Проблемы семьи, имеющей неслышащего ребёнка.
статья

Перегудова Татьяна Анатольевна

Статья  для  молодых  родителей,  впервые  столкнувшихся  с  отклонением  в  развитии  своего  ребёнка.  Глухота  -  не  приговор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для родителей25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Перегудова  Татьяна  Анатольевна,  учитель-дефектолог ВКК  Воронежской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  № 6.

Доклад  на тему «Проблемы  семьи, имеющей неслышащего ребёнка».  

        В  нашей школе учатся дети с нарушением слуха – глухие и слабослышащие. Нарушения слуха имеют различную выраженность:  ребёнок с 1-2 степенью тугоухости  может  находиться на уроке и без звукоусиливающей аппаратуры, он обладает развитой, сформированной речью, и только опытное ухо специалиста услышит в произношении  небольшие  дефекты звуков. Такие дети, как правило, обучаются в массовых школах, и их дальнейшая жизнь мало чем отличается от жизни слышащих сверстников. В  стенах нашей школы обучаются дети, имеющие значительное снижение слуха и нуждающиеся в специальных условиях для обучения. Глухие дети 1-2 группы глухоты могут слышать только несколько гласных звуков.  Речь у таких детей формируется с трудом.

        Дефект слуха порождает  нарушения в развитии речи, что в свою очередь приводит к более позднему формированию мыслительных операций по сравнению со слышащими детьми. Все эти дефекты служат причиной нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка.

        Обучать  таких  детей нелегко.  Воспитывать их как личность ещё тяжелее. Зачастую проблемы таких детей имеют корни в семье.

Выделяются несколько фаз психологического осознания родителями факта рождения ребёнка с нарушением слуха.

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают чувство собственной неполноценности при рождении ребёнка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребёнка, ощущение беспомощности. Эта сложная гамма чувств и отрицательных эмоций выбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях между супругами. Для них рождение ребёнка с нарушением слуха  -  трагедия. Часто длительное заболевание ребёнка и последующая инвалидность, отсутствие быстрого и видимого эффекта лечения, состояние безнадёжности ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже к разрушению семьи.

Вторая фаза психологического осознания  -  отрицание поставленного диагноза и негативизм.  Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определённый уровень надежды и чувство стабильности семьи пред лицом факта, грозящего их разрушить.  Отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги. Родители стараются вырваться из плена неприятных переживаний, отрицая факт глухоты. Они становятся пленниками иллюзий и каждое утро спешат к кроватке малыша с надеждой, что он слышит, ищут врачей, которые скажут, что глухота их ребёнка – медицинская ошибка, или дадут какое-нибудь необычное лекарство, способное вылечить ребёнка. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребёнка и проведения коррекционных мероприятий.

Рано или поздно родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл. Это третья фаза, характеризующаяся глубокой депрессией. Родители чувствуют горе, угрызения совести и даже обиду: «Почему именно мой ребёнок глухой?»

Четвёртая фаза – обращение за помощью к специалистам. Это начало социально-психологической адаптации, когда родители способны правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребёнка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Часть родителей способны самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке. На этой стадии родители изменяют свой образ жизни, меняются их цели и жизненные ценности. В их жизни появляется новая важная цель – воспитать глухого малыша так, чтобы он вырос личностью, мог стать счастливым человеком. По мере роста и развития ребёнка в семье возникают новые проблемы и новые стрессовые ситуации, к которым родители не подготовлены. Поэтому   таким семьям необходима конструктивная и динамическая психологическая помощь на всех возрастных этапах жизни ребёнка с нарушением слуха.

В семье, имеющей ребёнка с нарушением слуха, существуют специфические проблемы. Глухой ребёнок имеет практически сохранный интеллект и хочет общаться. Он может быть адаптирован в социуме глухих и испытывать социальную депривацию в обществе слышащих. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих с окружающими. Постоянный дефицит в удовлетворении потребностей в общении ведёт к преобладанию отрицательных эмоций, к повышенной раздражительности или инертности. Как следствие – возникновение социальной изоляции, тяжёлое переживание дискриминации. Подобная ситуация негативно влияет на развитие личностных качеств детей с нарушениями слуха.

Позиция родителей по отношению к ребёнку с нарушениями слуха противоречива: с одной стороны они инвалидизируют ребёнка, чрезмерно опекают его, с другой – желают более быстрого его развития, болезненно воспринимают неудачи ребёнка в обучении и общении с окружающими. У матерей чаще наблюдается естественное отношение к детям: несмотря на периоды депрессии, большинство из них любят его таким, какой он есть, готовы к самопожертвованию. Сложнее реакция отцов: многие из них при рождении аномального ребёнка склонны к позиции психологического отказа от него, чаще всего от сына. Причиной является более сильное, чем у матерей, ощущение своей ущербности перед социумом из-за дефекта ребёнка, снижение самооценки, что приводит к гневу и агрессии по отношению к другим членам семьи.

Большое значение для семейного микроклимата имеет наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей. В семьях глухих складываются близкие эмоциональные отношения. Эмоциональное благополучие обусловлено тем, что при общении жестовой речью, понятной обеим сторонам, достигается более полный контакт и взаимопонимание. В отличие от них слышащие родители не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми при помощи небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, и естественных жестов.

У глухих детей из слышащих семей обнаруживается меньше положительных эмоциональных проявлений к родителям,  чем у слышащих детей или глухих детей из глухих семей. У таких детей отношения с матерью эмоционально обеднены, а отношения с отцом чрезмерно насыщены отрицательными эмоциями. Многие слышащие родители не умеют устанавливать с ними естественные родственные отношения. Матери недостаточно одобряют своих детей за хорошие поступки и равнодушны к плохому поведению. Отцы, напротив, стремятся воспитывать детей строго, но порой перегибают палку.

На развитие личности ребёнка и формирование отношений в семье чрезвычайно влияет такой фактор, как пребывание ребёнка в учреждении интернатного типа. Родители, узнав о глухоте ребёнка, помещают его в специальное детское учреждение в сравнительно раннем возрасте и перестают принимать достаточное участие в его воспитании. Это делается из-за неумения справляться с задачами обучения речи, невозможности обеспечить дома надлежащий присмотр и т.п. Специальных дошкольных учреждений в Воронежской области всего два: детский коррекционный сад № 33 в Воронеже и Дом ребёнка в Острогожске. Школы-интернаты для детей с нарушениями слуха есть в Воронеже, Боброве и Павловске.

Л. С. Выготский расценивал постоянное пребывание глухого ребёнка в стенах специального учебного учреждения как отрыв его от нормальной среды. Эта искусственная среда во многом отличается от того нормального мира, в котором ребёнку придётся жить. В результате из-за отсутствия общения с близкими людьми не только не развиваются, но и систематически атрофируются потенциальные возможности адаптации.  Семейное воспитание, с самого раннего детства формирующее нравственную основу личности, дающее человеку запас ласки, доброты, любви, рано уходит из жизни большинства глухих детей, и без того лишённых многого в отношениях с окружающими.

Для глухого ребёнка, особенно из семьи слышащих, наличие братьев и сестёр играет положительную роль. Глухой ребёнок переносит свои положительные эмоции и отношение на братьев и сестёр. Конечно, в этом важную роль играет уровень общения глухого ребёнка с братьями и сёстрами. В процессе игровой и бытовой деятельности дети быстрее находят контакт между собой и легче устанавливают взаимопонимание. С родителями этот процесс затруднён, т.к. они не всегда способны понять и принять ребёнка таким, какой он есть.

Если сравнивать различные детские контингенты, чётко прослеживаются особенности личности детей в зависимости от типа семьи.

Слышащие дети характеризовались достаточно высоким показателем любознательности - 75 %, глухие дети глухих родителей – 45 %, глухие дети из семей слышащих – 25 %.

Рассматривалась такая особенность личности, как стремление к лидерству, доминированию в группе сверстников. Самый высокий показатель обнаружили глухие из глухих семей – 45 %. Они выбирали себе место в центре группы сверстников или во главе её.  У слышащих - 30 %. Они не всегда желали обращать на себя внимание, брать ответственность. Самый низкий показатель у глухих из слышащих семей – 18 %. Они объясняли это стеснительностью, неумением хорошо говорить.

Уровень конфликтности у слышащих составлял 17 %, у глухих из глухих семей – 23 %, у глухих из слышащих семей – 25 %. Но у глухих из глухих семей этот показатель сочетался со стремлением к лидерству, а у глухих из семей слышащих – со стремлением занять позицию подчинённого.

По склонности к уединению, отгороженности самый высокий показатель у глухих из семей слышащих – 40 %, у других детей этот показатель невысок: 10  % у слышащих и 5 %  у глухих из глухих семей.

Таким образом, взаимоотношения ребёнка, имеющего нарушения слуха, с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребёнка. Долговременная деформация, искажение отношения к ребёнку со стороны одного или обоих родителей становится фактором риска, способным привести к нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная работа по психологической коррекции отношений родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитие личности детей, имеющих нарушения слуха.        

Работа с родителями и курирование семейного  воспитания  являются краеугольной основой воспитательной работы в школе-интернате. С первых дней пребывания в школе начинается сбор данных о составе семьи, об отношениях внутри семьи, о микроклимате и взаимоотношениях между родственниками.  Социальный педагог посещает неблагополучные семьи  совместно с воспитателем и классным руководителем, ежегодно обследуются жилищно-бытовые условия детей, в стенах школы учителя-дефектологи ведут занятия в Родительском университете, рассказывая родителям об особенностях обучения и воспитания их чад. Родители в стенах школы – желанные гости. Они почётные гости на утренниках и тематических вечерах, они присутствуют на классных часах и открытых уроках, с ними вместе  проводятся  спортивные соревнования «Папа, мама, я  -  спортивная семья». В нашей школе реализуется Программа социализации и интеграции воспитанников, куда входит работа с малообеспеченными, многодетными, неблагополучными семьями, с опекунами и попечителями. Работает лекторий «Школа эффективного родителя», проводится ежемесячный семинар для классных руководителей «Способы взаимодействия с семьёй». Работает клуб для детей и родителей «Вместе», рассматривающий проблемы социальной дезадаптации и социального сиротства. Социальный педагог ведёт индивидуальную профилактическую работу с родителями подростков группы риска, с подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении. Каждый месяц собирается Совет Профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (при необходимости с приглашением родителей).

В  стенах нашей школы работают курсы изучения жестового языка, которые ведут сотрудники-сурдопереводчики. В нашем штате есть педагог-психолог, наша выпускница, глухая от рождения, закончившая институт специальной педагогики и психологии в Санкт-Петербурге. Она проводит со старшеклассниками тренинги межличностного роста, ведёт индивидуальную работу с детьми из неблагополучных семей и из группы риска. В сетке занятий педагога-психолога есть место для всех конфликтов и проблем, которые периодически вспыхивают в школе.  Педагог-психолог ведет консультативную работу с глухими родителями и с воспитателями, испытывающими трудности в общении  с детьми.

Неоценимую помощь оказывают нам сотрудники психоневрологического диспансера, курирующие наш интернат.  Врачи-психоневрологи проводят медикаментозную терапию, социальный психолог в диспансере проводит коррекционную работу с родителями.

Работа по коррекции семейных взаимоотношений имеет долгосрочную перспективу, не всегда приносит сиюминутные плоды. Но результаты есть: за последние 5 лет ни один воспитанник школы не был уличён в правонарушениях или поставлен на учёт в инспекции по делам несовершеннолетних. За всю историю школы было всего 2 ДТП с участием наших  воспитанников. Территория школы свободна от алкоголя, сигарет и наркотиков. Родители благодарны педагогам школы за активную воспитательную позицию школы, а наши учащиеся знают, что школа – их второй дом, где они всегда находят поддержку и помощь.