Использование современных технологий в образовательной, развивающей деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы
учебно-методический материал на тему

Сформированная устная и письменная речь являются залогом успешного обучения школьника, средством преодоления депривации, социальной адаптации ребенка в обществе. Поэтому в формирование полноценной личности ребенка значимый вклад вносит и учитель-логопед. 
Применение современных  технологии  в развивающей, логопедической деятельности способствует  личностному, интеллектуальному и речевому развитию школьника. Они позволяют: 

Ø сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка;
Ø формировать у школьников желание и умение учиться быть здоровым;
Ø развивать ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий в образовательной,  

развивающей деятельности  учителя-логопеда общеобразовательной школы

Сухомлинский говорил: «Детство – важнейший период человеческой жизни, настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком  станет сегодняшний ребенок. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать».

Концепцией модернизации российского образования поставлена достаточно высокая планка: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу своей страны». Любой гражданин не отделим от преобразований в государстве. Ребенок должен быть готов жить в новом обществе.

        Таблица аспектов организации логопедичекой помощи и логопедического просвещения. 

Эффективность педагогического труда зависит от взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся начальных классов. На основе интегрированных программ, планов, их реализации, анализа результативности совместной деятельности, равноправного сотрудничества. Логопедическая работа является одной из составляющих всего единого образовательного процесса.

        В формирование полноценной личности ребенка значимый вклад вносит и учитель-логопед. Сформированная устная и письменная речь являются залогом успешного обучения школьника, средством преодоления депривации (лишения чего-либо), социальной адаптации ребенка в обществе. Я работаю  с обучающимися 1-4 классов. Ежегодно в группы зачисляется до 30 человек.

Основные направления моей деятельности:

  • Диагностика нарушений речи;
  • Своевременное выявление и предупреждение нарушений речи у детей младшего школьного возраста, а также поступающих в первые классы;
  • Исправление недостатков устной и письменной речи обучающихся;
  • Пропаганда логопедических знаний среди педагогов.

В современной  школе всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий.

Современные технологии используемые в логопедической деятельности:

1.Информационные компьютерные технологии

2.Инновационные технологии

3. Технология игрового обучения        

4. Здоровьесберегающие технологии

При  проведении  занятий  я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Именно наглядность служит опорой для развития творческого мышления, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Использование презентаций на занятиях позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС в современной образовательной школе.

1.Использование элементов информационных компьютерных технологий повышает  эффективность коррекционного процесса, мотивацию детей к занятиям, формируют сотрудничество и новые формы общения между ребенком и педагогом.

Коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. У школьников наблюдается  снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать учащихся нужны нестандартные подходы.

Используя  ИКТ в своей работе, я решаю для себя ряд задач:

•использование развивающих программ с целью постановки или автоматизации звуков;

•разработка демонстрационного материала для использования на логопедических занятиях;

• мониторинг развития навыков письма и чтения;

Для развития фонематических представлений, для постановки и автоматизации звуков использую такие пособия, как «Домашний логопед», «Готовим детей к школе», также использую игры «Баба Яга учится читать», «Гарфилд учится читать».

Анализируя использование информационных технологий в логопедической работе можно отметить  следующие преимущества:

-разнообразие форм учебной деятельности

-комфортность работы с материалом

-повышение мотивации к логопедическим занятиям;

-усиление наглядности занятия, возможность быстрого создания собственного дидактического материала.

-оптимизация учебного процесса.

2.Инновационные технологии, к ним относятся:

Арт-терапевтические технологии являются средствами свободного самовыражения через игру, сказку, музыку. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. К этим технологиям относится схемотерапия или мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Это система помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Текст к слову зарисовывается схематично. Глядя на схемы ребенок учится легко воспроизводит текстовую информацию.

3. Технология игрового обучения.

Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях. 

  • Игра дает возможность моделировать разные жизненные ситуации.
  • Игра – деятельность коммуникативная. Она вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

Одной из основных задач коррекционного обучения является создание необходимых условий для успешной социализации учащихся. Не являются исключением и логопедические занятия. Игровое обучение  используется, к примеру,  для  развития диалогической речи создаются ситуации, в которых персонажи общаются друг с другом вынужденно (Магазин, Поликлиника, Транспорт …).

  • В игре «Магазин», которую я использую на занятиях, в зависимости от цели и задачи меняются детали.

Например, на этапе автоматизации звука[P].  Внимательно изучаем «товар» , ведь мы должны  «купить» товары только со звуком [P]

Этот вид технологий способствует развитию воображения, внимания, памяти, речи, мышления, умению сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Развитие мышления и фразовой речи

  • «Четвертый лишний»
  • Обобщение: выбираем только молочные продукты или мясные продукты

Составляем предложения, рекламируем («Купите сочные помидоры, спелые груши! Мой товар самый лучший»)

В результате повышается познавательная активность и мотивация к учебной деятельности, происходит формирование коммуникативных умений, развитие связной диалоговой речи.

4.Здоровьесберегающие технологии 

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей младшего школьного возраста. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

 Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Контингент логопедических групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями, и для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения не только  во время занятий, но и в течение всего времени пребывания в школе.  

Здоровьесберегающие  технологии делятся на три категории:

  • - технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • - технологии обучения здоровому образу жизни;
  • - коррекционно - развивающие технологии.
  • К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся:
  • Артикуляционная гимнастика  это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.  Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений  в сложные.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение, подвижность артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); 

- укрепит мышечную систему языка, губ, щёк; 

- уменьшит спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

  • Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. На занятиях я широко использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха.
  • Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. При ее проведении я применяю наглядный материал, обучающий показ упражнений.

Примеры:

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

  • Технологии обучения здоровому образу жизни. 

 Прежде всего, это обучение детей различным видам логопедических массажей и самомассажей.

  • Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
  • Применение динамических пауз, физминуток.

Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях. В процессе логопедической работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Виды физминуток:

1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

2.Танцевальные физкультминутки

4.Подражательные физкультминутки

5.Двигательно-речевые физкультминутки

  • К  коррекционно-развивающим технологиям относятся: 
  • Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики осуществляю как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в виде рекомендаций родителям и учителям. Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей.

Упражнения провожу с детьми и на музыкальном материале и под речевое сопровождение. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

  • Кинезеологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезеологических упражнения: «Кулак-ребро-ладонь»,  «Ухо-нос», «Зайчик – колечко- цепочка», «Зайчик – коза-вилка» и т.д. А так же упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.  В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка  исчезают явления дислексии.

Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности образовательной, развивающей  работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка. В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии у детей:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; 

- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

 - снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

-  улучшается развитие общей и мелкой моторики,

- повышается  речевая  активность.

Таким образом, применение современных  технологии  в развивающей, логопедической деятельности способствует  личностному, интеллектуальному и речевому развитию школьника. Они позволяют:

  • сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка;
  • формировать у школьников желание и умение учиться быть здоровым;
  • развивать ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.

Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

  «Уча других, мы учимся сами»

                                 Луций Анней Сенека

 Литературные источники и Интернет-ресурсы:

 1. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.

 2. Е.В. Зубович, Н.П. Мещерякова, С.В. Леонтьева. Коррекция стертой формы дизартрии. Саратов, 2008 г.

 3. Е.Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. Спб,2006 г

 4. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Сост. Н.В. Нищева – Спб, 2010 г.

 5. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М., 2003 г

 6. Е.А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет. М., 2005 г.

 7. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. М., 2004 г.

 8. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003 г.

 9. www.logoburg.com 10. festival.1september.ru 11. forum.aspu.ru

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Использование современных технологий в образовательном процессе"

В настоящее время общество изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были спосо...

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ - ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ.

Многолетний опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании  неслышащего ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирован...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

Использование современных технологий в образовательном процессе

Какие технологии в нашем совремменом мире наиболее результативны? На этот вопрос пытается ответить каждый учитель....

Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»

В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...

Доклад по теме «Использование современных технологий в образовательном процессе»

Современное состояние общества, предъявляют все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информаци...