Методические рекомендации по использованию элементов здоровье сберегающих технологий на уроках в коррекционной школе.
методическая разработка на тему

Опыт работы по использованию элементов здоровье сберегающих технологий  на уроках в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию элементов здоровье сберегающих технологий

на уроках в коррекционной школе.

 (слайд 1)

- Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

- Тихо сели, спинки прямо.

Повернулись, улыбнулись,

Начинается урок!

Здравствуйте, меня зовут Н.Ю., преподаю я трудовое обучение и изобразительное обучение в классах для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости и ремесло в классах с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

(слайд 2)

Хочу поделиться с вами своим опытом работы по использованию некоторых элементов здоровье сберегающих технологий на своих уроках.

Во-первых, раскрывая понятие здоровье сберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию познавательной сферы, личностное развитие ребенка с ОВЗ и сохранение его здоровья. И осуществляться эта система должна в процессе тесного взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и школьного доктора.

Проблемы сохранения здоровья учащихся особенно актуальны в коррекционной школе. Так как психолого физиологические особенности учащихся коррекционных школ  способствуют  изменению мотивации к образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

(слайд 3)

Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям и способностям ребенка;

необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

(слайд 4)

Используемые на уроках технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения:  

 «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть   обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

Субъект  -  субъектные взаимоотношения,  то есть учащиеся являются  непосредственными участниками  здоровье сберегающих мероприятий  как  в содержательном, так и в процессуальном аспектах.

Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям и способностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту и способностям учащихся.

Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

(слайд 5)

Не будем утомлять вас теорией, но так как вы находитесь на курсах повышения квалификации,  мы предлагаем вам активно включиться в работу.

А всю теорию вы можете  взять с собой.

 Презентация «Урок с позиции здоровья сбережения» там теория вся подробненько расписана и ещё варианты физкультминуток. У кого есть флешки и желание после урока можете подойти, и мы вам  сбросим всю информацию по этому вопросу, которую мы для вас подготовили.

(слайд 6)

А более подробно мы остановимся на практическом занятии, у вас ведь это выездное практическое занятие?

Предлагаю вам самим активно поучаствовать, ведь прежде чем предлагать детям какое либо задание нужно обязательно самим попробовать, чтобы убедиться, что учащиеся справятся, что это задание носит обучающий (или развивающий, или корригирующий) характер, для них это будут только положительные эмоции, что важно для детей с ОВЗ, но это моё мнение.

 (слайд 7)

(Слайд 8)

(слайд 9)

Все элементы здоровье сберегающих технологий охватить естественно сегодня за один урок мы не сможем, но мы остановимся на некоторых моментах урока, которые присутствуют в нашей  практике:

  1. Снятие эмоционального напряжения (вхождение в урок необычным способом, например,  речёвка, ответы на вопросы, улыбка, передача в кругу хорошего настроения. Отступления от темы позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. 

(слайд 10)

  1. Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач. Широко использую  в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость выполняют те или иные задания. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

(слайд 11)

  1. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.

Для подготовки к уроку пользуюсь рекомендациями, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой, кстати, все эти рекомендации и норматива есть в презентации.

(слайд 12)

(слайд 13)

(слайд 14)

(слайд 15)

(слайд 16)

(слайд 17)

(слайд 18)

На уроке должно быть обязательное присутствие оздоровительных моментов: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

  1. Более подробно можно остановиться  на физкультминутках.

Хотелось бы вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий»

Физкультминутки – естественный элемент урока и особенно в коррекционной школе, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Лучше если  упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.

Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме . А если они ещё и пересекаются с темой урока, то это просто замечательно. Но лучше если дети уже знают слова и движения.

 Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Существует  несколько видов физминуток, я же в своей работе чаще применяю следующие:

упражнения для снятия общего или локального утомления;

упражнения для кистей рук;

гимнастика для глаз;

упражнения, корректирующие осанку.

В качестве физкультминуток можно использовать упражнения для кистей рук.

Установлено, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Можно  использовать:

тренажёры для пальцев рук (мешочки, заполненные горохом, гречкой, пшеном, рисом, можно просто помотать клубок ниток и сопровождать свои действия беседой о цвете клубка, размере и т.д.).

(слайд 19)

  1. Не нужно забывать и о дыхании. 

Урок  можно начинать с успокаивающего дыхания, во время контрольной или самостоятельной работы использовать мобилизующее дыхание.

- эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза:
[ и ] – мозг, функция почек
[ э ] – железа внутренней секреции
[ а ] – глотка, гортань, щитовидная железа
[ о ] – средняя часть груди
[ ои ] – сердце

 (слайд 20)

(слайд 21)

  1. Во время урока  можно использовать и  музыкальные паузы. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

 Именно через музыку, песню в центральной нервной системе человека происходит управляемое нейро-эмоциональное переключение доминантных установок с оценочно-депрессивных на мажорно – перспективные. Кстати, произведения Бетховена стимулируют интеллектуальную деятельность, поддерживают вдохновение. Музыка П.И.Чайковского расслабляет и успокаивает. Музыка Баха дарит чувство покоя, возвышает.

(слайд 22)

  1. Не забывайте и о ГИМНАСТИКе  ДЛЯ ГЛАЗ.  Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

  1. В нашей школе созданы педагогические условия здоровье сберегающего процесса обучения, воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в учебной и игровой форме; построение коррекционно-образовательного процесса школьников; оснащение детей оборудованием, дидактическими пособиями, играми, учебными и игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием всех работников образовательного учреждения: учителя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, учителя музыки, учителя по физическому воспитанию.

(слайд23)

Релаксация также является одним из элементов здоровье сберегающих технологий. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.

(слайд 24)

Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, которые обучаются в коррекционной школе. Проводится в любой удобный отрезок времени.

 (слайд 25)

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

(слайд 26)

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения.

Звуковая зарядка проводится для отработки правильного звукопроизношения.

Фонетическая ритмика. Проводится система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Движения тела помогают отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень эффективными. Мобилизируются подражательные способности детей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное – вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы.- эти элементы здоровье сберегающих технологий в первую очередь на своих занятиях использует учитель-логопед.

Предложенные нами  методы и элементы здоровье сберегающих технологий не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в учебный день школьника, не сложны в выполнении и исходят из самого простого вида деятельности – игры. Надеемся, что вам пригодится наш опыт.

(слайд 27)

Спасибо за внимание

творческих успехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, стихи и песни, как обязательные элементы здоровье сберегающей технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.

1. Введение.2. Теоретическая часть. Научно-методологические основы педагогических ресурсов здоровье сберегающих технологий и места игровой технологии в сохранении здоровья учащихся.2.1. Теоретич...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую...

методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок на уроках английского языка.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на использовании пословиц и поговорок на уроках английского языка. Пословицы и поговорки являются одним из видов устного народного творчества, ...

Методические рекомендации по использованию интерактивных форм обучения на уроках музыки

Систематическое проведение уроков музыки с использованием интерактивных форм и методов обучения даёт возможность сделать вывод о том, что задача самореализации учащихся успешно решается....

Методические рекомендации по использованию образовательной технологии дебаты на уроках английского языка ( углубленное изучение)

Статья о использовании  на уроках иностранного языка   педагогической технологии «Дебаты» для развития коммуникативной компетенции школьников ....

Методические рекомендации по использованию коммуникаторов GOTALK на занятиях по программе коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (5-7 класс)

Рекомендации разработаны для занятий с обучающимися с умеренной умственной отсталостью по программам коррекционных курсов «Альтернативная коммуникация» для 5-7 классов с использованием тех...

Использование элементов игровой технологии на уроках биологии в Школе для детей с нарушениями слуха

Применение игровой технологии в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий способствует активной работе детей с нарушениями слуха на уроках биологии, укрепляет мотивацию на из...