает.

Паук ползает, а бабочка порхает.

-Что мы сейчас делали?

(Мы составляли предложения)

Оценивание (кузнечик)

-Ребята, посмотрите внимательно на насекомых на вашей полянке и ответьте на вопрос.

-Какие это насекомые?

(Это полезные насекомые)

-А какие насекомые в природе ещё существуют?

(Вредные)

Работа в группах.

6. –Ребята, а сейчас мы поработаем в  группах.

-У кого на парте лежит красный круг, объеденитесь в первую группу.

-У кого на парте лежит зелёный круг, объеденитесь во вторую  группу.

-При работе в группах, прислушивайтесь к мнению друг друга, не перебивайте друг друга, работайте дружно.

-Что вы сейчас делали?

-А для чего нужно различать полезных и вредных насекомых?

Оценивание  (майский жук)

3.Рефлексия.

-Ребята, посмотрите, вы так хорошо поработали. Жители вашей полянки помогут  вам вспомнить  и рассказать, чем вы занимались на занятии.

-Какая тема занятия у нас была?

-О ком мы говорили на занятии?

-Как вы работали на занятии?

-Что вы укрепляли?

(Укрепляли мышцы губ, щёк, языка)

-Чему учились на занятии?

 (учились отвечать полными ответами, образовывали новые слова и составлять предложения)

-Посчитайте насекомых

-Поднимите руки,  у кого на полянке 6 насекомых - вы поработали  отлично.

-Ребята,  знания о  полезных и вредных насекомых пригодятся вам на уроках и в повседневной жизни.

-В школьной библиотеке есть очень интересная книга, «Приключения Карика Вали», прочитайте эту книгу вместе со своими одноклассниками.

-Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа над лексико-грамматическим строем речи учащихся начальных классов.

В презентации представлены варианты упражнений, направленных на развитие словарного запаса  учащихся, а также процессов словообразования и словоизменения....

Лексико- грамматическое занятие " Дикие животные"

Лексико грамматическое занятие " Дикие животные"...

Образцы лексико-грамматических заданий

Предлагаются разнообразные варианты заданий, которые позволяют определить и оценить степень усвоения учениками изученного материала....

Адаптация текста и разработка лексико-грамматических заданий по книге Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"

Данная разработка лексико-грамматических упражнений предназначена для работы на уроках английского языка по внеклассному чтению учащихся 7-х классов школ с углубленным изучением иностранных языков....

лексико-грамматический тест 11 класс

Лексико-грамматический тест по немецкому языку для учащихся старшей ступени обучения с целью общей проверки знаний. А также можно использовать как одно из заданий школьной олимпиады....

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Презентация по теме I love food (тренировка лексики по теме, отработка лексико-грамматического материала (специальные вопросы в Present Simple и Progressive)

Данная презентация разработана для преподавателей английского языка в 6 классах. Идет отработка лексики по теме "I love food" и употребления специальных вопросов в Present Simple/Progressive...