МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПРОЕКТ - "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА /Л/"
методическая разработка на тему

КОЛЕСНИКОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

В данном проекте освещены такие вопросы как : актуальность темы проекта, цели и задачи проекта, ожидаемый результат. А так же раскрыты здоровье сберегающие компоненты проекта и этапы его реализаии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_-proekt_-l-.docx969.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное

бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

компенсирующей  направленности  

детский сад  № 70

ПРОЕКТ

« Использование

здоровье сберегающих  технологий

при  постановке  и  автоматизации

звука /Л/ »

Разработала:

Колесникова  Ольга  Александровна

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

Содержание:

№ п/п

№ стр.

1

Введение - Актуальность темы проекта

3

2

Цели, задачи проекта, гипотеза, адресация и ожидаемый результат

5

3

Здоровье-сберегающие компоненты проекта

6

4

Материально-методическая база реализации проекта

8

5

Этапы реализации  проекта

9

6

Приложение

13

7

  1. Введение

Актуальность выбранной темы проекта

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Поэтому очень важно рационально организовать в детском саду режим для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

В соответствии с ФГОС и с законом РФ «Об образовании» (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В этой связи весьма актуальным становится активное использование  здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:        .  
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпо ритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой)                                                          - несформированность мышления;
- задержка развития воображения.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

Принципы здоровьесбережения:
- Не навреди!
- Непрерывность и преемственность.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
- Комплексный  подход.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми, которая включает в себя:

  • мышечную релаксацию,                                                                            
  • дыхательную гимнастику,                                                                    
  • артикуляционную гимнастику,                                                                    
  • пальчиковую гимнастику,                                                                          
  • упражнения на развитие высших психических функций (внимания,
  • памяти, мышления),                                                                                      
  • физкультминутки,                                                                                          
  • упражнения для профилактики зрения,                                                      
  • логоритмику.

Гипотеза: систематическое использование здоровье сберегающих технологий способствует развитию речи воспитанников.

2. Цель и задачи проекта

Цель проекта:

- создание условий для развития речи детей с использованием инновационных и здоровье сберегающих технологий в процессе вызова и автоматизации звука /Л/. 

В условиях внедрения ФГОС одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей

Задачи проекта:

- Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровье сберегающих технологий в играх и специальных упражнениях

- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию инновационных и здоровье-сберегающих технологий в развитии речи детей.

Вид проекта: долгосрочный, индивидуально-подгрупповой

Адресация:

Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения

Участники проекта: воспитанники средней логопедической группы. Возраст участников: 4-5 лет

Сроки реализации: октябрь 2017-18 учебного года

Ожидаемые результаты использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками :   

  • автоматизация звука /Л/ на уровне предложений и переход к этапу ввода звука в речь
  • повышается обучаемость,;
  • дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
  • корректируется поведение
  • преодолеваются психологические трудности;
  • повышение работоспособности, выносливости;
  • развитие и повышение уровня психических процессов : внимания, памяти, восприятия как зрительного, так и слухо-речевого;

3. Здоровье сберегающие компоненты проекта:

3.1. Артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных
 органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики –

выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Артикуляционную гимнастику можно проводить не только традиционно, но в нетрадиционной форме, использую игровые приёмы, например: «Сказка о весёлом язычке», «Сказка о комарике».

«Упражнения для пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

Адаптированные сказки с движениями;

Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов;

Ко всем артикуляционным упражнениям добавляю движение кистью. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

3.2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

3.3. Развитие общей моторики.

          Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

          Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия. Упражнение «Найди предмет в группе» на заданный  звук, не даёт детям прибывать в одном положении, сидение за столами. Использование  мяча в различных речевых играх: «Один – много», «Повтори за мной», «Скажи наоборот» - также способствует двигательной активности.

3.4. Развитие мелкой моторики.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. В практике использую пальчиковую гимнастику, рисование по муке, выложи фигуру по образцу, игры с прищепками, развитие графических навыков.

3.5. Зрительная гимнастика:

- улучшение зрения;
- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;
- развитие общей и мелкой моторики,
- повышение речевой активности;
- увеличение уровня социальной адаптации.

4. Материально-методическая база реализации проекта:

  1. Профиль правильной артикуляции звука /Л/

  1. Картотека упражнений на дыхание

  1. Султанчики для развития дыхания

  1. Комплекс артикуляционных упражнений для звука /Л/ :

  • картотека фотографий  упражнений
  • картотека описания упражнений
  • картотека символов упражнений

  1. Компьютерные игры-упражнения:
  • для автоматизации изолированного звука и в слогах с одновременным выполнением упражнений для глаз.
  • для автоматизации звука в словах с одновременным выполнением упражнений для глаз.

  1. Дидактические игры для автоматизации Звука /Л/ в словах в разной позиции:
  • «Ромашка»
  • «Домино»
  • «Рыбалка»
  • «Ходилки»
  • Логопедическая мозаика»
  • «Половинки»
  • «Бусы»
  • «Новогодняя мозаика»
  • и другие.

  1. Картотека упражнений для развития мелкой моторики

  1. Картотека физминуток

  1. Картотека речевого материала для автоматизации звука /Л/ в словах, в фразах, в предложениях ,  в чистоговорках , в текстах.


ЭТАПЫ   РАБОТЫ  ПОСТАНОВКИ ЗВУКА /Л/  И  ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ  ТЕХНОЛОГИИ

э

т

а

п

а

          Технологии

Содержание

этапа

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

          Пальчиковые игры

                            Упражнения   на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

Физкульт минутки

Упражнения для профилактики нарушения

зрения

1

Подготовка к постановке звука

  • Комплекс дыхательных упражнений на развитие физиологичес-кого дыхания
  • Игры: «Проплыви между скал»

«Чей кораблик проплывёт дальше»

  • Общая мимическая гимнастика

(картотека)

  • Комплекс артикуляц-ных упражнений для звука /Л/

(картотека)

  • Лодочка

  • Кораблик

  • Проплыви между скал – лабиринт

  • «Проплыви с лодочкой» - по волне

  • Проплыви между скал – лабиринт

  • «Посмотри и повтори»

  • «Сигнальщик»

  • «Часики»

Компьютерная игра- «Проследи, куда плывёт кораблик» - движения :  слева направо, по окружности по и против часовой стрелки.

2

Автоматизация в слогах

  • «Чей кораблик проплывёт дольше»
  • Компьютерная игра «Доплыви до острова»
  • «Гитарист»

«Гитарист»

«Походи по лодочке» - ходилка по кружкам

  • Кораблик плывёт

  • Куда плывёт кораблик

  • «Гитарист»
  • Синтез слогов «Доплыви до острова»

  • «Закончи слово нужным слогом»

Компьютерная игра-

«Морская физ. Минутка» - с морскими обитателями

«Теплоход»

Компьютерная игра- «Проследи, куда плывёт кораблик» - движения : снизу вверх.

3

Автоматизация в словах

  • Компьютерная игра «Собери картинку»

«Гитарист»

«Погуди с пароходом» - ходилка по кружкам

Теневой театр – Лошадь, Лайка, Ласточка, Ложка, Лавка, Лампочка. Лучи, стоЛ, стуЛ и др.

  • «Наложенные картинки-Л» - разноцветные контуры
  • «Наложенные картинки-Л» - ч/б контуры
  • «Силуэты-Л»
  • «Домино» - множ. Число
  • «Посмотри и запомни»
  • «Половинки»
  • «Чего нет?»

Компьютерная игра-

«Морская физ. Минутка» - с медузкой

Компьютерная игра-

«Собери картинку» - движения глаз слева направо и наоборот

4

Автоматизация в фразах и предложениях

Дыхательные упражнения для расслабления глазных мышц

_

Сопровождение предложений разученными пальчиковыми движениями, теневым театром.

Конструирование предметов-картинок из счётных палочек

«Звуковое домино»

«Звуковой лабиринт»

«Кто плывёт в лодке»

«Звуковая мозаика»

«Чудесный мешочек»

«Что делали дети»

«Половинки»

«Домино»

«Чуд-ый мешочек»

«Какой по цвету?»

Компьютерная игра-

«Морская физ. Минутка» - с осьминожкой

Компьютерная игра-

«Морская физ. Минутка» - для глаз

5

Автоматизация в диалогах и стихах

Соревнования на более сильный или более длительный выдох на лодочку, кораблик, флажок и т.п.

_

Сопровождение текстов разученными пальчиковыми движениями, теневым театром.

Чтение стихов в игре «Ладошки»

Конструирование предметов-картинок из счётных палочек

  • Картотека чистоговорок, стихов,

диалогов

Речь с движением – сопровождение стихов для автоматизации /Л/ движениями общей моторики

Компьютерная игра-

«Морская физ. Минутка» - для глаз

6

Автоматизация в самостоятельной речи

Соревнования на более сильный или более длительный выдох на лодочку, кораблик, флажок и т.п.

_

Сопровождение текстов разученными пальчиковыми движениями, теневым театром.

Конструирование предметов-картинок из счётных палочек

«Лого мозаика»,

«Новогодняя мозаика,

«Сложи и сравни»,

Чтение мнемо таблиц стихов и рассказов

Речь с движением – сопровождение стихов для автоматизации /Л/ движениями общей моторики

Компьютерная игра-

«Морская физ. Минутка» - для глаз


ПРИЛОЖЕНИЕ

ИГРЫ   ДЛЯ   ПАЛЬЧИКОВ

(статические)

Как  выглядит       положение  пальцев  рук

Сопроводительный текст

Описание упражнения

         

             http://f.mypage.ru/5059436febf9dd1d336d4029b3f0e348_eb6c12e847098b6b733b759c6716d07f.jpg

«Лодочка»

Маленькая лодочка по реке плывет, На прогулку лодочка малышей везет.

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. 

         http://f.mypage.ru/793eae98964dcad5b8864e2074af954f_1e991b67688c9d90618d08893c0cd3c3.jpg

«Кораблик»

Пароход плывет по речке,

И труба дымит как печка.

Исходное положение. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это труба.

http://defectus.ru/Palciki/ptica.jpg

«Голубь»

Голубь сизокрылый

Вверх взлетел игриво.


Пальчики – головка,
Крылышки – ладошка.

http://defectus.ru/Palciki/lohadca.jpg

«Лошадка»

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

Исходное положение

Ладони одной руки поставлены на ребро и соединены. Большие пальцы подняты - уши. Другой  рукой обхватить сверху, её пальцы – грива.

http://defectus.ru/Palciki/stul.jpg

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Исходное положение

Кисть одной руки –вертикально. Кулак другой руки повёрнут фалангами вверх и прижат к ладони первой руки.

 (динамические)

http://lit-yaz.ru/pars_docs/refs/3/2793/2793_html_2e53acd3.png

Лодочка

Две ладошки прижму
И по морю поплыву.

Две ладошки — друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.

А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.

ладони сложить лодочкой и совершать волнообразные движения рук

поднять выпрямленные ладони вверх

имитация движений волн и рыбок

РЕЧЬ  С  ДВИЖЕНИЕМ

Велосипед
У него два колеса
     (показываем два колеса)
И седло на раме,
     (кулачок сверху накрываем ладонью)
Две педали есть внизу
     (хлопаем ладошками по воздуху)
Крутят их ногами.
     (топаем ножками)

Кораблик
По реке плывет кораблик,
     (прижимаем нижние части ладошек друг другу, верхние  открыты: показываем «кораблик»)
Он плывет издалека,
     (приставляем горизонтально левую руку к глазам)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
     (показать четыре пальца)
У них ушки на макушке,
     (приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
     (кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки,
     (показываем две открытые от себя ладошки)
Только кошки да коты!
     (пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)

Кораблик
Вот плывет кораблик мой,
     (руки — «полочка», покачиваются)
Он плывет ко мне домой.
     (руки вперед, ладони сомкнуть углом, имитируя нос корабля)
Крепко я держу штурвал,
     («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан
     (четыре хлопка в ладоши)

Самолет
Я построю самолет,
     (разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
     (показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
     (шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
     (делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
     (обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
     (взмахивающие движения ладонями)

Самолеты
Мы сегодня самолеты,
     (сидят на пятках и вращают руками, изображая мотор)
Мы не дети, мы пилоты.
     (четыре хлопка в ладоши)
Руки — нос, и руки — крылья
     («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья.
     (встать, разбежаться, расставив руки в стороны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием здоровье сберегающих технологий.

Задачи:·          Образовательная:  учить детей проверять написание безударных гласных в корне.·...

Использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе

Крайне важно создавать у учащихся своеобразный культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства, что я и пытаюсь делать через свои уроки....

Использование здоровье сберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье сберегающие технологии используются для снятия напряжения  на уроках....

Методическая разработка урока с использованием здоровье сберегающих технологий

Разработка урока по теме "Психологические основы выживания".  Развитие навыков и приёмов самоспасения в условиях автономного существования....

Использование здоровье-сберегающих технологий в учебно-образовательном процессе

Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рациональная организация учебног...

Использование здоровье-сберегающих технологий в учебно-образовательном процессе

Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания), рациональная организация учебног...