конспект коррекционного занятия по развитию грамматического строя речи с детьми 6-7 лет с ОНР 3 уровня на тему "Зима"
план-конспект

Кузнецова Татьяна Владимировна

Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной к школе группе с ОНР 3 уровня по лексической теме "Зима", направлен на развитие грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zima.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового коррекционного занятия

 по развитию грамматического строя речи

для детей подготовительной к школе группе

 (обучающихся по программе для детей

с ОНР 3 уровня речевого развития)

Лексическая тема: «Зима»

        ЦЕЛЬ: систематизация знаний детей о зиме и ее приметах.

        ЗАДАЧИ:

        коррекционно-образовательные: уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима». Совершенствовать грамматический  строй речи;

        коррекционно-развивающие: развивать зрительное внимание и восприятие, мышление, тонкую и общую моторику, координировать речь с движениями;

        коррекционно-воспитательные: продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

        ОБОРУДОВАНИЕ: мяч; контейнер со снежинками, сделанные из бумаги; карточки, разбитые на квадраты; презентация  «ЗИМА»; клубок белых ниток; картинка воробья; конверты с частями снеговика по количеству детей, мольберт и части для большого снеговика; конверты с разрезными сюжетными картинками; ноутбук;

        ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: разучивание пальчиковой гимнастики с элементами самомассажа «Мы во двор пошли гулять».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Направление

Содержание занятия

Оборудование

Создание эмоционально

положительного

фона занятия

Организационный момент (дети встают в круг, дефектолог здоровается с детьми, затем дети и педагог берутся за руки. Дефектолог произносит слова шепотом, дети повторяют их хором вслух).

Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса

1. Игра «Собери картинку» (дефектолог предлагает детям  сеть за столы, раздает им конверты с разрезными сюжетными картинками. Картинки разрезаны на 4-8 частей в зависимости от индивидуальных способностей ребенка).

Дефектолог. Достаньте из конвертов части картинки и соберите их. Подумайте, о чем мы сегодня будет говорить на занятии?

Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня?

конверты с разрезными сюжетными картинками по количеству детей

Образование однокоренных слов

Сообщение темы занятия

Дефектолог. Сегодня на занятии мы продолжим с вами разговор о зиме.

2. Поиграем в игру «Доскажи словечко» 

Дефектолог. Я буду говорить начало предложения, а вам нужно добавлять слова, связанные со словом СНЕГ, а правильно ли вы отгадали или нет, мы увидим на экране.

Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)

На поселки, на лужок все снижается... (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)

Все бегут наперегонки, все хотят играть в ... (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)

Рядом дивная фигурка - это девочка - ... (снегурка)

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)

Дефектолог. Вы правильно назвали слова. Подумайте, от какого слова образованы слова: СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА, СНЕГИРИ, СНЕГОПАД, СНЕЖОК

Дефектолог: Вспомним еще несколько слов, образованных от слова СНЕГ.

Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?

Дети. Подснежники

Дефектолог. Какую бабу слепили из снега?

Дети. Снежную бабу

Дефектолог. Вот как много родственных слов у слова СНЕГ.

использование ИКТ – презентация «ЗИМА»

Совершенствование грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных

3. Упражнение «Дополни слово» с мячом

Дефектолог. Скажите, ребята, а какая она зима. Я называю слово, а вы говорите какая зима.

Дефектолог. Холод, значит зима, какая?

Дети. Зима холодная.

Дефектолог. Мороз, значит зима, какая?

Дети.  Морозная.

Дефектолог. Стужа, значит зима, какая?

Дети. Студеная.

Дефектолог. Лед, значит зима, какая?

Дети. Ледяная.

Дефектолог. Вьюга, значит зима, какая?

Дети. Вьюжная.

Дефектолог. Снег, значит зима, какая?

Дети. Снежная.

мяч

Развитие мелкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными

4. Упражнение «Тучка и снежинки».

Дефектолог. Ладонь- это тучка (над столом).  Каждым пальцем поочередно касаемся стола, при этом считаем: одна снежинка, две снежинки, …, пять снежинок.

(Дети выполняют по очереди)

Развитие мышления – классификация по функциональным признакам

5. Упражнение «Снегопад» 

Дефектолог. А теперь игра «Снегопад» Рассмотрите картинки у себя на карточке и закройте снежинками все картинки, имеющие отношение к зиме  (дети выполняют задание).

Дефектолог. Замечательно! Вы справились и с этим заданием.  Попробуйте придумать предложения по картинкам.

(Дети составляют предложения)

Каждая картинка разделена на девять равных квадратов. В каждом квадрате нарисован предмет. Например: лыжи, велосипед, снегирь, шуба и т.п. – картинки по количеству детей, контейнер со снежинками из плотной бумаги

Развитие мелкой моторики, выполнение самомассажа

6. Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,           

Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять.            

Идут по столу указат. и средн. пальч.

Бабу снежную лепили,                   

«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,          

«Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались,         

Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.                 

Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. 

Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли.               

«Едят ложкой» суп

Развитие зрительного внимания и восприятия

7. Упражнение «Узнай по частям» 

На ноутбуке  изображение  частей снеговика.

Дефектолог. Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части?

Дети. Снеговик.

Дефектолог: Почему вы так думаете?

Дефектолог: Молодцы. Верно.

Совершенствование грамматического строя речи

8. Игра «Снеговик»

Дефектолог: Я буду говорить начало предложения, а вам нужно закончить предложение одним и тем же словом «СНЕГОВИК» в нужной форме.

Дефектолог. Мы решили слепить….

Дети.  СНЕГОВИКА.

Дефектолог. Мы приделали нос-морковку нашему…

Дети.  СНЕГОВИКУ.

Дефектолог. Мы показали друзьям нашего …..

Дети. СНЕГОВИКА.

Дефектолог. Мы играли со …..

Дети. СНЕГОВИКОМ.

Дефектолог. Мы рассказали родителям о …..

Дети. СНЕГОВИКЕ.

Дефектолог: Вы правильно закончили предложения. Молодцы!

Развитие зрительного внимания и восприятия

9. Игра «Слепи снеговика»

Дефектолог. А теперь возьмите по одному конверту  и попробуйте сделать каждый своего снеговика.

(Дети собирают маленьких снеговиков, дефектолог на мольберте выкладывает большого снеговика).

Дефектолог. Посмотрите еще раз на наших снеговиков, они у нас одинаковые или разные? (разные, один снеговик большой, а много  маленьких)

Конверты с частями снеговика по количеству детей, мольберт и части для большого снеговика

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование существительных и прилагательных с уменьшительными суффиксами

10. Упражнение «Большие и маленькие» 

Дефектолог. Я буду говорить, что есть у большого снеговика, а вы будете говорить про эти же части у маленького снеговика, называя их ласково. Например, у большого снеговика КРАСНЫЙ НОС, А У МАЛЕНЬКОГО СНЕГОВИЧКА КРАСНЕНЬКИЙ НОСИК

Дефектолог. У большого снеговика СИНИЕ ГЛАЗА

Дети. У маленького снеговика СИНЕНЬКИЕ ГЛАЗКИ.

Дефектолог. У большого снеговика ЛОХМАТАЯ МЕТЛА.

Дети. У маленького снеговика ЛОХМАТЕНЬКАЯ МЕТЕЛОЧКА

Дефектолог. У большого снеговика КРАСНЫЙ НОС

Дети. У маленького снеговика КРАСНЕНЬКИЙ НОСИК

Дефектолог. У большого снеговика ЗЕЛЕНЫЙ ШАРФ

Дети.  У маленького снеговика ЗЕЛЕНЕНЬКИЙ  ШАРФИК.

Дефектолог: Чудесно! Вы выполнили очень трудное задание.

Развитие общей моторики

11. Координация речи с движением

Физкультминутка.
Дефектолог. Дети все в кружок вставайте,
Физкультминутку начинайте.
(Дети встают в кружок).
«Ура, наконец, пришла зима,

(Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома,

(Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт,

(Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт,

(Имитируют)
Мы катаемся на санках,

 (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги,

(Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах,

(Имитируют)
И играем все в снежки.

(Лепят и бросают снежки)

Употребление предлогов

12. Игра «Веселый воробей»

Дефектолог приглашает детей к мольберту и помещает около снеговика нарисованного воробья.

Дефектолог. Поиграем в игру «Веселый воробей» Сейчас я буду помогать воробью двигаться, а вы рассказывать, что делает воробей. Старайтесь говорить четко и правильно.

(Дети составляют предложения)

картинка воробья, мольберт, большой снеговик

Развитие зрительного внимания, использование имен существительных в косвенных падежах

13. Игра парами «Что измелилось?» 

Дефектолог. Посмотрите на своих снеговичков и запомните их части.

Снеговик без чего? (без метлы и т. п.)

сложенные снеговики из частей

Заключительная часть

Дефектолог. Вот и подходит к концу наше занятие. У меня в руках «волшебный снежок». Мы будем передавать его из рук в руки и каждый из вас скажет, что у него получилось сегодня на занятии лучше всего?

клубок белых ниток


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи детей от 2 до 3 лет(вторая младшая группа)

Беседы по картинкам при рассматривании иллюстраций к сказкам помогут детям быстрее овладеть необходимыми и доступными им грамматическими навыками,расширить активный и пассивный словарный запас,формиро...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Развитие грамматического строя речи дошкольников. Словоизменение.

В материале представлены приёмы работы над развитием и совершенствованием грамматического строя речи(навыки словоизменения) у дошкольников младшей группы(3-4 года)....

Направления коррекционно-педагогической работы со школьниками с ЗПР по развитию грамматического строя речи

В работе представлены основные направления коррекционно-педагогической работы по развитию грамматического строя речи школьников с задержкой психического развитию. Элементы данной работы можно использо...

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....